Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Критерии отграничения статьи 264 УК РФ от смежных составов преступлений




 

Прежде всего, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств следует отграничивать от нарушения правил вождения или эксплуатации машин (ст. 350 УК РФ).

Наибольшую сложность в уяснении предмета преступления представляет понятие «боевые машины», которое законом не раскрывается. По этому вопросу нет руководящих судебных разъяснений. Определение боевых машин как предмета преступления не выработано и юридической наукой.

Специалисты в области уголовного права, рассматривая понятие боевой техники, исходят из ее принадлежности, относя к ней предметы, находящиеся в ведении воинских частей, кораблей, учреждений и предприятий Вооруженных Сил: танки, самоходные боевые установки, артиллерийские установки и др. Военная энциклопедия под боевой техникой понимает специальные гусеничные либо колесные самоходные машины с установленным на них вооружением, как правило, частично или полностью бронированные, предназначенные для ведения боевых действий. К ним, в частности, относятся танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, бронеавтомобили, боевые разведывательно-дозорные машины и др.

Анализ изложенных суждений о понятии боевой техники позволяет обнаружить основные ее черты: прежде всего – это самоходное специальное устройство, другая особенность – это цель ее применения, заключающаяся в обеспечении ведения боевых действий, и, наконец, обязательное наличие предметов вооружения.

К специальным машинам относятся автомобили с установленными (смонтированными) на них вооружением, оборудованием или приспособленные для перевозки определенного груза и имеющие соответствующие ему типы кузовов, а также санитарные автомобили, пассажирские, штабные и другие автобусы. Специальные машины подразделяются на машины управления войсками, управления оружием, боевого обеспечения, специального и технического обеспечения и тылового обслуживания. Специальные машины создаются, как правило, на базе машин, широко распространенных в общем пользовании.

В отличие от боевых и специальных машин транспортные машины предназначены для повседневного хозяйственного, культурно-бытового, медицинского и другого обслуживания воинской части.

Стоит отметить, что особенность военных машин заключается в их принадлежности к частям и подразделениям Министерства обороны и другим воинским формированиям, предназначенности для обеспечения возложенных на эти части и подразделения задач. В связи с этим действия военнослужащих при нарушении правил безопасности движения или эксплуатации личного автотранспорта или транспорта иных (невоенных) организаций надлежит квалифицировать по ст. 264 УК РФ как преступление против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Объективная сторона исследуемого преступления представлена тремя обязательными признаками: нарушением правил вождения или эксплуатации военных машин; наступлением указанных в диспозиции последствий; причинной связью между допущенными нарушениями и наступившими последствиями. Диспозиция ст. 350 УК РФ носит бланкетный характер. Правила вождения могут регулироваться как специализированными ведомственными нормативными актами, так и правилами дорожного движения, т.е. соответствующими обязательными предписаниями, соблюдение которых необходимо для обеспечения безопасного движения военных машин.[50]

Отсутствует состав рассматриваемого преступления при отсутствии факта нарушения правил вождения в случае наступления указанных последствий, например, при неисправности участка дорожного полотна, не обозначенного предупредительными знаками или световым освещением.

Эксплуатация военных машин предполагает реализацию технических, технологических и организационных мероприятий для надлежащего их использования по назначению и решения различных задач (движение машин, техническое обслуживание, транспортировка, хранение).

Чаще всего нарушения правил эксплуатации этих машин происходят во время движения по техническим причинам (неисправности тормозной системы; рулевого управления; сигнальных и аварийных огней; сцепного устройства автопоезда; износа протекторов покрышек колес; протекания бензина) либо в связи с нарушением необходимых условий, обеспечивающих безопасность при движении (не соответствующее требованиям закрепление перевозимого груза; эксплуатация машин в темное время суток при неисправности фар и освещения; во время дождя и снегопада при отсутствии или неисправности дворников лобового стекла; в морозное время при неисправности обогревателя стекла; разные рисунки протекторов покрышек колес; эксплуатация транспортных средств, не прошедших технический осмотр, и др.).

Нередко нарушение правил эксплуатации может иметь место до выхода транспортных средств: заправка машин несоответствующими горюче– смазочными, тормозными и иными эксплуатационными материалами; слабое закрепление агрегатов и узлов автомобиля (двигателя, колес, трансмиссии, кузова, танковых траков, вооружения и др.); некомплект или отсутствие необходимых штатных принадлежностей (огнетушителя, медицинской аптечки, противооткатных башмаков, аварийных знаков и др.).

Нарушение правил эксплуатации возможно во время остановки или стоянки (оставление машины в темное время суток на проезжей части без предупредительных знаков, габаритных, стояночных огней или аварийной сигнализации; стоянка на склоне без постановки на ручной тормоз или без применения противооткатных средств).

К нарушению правил эксплуатации боевых машин необходимо отнести факты допуска к управлению ими лиц, не отвечающих требованиям, предъявляемым к водителям таких машин. К этим фактам можно отнести управление машиной лицом, не имеющим права на управление машиной вообще либо машиной соответствующей категории; управление машиной лицом, заведомо не подготовленным к вождению данного вида машин либо не имеющим достаточного опыта ее вождения; управление лицом, которое по своему физическому или психическому состоянию не способно управлять (болезненное состояние, усталость, алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение, обострение психической болезни).

Вполне обоснованным является отнесение к нарушениям правил эксплуатации дачи начальником или старшим противоречащих им распоряжений, указаний. Данные распоряжения могут касаться как правил вождения (выбор скорости, проведение маневра, проезда перекрестков, железнодорожных путей, пешеходных дорожек), так и правил эксплуатации (перевозка людей на не приспособленных для этого машинах, излишняя загрузка машины, буксировка прицепных устройств, погрузка негабаритных грузов). Кроме того, нарушение правил эксплуатации выражается и в непресечении противоправных действий водителя.

Возможно одновременное нарушение правил вождения и эксплуатации транспортных средств. Так происходит, например, в случаях, когда при обнаружении в процессе движения неисправностей водитель продолжает управлять транспортным средством, что приводит к последствиям, указанным в ст. 350 УК РФ.

Неоказание помощи пострадавшему в результате нарушения правил вождения или эксплуатации военной машины не охватывается составом преступления, предусмотренного ст. 350 УК РФ, и требует квалификации по совокупности со ст. 125 УК РФ. Факт оставления военным водителем места дорожного транспортного происшествия влечет наступление административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.[51]

В качестве общественно опасных последствий закон предусматривает причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 350 УК РФ), смерти человеку (ч. 2 ст. 350), смерти двум или более лицам (ч. 3 ст. 350 УК РФ).

Если в результате нарушения правил вождения или эксплуатации машин наступили последствия, предусмотренные различными частями ст. 350 УК РФ, то, применяя правила квалификации при конкуренции частей, содеянное необходимо квалифицировать по части, предусматривающей более тяжкие последствия, с обязательным указанием всех конструктивных и квалифицирующих признаков деяния.

В качестве основного объекта недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуска их в эксплуатацию с техническими неисправностям выступают нормальное функционирование транспортных средств и безопасность их эксплуатации. Дополнительными объектами являются здоровье (ч. 1), жизнь (ч. 2, 3) человека. Факультативный объект – чужая собственность.

Предмет посягательства образуют: а) транспортные средства; б) пути сообщения – обладающие определенной протяженностью участки местности (включая поверхность вод), предназначенные или используемые для обеспечения движения транспортных средств (рельсы, шпалы, насыпь, взлетно-посадочные и рулежные полосы, проливы, каналы, фарватер и т.п.); в) транспортное оборудование – любые средства и сооружения, предназначенные обеспечить нормальную работу транспорта: средства сигнализации (семафоры, маяки, радиооборудование), средства связи (телефонные, телеграфные, телевизионные передающие и принимающие устройства), стрелки, шлагбаумы и т.п.

Объективная сторона составов преступления выражается в:

а) недоброкачественном ремонте названных предметов либо выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств; б) причинении тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 266 УК) или лишении жизни (ч. 2, 3 ст. 266 УК) человека; в) наличии причинной связи между указанным деянием и наступившим последствием.

Недоброкачественный ремонт – неполное исправление дефектов транспортного средства, транспортного оборудования или путей сообщения.

Выпуск в эксплуатацию – разрешение уполномоченного лица на использование транспортного средства, имеющего неисправности. Основные требования, связанные с выпуском в эксплуатацию транспортных средств в наиболее общем виде представлены в соответствующих законодательных актах и конкретизируются в ведомственных инструкциях (Воздушный кодекс, Правила дорожного движения, Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и т.п.).

Особенности установления причинной связи между недоброкачественным ремонтом или выпуском в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства заключаются в том, что вред (физический, имущественный, организационный, экологический и т.п.) причиняется не фактическим пользователем транспортного средства, а лицом, производящим такой ремонт либо дающим разрешение на его эксплуатацию.[52]

Специфика субъекта преступного посягательства определяется характером объективной стороны. Субъект может быть как общий, так и специальный. Уголовная ответственность физического вменяемого лица, достигшего 16-летнего возраста (общий субъект), может наступать в случаях, когда такое лицо фактически осуществляет ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, в тех случаях, когда приемщик (старший смены, мастер и т.п.) непосредственно сам проверил качество ремонта транспортного средства и положительно его оценил (речь идет только о выпуске транспортного средства в эксплуатацию с техническими неисправностями). Обязательное наличие специального субъекта имеет место при выпуске в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства. Лицами, ответственными за техническое состояние транспортных средств, в частности, являются ответственные по службе лица автопредприятий, аэропорта, дока, железнодорожного депо, а равно владельцы личного транспорта, предоставившие свое технически неисправное транспортное средство третьим лицам. Вместе с тем лица, которым предоставлен служебный транспорт (автомобиль, самолет и т.п.), не несут ответственности за его техническое состояние.

Субъективная сторона составов преступления характеризуется неосторожной формой вины. Речь также может идти о легкомыслии либо небрежности при недоброкачественном ремонте либо выпуске в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства. Умышленный характер таких действий свидетельствует о наличии в деянии виновного иного состава преступления (против жизни, здоровья, собственности).

Квалифицированный состав данного преступления образует последствие в виде причинения смерти по неосторожности одному человеку; особо квалифицированный – в виде причинения смерти по неосторожности двум или более лицам.[53]

Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Основным объектом данного деяния является безопасность функционирования транспорта любого вида. Дополнительный объект – жизнь и здоровье человека, имущественные интересы.

Предметом преступления являются транспортные средства (их понятие рассмотрено выше), пути сообщения, средства сигнализации и связи, другое транспортное оборудование, транспортные коммуникации.

К путям сообщения относятся искусственные сооружения или естественные образования, используемые для передвижения транспортных средств. Применительно к железнодорожному транспорту это железнодорожное полотно (рельсы, шпалы, насыпь). Для воздушного транспорта – взлетно-посадочные полосы, полосы безопасности и т.п. Передвижение водного транспорта осуществляется по водным артериям (реки, озера, моря, каналы, проливы).

Средства сигнализации представляют собой устройства для подачи условной информации (световых или звуковых сигналов, визуальных сигналов). К средствам сигнализации следует отнести, например, светофоры, семафоры, маяки, бакены, шлагбаумы, путевые знаки и др.

Средства связи – технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи (рация, телефон, телеграф, телевизионные устройства и т.д.).

Транспортное оборудование представляет собой любую совокупность устройств, механизмов, предназначенных для обеспечения безопасности движения транспорта.

Понятие транспортных коммуникаций является обобщающим, включающим в себя пути сообщения и все их оборудование.

Объективная сторона состава преступления включает в себя действия, состоящие в разрушении, повреждении, ином приведении в негодность предмета преступления. Обязательным признаком объективной стороны состава преступления является наличие общественно опасных последствий в виде причинения вреда жизни, здоровью человека, имущественным интересам. Между совершенным действием и наступившими последствиями должна наличествовать причинная связь.

Закон предусматривает ответственность (ст. 267 УК РФ) за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации и связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (ч. 1 ст. 267 УК РФ), смерть человека (ч. 2 ст. 267 УК РФ), смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 267 УК РФ).

Состав преступления материальный. Деяние окончено с момента наступления общественно опасных последствий.

Под разрушением транспортного оборудования понимается полный распад технического устройства, в силу чего оно теряет способность функционировать по своему предназначению и не подлежит восстановлению (либо восстановление экономически неоправданно).

Повреждение – частичное изменение в структуре и форме технического устройства, в силу которого оно полностью или частично теряет свои функциональные способности, но может быть восстановлено.

Иной способ приведения технического устройства в негодность – это действия, не повлекшие разрушения или повреждения, но тем не менее ведущие к выводу устройства из эксплуатации (обесточивание, затопление и др.).[54]

Блокирование транспортных коммуникаций означает создание препятствий на маршруте движения транспортного средства. В качестве препятствия могут использоваться различные предметы (машины, камни, стволы деревьев, строительный мусор и т.д.), живые люди, приводимые насильно либо участвующие в блокировании дорог добровольно, животные и т.д. Препятствие может заключаться также в отключении электроэнергии, затоплении дороги и т.д.

Применительно к рассматриваемой статье закон не определяет понятие крупного ущерба. Данное понятие оценочное. При установлении этого признака принимаются во внимание такие факторы, как степень повреждения транспортных средств или путей, дорожных сооружений, груза, их стоимость, степень загрязнения окружающей среды и т.д.

При приведении в негодность транспортных средств или путей сообщения в результате хищения, например, деталей транспорта, оборудования путей сообщения, деяние следует квалифицировать по совокупности преступлений по ст. 267 УК РФ и нормам, устанавливающим ответственность за преступления против собственности.[55]

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. Преступление может быть совершено как по небрежности, так и по легкомыслию.

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста.

В качестве основного объекта нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта выступает безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, водного, автомототранспорта, а равно городского электротранспорта. Дополнительные объекты – здоровье (ч. 1 ст. 268 УК), жизнь (ч. 2, 3 ст. 268 УК) человека. Факультативный объект – чужая собственность.

Объективную сторону составов преступления характеризуют: а) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств; б) наступление последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека, смерти одного или нескольких лиц; в) причинная связь между такого рода нарушением и наступившими последствиями.

Особенности объективной стороны обусловлены спецификой участников движения (пассажир, пешеход или другой участник движения, кроме лиц, указанных в ст. 263 и 264 УК).

Определить исчерпывающий перечень правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, соблюдение которых является обязанностью названных лиц, не представляется возможным. Такие правила устанавливаются для каждого вида транспорта отдельно, и они весьма разнообразны. Соответственно разнообразны и их нарушения. К ним, в частности, относятся: на железнодорожном транспорте – самовольная без надобности остановка поезда, самовольное открывание шлагбаума, пересечение железнодорожного переезда при закрытом шлагбауме либо сигнале, свидетельствующем о приближении поезда, отдых или игра на железнодорожных путях либо вблизи них, нахождение на краю платформы при наличии движущегося поезда, выход из вагонов до полной остановки локомотива и т.п.; на воздушном транспорте – самовольное без сопровождения дежурного перемещение по летному полю, прогон скота по неогражденному летному полю, курение в самолете, когда это прямо запрещено, выход из воздушного судна при отсутствии трапа и т.п.; на водном транспорте – нарушение правил посадки и высадки пассажиров на судно, купание в акватории порта либо вблизи причалов, производство водолазных работ без надлежащего разрешения, выбрасывание за борт предметов и т.п.; на автомототранспорте – движение пешехода по проезжей части, пересечение проезжей части дороги вне пешеходных переходов (подземных или наземных) либо на регулируемых перекрестках – на красный или желтый сигнал светофора либо запрещающий жест регулировщика, иное поведение пешеходов, пассажиров, велосипедистов, водителей гужевых повозок (саней) и т.п., создающее помехи для других участников движения; на городском электротранспорте – выход из транспорта до полной его остановки, самовольное открывание дверей движущегося транспортного средства, перевозка предметов, выступающих за габариты транспортного средства, перемещение «волоком» вещей на эскалаторных лестницах и т.п.[56]

Значение подобного рода нарушений заключается в том, что они создают помехи для нормального (безопасного) движения или эксплуатации транспортных средств.

Составы преступления по конструкции являются материальными, т.е. момент их окончания связан с наступлением материальных последствий – тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 268 УК), смертью одного (ч. 2 ст. 268 УК) или нескольких (ч. 3 ст. 268 УК) лиц.

Кроме того, необходимо установить причинную связь между искусственной помехой, созданной лицом, не управляющим транспортным средством, и наступившими последствиями. Если причиной последствий является нарушение правил лицом, управляющим (участвующим в управлении) транспортным средством, налицо состав преступления, предусмотренный ст. 263 или 264 УК.[57]

Субъект преступного посягательства специальный – пассажир, пешеход или другие участники движения.

Пассажир – лицо, находящееся на транспортном средстве, не участвующее в управлении его движением.

Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

К другим участникам движения относятся: водители велосипеда, мопеда, гужевых повозок (саней), погонщики верховых и вьючных животных и скота. Особенности последних как субъектов преступления состоят в том, что их действия должны выступать причиной нарушения безопасности движения, повлекшего дорожно-транспортное происшествие с механическим транспортным средством. Причинение при этом вреда пешеходу, пассажиру, собственности, нарушение соответствующих правил влечет за собой ответственность за преступления против личности либо собственности.

К участникам дорожного движения не относятся регулировщики дорожного движения – сотрудники полиции, военной инспекции, работники дорожно-эксплуатационной службы, дежурные на железнодорожном переезде, паромной переправе, дружинники, внештатные сотрудники полиции, имеющие соответствующие удостоверение и экипировку (форменную одежду или отличительный знак – нарукавную повязку, жезл, диск с красным сигналом либо световозвращателем, красный фонарь или флажок). Кроме того, в законе прямо определяется, что лица, указанные в ст. 263 и 264 УК, не могут являться субъектами статьи 268 УК.

Субъективная сторона составов преступления характеризуется неосторожной формой вины. Здесь возможны как преступное легкомыслие, так и небрежность.

Квалифицированный состав преступления образует последствие в виде причинения смерти по неосторожности одному человеку (ч. 2 ст. 268 УК); особо квалифицированный состав – в виде причинения смерти по неосторожности двум или более лицам (ч. 3 ст. 268 УК).

Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 268 УК, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 2 и 3 ст. 268 УК – средней тяжести.

В примечании к ст. 264 УК РФ дается также понятие лица, находящегося в состоянии опьянения: «Для целей настоящей статьи и статьи 264.1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации». К сожалению, законодатель вышел за пределы собственно определяемого понятия, приравняв отказ от освидетельствования к состоянию опьянения. Эти деяния не тождественны, и если необходимо было криминализировать отказ от освидетельствования (целесообразность такого шага вызывает сомнение), то это следовало прямо и указать в уголовном законе. Иначе получается, что состояние опьянения презюмируется. В таком случае надо признать, что указанным обстоятельством ставится под сомнение действие одного из конституционных принципов – презумпция невиновности.[58]

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных