Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация внутреннего контроля




Ключевыми моментами в определении внутреннего контроля являются контроль эффективности, достижения запланированных операционных и финансовых показателей, ведения учета и составления отчетности, а также соблюдения законодательства экономическим субъектом. Представим организационно-методические особенности данных этапов и направлений контроля.

В общем виде организацию внутреннего контроля исходя из его определения можно представить следующим образом (рис. 1).

Рисунок 1. Внутренний контроль эффективности деятельности, достижения операционных и финансовых показателей

В первую очередь при проведении внутреннего контроля необходимо определить его объекты – показатели эффекта (результата) и эффективности (результативности).

Эффект – это результат деятельности экономического субъекта, формирующийся в абсолютном выражении (выручка, прибыль, маржинальный доход и т.д.), эффективность – относительный показатель деятельности (рентабельность, фондоотдача, оборачиваемость, производительность труда и т.д.). Кроме выбора самих показателей внутреннего контроля, необходимо определиться с методикой их расчета.

Так, при расчете показателей эффективности использования тех или иных ресурсов должны использоваться различные виды продукции:

  • при расчете фондоотдачи, фондоемкости – товарная продукция;
  • при расчете количества оборотов оборотных средств – реализуемая продукция;
  • при расчете выработки – валовая продукция.

Ввиду этих особенностей рассчитанные на основе выручки от реализации показатели эффективности использования основных, оборотных фондов итрудовых ресурсов являются не совсем корректными и далекими от реальной оценки.

4 вопрос Анализ и оценка постановки внутреннего контроля

Анализ постановки внутреннего контроля в банке, оценка его действенности и эффективности осуществляются в ходе аудиторских проверок. Это позволяет аудиторам определить степень достоверности учетных материалов, установить характер, масштабы и периодичность различных проверок, которым подвергались бухгалтерские документы. На основе анализа и оценки деятельность службы внутреннего контроля аудиторы разрабатывают рекомендации по его совершенствованию.

Анализ постановки внутреннего контроля проводится аудиторами по следующим основным направлениям:

Объект анализа и оценки в ходе аудиторских проверок - последующий и текущий внутренний контроль;

Анализ и оценка квалификационного потенциала и профессионализма службы внутреннего контроля;

Наличие планов работы и проверок службы внутреннего контроля, оценка их качества с позиции охвата всех выполняемых банком операций, периодичности совершения;

Наличие рабочих программ последующих проверок, оценка их качества с позиции глубины и актуальности содержания основных вопросов программы;

Анализ актов и других документов выполненных проверок, оценка качества выполняемых проверок;

Порядок рассмотрения результатов проведенных проверок руководством банка;

Оценка качества принятых мер руководством банка по результатам проверок.

Положительные оценки аудиторами указанных направлений в деятельности службы внутреннего контроля позволяют положительно оценить организацию последующего контроля в банке.

Акты проверок в основном носят технический характер; выявленные в ходе проверок ошибки и отклонения от нормативных требований ЦБ РФ касаются, как правило, правил выполнения тех или иных операций. Акты не всегда доводятся до руководства, а принимаемые по ним меры носят формальный характер.

В процессе аудиторской проверки также анализируется состояние постановки текущего контроля в банке. Опыт показывает, что текущий контроль в банке проводится персоналом в процессе выполнения банковских операций и стоит на более высоком уровне, чем последующий контроль. Это связано с необходимостью строгого следования нормативным документам Банка России, а также внутрибанковским правилам кредитной и учетной политики.

Анализ и оценка текущего контроля проводятся аудиторами по следующим направлениям:

Осуществление банковских операций в соответствии с общими и конкретными указаниями руководства банка;

Регистрация операций надлежащим образом, что позволяет подготовить финансовую и бухгалтерскую отчетность в соответствии с действующими принципами бухгалтерского учета, а также иметь достоверную и реальную картину состояния активов банка;

Наличие у лиц, имеющих доступ к активам, необходимых полномочий руководства;

Наличие расхождений между бухгалтерскими документами и реальными активами.

Кроме того при оценке постановки финансового и административного контроля аудиторы проверяют соблюдение следующих организационных принципов: наличие четкого разделения обязанностей, разграничения подчинения и ответственности, наличие кредитной, учетной политики и других официально принятых курсов.

Аудиторы также оценивают качество методического обеспечения текущего контроля в банке, а именно: применяемые методики в ходе бухгалтерского оформления документов, надлежащее ведение документации и учета, степень соблюдения нормативных требований ЦБ РФ и внутренних инструкций банка, наличие системы выявления ошибок и разработанных систем их устранения, эффективность банковского контроля за состоянием активов и совершением бухгалтерских записей по счетам, наличие компетентного, надежного персонала, по возможности непосредственно заинтересованного в делах банка. Аудиторские проверки позволяют дать независимую оценку системы внутреннего контроля.

Аудиторы доводят до сведения руководства результаты анализа и независимую оценку постановки внутреннего контроля, сообщают об уязвимых местах, выявленных ими в ходе проверок и касающихся организации контроля в данном банке. Под уязвимыми местами понимаются обнаруженные аудиторами недостатки, которые свидетельствуют о значительных слабостях в организации и функционировании всей структуры внутреннего контроля. Перед аудиторами не ставится специальная задача поиска таких уязвимых мест, но их наличие может помешать достоверному и реальному отражению в бухгалтерской и финансовой отчетности проводимых банком операций.

 

Семинарское занятие №»28

1 вопрос Цели и задачи внутреннего контроля банка

Система внутреннего контроля создается банком в следующих целях:

1) Обеспечение соблюдения всеми сотрудниками банка при выполнении своих служебных обязанностей требований федерального законодательства и нормативных актов, включая постановления Правительства РФ, указания ЦБ РФ, иные регулятивные требования, а также стандартов деятельности и норм профессиональной этики, внутренних документов, определяющих политику и регулирующих деятельность банка.

2) Обеспечение контроля за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков банковской деятельности.

3) Разрешение конфликтов интересов, возникающих в процессе деятельности банка.

Исходя из указанных выше целей основные задачи внутреннего контроля состоят в том, чтобы обеспечить:

1) Выполнение банком требований федерального законодательства и нормативных актов ЦБ РФ.

2) Определение в документах и соблюдение установленных процедур и полномочий при принятии любых решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и клиентов. 3) Принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка.

4) Выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности.

5) Сохранность активов (имущества) банка.

6) Адекватное отражение операций банка в учёте.

7) Надлежащее состояние отчетности, позволяющее получать адекватную информацию о деятельности банка и связанных с ней рисках.

8) Эффективное функционирование внутреннего аудита банка.

9) Эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, органами государственного регулирования и надзора по вопросам пруденциальной деятельности, достоверности учета и отчетности, организации внутреннего контроля, предупреждения и устранения нарушений сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности.

2 вопрос Служба внутреннего контроля в банках

Мониторинг системы внутреннего контроля осуществляется руководством банка и служащими различных подразделений, включая подразделения, осуществляющие банковские операции и другие сделки, и их отражение в бухгалтерском учете и отчетности, а также службой внутреннего аудита и службой внутреннего контроля.

Система внутреннего контроля банка – совокупность системы органов и направлений внутреннего контроля, охватывающих вопросы организации деятельности подразделений банка, распределения полномочий и соблюдения ограничений, обеспечивающая соблюдение порядка осуществления и достижения целей, установленных законодательством РФ, учредительными и внутренними нормативными и организационно-распорядительными документами банка. Система внутреннего контроля также включает в себя мониторинг внутреннего контроля, процедуры внутреннего контроля, осуществляемые субъектами внутреннего контроля в соответствии с их компетенцией

На постоянной основе осуществляется контроль соблюдения служащими банка своих должностных обязанностей, устанавливается текущий контроль за уровнем их квалификации, исключением совершения сделок в своих интересах.

Мониторинг внутреннего контроля банка это осуществляемое на постоянной основе наблюдение за организацией и осуществлением внутреннего контроля с целью оценки соответствия (адекватности) его состояния установленным требованиям, выявления причин несоответствий и принятия мер по совершенствованию внутреннего контроля.

Мониторинг системы внутреннего контроля банка предусматривает:

  • реализацию процедур контроля на всех уровнях управления;
  • осуществление периодических проверок обеспечения соответствия операций установленным политикам и процедурам;
  • встроенность процессов по обеспечению текущего мониторинга в каждую операцию банка с целью обеспечения выявления нарушений до того, как они смогут породить крупные проблемы для банка;
  • проведение на постоянной основе мониторинга наиболее рискованных для банка операций;
  • проведение анализа влияния на операции банка каждого вида риска по отдельности и всеобъемлющая оценка риска с учетом существующих методов и мер контроля в банке;
  • своевременное доведение информации о выявленных недостатках до руководства банка.

Мониторинг системы внутреннего контроля является компонентом системы внутреннего контроля и заключается:

  • в наблюдении за функционированием системы внутреннего контроля в целях оценки степени ее соответствия задачам деятельности банка;
  • в выявлении недостатков, разработке предложений и осуществлении контроля реализации решений по совершенствованию системы внутреннего контроля банка.

Наблюдение за функционированием системы внутреннего контроля предусматривает:

  • реализацию процедур контроля на всех уровнях управления;
  • осуществление периодических проверок обеспечения соответствия операций установленным политикам и процедурам;
  • встроенность мероприятий контроля в ежедневные операции;
  • проведение анализа влияния на операции банка каждого вида риска по отдельности и всеобъемлющую оценку риска с учетом существующих методов и мер контроля;
  • своевременное доведение информации о выявленных недостатках до руководителей банка.

Мониторинг может быть признан эффективным в том случае, если выявление и устранение недостатков системы внутреннего контроля реализуются до наступления последствий, которые негативно влияют на обеспечение:

  • эффективности и результативности проведения банковских операций и других сделок;
  • достоверности, полноты, объективности и своевременности представления отчетности;
  • соблюдения нормативно-правовых актов.

Своевременность выявления неэффективности внутреннего контроля обеспечивается следующим образом:

  • недостатки внутреннего контроля доводятся одновременно до сведения сотрудников банка, ответственных за осуществление банковских операций и других сделок, в которых выявлены недостатки, и руководителей таких сотрудников;
  • существенные недостатки доводятся до сведения органов управления;
  • недостатки устраняются вовремя и в полной мере.
  • Целью мониторинга является оценка эффективности функционирования следующих компонентов системы внутреннего контроля:
  • контроля со стороны органов управления за организацией деятельности банка;
  • контроля за функционированием системы управления банковскими рисками и оценки банковских рисков;
  • контроля за распределением полномочий при совершении банковских операций и других сделок;
  • контроля за управлением информационными потоками и обеспечением информационной безопасности;
  • наблюдения, осуществляемого на постоянной основе, за функционированием системы внутреннего контроля в целях оценки степени ее соответствия задачам деятельности банка, выявления недостатков, разработки предложений и осуществления контроля за реализацией решений по совершенствованию системы внутреннего контроля банка.

3 вопрос Организация внутреннего контроля за рисками банковской деятельности

1.1. Под рисками банковской деятельности здесь и далее понимается возможность утери ликвидности и (или) финансовых потерь (убытков), связанная с внутренними и внешними факторами, влияющими на деятельность банка.

1.2. Внутренний контроль в кредитных организациях должен быть направлен на ограничение рисков, принимаемых кредитными организациями, и на обеспечение порядка проведения операций и сделок, который способствует достижению установленных банком целевых ориентиров деятельности, при соблюдении требований законодательства, нормативных актов Банка России, стандартов профессиональной деятельности и правил деловых обычаев.

1.3. Внутренний контроль рекомендуется осуществлять по линии административного и финансового контроля. Административный и финансовый контроль осуществляется в предварительном, текущем и последующем порядке.

1.4. Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций только уполномоченными на то лицами и в строгом соответствии с определенными банком полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций.

1.5. Финансовый контроль состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятой и закрепленной документами политикой банка применительно к разным видам финансовых услуг, и их адекватного отражения в учете и отчетности.

1.6. Административный и финансовый контроль должны с достаточной степенью надежности удостоверить как минимум следующее:

- доступ сотрудников банка к имуществу банка, к осуществлению операций по счетам клиентов и кредиторов допускается только в строгом соответствии с надлежащим образом удостоверенными полномочиями сотрудников;

- операции отражаются в учете в соответствии с установленными Банком России требованиями, реально отражают состояние активов и пассивов банка и обеспечивают составление установленных форм отчетности;

- данные учета активов и пассивов банка надлежащим образом подтверждаются как с точки зрения их охвата, так и с позиций периодичности проверок соответствия, и при наличии отклонений предпринимаются необходимые действия, направленные на ликвидацию расхождений.

1.7. Система внутреннего контроля за основными видами рисков банковской деятельности организуется на трех основных уровнях: индивидуальном (уровень сотрудника), микро- и макроуровне <*>.

<*> Перечень и определения рисков приводятся в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору "Основополагающие принципы эффективности банковского надзора" (Core Principles for Effective Banking Supervision, 1997, april).

1.7.1. Риски, вызываемые последствиями неправомерных или некомпетентных решений отдельных работников. Эти риски возникают в условиях превышения исполнительными лицами банка установленных полномочий по принятию решений (по составу и объему операций), несоблюдения сотрудниками банка установленных процедур проведения операций, а также нарушения правил и этических норм, установленных на организованных рынках финансовых инструментов (ценных бумаг, иных фондовых ценностей, иностранной валюты, драгоценных металлов).

Данные риски включают:

- хищение ценностей;

- проведение сделок и операций, наносящих банку ущерб, сокрытие результатов таких операций;

- вовлечение банка в коммерческие взаимоотношения с теневой или криминальной экономикой.

Основной объект системы внутреннего контроля на этом уровне - отдельный работник, его мотивация и компетентность при принятии решений.

1.7.1.1. Предварительный контроль

Система внутреннего контроля должна начинаться с контроля за подбором и расстановкой кадров. При этом необходимо исключить возможность принятия решений, затрагивающих финансовое состояние кредитной организации, лиц с сомнительной деловой и общественной репутацией, недостаточно компетентных для принятия соответствующих решений. Для достижения этой цели службы работы с персоналом и обеспечения безопасности должны иметь четкие критерии квалификационных (образование, стаж) и личностных характеристик сотрудников применительно к содержанию работы и объему ответственности. Служба внутреннего контроля осуществляет контроль за соблюдением установленных критериев, а по определенному кругу работников, которые в силу служебного положения принимают решения от имени всего банка, согласовывает назначение на должность.

Служба внутреннего контроля проверяет:

- содержание заключенного с работником трудового соглашения (контракта);

- наличие документа (служебной инструкции), строго регламентирующего должностные обязанности сотрудника до того, как он непосредственно приступил к исполнению служебных обязанностей.

1.7.1.2. Текущий контроль

В процессе исполнения работником возложенных на него обязанностей службой внутреннего контроля контролируется:

- эффективность и работоспособность систем, контролирующих соблюдение работником установленных правил совершения банковских операций и иных операций, осуществляемых банком на уровне банка и соответствующего структурного подразделения. Под эффективностью и работоспособностью систем контроля понимается наличие процедур и механизмов, исключающих выход работника за пределы установленного ему объема и состава банковских операций, соответствие условий осуществляемых работником сделок и операций общей политике привлечения или размещения ресурсов банка;

- соблюдение сотрудником установленных служебных обязанностей.

Объектом внутреннего контроля в обязательном порядке является:

- соблюдение индивидуальных лимитов открытых позиций дилеров и брокеров;

- объемы выдаваемых и привлекаемых одним лицом ресурсов;

- установление объема операций и сделок, выше которого решения о проведении сделки или операции принимаются вышестоящим руководителем или постоянно действующим коллегиальным органом (кредитным комитетом, правлением и т.п.).

1.7.1.3. Последующий контроль

Служба внутреннего контроля:

- контролирует корректность ведения работником первичной документации;

- проведение в полном объеме установленных в банке процедур сверки, согласования и визирования;

- процедуру формирования на базе документов балансовых данных.

Проверка производится с точки зрения полноты, своевременности и правильности отражения в балансе банка и иных формах отчетности (внутренних и установленных Банком России) его операций.

Объектом системы внутреннего контроля является также регулярность рассмотрения результатов проведенных работником операций вышестоящим руководителем (по особо крупным сделкам или операциям - совместно со службой внутреннего контроля). При этом контролируется соблюдение работником не только установленных объемов и условий сделок, но и ограничение круга партнеров, с которыми работник заключает сделки, юридическими и физическими лицами с добросовестной деловой репутацией.

Служба внутреннего контроля осуществляет контроль за эффективностью применения процедур защиты конфиденциальной банковской информации, за доступом работников к имеющейся в банке информации в зависимости от их компетенции, установленной и внутренними регламентирующими документами <*>.

<*> На этом уровне работы дублирование службой ВК службы безопасности банка минимизируется возложением на службу ВК методологических задач, а также обязанностей проверки эффективности реализации специфических контрольных функций (пропускной и внутриобъектовый режимы) службы безопасности банка.

1.7.2. Риски ликвидности и снижения капитала, формируемые решениями управленческого аппарата, включают:

Кредитный риск

Кредитная деятельность требует определенных суждений относительно кредитоспособности заемщика. Эти суждения не всегда точны и корректны, а кредитоспособность заемщика может по целому ряду причин с течением времени ухудшиться. Основной риск, с которым банк сталкивается в своей деятельности, - это кредитный риск, состоящий в неспособности либо нежелании партнера действовать в соответствии с условиями договора. Этот риск имеет отношение не только к кредитованию, но и к другим операциям, которые находят свое отражение в балансе банка или на внебалансовом учете (вложения в ценные бумаги, гарантии, акцепты и др.).

Предоставление крупных кредитов одному заемщику или группе связанных заемщиков - один из наиболее распространенных примеров кредитного риска; в данном случае речь идет о концентрации кредитных рисков. Значительная концентрация возможна и в связи с кредитованием определенных отраслей и секторов экономики либо при кредитовании отдельных регионов страны; возможна также группировка кредитов по другим характеристикам, из-за которых банк подвергается дополнительным рискам (например, при кредитовании коммерческих операций, осуществляемых с большой долей заемных средств).

Наряду с предоставлением крупных кредитов, повышенные риски возникают при предоставлении связанных кредитов. Связанные кредиты - это предоставление кредитов физическим или юридическим лицам, связанным с банком через участие в капитале либо имеющим способность осуществлять прямой либо косвенный контроль банка. При отсутствии должного внимания к предоставлению таких кредитов могут возникнуть серьезные проблемы, вызванные необъективностью суждений о кредитоспособности заемщиков. В этих обстоятельствах "связанность" может привести к льготному кредитованию и, следовательно, к увеличению риска потерь по данному кредиту.

Страновой риск и риск неперевода средств

Международные кредиты, кроме стандартного кредитного риска, несут в себе страновой риск. Этот риск связан с экономическими, социальными или политическими условиями страны заемщика.

Страновые риски наиболее очевидны при кредитовании зарубежных правительств и их ведомств, поскольку возврат таких кредитов обычно ничем не обеспечен. Одним из компонентов странового риска является так называемый "риск неперевода средств", когда обязательства заемщика выражены не в его национальной валюте. Валюта обязательства может быть недоступна заемщику независимо от его финансового состояния.

Рыночный риск

Банки несут риск потерь по балансовым и внебалансовым статьям в связи с движением рыночных цен. В соответствии с общепринятыми правилами бухгалтерского учета, такие риски обычно обнаруживаются при осуществлении банком операций на рынке, независимо от того, идет ли речь о долговых инструментах или об акциях самого банка, о валютных операциях или позициях, открытых по другим инструментам. Специфическим элементом рыночного риска является валютный риск: банки выступают агентами рынка, устанавливая курс для своих клиентов или поддерживая открытые валютные позиции.

Рыночные риски резко возрастают в период потрясений на соответствующих рынках.

Процентный риск

Процентный риск связан с влиянием на финансовое состояние банка неблагоприятного изменения процентных ставок. Этот риск находит свое отражение как в получаемых банком доходах, так и в стоимости его активов, обязательств и внебалансовых статей. Процентный риск проявляется как по чисто банковским операциям, так и по операциям на финансовых рынках. При этом процентный риск включает:

а) риск переоценки, возникающий из-за разрыва в срочности активов и пассивов (при фиксированных ставках), а также из-за несимметричной переоценки при разных видах применяемой ставки (плавающей либо фиксированной) по активам банка, с одной стороны, и обязательствам, с другой;

б) риск, связанный с неверным прогнозом кривой доходности (ее наклона и формы);

в) базисный риск, связанный с несовершенной корреляцией при корректировке получаемых и уплачиваемых процентов, по ряду инструментов, которые при прочих равных условиях имеют сходные ценовые характеристики;

г) опционный риск, связанный с тем, что многие активы, обязательства и внебалансовые статьи прямо или косвенно включают возможность выбора одного из нескольких вариантов завершения операции.

Риск потери ликвидности

Связан с возможным невыполнением банком своих обязательств или необеспечением требуемого роста активов. Когда у банка недостаточна ликвидность, у него часто возникают трудности с покрытием дефицита путем увеличения обязательств либо путем быстрой реализации без значительных потерь и по приемлемой цене части своих активов. В результате затрагивается доходность банка. В крайних вариантах недостаток ликвидности приводит к неплатежеспособности банка.

Операционный риск

Важнейшие виды операционных рисков связаны с нарушениями процесса ВК и управления банком. Эти нарушения могут привести к финансовым потерям, когда допускаются ошибки, либо случаи мошенничества, либо неспособности своевременно учесть изменившиеся под влиянием рыночных тенденций интересы банка, либо такого влияния на интересы банка, когда они ставятся под угрозу иным образом, например, когда дилеры, кредитные или другие работники превышают свои полномочия или исполняют свои обязанности с нарушением принятых стандартов деятельности, этических норм либо разумных пределов риска.

Другие аспекты операционного риска включают существенные сбои в операционной системе, например, в случае пожара или стихийных бедствий.

Служба ВК должна уделять особое внимание системам осуществления платежей и электронной обработки данных. При этом цель контроля - обеспечение безопасности этих операций, уменьшение риска убытков из-за системных ошибок, потери важных данных, злоупотреблений. Важно, как и кем управляются электронные системы обработки данных, - в этом отношении жизненно важное значение для банка имеет квалификация и надежность программистов и технического персонала, а также наличие резервных мощностей (электропитание, компьютерные мощности и т.п.) на случай непредвиденного выхода систем из строя.

Правовой риск

Банки подвержены множеству правовых рисков. Они включают риск обесценения активов или увеличения обязательств по причине неадекватных или некорректных юридических советов либо неверно составленной документации вследствие как добросовестного заблуждения, так и злонамеренных действий. Кроме того, существующие законы не всегда позволяют урегулировать проблемы, с которыми сталкивается банк.

Судебное разбирательство, в котором участвует банк, может повлечь определенные издержки, а судебное решение - отрицательные имущественные последствия как для данного банка, так и для других банков. Законы, затрагивающие интересы банков и их клиентов, могут измениться. Банки особенно восприимчивы к правовым рискам, когда они приступают к проведению новых операций; при этом юридические права партнера по операциям, как правило, не вполне определены.

Риск потери репутации банка

Риски потери репутации банка возникают из операционных сбоев, неспособности действовать в соответствии с определенными законами и инструкциями либо другими источниками права, а также при подозрении в связях с криминальными структурами или в легализации доходов, полученных преступным путем. Угроза потери репутации особенно разрушительна для банков, поскольку природа их бизнеса требует поддержания доверия кредиторов, вкладчиков и рынка в целом.

Основной объект системы внутреннего контроля на этом уровне - состояние системы принятия решений в банке и соответствие выбранной тактики развития коммерческой деятельности банка целям, определенным его акционерами (участниками) и закрепленным соответствующими документами. Решение данной задачи предполагает принятие акционерами (участниками) банка в лице общего собрания концепции развития кредитной организации в текущем финансовом году с указанием точных количественных и качественных критериев, который банк должен достичь. Одновременно Совет директоров и Правление банка должны получить полномочия по текущей корректировке целей и применяемых инструментов ее достижения в зависимости от изменения конъюнктуры финансовых рынков и ситуации в экономике.

1.7.2.1. Предварительный контроль

Служба внутреннего контроля представляет руководству банка заключение о реалистичности достижения банком поставленных целей, а также предложения о системе внутренних организационных решений, которые необходимо предпринять для ее достижения. При рассмотрении вопроса о принятии программы развития банка служба внутреннего контроля оценивает соблюдение программы оптимальных значений рисков и учета пруденциальных норм, установленных нормативными указаниями Банка России с точки зрения ее реального выполнения.

Одновременно контролируется включение в систему управления банком процедуры оптимизации принимаемых рисков:

а) на каждом уровне принятия решений внутри банка должны быть установлены качественные (состав применяемых инструментов совершения операций и сделок и коммерческих условий) и количественные (лимиты по суммам) ограничения рисков банковской деятельности;

б) все ограничения рисков на уровне внутренних подразделений должны определяться таким образом, чтобы учесть необходимость соблюдения всех пруденциальных норм, установленных Банком России, а также требований, установленных действующим законодательством и традициями деловых обычаев в отношении стандартных для финансовых рынков операций и сделок;

в) каждое структурное подразделение должно иметь четко установленные ограничения полномочий и ответственности, а в тех случаях, когда функции пересекаются, или в случае проведения сделок, несущих высокий риск, необходимо иметь механизм принятия коллегиальных решений;

г) должен быть установлен порядок оперативного пересмотра внунтрибанковских ограничений на объем, состав и условия совершаемых отдельными подразделениями операций и сделок и, соответственно, перераспределения рисков;

д) банк должен иметь план оперативных действий в случае, если негативное влияние рисков, которые банк рассматривал в качестве разнородных, наступило одновременно, в связи с чем банк испытывает временный дефицит свободных от обязательств средств.

1.7.2.2. Текущий контроль

На этапе текущего контроля служба ВК на основе регулярных комплексных и тематических обследований подразделений банка контролирует соблюдение принятых на предварительном этапе правил оптимизации рисков в процессе текущей деятельности.

При этом на постоянной основе служба внутреннего контроля отслеживает соблюдение следующих параметров:

количественные и качественные значения рисков, оперативность и достоверность информирования руководства банка о текущем состоянии показателей риска в целом по банку и в разрезе отдельных подразделений с позиций их соответствия пруденциальным нормам Банка России;

своевременность соблюдения подразделениями и работниками банка принятых от имени банка обязательств и проведения расчетов по ним, соответствие практики проведения сделок и операций нормам действующего законодательства и правилам деловых обычаев, в том числе обязанностям банков как профессиональных участников рынка ценных бумаг;

недопущение убытков и снижения объема собственных средств (капитала) банка при покрытии текущих расходов и затрат доходами либо источниками собственных средств с учетом необходимости формирования резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение вложений в ценные бумаги;

качество принимаемого банком залога в обеспечение выданных кредитов;

соблюдение на практике принципа коллегиальности принятия решений в случаях, когда такой подход принят в банке или установлен Банком России (выдача крупных кредитов, кредитов связанным с банком лицам);

наличие у банка возможностей оперативно привлекать ресурсы или доразмещать средства в случае непредвиденных изменений емкости илидоходности используемых сегментов финансовых рынков (подтвержденные лимиты на межбанковском и иных финансовых рынках);

соблюдение юридической правомерности и экономической целесообразности совершаемых сделок и операций (использование стандартных форм договоров, согласование с юридической службой банка договоров до их подписания, проведение всех необходимых процедур подтверждения сделок, заключенных по телефону или с использованием безбумажных технологий);

соответствие данных синтетического и аналитического бухгалтерского учета, в том числе в разрезе отдельных подразделений.

Служба внутреннего контроля совместно со службой безопасности проводит тематические проверки в тех случаях, когда совершаемые подразделением или работником операции не запланировано изменяются с точки зрения объемов или состава применяемых инструментов.

Банк России рекомендует наделить службу внутреннего контроля следующими функциональными правами и обязанностями:

согласование условий конкретной сделки банка в том случае, если объем возможных убытков от проведения превышает 3 процента капитала банка;

приостановление проведения структурным подразделением или работником сделок и операций в случае нарушения им установленных значений рисков до принятия решения компетентным органом управления банка.

1.7.2.3. Последующий контроль

Служба внутреннего контроля организует изучение характеристик рисков, анализирует практику управления рисками, имея в виду внесение руководству банка предложений по совершенствованию методики оценки и порядка контроля за рисками, а также предотвращению нарушений установленного порядка контроля.

1.7.3. Риски, предопределяемые внешними по отношению к банку макроэкономическими и нормативно - правовыми условиями деятельности, а именно:

не отвечающая интересам банка текущая емкость и доходность отечественных и международных финансовых рынков, на которых банк проводит операции и сделки;

негативные общие и структурные (отраслевые и региональные) тенденции экономического развития;

неблагоприятные изменения государственной экономической политики;

неблагоприятные изменения отечественных и зарубежных нормативно - правовых условий банковской деятельности.

Основной объект системы внутреннего контроля на этом уровне - состояние аналитической работы с точки зрения учета в процессе управления банком влияния экономических и нормативно - правовых условий его работы (и их возможных изменений) на эффективность выбранных направлений текущего и перспективного развития банка.

1.7.3.1. Предварительный контроль

Службы внутреннего контроля контролируют полноту, состав и своевременность обновления исходных баз данных, на основе которых аналитические и функциональные подразделения банка осуществляют перспективную оценку и прогноз ситуации.

Контролируется наличие порядка оперативного и систематического информирования руководства банка:

- о выводах и предложениях аналитических служб по текущей ситуации;

- о прогнозах развития ситуации на соответствующем сегменте рынка;

- в экономике в целом, в сфере нормативно - правового обеспечения банковской деятельности.

1.7.3.2. Текущий контроль

Службы внутреннего контроля периодически проверяют исполнение задач анализа и прогнозирования ситуации ответственными работниками и структурными подразделениями банка и своевременное доведение выводов и предложений аналитического характера до руководства банка.

Отслеживается наличие в функциональных подразделениях банка системы контроля конкурентоспособности качества и стоимости предлагаемых банком продуктов на рынке, сравнения их с аналогичными услугами других кредитных организаций.

Оценивается своевременность реагирования функциональными подразделениями на действия конкурентов, а также на изменения хозяйственной конъюнктуры в нефинансовом секторе.

1.7.3.3. Последующий контроль

Службы внутреннего контроля осуществляют сравнение соответствия выводов и рекомендаций аналитических служб и реального развития ситуации. Вносятся соответствующие предложения руководству банка.

4 вопрос Организация внутреннего контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках

Банки – участники рынка ценных бумаг обязаны организовать внутренний контроль за соответствием своей деятельности законодательству о рынке ценных бумаг, т.е. комплаенсконтроль. Организация внутреннего контроля базируется на следующих законодательных и нормативных актах:

• Постановление ФКЦБ Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, № 16;

• Положение ЦБ РФ О раскрытии информации Банком России и кредитными организациями – участниками финансовых рынков, № 43П;

• Положение ЦБ РФ № 242П Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах;

• Указание ЦБ РФ О порядке осуществления внутреннего контро ля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях, № 603У;

• Положение О порядке применения к кредитным организациям мер ответственности и иных мер воздействия за нарушения законодательства о рынке ценных бумаг, № 49П;

• Положение ЦБ РФ О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери, № 232П;

• Указание ЦБ РФ от 20.08.2004 № 1492У “О применении требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг к руководителям и членам совета директоров кредитных организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг”.

В штате банка должны быть комплаенсконтролеры, в исключительную компетенцию которых входит организация указанного контроля.

Должностные обязанности сотрудников банка, осуществляющих операции на финансовых рынках, строго регламентированы в соответст вии с требованиями действующего законодательства и стандартов профессиональной деятельности.

С целью предотвращения конфликта интересов устанавливаются общие правила обращения и использования служебной информации. Конфликт интересов может возникнуть между внутренними подразде лениями самого банка, его сотрудниками, клиентами и другими лицами. Под служебной информацией понимается любая информация, находящаяся в распоряжении банка и не являющаяся общедоступной, обладание которой ставит лиц в преимущественное положение по сравнению с другими участниками финансового рынка.

Дистанционные Курсы Форекс - это великолепная возможность для тебя подготовиться к прибыльной работе на международном валютном рынке Forex!

Сотрудники банка, задействованные в проведении, оформлении и учете операций, располагающие служебной информацией, не имеют права использовать ее для заключения сделок или передавать третьим лицам.

За нарушение данного требования сотрудники банка, а также сам банк несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Каждый сотрудник банка при осуществлении операций на финан совом рынке обязан ставить интересы клиентов банка и самого банка выше собственных и избегать заключения любых сделок, в совершении которых он может быть признан заинтересованным лицом и которые могут отрицательно повлиять на интересы клиентов или самого банка.

Сотрудник обязан также доводить до сведения своего непосредст венного руководства и службы внутреннего контроля информацию:

- о юридических лицах, в которых он и (или) его родственники владеют самостоятельно или в группе лиц более 20% или более голосующих акций (долей, паев);

- о юридических лицах, в органах управления которых он или его родственники занимают должности;

- об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в которых он может быть признан заинтересованным лицом;

- о сделках (операциях) на финансовых рынках, совершаемых сотрудником кредитной организации в своих интересах и за свой счет.

Для защиты служебной информации от несанкционированного доступа банк устанавливает правила ограничения обмена информацией между внутрибанковскими подразделениями, в которых предусматриваются:

- письменное обязательство сотрудников банка о неразглашении конфиденциальной информации;

- организационнотехническое разделение соответствующих подразделений (в частности, закрытие доступа в компьютерные сети смеж ным подразделениям);

- создание системы ограничения доступа к информации различного уровня для каждого сотрудника банка;

- обособленное подчинение функциональных подразделений бан ка.

Сотрудникам фондового отдела банка запрещается выполнять в течение рабочего дня операции на финансовых рынках в своих интересах и за свой счет, т.е. операции, не входящие в круг их должностных обязанностей.

Сотрудники банка должны принимать меры по предотвращению манипулирования ценами:

- одновременное выставление поручений на покупку и продажу ценных бумаг на организованном рынке по ценам, явно отличным от рыночных, с целью изменения рыночных цен в свою пользу или извлечения другой выгоды;

- сговор двух или нескольких участников торгов или их сотрудников о покупкепродаже на ОРЦБ ценных бумаг по ценам, явно отличным от рыночных;

- совершение куплипродажи крупных пакетов ценных бумаг без предварительного согласования с агентом по данному инструменту плана совершения операции, предотвращающего возможную дестабилизацию рынка, и получения соответствующего разрешения и др.

Банк, проводящий операции с ценными бумагами, обязан строить отношения с клиентами на принципах добросовестности, честности, полноты раскрытия необходимой информации, выполнения поручений клиентов исключительно в их интересах.

Сотрудник банка должен отказаться от приема поручений клиента на покупку или продажу ценных бумаг в следующих случаях:

- нет уверенности в том, что клиент может оплатить сделку;

- отсутствует гарантия того, что клиент обладает ценными бума гами или сможет предоставить их в распоряжение банка в течение оговоренного срока;

- если сотрудник банка знает, подозревает или имеет основания подозревать, что денежные средства или другое имущество клиента, во влеченные в операцию, были получены незаконным путем.

При получении от клиента доверенности на совершение от его имени серии операций с ценными бумагами или об управлении активами клиента сотрудник банка должен действовать строго в рамках пол номочий, оговоренных в доверенности, в которой должны быть опреде лены все условия взаимоотношений клиента и банка.

Клиент должен получить информацию о возможных рисках по сделке. Однако сотрудники банка не обязаны предоставлять дополнительную информацию и консультировать клиента по делам, выходящим за рамки договора с клиентом.

Сотрудник банка должен выполнить поручение клиента в возмож но короткие сроки и по оптимальной возможной цене. Размер комиссии и условия ее выплаты должны быть согласованы с клиентом. Клиенту должны быть раскрыты содержание предстоящих операций, их цели, предоставлена информация о колебаниях цен.

По каждой операции ведется учет по каждой сделке в объеме, дос таточном для подтверждения клиенту выполнения сделки наилучшим возможным образом. Договоры по всем заключенным сделкам хранятся в банке в течение 6 лет с момента их вступления в силу.

5 вопрос Контроль Банка России за состоянием внутреннего контроля в банках

Банк России осуществляет постоянный мониторинг за состоянием внутреннего контроля в коммерческих банках. В составе годового отчета банк обязан представить по отдельной форме полную информацию о службе внутреннего контроля и показателях оценки ее деятельности.

Деятельность службы внутреннего контроля оценивается по набору показателей, характеризующих организацию работы в банке, и наличию регулирующих внутрибанковских документов. К ним относятся документы, определяющие:

Процедуры принятия решений;

Распределение функций и полномочий между подразделениями и сотрудниками банка;

Политику банка при проведении операций по привлечению и размещению средств;

Требования по регламентации операций на финансовых рынках;

Деятельность службы внутреннего контроля.

В годовой отчетности банк должен также сообщать о наличии внутрибанковских положений о порядке открытия и обслуживания счетов клиентов, распределении доступа пользователей к осуществлению операций в программном обеспечении, а также к базам данных в компьютерных системах.

Банк России получает также регулярную информацию о наличии должностных инструкций для всех штатных должностей в банке, организации внутрибанковского контроля за состоянием информационной системы банка и ее безопасностью.

В годовой отчетности отдельно приводится информация о внутреннем контроле за рисками банковской деятельности. Банк сообщает о наличии разработанных и внедренных систем оценки кредитов и кредитоспособности клиентов, а также о наличии систем оценки других рисков, принимаемых на себя банком. При этом указывается конкретное количество и суммы выявленных службою внутреннего контроля нарушений при оформлении просроченной задолженности.

Кроме сведений, приводимых в годовой отчетности, Банк России может запрашивать у банка отчет о состоянии внутреннего контроля за определенный период их деятельности, а также любую иную информацию по вопросам компетенции службы внутреннего контроля.

В соответствии с Положением о внутреннем контроле банк обязан в трехдневный срок уведомлять территориальное учреждение Банка России о всех существенных изменениях системы внутреннего контроля и освобождении от должности руководителя службы внутреннего контроля. Кроме того, учреждения Банка России вправе самостоятельно проводить проверки как состояния внутреннего контроля, так и работы службы внутреннего контроля в банках. При проведении проверок кредитных организаций может осуществляться проверка системы внутреннего контроля в целом и отдельных операций (процедур) на предмет получения подтверждения:

Соблюдения внутренних методик, программ, правил, порядков и процедур, а также установления лимитов;

Достоверности, полноты и объективности систем учета и отчетности, сбора, обработки и хранения иных сведений в соответствии с законодательством РФ;

Надежности установленных и применяемых банком отдельных способов контроля.

Определенную информацию по этим вопросам они получают и из аудиторских отчетов.

По результатам анализа отчетности и материалов проверок Банк России при необходимости направляет банку предписание с требованием о проведении внутреннего контроля в соответствии с установленными нормативными требованиями, изложенными выше. В случае невыполнения в установленный срок требований об устранении нарушений Банк России вправе применять санкции в порядке, установленном действующим банковским законодательством. Одновременно Банк России разрабатывает и издает указания по регламентации операций банка, устанавливающего конкретный порядок организации внутреннего контроля на соответствующих рынках.

 

Семинарское занятие 29

1.1. Конкурентная разведка как экономическая категория,
определение конкурентной разведки
Период 1990-х гг. в новейшей российской истории все более однозначно определяется как «потерянное десятилетие». Романтическая уверенность, что демократия и рынок решат все
проблемы в силу одного своего провозглашения, быстро сменилась цинизмом выгодоприобретателей от осуществляемых преобразований, с одной стороны, и разочарованием населения, обманутого в своих ожиданиях, с другой. Между тем об иллюзорности надежд на скорый успех реформирования отечественной экономики говорилось изначально. Еще в 1993 г. при подведении первых итогов известный публицист праволиберального толка А. Илларионов убедительно доказал, что провал жесткой кредитно-финансовой политики и других монетаристских начинаний «команды Гайдара» был обусловлен институциональной слабостью правительства реформаторов1. Однако в тот момент проблема институтов, обеспечивающих содержательную сторону реформы, оставалась вне поля зрения и политиков,
и экономистов, и общества. Как результат, к концу «бурных девяностых» в России сформировалась типичная квазирыночная экономика, в которой внешние отличительные признаки не подкреплялись устоявшейся системой норм, правил и механизмов,
объединяемых в современной экономической теории понятием «институт». Более того, отдельные институты находились еще на стадии осторожного внедрения в практику предпринимательской деятельности. В настоящее время считается неоспоримым тезис, что важнейшим фактором технологического обновления производственной базы и повышения конкурентоспособности отечественных предприятий выступают научные исследования и реализация новых организационно-управленческих решений. Не отрицая очевидной справедливости данного утверждения, следует все же заметить, что «рафинированный» научный поиск, равно как и воспроизведение на нашей почве управленческих схем, почерпнутых из переведенных на русский язык учебников по менеджменту для студентов зарубежных колледжей, не решают всех проблем, связанных с информационным обеспечением процесса создания, укрепления и использования конкурентных преимуществ фирмы. Институтом, дополняющим научные разработки и организационно-управленческие решения, призвана стать конкурентная разведка. У данной категории нет однозначного и общепринятого
определения, что неявным образом свидетельствует о незавершенности процесса статусного оформления конкурентной разведки, причем не только у нас в стране, но и в мире. Согласно
гипотезе Сепира – Уорфа, иногда не реальность диктует вариант словесного отображения явления, а слово предопределяет формирование реальности. При этом Э. Сепир отмечал: «То, что именуют „реальным миром“, в значительной степени бессознательно строится на основе языковых норм данной группы»1. Иными словами, разнобой в толкованиях конкурентной разведки как феномена предпринимательской деятельности не дает оснований утверждать, что данное явление состоялось как факт, но в то же время должно быть подвергнуто анализу во всей своей полноте. Даже простое сопоставление различных определений какого-либо явления может иметь смысл, если при этом появляется возможность выделить его сущностные черты. В случае с конкурентной разведкой сложность заключается еще и в том,

что не существует единого мнения даже по поводу базовой дефиниции. Простейшее сравнение названий наиболее известных публикаций по данной тематике1 показывает, что наряду с термином «конкурентная разведка» используются словосочетания

«коммерческая разведка», «коммерческий шпионаж», «бизнес- разведка», «деловая разведка», «корпоративная разведка» и т.д. Встречается даже термин «государственная экономическая разведка», правда, только применительно к деятельности Военно-

промышленной комиссии и Всесоюзного института межотраслевой информации, которые в 1970–1980-е гг. в СССР были ведущими центрами сбора информации, представлявшей коммерческую и иную ценность для народного хозяйства страны2.

В ряде случаев использование терминов-субститутов

вообще оказывается неоправданным. В частности, книга А. Деревицкого «Коммерческая разведка» фактически посвящена совсем другой теме – различного рода приемам навязывания товара покупателю, в том числе помимо его воли («…как и где искать добычу, как расставлять силки и ловушки на покупателей»3). Однако в массе своей отечественные и переведенные на русский язык зарубежные публикации все же представляют собой учебные пособия по организации и ведению особого рода разведывательной деятельности, посредством которой субъекты предпринимательства (предприятия, фирмы и т.д.) могут обеспечить себе конкурентные преимущества.

К примеру, Г. Э. Лемке пишет: «Процессы отслеживания текущих и перспективных рыночных изменений лежат в плоскости постоянного информационно-аналитического обеспечения бизнеса любой коммерческой или производственной организации, стремящейся удержать лидирующее положение на рынке… Коммерческая разведка является мощным и высокоэффективным инструментом, обеспечивающим выживаемость

и коммерческий успех бизнес-структуры»1.

В большинстве случаев термины-субституты содержательно не противоречат базовой категории, однако иногда конкурентная разведка рассматривается чуть ли не как военные

действия. Б. Парад развивает несколько противоречивый тезис о так называемом коммерческом шпионаже: «С тех пор как закончилась холодная война, коммерческий шпионаж стал играть новую важную роль. Глобальная торговая и производственная

зоны создают компаниям ни с чем не сравнимые возможности для получения от конкурентов секретной коммерческой информации различными теневыми способами, как легальными, так и нелегальными»2. Даже если не обращать внимание на любопытное сочетание «теневые легальные способы», в данном случае, очевидно, смешиваются понятия «коммерческая разведка» и «промышленный шпионаж», хотя это принципиально разные

виды разведывательной деятельности. «Википедия» и другие электронные источники энциклопедического характера однозначно трактуют промышленный шпионаж как форму недобросовестной конкуренции, при осуществлении которой нарушаются нормы законодательства. В свою очередь, Р. В. Ромачев и И. Ю. Нежданов однозначно

подчеркивают, что конкурентная разведка «всегда действует

в рамках Закона»3. Достаточно при этом сослаться на Федеральный закон от 9 июля 2004 г. № 98 «О коммерческой тайне»4, до недавнего времени содержавший норму, согласно которой информация, самостоятельно полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом, несмотря на то, что содержание указанной информации может совпадать
с содержанием информации, составляющей коммерческую тай-
ну, обладателем которой является другое лицо (п. 2 ст. 4).
В противном случае пришлось бы говорить о недобросовестной конкуренции, под которой понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены
на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (ст. 4 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»1).
Соответственно, нельзя согласиться и с позицией В. И. Ярочкина и Я. В. Бузановой, утверждающих, что конкурентная разведка – это совокупность согласованных действий по
добыванию, интерпретации и распространению информации,
полезной для субъектов экономики и добываемой легально
и нелегально в интересах обеспечения собственной безопасности. При этом и промышленный шпионаж определяется достаточно невнятно, как тайная деятельность по добыванию, сбору,
анализу, хранению и использованию конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, хотя и указывается, что к нему прибегают только недобросовестные руководители2.
Ю. П. Воронов проводит более четкие различия между
конкурентной разведкой и промышленным шпионажем: «Собственно говоря, в чистом виде промышленный шпионаж – даже более узкая сфера деятельности: получение некорректным путем промышленных секретов конкурента для того, чтобы использовать их в собственной хозяйственной деятельности. В более широкой трактовке это незаконное получение промышленных секретов ради того, чтобы понять соотношение сил на рынке: насколько вы и ваш конкурент равноценны. Впрочем, есть еще одно разграничение между промышленным шпионажем и конкурентной разведкой. Промшпионаж – заведомо активная
деятельность, направленная на последующее использование технологической информации, тогда как конкурентная разведка – чаще всего пассивный сбор информации с целью предотвратить вероятный ущерб, который могут нанести компании действия конкурентов»1.
А. И. Доронин предлагает также различать аналитическую разведку и информационно-поисковую работу, отмечая, что основу первой составляет использование вторичных источников оперативных данных (отчетов, справок, докладов, публикаций и т.д.)2. Представляется, что такого рода противопоставление неоправданно, поскольку оперативная работа по получению первичных данных и их последующая аналитическая обработка
представляют собой единый процесс ведения конкурентной разведки.
Точно так же трудно согласиться с предлагаемым рядом
авторов выделением отдельно бизнес-разведки (business intelligence) и конкурентной разведки (competitive intelligence). В первом случае имеется в виду разведывательная деятельность, решающая оперативные задачи (проверка партнеров, слежение за
персоной, управление текущими рисками и пр.) Соответственно,
конкурентная разведка осуществляется в рамках стратегического управления предпринимательской деятельностью3. Совершенно прав Г. Э. Лемке, рассматривающий стратегическую и тактическую коммерческую (конкурентную) разведку как составные части единого целого, хотя они и различаются по целям и содержанию4. А. И. Доронин также указывает, что в западной научной литературе термины «бизнес-разведка» и «конкурент-
ная разведка» обозначают одну функцию менеджмента – обес-
печение высшего руководства хозяйствующего субъекта акту-
альной, достоверной и полной информацией, ориентированной
на принятие оптимальных управленческих решений1.
Если же говорить про аббревиатуру BI (business intelli-
gence), то она вошла в обиход еще в 1958 г. Тогда исследователь
из IBM Ханс Питер Лун объяснял BI как «возможность понима-
ния связей между представленными фактами»2. Современная
трактовка BI появилась в 1989 г. Будущий аналитик Gartner Го-
вард Дреснер определил BI как общее понятие, описывающее
концепции и методы сбора, интеграции, анализа и представле-
ния данных, необходимых для принятия управленческих реше-
ний. Бенджамин Джилад в своей книге уточняет: «Производите-
ли программного обеспечения (софтверные компании) продают
решения, называемые „бизнес-разведка“ (business intelligence),
которые на самом деле не имеют отношения ни к бизнесу, ни
к разведке, но лишь к структурированию массовой количе-
ственной информации в базах данных».
Наконец, следует определиться с тем, как соотносятся
между собой конкурентная разведка и бенчмаркинг. Под бенч-
маркингом принято понимать процесс нахождения и изучения
успешного опыта ведения бизнеса, т.е. поиск и получение ин-
формации о лучших решениях, используемых в деятельности
других компаний3. В его основу положена идея сравнения дея-
тельности не только предприятий-конкурентов, но и передовых
фирм других отраслей. В рамках холдинга или крупной компа-
нии с множеством филиалов распространение положительного
опыта, накопленного на одном из предприятий (в подразделе-
нии), не порождает ни технических, ни тем более правовых
трудностей. В отношении достижений фирмы-конкурента все-гда возникает дилемма: либо повторять тот же путь исследова-
ний и апробации полученных результатов на практике, либо по-
лучить сведения, необходимые для преодоления отставания,
с помощью специальных разведывательных методов.
Отсюда следует логичный вывод, что конкурентная раз-
ведка выступает в качестве одного из ведущих инструментов
бенчмаркинга, поскольку позволяет получить необходимую ин-
формацию об анализируемых объектах с минимальными затра-
тами времени и средств. В то же время она не подменяет собой
бенчмаркинг, поскольку в ее задачи не входит осуществление
консалтинга.
Ю. П. Воронов уточняет: «Чтобы определить соотноше-
ние конкурентной разведки и бенчмаркинга, полезно определить
ту сферу, в которой действуют другие методы и другие специа-
листы. Одна из границ, за которой заканчивается конкурентная
разведка и начинается маркетинг, состоит в отслеживании об-
щих рыночных тенденций. Все-таки конкурентная разведка
имеет дело с конкретными субъектами, а за общими тенденция-
ми рынка субъекты не видны».
В связи с этим важен и такой момент. Даже в рамках реа-
лизации программ стратегического партнерства, когда происхо-
дит обмен опытом, конкурентная разведка позволяет устано-
вить, не устарели ли предлагаемые контрагентом технологии
и управленческие решения, и тем самым одобрить операцию
бенчмаркинга.
Из вышесказанного следует, что конкурентная (коммерче-
ская, деловая, экономическая) разведка – особый вид деятельно-
сти, имеющий существенные отличия как от промышленного
шпионажа, так и от бенчмаркинга. В то же время необходимо
определить то общее, что должно составлять содержательную
сторону категории «конкурентная разведка). В табл. 1 представ-
лены наиболее известные определения данного явления.
Контент-анализ приведенных в табл. 1 определений пока-
зывает, что данный вид деятельности ассоциируется, во-первых,
с информацией, ее поиском, обработкой и т.д., во-вторых, с вы-
явлением наличия (отсутствия) у фирмы конкурентных пре-
имуществ, в-третьих, с обеспечением принятия на этой основе
необходимых управленческих решений.

Т а б л и ц а 1
Варианты определения категории «конкурентная разведка»
Автор
Определение
Общество профессио- Конкурентная разведка – это легальный сбор и анализ
налов конкурентной
информации относительно сильных сторон, уязвимых
разведки (SCIP)1
мест и намерений конкурентов
Ю. П. Воронов2
Конкурентная разведка – это реализация системной
программы сбора, анализа и распределения информа-
ции о деятельности конкурентов и общих тенденциях
бизнеса, связанных с целями конкретной компании
Г. Э. Лемке3
Стратегическая коммерческая разведка – непрерыв-
ный процесс, направленный на поддержку и информа-
ционное сопровождение управленческих решений,
способствующих достижению стратегических целей
организации
В. И. Ярочкин,
Корпоративная разведка – это совокупность органов,
Я. В. Бузанова4
сил и средств, осуществляющих сбор, анализ и обра-
ботку сведений о конкурентной ситуации на рынке
в интересах всей корпорации
Р. В.Ромачев,
Определять истинное положение дел по вторичным,
И. Ю. Нежданов5
ничего, казалось бы, не значащим признакам и, как
следствие, видеть дальше своего конкурента и есть то
преимущество, которое делает фирмы конкурентоспо-
собными.Аэтонечто иное,какконкурентнаяразведка
М. Логвинов6
Конкурентная разведка – это сбор и обработка данных
из разных источников для выработки управленческих
решений с целью повышения конкурентоспособности
коммерческой организации, проводимые в рамках за-
кона и с соблюдением этических норм
Примечание. В данном случае термины «конкурентная разведка»,
«коммерческая разведка» и «корпоративная разведка» рассматриваются как
синонимы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных