Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предмет философии и структура философского знания.




Ф. возникает в Индии и Китае (12-8 в. до н.э.). Форму самостоятельного знания принимает в греческой ф. С 6 в. до н.э. ф. выделяет себя как знание о первоначалах бытия. Ф. - это способ постижения мира, а именно: умозрительный (основанный на умозрении, в противоположность опробованному на практике) и рефлексивный (лат. - размышляю, проникаю в сущность). Ф. одновременно знание о ценностных ориентациях человека и его деятельности.

4 компонента ф.: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), праксиология (учение о способах действования человека в бытии), аксиология (учение о ценностных ориентациях человека). Ф. взаимодействует с научным знанием своего времени, конкретизируется осн-ми потребностями своего времени и многообразием мира.

Бертран Рассел (1872-1970): философия "представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно". Аристотель (384-322 до н.э.) в качестве критерия предмета ф. выделял степень "общего". Ф. занимается более общими, вечными и божественными первоначалами. Она показывает нам первоначала бытия и познания. Ф - это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. Ф определялась как наука о всеобщих законах развития природы общества и мышления. Обычно к этому добавляли, что Ф не только наука, но и форма общественного сознания, а также учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру.

Существуют такие древние, идущие от Пифагора (5в. до н.э.) определения ф. как любви к мудрости. Древние греки определяли мудрость как некий космический ум, который правит всей Вселенной, или считали мудростью познание сущности дел божественных и человеческих. Более поздние мудрецы, например Сенека (1 в.), считали, что ф. имеет предметом не внешний мир, а человеческую мораль, т.е. предмет ф. - это учение о добре и зле. В Новое время (17-18 в.) большинство мыслителей связывали предмет ф. с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс). Ф. изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире. Она рассматривает мир через призму субъект-объектных отношений, т.е. отношений человека к миру, обществу, др. людям.

Ф. вкл. в себя учение об общих принципах бытия мироздания, о сущности и развитии человеческого общества, учение о человеке и его бытии в мире, теория познания, проблемы теории познания, творчества, эстетику, этику, культуру и историю философии. Так исторически сложился предмет ф. Предмет ф. - все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.

Ф. занимается всеобщим, ни одна др. наука не занимается этим.

Основные Ф проблемы 1) проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего. 2) проблема человека (Ч), смысла существования Ч в мире. 3) проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.

4) проблема субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением Ч в "мире людей".

Структура философского знания. У стоиков (Зенон Китийский, твёрдость и мужество в жизненных испытаниях) (4 в. до н.э.) эта структура приняла след. вид: философия начиналась с логики; после физика как учение о природе; после - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). В 17 веке благодаря Бэкону и Декарту углубленную разработку получила теория познания (гносеология), которая рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания. Кант говорит о 3 частях ф., соотнося их с 3 способностями души: познавательной, практической (желание, воля) и э стетической способностями, иными словами - ф. как учение о единстве истины, добра и красоты. Гегель: логика (=диалектика и теория познания), ф. природы и ф. духа (комплекс ф. наук о г-ве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой ф.). Лосев считал: ни одна проблема не является философской, если она в то же время или непосредственно, или в конечном счете не является этической.

Структурирование ф. осуществляется согласно принципам: онтологический (принцип обозначения и выделения первичного, ведущего основания ф. системы); исторического (согласно которому различаются процессы истории фил. знания); предметно-понятийный (определяет конкр. области специфич. фил. знания); методологический (характерные особенности метода объяснения и понимания).

Структурность фил. знания - это следствие истории развития общественно-исторической практики людей, это история развития научного знания, история развития форм коллективного ист. сознания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных