Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В Молдавии есть свои налоговые проблемы




«Может сложиться впечатление, что Молдавия – налоговый рай Это не совсем так, хотя режим налогообложения действительно выгодный. По поводу нулевой ставки постоянно высказываются опасения, что это лишь временная мера. В условиях кризиса правительство может уже с 2011 года установить иную ставку.

На практике уже сейчас некоторые молдавские налогоплательщики могут сказать, что они платят подоходный налог. Большинство компаний находятся под постоянным давлением налоговиков – руководство требует от них пополнения бюджета, поэтому в ход идет налоговая ставка 25 процентов от суммы занижения налоговой базы.

Также очень популярны у налоговиков штрафы за различные нарушения».

Александр Муравский, директор юридической компании Dartax Consulting SRL (Республика Молдова)

 

Налоговое планирование В РМ


Процесс налогового планирования в каждой компании устроен по-разному. К примеру, где-то для этого создана специальная служба, в другой компании эти функции переданы в нагрузку главному бухгалтеру, а где-то внедрением оптимизации налогов занимается сам генеральный директор. Вопросы безопасности, регулярности и масштабности планирования, ответственность за незаконные распоряжения директора... Чему на практике отдают предпочтение, выявило исследование «Портрет специалиста по налоговому планированию», которое проводила редакция «ПНП» с 1 по 31 августа на сайте журнала. Представляем результаты опроса.

Каждый четвертый главбух является инициатором налогового планирования
Только в 38 процентах случаев инициатива сэкономить принадлежит собственнику бизнеса или генеральному директору компании. В остальных случаях этим чаще всего занимаются главный бухгалтер (24%) и финансовый директор (25%). В том, что только треть высшего состава общества (а не все 100%) самостоятельно инициируют налоговое планирование, есть свой плюс. Ведь за редким исключением их познания в области налогов и ответственности за их неуплату довольно расплывчаты. Им нужен результат – сэкономленные деньги. В таких ситуациях велика вероятность выбора действенных, но очень опасных схем. И здесь главные бухгалтеры, которые так или иначе задействуются в процессе, рискуют стать соучастниками нарушения. Тем более что сами собственники и генеральные директора внедряют схемы только в одном случае из десяти. Такая ситуация скорее является исключением, чем правилом. Почти в половине случаев (44%) обязанность по внедрению возлагается на главного бухгалтера, еще в четверти (26%) – на финансового директора. И только 11 процентов из всех опрошенных организаций привлекают отдельного специалиста по налоговому планированию. При сопоставлении ответов на другие вопросы было выявлено, что такие налогоплательщики более склонны к масштабным способам оптимизации, которые быстро приносят существенную экономию.

Только 2 процента практиков предпочитают уволиться, но не выполнять незаконные приказы
Опасность незаконных распоряжений со стороны собственника или директора – пожалуй, самая слабая сторона процесса налогового планирования. Одно дело играть на неясностях законодательства, а другое дело самим делать документы от имени контрагентов и т.п. Здесь практики предпринимают разные способы предосторожности. Более трети специалистов переубеждают руководство. Понятно, что это самый действенный и безопасный способ. Чуть более четверти практиков распоряжения выполняют, но отказываются подписывать какой-либо документ. Мол, в том, чтобы отчет сформировать или распечатать счет-фактуру, ничего противозаконного нет. А вот подписать документ, придав ему юридическое значение, – эта ответственность уже перекладывается на другое лицо. Чаще всего на самого директора. Это довольно действенный способ. Ведь доказать соучастие, например, главбуха без его подписи на документах трудно. Но он не гарантирует безопасность на 100 процентов. Предположим, приказ заключался в том, чтобы распечатать злополучные счета-фактуры. Даже если подпись подделает на них директор, то к учету все равно примет главбух. Если будут свидетельские показания того же руководителя или других сотрудников о том, что главбух был в курсе всего происходящего, то неизвестно, что решит суд. Тем более если директор заявит, что на самом деле он ничего не знал и документы подписывал главный бухгалтер. Ведь ни одна экспертиза только по подписи, зачастую неразборчивой, не сможет доказать с уверенностью, кто именно ее оставил. Еще четверть опрошенных при получении незаконного распоряжения предпочитают подстраховать себя. Либо требуют от директора письменного приказа. Либо подают служебную записку о своем несогласии, на которой директор пишет резолюцию: приказываю исполнить под мою ответственность. Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», тогда за действия отвечает руководитель. Этот вариант несет определенные проблемы. Во-первых, он чреват осложнением отношений с директором, который вряд ли будет чувствовать себя в безопасности, зная, что у его подчиненного есть такой документ на руках. Во-вторых, служебная записка или приказ могут освободить от ответственности за пособничество в незаконных действиях или их попустительство. Даже если нарушение имеет признаки уголовного преступления. Здесь можно сказать, что человек пытался переубедить руководство. То есть предпринял все зависящие от него меры, чтобы предотвратить нарушение (п. 4 ст. 31 Уголовного кодекса). Но к организатору или подстрекателю уголовного преступления это не относится. Они могут избежать ответственности, только если своевременным сообщением органам власти или иными мерами не дали довести преступление до конца. Если же человек, написавший служебную записку или получивший письменный приказ, сам является исполнителем, то такая предосторожность ему не поможет. Несмотря на обязанность подчиняться руководителю согласно трудовому законодательству, она не служит оправданием незаконных действий. Ни в Уголовном, ни в Налоговом кодексах нет такой поблажки. Но из всех опрошенных больше всего риску подвергают себя порядка 9 процентов. Чтобы сохранить место работы, они выполняют распоряжения руководства независимо от их законности. И без требования письменного приказа. Остальные 2 процента специалистов предпочитают уволиться, но не рисковать.
Почти в половине случаев за налоговое планирование участники получают поощрения
Из всех опрошенных только у 45 процентов участников налогового планирования есть материальный стимул экономить на налогах. Треть из них получают премию, треть – повышение зарплаты, а оставшиеся – продвижение по карьерной лестнице.
Если сопоставить ответы на другие вопросы, то выявляется заметная тенденция: в таких компаниях планированием налогов занимаются не время от времени, а регулярно. И достигают более эффективного снижения налоговой нагрузки. Таким образом, при желании собственника сэкономить деньги частью выгоднее поделиться с исполнителями. Ничто так не стимулирует инициативу и исполнительность, как вознаграждение.
Не во всех группах есть дружественные предприниматели
При опросе выяснилось, что более половины организаций не имеют дружественных предпринимателей – 52 процента. А десятая часть опрошенных вовсе не входят в группу.
На наш взгляд, такая структура бизнеса явно ограничивает возможности налогового планирования. Тем более что треть лиц, не входящих в группу, в действительности занимаются несколькими видами деятельности. А это позволяет реально, а отнюдь не фиктивно создавать новые юрлица или регистрировать предпринимателей. Такая структура дает возможность, как минимум, перераспределять налоговую нагрузку между участниками. Что касается отказа от работы с дружественными предпринимателями, то здесь также теряется ряд удобных возможностей. Ведь ИП на общем режиме налогообложения может вести деятельность, облагаемую НДС, при этом его доходы будут облагаться НДФЛ по ставке 13 процентов. Что существенно ниже налога на прибыль, который платит юридическое лицо. Плюс предприниматель может снимать любые суммы на собственные нужды без объяснения причин. Это фактически легальный способ обналичивания денег. Из других преимуществ работы с предпринимателем можно выделить два*. Пониженную ставку налога на имущество и фиксированную сумму страховых взносов с вознаграждения самого ИП.
Выгодами льготной «упрощенки» мало кто пользуется
Подавляющее большинство опрошенных специалистов указали, что представляемые ими компании применяют только общий режим налогообложения (см. диаграмму 1). И это несмотря на то, что у них есть дружественные лица – организации, предприниматели, а иногда и те, и другие. В этой ситуации большинство возможностей сэкономить теряется, если, конечно, зависимые партнеры не являются убыточными или экспортными компаниями. Из тех, кто совмещает режимы, как и следовало ожидать, чаще выбирают общий режим и «упрощенку». Таких оказалось 12 процентов. Это классический тандем, позволяющий перераспределять налоговую нагрузку на партнера с льготным налогообложением. Тот факт, что только 3 процента практиков применяют упрощенный режим в льготных субъектах РФ, говорит о том, что этот способ налоговой экономии пока не слишком востребован. И напрасно. Например, в Липецкой, Псковской, Тюменской областях и Ставропольском крае установлена ставка единого налога в размере 5 процентов для всех налогоплательщиков с объектом «доходы минус расходы» независимо от видов деятельности. В Ленинградской области она равна 7 процентам**. Этот уровень налогообложения ниже даже, чем на Кипре, который так часто используется для вывода прибыли на пониженный режим налогообложения и где ставка налога равна 10 процентам. Чтобы воспользоваться преимуществами льготных регионов РФ, необходимо перевести туда юридический адрес. А чтобы снизить риск обвинений в фиктивности деятельности общества, собственники обычно организуют там действующий офис и заключают договоры с несколькими сторонними клиентами.
Больше половины компаний интересует любая возможность сэкономить
Из тех, кому интересна налоговая экономия более 1 млн рублей (порядка 18% опрошенных), большинство – производственные организации среднего уровня. Остальных может заинтересовать экономия в меньших размерах. Причем 52 процента практиков будут рассматривать любую возможность снизить платежи в бюджет.
Эти результаты опровергают расхожее мнение, что налоговым планированием стоит заниматься только ради очень больших денег.
Чаще всего экономят с помощью учетной политики или выгодного варианта оформления сделки
Самыми популярными способами налогового планирования являются выгодные положения учетной политики и выбор варианта оформления сделки (см. диаграмму 2). Эти ответы выбрали три четверти практиков. Не намного менее популярны способы, основанные на неясностях законодательства и связанные с перераспределением средств в группе – половина опрошенных.
Диаграмма 2.
Больше всего для компаний интересны способы*** налогового планирования, которые...
Каждый десятый обращает внимание на способы вывода средств за рубеж. Такой ответ дают чаще всего финансовые директора, которые занимаются налоговым планированием.
Решающим фактором для оценки риска является судебка и разъяснения
Приоритет судебных выводов и разъяснений чиновников ни у кого не вызывает сомнений.
Интересен другой факт – явной лидирующей комбинации мер безопасности не выявилось. Можно выделить сочетание анализа судебки и писем и собственной интуиции. Оба эти варианта (без дополнительных ответов) выбрали порядка 13 процентов опрошенных.
Необходимость реорганизации не смутит 85 процентов компаний
Некоторые эксперты высказывают сомнения в эффективности способов налоговой экономии, основанных на реорганизации или ином изменении структуры бизнеса. Мол, люди не будут заниматься такими сложностями, если это только не нужно, чтобы «бросить» фирму. Результаты опроса показывают, что эти опасения беспочвенны. Порядка 85 процентов компаний пойдут на этот шаг.
Каждый третий не всегда отслеживает изменение позиции чиновников и судов
Опасную тенденцию выявил опрос, согласно которому порядка 31 процента компаний не всегда отслеживает изменение позиции судов и чиновников. Они явно попадают в зону риска. Ведь наличие разъяснений чиновников на момент внедрения способа планирования не дает 100-процентной гарантии от штрафов. Если только оно не выдано в адрес конкретного налогоплательщика.
Остальным же придется в суде доказывать, что письмо, размещенное в справочно-правовых системах, является основанием, освобождающим от ответственности. Успешные прецеденты были, но их добиться довольно трудно (определение ВАС РФ от 15.06.09 № ВАС-7202/09, статья «Насколько эффективна защита способа экономии с помощью официальных разъяснений» в «ПНП» № 12, 2009, стр. 76).
Оценка изменений поможет вовремя свернуть отслуживший свое способ налогового планирования. Или скорректировать его согласно новым требованиям. То же самое касается судебной практики.
На связи в инспекции надеются только 8 процентов
Хотя проверяющие и суды прежде всего оценивают первичные документы, 35 процентов компаний не считают их самым важным в безопасности. Из них больше половины уповает на грамотных юристов, а четверть – на связи в инспекции.
Столь малый процент тех, кто надеется на дружественного инспектора, говорит либо о ненадежности этого варианта, либо о несоответствии цены и качества услуг. Как показала практика, безопаснее не подстраховка во время проверки, а получение выгодного разъяснения в адрес налогоплательщика. Такой документ гарантированно избавит от штрафов (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Но вот от уплаты самих доначислений и пеней в случае проигрыша спора он не спасет.
Около трети компаний регулярно внедряют способы оптимизации
В отношении различных схем опрошенные разделились примерно поровну. Около 54 процентов не связываются с ними, но не упускают возможности выгодно оформить операцию. А 46 процентов либо постоянно внедряют различные варианты схем, либо прибегают к ним разово, но только для получения существенной экономии.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ
В Молдове действует Налоговый кодекс, принятый Парламентом. Кодекс устанавливает общие принципы налогообложения в Республике Молдова, правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, принципы определения объекта налогообложения и ведения учета доходов и вычитаемых расходов, порядок и условия привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства, а также порядок обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц. Он регулирует отношения, связанные с исполнением налоговых обязательств по республиканским (государственным) налогам (пошлинам) и сборам, а также устанавливает общие принципы определения и взимания местных налогов и сборов. Налоговая система Республики Молдова представляет собой совокупность предусмотренных налоговым законодательством налогов (пошлин) и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, а также мер по обеспечению их уплаты. Налоговое законодательство состоит из Кодекса и иных законодательных актов, принятых в соответствии с ним. Нормативные акты, принимаемые Правительством, Министерством финансов, Государственной налоговой службой на основании и во исполнение Кодекса, не могут противоречить его положениям или выходить за его пределы. Налогообложение осуществляется на основании официально опубликованных актов налогового законодательства, действующих на установленный для уплаты налогов (пошлин) и сборов срок. Если ратифицированным в установленном порядке международным договором (соглашением) об избежании двойно- налогообложения, одной из сторон которого является УоЛДова> установлены другие правила и положения, чем те, оые предусмотрены налоговым законодательством или інятьіми в соответствии с ним иными актами налогового законодательства, то применяются правила и положения международного договора (соглашения). Налоги (пошлины) и сборы, взимаемые в соответствии с кодексом и иными актами налогового законодательства, являются одним из источников доходов национального публичного бюджета. В Республике Молдова взимаются республиканские (государственные) и местные налоги (пошлины) и сборы. В систему республиканских (государственных) налогов (пошлин) и сборов входят: а) подоходный налог; б) налог на добавленную стоимость; в) акцизы; г) приватный налог; д) таможенная пошлина; е) сборы, взимаемые в дорожный фонд. В систему местных налогов и сборов входят: а) земельный налог; б) налог на недвижимость; в) налог на использование природных ресурсов; г) сборы на благоустройство территории; д) сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; е) гостиничный сбор; ж) сбор за размещение рекламы; з) сбор за право использования местной символики; и) сбор за размещение объектов торговли; к) рыночный сбор; л) сбор за парковку автотранспорта; м) курортный сбор; н) сбор с владельцев собак; °) сбор за право проведения кино- и телесъемок; п) сбор за пересечение государственной границы; р) сбор за право продажи в таможенной зоне; с) сбор за право оказания услуг по перевозке пассажиров Д Подоходный налог, налог на добавленную стоимость и ак цизы являются регулирующими доходными источниками бюджетной системы. Республиканские (государственные) и местные налоги (пошлины) и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются исключительно путем внесения изменений и дополнений в Кодекс. Местные налоги, а также перечень и предельный уровень местных сборов утверждаются Парламентом.

 

 

 

 

 

 

Республика Молдова
ПАРЛАМЕНТ
ЗАКОН Nr. 1245 от 22.12.1992
о земельном налоге и порядке налогообложения
Опубликован: 01.02.1993 в Monitorul Oficial Nr. 002 Промульгирован: 22.12.1992
ИЗМЕНЕН ZP1101-XIV от 30.06.2000 ZP736-XIII от 20.02.96 ZP617-XIII от 27.10.95 ZP556-XIII от 21.07.95 ZP289-XIII от 17.11.94 Примечание: Приостановить на 1998 год действие статей 5, 6 и 7, части второй статьи 11, части четвертой статьи 12, части второй статьи 14, пункта а) статьи 15 и приложений 1, 2 и 3 в соответствии с Законом N 1446-XIII от 27.12.97 Примечание: Приостановлено на 1997 год действие статей 5, 6 и 7, части второй статьи 11, части четвертой статьи 12, части второй статьи 14, пункта а) статьи 15 и приложений 1, 2 и 3 в соответствии с Законом N 1127-XIII от 21.03.97 Примечание: Приостановлено на 1996 год действие части второй статьи 14 и приложений 1, 2 и 3 в соответствии с Законом N 686-XIII от 14.12.95   Парламент Республики Молдова прнимает настоящий Закон. Глава I ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Объект земельного налогообложения Использование земли в Республике Молдова платное. Форма оплаты - земельный налог. Объектом налогообложения являются земельные участки, которые предоставлены в собственность, владение и пользование в соответствии с действующим законодательством. Обладатели земли платят земельный налог ежегодно. Статья 2. Цель земельного налогообложения Целью земельного налогообложения является экономическое стимули- рование рационального использования земель, их охраны и освоения, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий. Статья 3. Ставка земельного налога Ставка земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности обладателей земли и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади определенного качества на трехлетний срок. Ставка земельного налога может пересматриваться Парламентом в зависимости от официально используемой в республике валюты, уровня инфляции, изменения условий хозяйствования обладателей земли и кадастровых показателей. Земельный налог на каждый участок и в целом на земли хозяйства исчисляется на основании государственного земельного кадастра. Порядок исчисления и взимания земельного налога разрабатывается соответствующими органами и утверждается Правительством. Статья 4. Плательщики земельного налога Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, которым предоставлены земельные участки в собственность, владение и пользование. Физические и юридические лица после получения документов, удостоверяющих их право собственности, владения и пользования земельным участком, обязаны стать на учет в территориальном органе государственной налоговой службы. Глава II СТАВКИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА Статья 5. Ставки земельного налога на земли сельско- хозяйственного назначения Земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6, устанавливается с учетом их площади, местоположения, состава и качества угодий. [Часть 2 ст.5 исключена Законом N 1101-XIV от 30.06.2000] [Приостановлено на 1999 г. действие ст.5 в соотв. с Законом N 216-XIV от 12.12.98] [Приостановлено на 1997 г. действие ст.5 в соотв. с Законом N 1127-XIII от 21.03.97] Статья 6. Ставки земельного налога на земли населенных пунктов Земельный налог на земельные участки, занятые жилищным фондом (общественным, государственным, кооперативным, индивидуальным), предоставленные гржданам для ведения личного подсобного хозяйства, а также юридическим лицам для иных сельскохозяйственных целей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5, устанавливается на всю площадь участка. [Часть 1 ст.6 изменена Законом N 1101-XIV от 30.06.2000] Земельным налогом облагаются и земли, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объетов, если они не предоставлены в пользование другим физическим и юридическим лицам. [Части 3-5 ст.6 исключены Законом N 1101-XIV от 30.06.2000] [Приостановлено на 1999 г. действие ст.6 в соотв. с Законом N 216-XIV от 12.12.98] [Приостановлено на 1997 г. действие ст.6 в соотв. с Законом N 1127-XIII от 21.03.97] [Ст.7 исключена Законом N 1101-XIV от 30.06.2000] [Приостановлено на 1999 г. действие ст.7 в соотв. с Законом N 216-XIV от 12.12.98] [Приостановлено на 1997 г. действие ст. 7 в соотв.с Законом N 1127-XIII от 21.03.97] Глава III ЛЬГОТЫ ПО ВЗИМАНИЮ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА Статья 8. Освобождение от уплаты земельного налога От уплаты земельного налога освобождаются: а) заповедники, дендрологические и национальные парки, ботанические сады, земли лесного и водного фонда, не вовлеченные в производственную деятельность; b) научные организации и научно-исследовательские учреждения сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, использующие землю для научных и учебных целей, рыбоводные хозяйства - с зеркальной площади прудов; [Пкт. b) ст.8 дополнен Законом N 289-XIII от 17.11.94] c) учреждения культуры, искусства и кинематографии, образования, здравоохранения, спортивно-оздоровительные комплексы (за исключением курортных учреждений), а также памятники природы, истории и культуры, финансируемые за счет государственного бюджета либо за счет профсоюзов; d) предприятия, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также физические лица, которые получили для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли, рекультивировали и восстановили их, - на первые 5 лет пользования. е) предприятия государственного концерна \"Молдова-газ\", акционерное общество \"Буджак-Газ\", предприятия государственной компании \"Молдэнерго\" Государственного производственного объединения по топливу, республиканского производственного объединения \"Термокомэнерго\", за исключением предприятий и организаций неосновного профиля, а также совместных предприятий. [Пкт. е) часть 1 ст.8 дополнен Законом N 617-XIII от 27.10.95] [Пкт. e) часть 1 ст.8 введен Законом N 289-XIII от 17.11.94] Не подлежат налогообложению: a) зоны государственной границы; b) земли общего пользования населенных пунктов; с) земли, постоянно отведенные под автомобильные дороги общего пользования, - с 1 января 1993 года. [Пкт. с) часть 2 ст.8 введен Законом N 556-XIII от 21.07.95] d) земли, постоянно отведенные под железнодорожные пути общего пользования. [Пкт. d) часть 2 ст.8 введен Законом N 736-XIII от 20.02.96] Статья 9. Права органов местного публичного управления на установление льгот по взиманию земельного налога Органы местного публичного управления (сельские (коммунальные), городские и муниципальные советы) имеют право предоставлять физическим и юридическим лицам льготы по уплате земельного налога или отсрочку по его уплате в пределах календарного года с установлением источника выпадающих доходов или с надлежащим сокращением расходов соответствующих бюджетов в случаях: а) стихийных бедствий, заморозков и пожаров, приведших к уничтожению посевов, многолетних насаждений, строений и к большим материальным потерям; b) предоставления участков земли эвакуируемым предприятиям, оказывающим вредное воздействие на окружающую среду. В этом случае органы местного публичного управления могут устанавливать льготы на нормативный срок ведения строительных работ; с) продолжительной болезни или смерти основных обладателей земли в семье. [Ст.9 в редакции Закона N 1101-XIV от 30.06.2000] [Ст.9 дополнена Законом N 568-XIII от 22.07.95] Глава IV УСТАНОВЛЕНИЕ И ВЗИМАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА Статья 10. Основания установления земельного налога Основанием установления земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком. Статья 11. Установление земельного налога Размер земельного налога исчисляется юридическими лицами на основании государственного земельного кадастра. [Часть 2 ст.11 исключена Законом N 1101-XIV от 30.06.2000] [Приостановлено на 1999 г. действие части 2 ст.11 в соотв. с Законом N 216-XIV от 12.12.98] [Приостановлено на 1997 г. действие части 2 ст.11 в соотв. с Законом N 1127-XIII от 21.03.97] [Часть 3 ст.11 исключена Законом N 1101-XIV от 30.06.2000] Начисление земельного налога физическим лицам производится органами государственной налоговой службы, которые ежегодно, не позднее 1 июля, вручают им платежные извещения об уплате налога. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких физических или юридических лиц, земельный налог начисляется каждому отдельно пропорционально площади строения, находящейся в его пользовании. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких физических или юридических лиц, земельный налог начисляется каждому лицу соразмерно его доле в общей собственности. Статья 12. Взимание земельного налога Учет плательщиков земельного налога производится ежегодно до 1 мая. Земельный налог с физических и юридических лиц исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка в собственность, владение или пользование. Государственные налоговые инспекции совместно с органами местного публичного управления контролируют своевременность исчисления земельного налога. [Часть 3 ст.12 изменена Законом N 1101-XIV от 30.06.2000] [Часть 4 ст.12 исключена Законом N 1101-XIV от 30.06.2000] [Приостановлено на 1999 г. действие части 4 ст.12 в соотв. с Законом N 216-XIV от 12.12.98] [Приостановлено на 1997 г. действие части 4 ст.12 в соотв. с Законом N 1127-XIII от 21.03.97] Физические и юридические лица, которые своевременно не были привлечены к уплате земельного налога или которым он был неправильно начислен, уплачивают этот налог только за два предшествующих года. Статья 13. Контроль за взиманием земельного налога Контроль за правильностью исчисления земельного налога, своевременностью и полнотой внесения его в бюджет осуществляется государственными налоговыми инспекциями. Статья 14. Принадлежность земельного налога Земельный налог является прямым источником, поступающим полностью в доход бюджетов сел (коммун), городов и муниципиев. [Ст.14 в редакции Закона N 1101-XIV от 30.06.2000] [Приостановлено на 1999 г. действие части 2 ст.14 в соответствии с Законом N 216-XIV от 12.12.98] [Приостановлено на 1997 г. действие части 2 ст.14 в соответствии с Законом N 1127-XIII от 21.03.97] [Приостановлено на 1996 г. действие части 2 ст.14 в соответствии с Законом N 686-XIII от 14.12.95] [Ст.15 исключена Законом N 1101-XIV от 30.06.2000] [Приостановлено на 1999 г. действие пкт.а) части 1 ст.15 в соотв. с Законом N 216-XIV от 12.12.98] [Приостановлено на 1997 г. действие пкт.а) части 1 ст.15 в соотв. с Законом N 1127-XIII от 21.03.97] Статья 16. Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванные изъятием из сельскохозяйственного и лесохозяйственного оборота либо предоставлением во временное пользование сельскохозяйственных или лесохозяйственных угодий для нужд, не связанных с ведением сельского или лесного хозяйства, возмещаются согласно нормативам, утверждаемым Правительством. Статья 17. Разрешение споров Споры по вопросам земельного налога рассматриваются в порядке, установленом действующим законодательством. Статья 18. Ответственность за нарушение закона За нарушение закона и иных нормативных актов, касающихся земельного налога, физические и юридические лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА МИРЧА СНЕГУР Кишинев, 22 декабря 1992 г. N 1245-ХII. [Приложение N 1 исключен\x8 Законом N 1101-XIV от 30.06.2000] [Приостановлено на 1999 г. действие Приложения 1 в соотв. с] [Законом N 216-XIV от 12.12.98] [Приостановлено на 1997 г. действие Приложения 1 в соотв. с] [Законом N 1127-XIII от 21.03.97] [Приостановлено на 1996 г. действие Приложения 1 в соотв. с] [Законом N 686-XIII от 14.12.95] [Приложение N 2 исключено Законом N 1101-XIV от 30.06.2000] [Приостановлено на 1999 г. действие Приложения 2 в соотв. с] [Законом N 216-XIV от 12.12.98] [Приостановлено на 1997 г. действие Приложения 2 в соотв. с] [Законом N 1127-XIII от 21.03.97] [Приостановлено на 1996 г. действие Приложения 2 в соотв. с] [Законом N 686-XIII от 14.12.95] [Приложение N 3 исключено Законом N 1101-XIV от 30.06.2000] [Приостановлено на 1999 г. действие Приложения 3 в соотв. с] [Законом N 216-XIV от 12.12.98] [Приостановлено на 1997 г. действие Приложения 3 в соотв. с] [Законом N 1127-XIII от 21.03.97] [Приостановлено на 1996 г. действие Приложения 3 в соотв. с] [Законом N 686-XIII от 14.12.95]

 

 

С 2016 года в Молдове может быть введен налог на машины

 

С этого года может появиться новый налог - на автомобили. Между тем, будет аннулирован дорожный сбор для машин, зарегистрированных в нашей стране. Законопроект является частью стратегии финансовой децентрализации.

 

Согласно законопроекту бюджетно-налоговой политики на 2016 год, размер налога на машины будет равен дорожному сбору, который автолюбители платили в 2015 году. Средства будут направляться в бюджет мэрий населённых пунктов, где зарегистрированы автомобили.

 

 

Выплаты можно будет осуществлять в два этапа - до 15 августа, и до 15 октября. В случае досрочной оплаты будет предоставляться скидка в 15%.

 

Эти средства помогут укрепить финансовую независимость местных органов власти. По подсчётам авторов проекта, к 2017 году за счёт налога на автомобили местные администрации смогут собрать более 340 миллионов леев. Эти деньги мэрии направят на ремонт местных дорог и улиц.

 

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА oб аренде

Примечание: Смотрите Пост. Парл. N 862-XII от 14.01.92

"О введении в действие Закона "Об аренде"

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

 

Об аренде

 

Nr.861 от 14.01.92,промульгирован 14.01.92,в силу на дату:08.07.03

 

Монитор N 1 от 30.01.1992

Опубликован в Monitor Oficial нр.001 от 28.02.92 ст.в МОф.

 

----------

 

Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи Закона Настоящий Закон регулирует арендные отношения, устанавливая объекты

и субъекты арендных отношений, их права и обязанности.

 

Статья 2. Понятие арендных отношений

При арендных отношениях арендатор на основании договора за плату

владеет и пользуется имуществом, принадлежащим арендодателю.

 

Статья 3. Арендодатели

Право сдачи имущества в аренду принадлежит собственнику, а именно

физическим и юридическим лицам Республики Молдова и других государств.

Арендодателями могут быть также физические и юридические лица,

уполномоченные собственником сдавать имущество в аренду.

 

Статья 4. Арендаторы

Арендаторами могут быть также физические и юридические лица

Республики Молдова и других государств, совместные предприятия и

организации, лица без гражданства, международные организации.

Участие физических и юридических лиц других государств, а также лиц

без гражданства в аренде имущества, находящегося на территории

Республики Молдова, определяется законодательством республики.

 

Статья 5. Сфера и объекты аренды

Аренда допускается во всех отраслях народного хозяйства и может

применяться в отношении имущества всех видов и форм собственности.

В аренду могут быть сданы: земля и другие природные ресурсы,

предприятия, организации, подразделения предприятий и организаций,

здания, сооружения, помещения, оборудование, сельскохозяйственная и иная

техника, транспортные средства, инвентарь, инструмент, другие

материальные ценности.

Объектом аренды может быть, по согласованию с залогодержателем, и

заложенное имущество.

 

[Часть 3 ст.5 введена Законом N 229-XIV от 16.12.98]

 

Законодательством устанавливаются виды (группы) предприятий и

организаций и виды государственного имущества, сдача которых в аренду не

допускается.

 

Статья 6. Законодательство об аренде

Аренда и другие связанные с нею правоотношения регулируются

настоящим Законом и иными законодательными актами.

 

Глава II

 

ДОГОВОР ОБ АРЕНДЕ

 

Статья 7. Заключение договора об аренде

Основным документом, регламентирующим отношения арендодателя с

арендатором, является договор об аренде*, который заключается в

письменной форме на определенный срок, но не более чем на 99 лет.

------------------

*В дальнейшем именуется "договор".

 

[Часть 1 ст.7 изменен Законом N 417-XIII от 29.03.95]

 

Договор об аренде заключается на основании прямых переговоров или

результатов аукциона в форме, определяемой соглашением сторон, с

указанием предмета и срока договора, размера арендной платы, с

соблюдением требований настоящего Закона.

 

[Часть 2 ст.7 в редакции Закона N 237-XIV от 23.12.98]

 

Статья 7/1. Регистрация права аренды

Право аренды объекта недвижимого имущества на срок более трех лет

подлежит обязательной регистрации в реестре недвижимого имущества в

трехмесячный срок со дня заключения договора об аренде. Несоблюдение

указанного срока влечет недействительность договора.

По просьбе арендатора может быть зарегистрировано и право аренды на

срок менее трех лет. Право на аренду недвижимого имущества на

срок менее 3 лет регистрируется в примэрии,

на подведомственной территории которой находится арендуемое имущество.

Регистрация права аренды осуществляется в соответствии с Законом о

кадастре недвижимого имущества.

 

[Ст.7/1 введена Законом N 237-XIV от 23.12.98]

(Часть 2 ст 7/1 дополнена zpc1440 08/11/2002/MO17827.12.2002,,ст.1354)

 

Статья 8. Договор об аренде земли и других природных ресурсов

При аренде земли и других природных ресурсов договор по соглашению

сторон может содержать:

 

[Абзац 1 ст.8 изменен Законом N 237-XIV от 23.12.98]

 

характеристику природной среды, земли и других природных ресурсов;

объем их использования;

технологические требования к их эксплуатации;

условия рекультивации земель;

компенсационные выплаты за изъятие земель и других природных

ресурсов из оборота;

условия охраны сопутствующих природных ресурсов;

размеры и порядок хранения отходов производства;

предельно допустимые нормы воздействия на окружающую среду;

другие условия, не противоречащие законодательству.

 

Статья 9. Арендная плата

Арендная плата и порядок ее внесения устанавливаются собственником

и фиксируются в договоре об аренде. Для имущества,

являющегося собственностью государства, порядок установления и

минимальные тарифы арендной платы определяются согласно закону о

бюджете на текущий год.

 

[Часть 1 измен. Зак. N 750-XV от 21.12.2001]

 

[Часть 1 ст.9 дополнена Законом N 959-XIV от 27.04.2000]

Примечание: Изменения внесенными Законом N 311-XIV от 10.03.99, признать

неконституционным в соответс. с Пост. Коноституционного Суда

N 35 от 24.06.99

[Часть 1 ст.9 дополнена Законом N 311-XIV от 10.03.99]

[Часть 1 ст.9 в редакции Закона N 417-XIII от 29.03.95]

 

Арендная плата может устанавливаться за все арендованное имущество в

совокупности или отдельно по каждому объекту в натуральной, денежной или

смешанной формах.

Размер арендной платы может быть изменен собственником в

случае изменения регулируемых государством цен, тарифов, платежей

или норм амортизации (износа), а также в иных случаях,

предусмотренных законодательством.

 

[Часть 3 измен. Зак. N 750-XV от 21.12.2001]

Примечание: Изменения внесенными Законом N 311-XIV от 10.03.99, признать

неконституционным в соответс. с Пост. Коноституционного Суда

N 35 от 24.06.99

[Часть 3 ст.9 дополнена Законом N 311-XIV от 10.03.99]

[Часть 3 ст.9 в редакции Закона N 417-XIII от 29.03.95]

 

Помимо арендной платы арендатор уплачивает предусмотренные законом

налоги, оплачивает коммунальные услуги, если законодательством или

договором это не вменено в обязанность арендодателю.

 

[Часть 4 допол. Зак. N 750-XV от 21.12.2001]

 

Арендатор имеет право требовать снижения арендной платы, если

условия пользования имуществом, предусмотренные договором, или состояние

имущества существенно ухудшилось в силу обстоятельств., за которые

арендатор не несет ответственности.

 

Статья 10. Передача имущества арендатору

Арендодатель обязан передать сданное в аренду имущество в

пользование арендатору в состоянии, предусмотренном договором и

соответстующем ему назначению.

Арендодатель не отвечает за недостатки имущества, которые были им

оговорены при заключении договора.

Если арендодатель своевременно не передает сданное в аренду

имущество в пользование арендатору, арендатор имеет право истребовать от

него это имущество и потребовать возмещения убытка, причиненного

задержкой исполнения договора, либо расторгнуть договор и взыскать

убытки, причиненные ему неисполнением договора, в соответствии с

Гражданским кодексом.

 

Статья 11. Сдача арендованного имущества в субаренду

Арендатор имеет право сдать арендованное имущество или часть его (за

исключением земли и природных ресурсов) в субаренду лишь с согласия

арендодателя, если законодательством или договором не предусмотрено

иное. При этом ответственным по договору перед арендодателем остается

арендатор.

 

Статья 12. Использование арендованного имущества

Арендатор обязан содержать и использовать арендованное имущество в

соответствии с договором и его назначением.

Арендодатель обязан осуществлять за свой счет ремонт сданного в

аренду имущества, если законодательством или договором не предусмотрено

иное.

Если арендодатель не выполняет свои обязанности по осуществлению

ремонта, арендатор имеет право произвести обусловленный неотложной

необходимостью ремонт и потребовать от арендодателя возмещения стоимости

ремонта.

 

Статья 13. Принадлежность арендованного имущества и его приращений

Сдача имущества в аренду не влечет передачу права собственности на

это имущество.

Продукция, произведенная с использованием арендованного имущества, и

полученный при этом доход, а также имущество, приобретенное за счет

дохода, полученного от арендованного имущества, принадлежат арендатору,

если договором не предусмотрено иное.

Построенные на средства арендатора с разрешения арендодателя в

соответствии с законодательством на арендованной территории здания и

сооружения, которые невозможно переместить, по истечении срока договора

или при расторжении его переходят арендодателю, если договором не

предусмотрено иное. При этом арендатор имеет право требовать возмещения

их стоимости.

Построенные на средства арендатора с разрешения арендодателя на

арендованной территории здания и сооружения, которые невозможно

переместить, по истечении срока договора или при расторжении его перехо-

дят арендодателю. Если арендодатель требует их сноса, арендатор обязан

снести их за свой счет или возместить связанные с их сносом расходы.

За улучшения арендованного имущества, произведенные с разрешения

арендодателя, по истечении срока договора или при расторжении его

арендатор имеет право требовать возмещения всех произведенных с этой

целью расходов, если законодательством или договором не предусмотрено

иное.

Улучшения арендованного имущества, произведенные без разрешения

арендодателя, если они отделимы от арендованного имущества без

причинения ему ущерба и если арендодатель не согласен возместить их

стоимость, по истечении срока договора или расторжении его арендатор

может изъять.

Улучшения арендованного имущества, произведенные без разрешения

арендодателя и неотделимые от арендованного имущества без причинения ему

ущерба, по истечении срока договора или при расторжении его безвозмездно

переходят арендодателю.

 

Статья 14. Выкуп арендованного имущества

Арендатор с согласия собственника или уполномоченного им лица может

в соответствии с законодательством полностью или частично выкупить

арендованное имущество.

Законодательством предусматриваются случаи, когда выкуп

арендованного имущества ограничивается или запрещается.

 

Статья 15. Самостоятельность арендатора в хозяйственной деятельности

Арендатор в соответствии с договором самостоятельно осуществляет

свою хозяйственную деятельность и распоряжается произведенной продукцией

и полученным доходом.

Вмешательство арендодателя в использование арендованного имущества,

хозяйственную деятельность арендатора не допускается.

 

Статья 16. Изменение условий договора. Прекращение

действия и порядок правопреемства договора

Условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.

Одна из сторон может требовать изменения условий договора только в

случаях, определенных законодательством или договором.

Реорганизация хозяйственной единицы - арендодателя, а также перемена

собственника имущества, сданного в аренду, не являются основанием для

изменения условий договора или его расторжения.

Действие договора прекращается по истечении его срока, в случае

ликвидации хозяйственной единицы, гибели арендованного имущества,

прихода его в негодность или выкупа его арендатором.

Досрочное расторжение договора происходит по соглашению сторон. По

требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению

компетентной судебной инстанции в случае нарушения другой стороной

условий договора.

 

[Часть 5 ст.16 изменена Законом N 1322-XII от 25.09.97]

 

Договор расторгается и в случаях изъятия земли и других природных

ресурсов для государственных и общественных нужд.

При прекращении действия договора с арендатором-гражданином

преимущественное право на заключение иного договора имеют члены его

семьи, проживавшие или работавшие вместе с ним.

В случае смерти арендатора - физического лица его права по договору:

переходят к одному из проживавших или работавших вместе с ним членов

семьи, если он соглашается стать арендатором. Арендодатель не вправе

отказать такому лицу во вступлении в договор на срок, оставшийся по

действующему договру, за исключением случаев, когда заключение договора

было обусловлено профессиональными качествами умершего арендатора.

В случае спора между членами семьи арендатора вопрос о

преимущественном праве на заключение договора решается судом с учетом

реальных возможностей (трудоспособность, профессиональная подготовка и

другие обстоятельства).

 

Статья 17. Досрочное расторжение договора по требованию арендодателя

Арендодатель имеет право требовать досрочного расторжения договора,

если арендатор:

содержит и использует арендованное имущество не в соответствии с

договором или его назначением;

умышленно или по неосторожности ухудшает состояние арендованного

имущества;

не вносит арендную плату в течение трех месяцев со дня истечения

срока уплаты, если договором не предусмотрено иное;

не выполняет возложенных на него обязанностей по полному

восстановлению и ремонту арендованного имущества и других;

без согласия арендодателя сдает в субаренду полученное по договору

имущество;

использует арендованное имущество нерационально или способами,

приводящими к ухудшению земли и других природных ресурсов;

не осуществляет мероприятия по воспроизводству возобновляемых

природных ресурсов;

не использует земельный участок, предоставленный для

сельскохозяйственного производства, в течение одного года, и для

несельскохозяйственного производства, - в течение двух лет.

 

Статья 18. Досрочное расторжение договора по требованию арендатора

Арендатор имеет право требовать досрочного расторжения договора,

если:

арендодатель не выполняет возложенных на него по договору

обязанностей по полному восстановлению и ремонту арендованного имущества

материально-техническому обеспечению, техническому перевооружению

производства и других;

арендованное имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не

несет ответственности, окажется в негодном для использования состоянии;

арендодатель своевременно не передает арендатору сдаваемое в аренду

имущество.

Арендатор может потребовать расторжения договора в случае

наступления инвалидности или признания его недееспособным либо в случае

наказания его за совершение преступления лишением свободы или иным

наказанием, исключающим возможность дальнейшего выполнения договора. В

указанных случаях преимущественное право на заключение договора имеет

один из проживавших или работавших вместе с арендатором членов семьи.

 

Статья 19. Возврат имущества арендодателю

После прекращения действия договора арендатор обязан вернуть

арендодателю имущество в том же состоянии, в каком он его получил, с

учетом нормального износа, или в состоянии, предусмотренном договором.

При ухудшении состояния арендованного имущества, допущенном

арендатором, он должен возместить арендодателю понесенные в результате

этого убытки, если не докажет, что ухудшение состояния имущества

произошло не по его вине. К вине арендатора приравнивается вина лиц,

допущенных им к пользованию имуществом (члены семьи, субарендаторы и

другие).

При выходе арендованного имущества из строя раньше срока службы,

определенного договором, арендатор возмещает арендодателю остаточную

стоимость имущества, если иное не предусмотрено договором.

 

[Смотрите Закон N 642-XIII от 14.11.95]

 

Статья 20. Аренда имущества предприятия

Имущество предприятия может быть сдано в аренду одному или

нескольким физическим и юридическим лицам.

Для аренды имущества предприятия может быть учреждено в качестве

юридического лица арендное предприятие. Порядок и условия учреждения и

деятельности арендного предприятия устанавливаются Правительством.

В случае сдачи в аренду имущества предприятия преимущественное право

на заключение договора имеют, при прочих равных условиях, работники

данного предприятия независимо от того, учреждается ли арендное

предприятие.

 

Статья 21. Арендный подряд

Арендный подряд является формой правовых отношений внутри

хозяйственной единицы. Они основываются на договоре арендного подряда

между арендодателем - хозяйственной единицей и арендаторами - одним или

несколькими гражданами, состоящими с этой организацией в трудовых

отношениях или отношениях членства.

Принципы организации арендного подряда устанавливаются

Правительством.

 

Глава III

 

ЗАЩИТА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ АРЕНДАТОРА,

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ДОГОВОРУ ОБ АРЕНДЕ.

РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ

 

Статья 22. Защита права арендатора на арендованное имущество

Арендатору обеспечивается защита его права на арендованное имущество

наравне с защитой права собственности.

Арендатор может потребовать возврата арендованного имущества из

любого незаконного владения, устранения препятствий в пользовании им,

возмещения ущерба, причиненного имуществу любыми лицами, в том числе

арендодателем.

Обращение взыскания по долгам арендодателя на имущество, сданное в

аренду, не допускается.

Имущество арендатора может быть изъято у него только по решению

компетентной судебной инстанции.

 

[Часть 4 ст.22 изменена Законом N 788-XII от 26.03.96]

 

В случае полного или частичного изъятия арендованного земельного

участка для государственных и общественных нужд новый землепользователь

возмещает арендатору причиненный ущерб. По требованию арендатора ему

отводится равноценный земельный участок в другом месте, при этом

действовавший до того времени договор либо изменяется по соглашению

сторон, либо прекращает свое действие.

 

Статья 23. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее

исполнение обязанностей по договору

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору

в том числе за изменение условий договора или его расторжение в

одностороннем порядке, виновная сторона несет ответственность,

установленную договором и законодательством.

 

Статья 24. Ответственность собственника имущества по

обязательствам государственного органа

При недостаточности средств у государственного органа, сдавшего в

аренду имущество государственного предприятия, организации,

ответственность по обязательствам этого органа перед арендатором несет

собственник имущества.

 

Статья 25. Рассмотрение споров, возникших при заключении,

выполнении, изменении условий и прекращении

действия договора

Споры, возникшие при заключении, выполнении, изменении условий и

прекращении действия договора, рассматриваются компетентной судебной

инстанцией общей юрисдикции либо экономической судебной инстанцией.

 

[Ст.25 изменена Законом N 788-XII от 26.03.96]

(Ст.25 изменена Z240/13.06.03, MO 138/08.07.03ст.557)

 

 

Налог на роскошь в Молдове будут платить бедные 18:35 19.03.2016

Эксперты считают, что из-за размытости положений нового налога на недвижимость, которым будут облагаться владельцы дорогого крупногабаритного жилья, под его действия рискуют попасть и сельчане, которые десятилетиями строили "casa mare".

 

КИШИНЕВ, 19 мар – Sputnik, Наталья Иовва. По мнению исполнительного директора Центра стратегических исследований и реформ Галины Шеларь, все зависит от того, какими будут механизмы определения плательщиков дополнительного налога.

 

Банк

© SPUTNIK/ EVGHENI PANASENCO

Эксперт: государство не позволяет молдаванам платить налоги

Кабмин Молдовы на заседании 12 марта утвердил проект бюджетно-налоговой политики на 2016 год. Документ оговаривает ряд мер, направленных на стабилизацию экономики и привлечение новых поступлений в бюджет. Среди одобренных правительством мер значится введение поправок, которые касаются налога на имущество. В частности предполагается, что физические лица, которые владеют имуществом площадью более чем в 120 квадратных метров и кадастровой стоимостью свыше 1,5 миллиона леев, будут обязаны ежегодно уплачивать 0,8 процента от кадастровой стоимости жилья.

 

"Проблема состоит в том, что в бюджетно-налоговой политике изложена именно идея, а механизмов реализации этой идеи у нас, к сожалению, нет. Не очень понятны и указанные критерии. То есть, это 120 квадратных метров и полтора миллиона леев или это 120 квадратных метров или полтора миллиона леев. В случае "или" под действие нового налога попадут сельчане, которые по сей день чтят традицию большого дома", — отметила Галина Шеларь в интервью радиостудии Sputnik в Молдове.

 

По ее мнению, в этой сложной ситуации, когда абсолютно все – и молдавское общество и наши партнеры по развитию указывают на нетранспарентность системы, новая не очень четко прописанная норма может создать условия для ухода от налога на роскошь теми, кто действительно ею обладает, и, напротив, повесить дополнительные расходы на тех, кто едва сводит концы с концами.

 

"Расследования, которые проводились ранее, указывают на то, что значительная часть элитного жилья, например в Кишиневе, может много лет находиться в стадии незавершенного строительства, поскольку там, якобы, что-то недоделано. Следовательно, этот налог на роскошь этих особняков касаться не будет", — отметила эксперт.

 

Ранее министр финансов Октавиан Армашу заявил, что благодаря введению нового налога на недвижимость поступления в госбюджет вырастут на 100 миллионов леев. По другой версии доходы могут составить в 2016 году 50 миллионов леев.

 

Налог на недвижимость класса "люкс" – очередная мистификация

18.03.2016

{Налог на недвижимость класса "люкс" – очередная мистификация} Молдавские Ведомости

В 2014 году национальная антикоррупционная комиссия инициировала проверку имущества зампрокурора столичного сектора Буюкань Елены Няга, выложившей в интернете фото своего роскошного особняка в Стрэшень площадью 270 кв. м. В 2015 году она принята на работу

 

Как известно, проект налоговой политики на 2016 год был разработан минфином ещё в середине прошлого года. Однако из-за затянувшихся политических манипуляций со сменой правительства мы смогли с ним ознакомиться только в последние дни января нынешнего. Разумеется, со стороны бизнеса и экспертного сообщества незамедлительно было высказано множество претензий, которые по уже обычной для нашей действительности практике так и остались без ответа. Следуя бутафорским демократическим принципам, в Молдове каждый может высказывать свои суждения. Но это вовсе не означает, что на абсолютное большинство из них власть собирается хоть как-то реагировать.

 

Помимо ранее наработанных «новаторских» изменений, анонсируются и новые. Особенно большой резонанс получило заявление министра финансов о предстоящем введении владельцам дорогого жилья площадью более 120 кв. м. примерной стоимостью более 1,5 миллиона лей так называемого, «налога на роскошь». При этом его ставка составит аж 0,8 процента от оценочной стоимости дорогостоящей недвижимости, установленной территориальными кадастровыми органами. А это, в свою очередь, якобы обеспечит увеличение доходов государственного бюджета уже в текущем году на сумму от 50 до 100 миллионов лей и даже выше. (Вообще-то налог на жильё пока перечисляется в местные бюджеты, а не в государственный!).

 

Понятно, Октавиан Армашу - человек в министерстве новый и многих нюансов ещё не знает, но аппарат-то в основном прежний. А уж его-то специалисты как «Отче наш» просто обязаны знать как непосредственно сам Налоговый кодекс, включающий раздел VI в части ставок налога на недвижимое имущество, так и закон РМ №1056 от 16.06.2000 о введении в действие данного раздела.

 

А там, в Налоговом кодексе, в статье 280(1) подпункт а) прописано, что базовые ставки данного налога устанавливаются органами местного публичного управления, но лишь в пределах 0,05–0,3 процента от налогооблагаемой базы недвижимого имущества. А вот в приложении 2 названного выше закона №1056 в пункте 3 уже детально расписаны следующие коэффициенты:

 

«В случаях, когда общая площадь жилых помещений и основных строений, принадлежащих физическим лицам, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, зарегистрированных на праве собственности, превышает 100 кв. м включительно, установленные конкретные ставки налога на недвижимое имущество увеличиваются в зависимости от общей площади в следующем порядке:

 

от 100 до 150 кв.м включительно - в 1,5 раза;

 

от 150 до 200 кв.м включительно - в 2 раза;

 

от 200 до 300 кв.м включительно - в 10 раз;

 

свыше 300 кв.м - в 15 раз».

 

И здесь есть ряд весьма значимых нюансов. Эта прогрессивная шкала продавливалась на протяжении многих лет нашими западными кураторами по развитию, так как они были просто обескуражены масштабами и обликом множества возводимых помпезных коттеджей и даже дворцов в самой бедной стране Европы. По их убеждению, и с этим следует согласиться, богатые не только обязаны платить больше, но и повышенные ставки налога на роскошную недвижимость должны стать определяющим барьером на пути одиозного и примитивного закапывания огромных финансовых средств в землю.

 

Конечно, подобные предложения у нас отвергались с порога. Нашёлся и «благородный» под это мотив: в Молдове на селе традиционно много домов со значительной площадью застройки, в которых проживают большие семьи со скромными доходами. Однако, несмотря на всяческие ухищрения и проволочки доморощенных нуворишей и лоббистов, саботирующих введение повышенных ставок, они всё же с 1.01.2007 были введены в действие законом парламента РМ 448-XVI от 28.12.2006. После этого первоначальная градация данной шкалы хоть и корректировалась, но её принцип прогрессивного налогообложения всё же сохранялся до настоящего времени.

 

В этой связи возникает два вопроса

 

Первый. Получается, что, исходя из продвигаемого минфином «ноу-хау», пока ещё действующую прогрессивную шкалу собираются упразднить? Или же считают возможным стричь налогоплательщиков дважды: в местные бюджеты, как и прежде, и дополнительно – в государственный?

 

Второй. Если же останется только вновь предложенное нормотворчество, то стране следует ожидать не увеличения анонсированных налоговых поступлений, а их сокращения. Ибо пока действующая шкала по своему охвату потенциальных плательщиков намного шире и существенно жёстче предлагаемого так называемого налога на недвижимость класса "люкс"?

 

Справедливости ради следует отметить, что за прошедшие годы ощутимого увеличения собираемости налоговых поступлений повышенные ставки так и не принесли. Для справки: за весь 2015 год в публичный бюджет было собрано с физических и юридических лиц налога на недвижимость, включая и по прогрессивной шкале, всего-то 359,3 миллиона лей, или 0,94 процента от всех налоговых поступлений.

 

А как собрать их больше, если существует масса тривиальных схем, как легальных, так и нелегальных, позволяющих обойти эти повышающие коэффициенты? В частности, большие площади жилья можно практически бесплатно раздарить по частям детям, родителям, да и супруги могут формально, то есть фиктивно, развестись. Наконец, какие проблемы переоформить часть своего дома под офис опять же собственной фирмы?

 

Но это уже тема другого анализа.

 

Тем не менее, из всего здесь изложенного можно сделать однозначный вывод – нас в очередной раз пытаются дурить посредством создания некой иллюзии о псевдостремлении действующей власти переложить часть налогового бремени на богатых. А по факту – всё с точностью до наоборот.

 

Михаил ПОЙСИК, доктор экономики.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных