Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Оценка человеческого фактора в развитии общественного производства




Первоисточниками всего хорошего, так же как и плохого, в конечном счете оказываются прежде всего сами люди, и в итоге в условиях либе­ральной рыночной экономики мы становимся творцами своего собствен­ного развития или неразвития. Любое человеческое достижение, по оцен­ке организатора Римского клуба А. Печчеи, может быть только таким, каким способны сделать его сами люди, применив все свои многогран­ные скрытые возможности, все свои духовные силы, свой ум, знания, изоб-


ретательность, мастерство, дар взаимопонимания и любви к ближнему, всю свою способность чувствовать прекрасное, ощущать поэзию жизни, все свои артистические и эстетические наклонности. Любые новые дос­тижения человечества, и прежде всего - экономический рост, повышение материального уровня и качества жизни, основываются на совершенство­вании человеческих качеств (29;223-224).

Причины кризисных явлений в отечественной экономике конца 80-х годов (теперь это очевидно) связаны как раз с "человеческим фактором", с дефицитом общей и экономической культуры. В тот период академик Л.И. Абалкин высказал мнение, что "культурный слой" общественной жизни "был развеян ветрами преобразований" (Цит. по газ. "Комсомольс­кая правда", 8 февр.1989 г.). Мы слишком долго боролись с интеллигент­ностью "во всех социальных сферах- от земледельцев до профессуры", с выше средними способностями и умениями, с "нездоровыми инстинкта­ми, на которых извечно держалась жизнь. Мы слишком упорно двигались вспять, чтобы за считанные годы "вскочить" вто качество жизни, кото­рого высокоразвитые соседи наши добивались десятилетиями, а то и столе­тиями... Разрыв в воспитании, культуре-какразрыв в эпохах. Физическим ускорением эту пропасть не одолеешь. Нужны миллионы совсем других ра­ботников".

Отчужденность личности от средств производства и от результатов общественного труда в условиях командно-административной системы вызывала такую структуру социально-культурных черт, как низкое ка­чество трудовой деятельности в самом широком смысле, начиная от ка­чества производимой продукции и кончая бесхозяйственностью, безы­нициативностью, нарушениями дисциплины, отсутствием установки на максимальную самореализацию в труде и мотивации высокопроизводи­тельного труда.

По подсчетам социологов, проанализировавших текст Политическо­го доклада ЦК КПСС на XXVII съезде в 1985 г., из общего числа упомяну­тых в докладе морально-правовых качеств в положительном контексте названы 13%, в негативном - 87%. Из общего количества упомянутых в докладе профессионально-должностных качеств работников позитивный смысл несли 36%, негативный - 64%. Среди последних такие качества, как ответственность, самостоятельность, правосознание, стиль руковод­ства имели 100-процентное негативное упоминание. Далее соответственно в позитивных и негативных значениях назывались следующие професси­онально-должностные качества трудящихся как субъектов советской экономики:

трудовая мораль - 7/93,

новаторство в сфере НТП - 15/85,

дисциплинированность -25/75,

требовательность -29/71,

новаторство в сфере производственных отношений - 36/64,


заинтересованность в труде и его результатах - 50/50,

профессиональная компетентность - 50/50.

Среди распространенных суждений о кулътуреио сей день существу­ет мнение о разделении потребностей в хлебе насущном и пище духов­ной, о том, что культура живет в изолированном пространстве, не имею­щем ничего общего с трудовыми буднями (33;9). Более того, нет, мол, никаких экономических оснований считать учреждения культуры хо­зяйственными предприятиями по причине отсутствия в этих субъектах хозяйствования экономической природы (44;16).

Необходимо исходить из того, что составной частью нашей жизни и культуры является труд; в свою очередь он имеет свою собственную куль­туру и подчиняется ее законам. В качестве главных составляющих эконо­мической культуры отметим стремление к свободе и труду как природные потребности человека (30;15).

Процесс изменения старых и становления новых ценностей экономи­ческой культуры непрерывен. Даже в последнее десятилетие в сфере эко­номической активности отмечено характерное движение от одних цен­ностей к другим (34;13-14):

дисциплина /самоопределение,

послушание / участие,

иерархия / коллективизм,

карьера / раскрытие личности,

достаточность / творчество,

власть / способность идти на компромиссы,

централизация / децентрализация.

Исследователи современного общества подчеркивают серьезные из­менения в объеме и структуре потребностей человека за счет потребле­ния невещных благ, и прежде всего, услуг социально-культурной сферы. Культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого граж­данина независимо от национальности и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жи­тельства, имущественного положения, образования, профессии или дру­гих обстоятельств. Именно в области культуры осуществляются такие права человека, как право на творчество, право на личную культурную самобытность, право на приобщение к культурным ценностям, право на гуманитарное и художественное образование и, наконец, право создавать организации, учреждения и предприятия для осуществления всех направ­лений социально-культурной деятельности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных