Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Создание отделения Союза композиторов СССР.




 

После недолгого перерыва деятельность местной композиторской организации возобновилась в 1951 году, который считается официальной датой ее рождения.

Ярко заявил о себе с конца 1950-х годов Виктор Владимирович Ковалев (1919–1993). По окончании музыкальной школы в городе Вольске он поступил в 1937-м в музыкальное училище при Московской консерватории (класс композиции Б.С.Шехтера), которое после демобилизации из Советской Армии закончил в 1950 году (по классу Г.С.Фрида). Образование завершил на музыковедческом отделении Саратовской консерватории в 1957-м и преподавал в Саратовском музыкальном училище, где долгое время руководил теоретическим отделом. Ковалев избирался председателем Саратовской композиторской организации (с 1960), был членом правления Союза композиторов РСФСР. Работал он преимущественно в вокально-хоровых жанрах (кантаты и циклы «Волга — песнь моя!», «Девичьи песни», «Земля моя» и др.); в своем творчестве опирался на песенные истоки, в том числе на волжский фольклор; его музыке присущи лирическая задушевность, романтическая приподнятость. Большим его достижением стало создание балета «Девушка и Смерть» (1961), который шел на сценах Саратовского и Куйбышевского театров оперы и балета, был показан в Москве и удостоен диплома первой степени на Всесоюзном смотре спектаклей (на местной сцене с большим успехом возобновлен в новой редакции в 2007-м).

Как уже приходилось многократно убеждаться, саратовская земля постоянно «поставляла» стране высокоталантливых музыкантов. Из первых послевоенных лет в числе наиболее значительных следует назвать уроженцев Саратова, профессоров Московской консерватории заведующего кафедрой хорового дирижирования Бориса Григорьевича Тевлина и главного дирижера Большого театра Юрия Ивановича Симонова, а также композитора Альфреда Гарриевича Шнитке (1934– 1998).

Шнитке родился и провел детские годы в городе Энгельсе. Его творческое наследие составляют девять симфоний, около полутора десятков инструментальных концертов (в том числе в жанре возрожденного им сoncerto grosso), оперы («Жизнь с идиотом», «Джезуальдо»), балеты («Лабиринты», «Пер Гюнт»), кантатно-ораториальные и камерно-инструментальные композиции, музыка к драматическим спектаклям и фильмам (свыше 60). В ряде сочинений явственно угадываются отголоски впечатлений детства, проведенного на волжских берегах. Его имя носят Саратовская областная филармония и Московский государственный институт музыки. При Саратовской консерватории основан Шнитке-центр.

Разнонаправленность творчества представителей среднего поколения композиторов Саратова характерно преломляется в исканиях выпускников Саратовской консерватории Владимира Григорьевича Королевского (род. 1960), Владимира Станиславовича Мишле (род. 1960), Алексея Вячеславовича Павлючука (род. 1970) и выпускника Новосибирской консерватории Сергея Павловича Полозова (род. 1963). В.Королевский отличается высокой продуктивностью и большим разнообразием разрабатываемых жанров (симфонии, квартеты, сонаты, инструментальные и хоровые сюиты), причем не менее широк и диапазон его образной палитры — от подчеркнутой концепционности до юмора и звукового озорства (с наибольшей очевидностью в музыке к многочисленным театральным спектаклям). А.Павлючук, тяготея к подчеркнуто проблемному образному строю, настойчиво и широко экспериментирует с самыми сложными звуковыми техниками второй половины ХХ века, всё более приближаясь к манере вполне оригинальной, но достаточно коммуникативной, поэтому не случайно ряд его последних работ был выделен на композиторских фестивалях и конкурсах (Фортепианное трио, «Ветер» для голоса и фортепиано, симфоническая картина «Памяти Сергея Беринского» и др.) С.Полозов, не придерживаясь какого-либо определенного из современных музыкальных течений, свободно использует их возможности для воплощения своих художественных замыслов, которые он реализует в основном в камерно-инструментальных и хоровых жанрах, а также в сочинениях для оркестра русских народных инструментов (струнные квартеты, кантата «Песни Стеньки Разина», «Сказ», написанный по мотивам П.Бажова.

Многие члены Саратовской композиторской организации успешно работают в массовых жанрах. Широким признанием пользуются песни народного артиста России Евгения Михайловича Бикташева (род. 1939), почерк которого отличают яркое мелодическое дарование, разнообразие гармонического языка, корректное использование национального фольклора. Среди наиболее популярных образцов — «Спасибо, Волга», «Снега России», «Гюзаль», «Вальс при свечах», «Песня льется над Саратовом», «Вот моя деревня», «Не ревнуй». Среди исполнителей песен Бикташева — Валентина Толкунова, Александра Стрельченко, Маргарита Суворова, Геннадий Белов, Юрий Богатиков, Ренат Ибрагимов, Иосиф Кобзон, Леонид Серебренников, Леонид Сметанников и Нина Калашникова.

С давних пор трудится в песенном жанре заслуженный деятель искусств России Юрий Владимирович Массин (род. 1941), который ведет настойчивый поиск нестандартной интонации, часто вкладывает в песню мощный публицистический заряд, сохраняя при этом ноту задушевности (цикл «Музыка над Волгой» и серия «Сны и были», записанная на компакт-диск Николаем Караченцовым). Игорь Николаевич Дороднов (род. 1958) в своем творчестве инициативно развивает многообразные традиции отечественной массовой песни (среди разноплановых образцов — «Помни их, Россия», «На Байконуре», «Погоны», «Игра», «Снежинки», «Серебряное танго»). Виталий Алексеевич Окороков (род. 1962), напротив, целиком обращен к новейшим видам музыкальной эстрады, активно сотрудничая с лидерами поп-музыки (А.Пугачева, М.Распутина, А.Апина, Ф.Киркоров, группа «На-На» и др.).

Названные композиторы отнюдь не замыкаются в рамках массовых жанров. Так, перу Е.Бикташева принадлежат оперетта «А было это на Волге», вокально-оркестровые сюиты «Сабантуй» и «Поволжье», хоровые произведения, музыка к телефильмам. Ю.Массин проявил себя практически во всех жанрах — от симфонии и балета до струнного квартета и вокального цикла (особенно ощутимы его достижения в жанре кантаты — «Приутешница», «Безымянная высота», «Путешествие вокруг земного шара» и др.).

Суммируя сказанное, необходимо сказать, что в творчестве членов Саратовской композиторской организации представлены все существующие жанры — от музыки для детей и массовой песни до масштабных ораториальных и музыкально-театральных полотен, сложнейших симфонических и камерных партитур, написанных в полном спектре художественных манер (от традиционной до авангардной). И если, к примеру, появляются такие вершинные достижения, как лучшие оркестрово-концертные композиции Арнольда Бренинга, Олега Моралева, Михаила Симанского, Бориса Сосновцева или принадлежащие перу Елены Гохман вокальный циклы «Бессонница» и «Благовещенье», балет «Гойя», оратория «Ave Maria», то это как нельзя более красноречиво говорит о потенциале местных композиторов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных