Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формулировка задачи




Победоносная армия выигрывает сраже­ние, еще не вступив в бой.

Сунь Цзы

Чем больше времени вы потратите на то, чтобы правильно сформу­лировать, какая задача стоит перед вами, тем ближе вы подойдете к ее решению. И наоборот: чем меньше времени вы уделите опре­делению сути вопроса, тем вероятнее, что ваше решение окажется


54 □ Часть 1. С чего начать

не самым лучшим. Чтобы убедиться, насколько смехотворными оказываются решения некорректно сформулированных задач, достаточно ознакомиться с записями в книгах Патентного бюро США. В них, в частности, предлагаются такие никому не нужные вещи, как мяч для гольфа, подающий дымовой сигнал после со­прикосновения с землей (чтобы легче было его найти); пеленки для попугаев; будильник, пускающий струйку воды в лицо спя­щего; леска для выуживания глистов из желудка; машинка для выдавливания ямочек на щеках и т. д.

Сформулируйте задачу и правильно определите суть. Когда я думаю о сути задачи, мне вспоминаются борцы сумо — огромные, мощные японцы. Большую часть времени поединка они сидят на корточках, присматриваясь друг к другу. Борцы принимают по­зу, сохраняют ее некоторое время, затем встают, ходят и снова са­дятся на корточки. Так повторяется много раз, и вдруг — бац! — они хватают друг друга, один падает на татами, и поединок за­кончен. В процессе сидения на корточках и принятия разных поз борцы ищут нужное положение тела, стараясь оптимально сосре­доточиться, чтобы достойно встретить главный удар. Единствен­ная защита борца сумо заключается в сохранении правильной «центровки», в постоянной готовности к внезапной атаке и ока­занию немедленного отпора. Точно так же в процессе постановки задачи вы можете написать формулировку, изучить ее, отложить в сторону, вернуться к ней позднее, «растянуть» или «сжать» ее, сформулировать заново, пока «центровка задачи» не будет опре­делена правильно. Тогда вы, подобно борцу сумо, готовы к бою.

Суть задачи определяется с помощью вопросов. Они помогают взглянуть на проблему с разных сторон. Иногда новая перспекти­ва буквально раскрывает вам глаза. Сколько кубиков вы насчи­таете на приведенном далее рисунке?

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Чтобы правильно определить суть задачи, нужно:

1) записать ее в виде вопроса, который начинается словами: «Каким образом я могу?..»;

2) варьировать формулировку, заменяя ключевые слова синонимами;

3) «растянуть» формулировку, чтобы расширить перспективу;

4) «сжать» формулировку, чтобы сузить перспективу: о разделить задачу на ряд подзадач;

о решить подзадачи;

о продолжать задавать вопросы: «А как еще?..» или: «А почему еще?..»


Глава 3. Выбор задачи □ 55

Для начала полезно сформулировать задачу вполне определен­ным образом. Этот прием известен под названием «Приглашаю­щая основа». Он поможет удержаться от соблазна остановиться на формулировке, отражающей только одну сторону проблемы. За­пишите несколько формулировок задачи, начиная их словами: «Как я мог бы?..» Каждая новая формулировка даст вам возмож­ность по-новому взглянуть на проблему и направит ваши мысли в русло новых возможностей.

Представьте себе, что вы — тот человек, который изображен на рисунке слева. Ваша задача состоит в том, чтобы соединить концы Двух веревок, свисающих с потолка. Веревки расположены так, что, держа одну, невозможно, как ни тянись, достать другую. Комната совершенно пуста, в карманах у вас нет ничего особенно­го — только то, что лежит в них обычно. Как решить задачу? Пер-


56 □ Часть 1. С чего начать

вая формулировка может быть такой: «Как можно дотянуться до другой веревки?» После этого вы, скорее всего, потратите доста­точно много сил, но все безрезультатно, потому что дотянуться до второй веревки просто невозможно. Если же сформулировать во­прос иначе: «Каким образом я и веревки можем соединиться?», то это уже приближает к решению.

Привяжите к концу одной веревки какой-нибудь мелкий предмет (ключ, брелок, кольцо и т. п.) и качните ее, как маятник. А затем, держа рукой вторую веревку, подхватите свободной ру­кой качающуюся.

Варьируйте слова

Этот простой способ получения разных формулировок заключает­ся в том, что ключевые слова одной формулировки заменяют сино­нимами. Но в первую очередь необходимо изучить уже имеющую­ся формулировку и выделить в ней ключевые слова.

Менеджер по производству компании «ОВ'ЭКШН» из города Льевен (Франция) столкнулся со следующей задачей: как разра­ботать новый, уникальный продукт питания?

Он заменил слово «уникальный» на «удивительный», слово «разработать» — на «преобразовать» и сформулировал задачу по-новому: как преобразовать продукт питания в нечто удивитель­ное?

Он стал размышлять о том, что могло бы удивить его самого, а потом — чем можно удивить покупателей. На него произвело бы впечатление, если бы какой-нибудь знакомый предмет при­нял необычную форму — например, самолет в виде коровы.

«Точно так же, — подумал он, — знакомые продукты пока­жутся удивительными, если будут выглядеть необычно, напри­мер: буханка хлеба в виде банана, пирамидальные помидоры или квадратная картошка». В итоге пришло решение: квадратные яйца. И он «разработал» вареные квадратные яйца с желтком внутри, со сроком хранения двадцать один день, пригодные для разогревания в микроволновой печи (чем они выгодно отличают­ся от обычных яиц, которые при этом «взрываются»). Стоит ли говорить о том, что компания «ОВ'ЭКШН» была уверена, что


Глава 3. Выбор задачи □ 57

американцы тотчас же бросятся раскупать новую удивительную еду, как только она появится в продаже.

Несерьезная, казалось бы, игра со словами дает серьезный стимул для рождения новых идей. Удачные слова подобны изю­минке, брошенной в пресное тесто скучной формулировки.

Растяните» задачу

Самурая учили находиться в постоянной боевой готовности. Вни­мание у него должно было быть исключительно обостренным, чтобы он смог отразить внезапное нападение, заметить мельчай­шее движение и ничего не упустить из виду, что было бы просто невозможно, если бы он сосредоточенно следил за каким-то од­ним объектом.

Чтобы раскрыться для самых разных возможностей, надо «растянуть» задачу. А для этого задается вопрос: «Почему?» Это позволяет определить главную цель и разобраться с предположе­ниями, что, в свою очередь, ведет к переосмыслению задачи.

Скажем, перед вами стоит следующая проблема: как продать больше компьютеров IBM?

1. Первый шаг: «Почему я хочу продать больше компьютеров IBM? — Потому что мы продаем их все меньше».

2. Второй шаг: «Почему я хочу продать больше компьютеров? — Для того чтобы повысить объем продаж».

3. Третий шаг: «Почему я хочу повысить объем продаж? — По­тому что хочу, чтобы наши дела шли лучше».

4. Четвертый шаг: «Почему я хочу, чтобы наши дела шли луч­ше? — Потому что это повысит уровень моего благосостоя­ния».

5. Пятый шаг: «Для чего мне нужно повысить уровень своего благосостояния? — Для того чтобы хорошо жить».

Теперь вопросы можно сформулировать следующим образом:

Q Почему я хочу продать больше компьютеров IBM? Q Как продать больше компьютеров? 0 Как повысить объем продаж?


58 □ Часть 1. С чего начать

а Как улучшить наши дела?

а Как повысить уровень моего благосостояния?

а Что сделать, чтобы мне лучше жилось?

Суть заключается в том, чтобы найти лучшую точку зрения. Фраза о повышении уровня своего благосостояния позволяет вам мысленно охватить гораздо больше возможностей, чем формули­ровка: «Продать больше компьютеров». В таком случае вы може­те выбирать между более высокими комиссионными, другой ра­ботой, дополнительным заработком, инвестициями, продажей других изделий и т. д.

Формулируя задачу как можно шире, вы как бы возноситесь на вершину горы, с которой видны все пути, ведущие к вершине. А если вы не видите всех возможных путей, можете просмотреть и наилучший.

Сожмите» задачу

После того как получите наиболее полное представление о том, что надо искать, следует сузить задачу, превратить ее из общей в частную. Это сделает задачу более удобной для решения, по­скольку сократит область его поисков. Представьте себе, что ищете адрес, зная только, что человек живет в Монреале.

Если вам известно, что искать надо в западной части старого Монреаля, то найти адресата значительно легче. Ну а если бы кто-нибудь вам подсказал, что человек живет недалеко от отеля «Бонавентура», задача еще более упростилась бы. То же происхо­дит при решении разных проблем. Вы сами устанавливаете пре­делы, в рамках которых ищете идеи.

Чтобы «сжать» задачу и выявить ее сильные и слабые сторо­ны, надо задавать специальные вопросы: кто, что, где, когда, по­чему и как.

Кто поможет найти людей или группы людей, которые могут быть заинтересованы в обладании нужными ресурсами или дос­тупом к ценной информации? Кто выиграет от решения задачи?

Что поможет определить возможные препятствия, требова­ния, вознаграждения, преимущества и недостатки принятого ре­шения?


Глава 3. Выбор задачи □ 59

Где узловые точки проблемы?

Когда проверять графики, даты и своевременность осуществ­ляемых действий?

Почему так важно лучше понять основную цель?

Как проследить за развитием ситуации, узнать, какие дейст­вия следовало бы предпринять раньше или, наоборот, позже? Ка­кие шаги предпринять в первую очередь?

Одна проектная компания поставила задачу так: как спроек­тировать оригинальный и удобный контейнер для мусора?

Чтобы «сжать» задачу, следует задать следующие вопросы.

□ Кто поможет создать такой контейнер?

□ Какие материалы надо использовать? а Где достать необходимые материалы?

□ Когда нужно сделать контейнер? q Что сделает его более удобным?

а Какая форма является оригинальной?

а Почему новый контейнер будет лучше существующих?

В связи с этим возникают подзадачи.

□ Как привлечь другие фирмы к разработке проекта нового кон­тейнера для мусора?

□ Как сделать этот контейнер из других материалов?

□ Как достать нужные материалы?

□ Как составить график разработки данного проекта?

□ Как сделать контейнер более удобным?

□ Как сделать его оригинальным?

□ Как сделать его лучшим?

Все эти подзадачи вдохновили компанию на создание подлин­но новаторского изделия: удобного мусорного ведра. Оно изготов­лено из пластика и хранится в сложенном виде. Доходчиво напи­санная инструкция с рисунками, простые крепежные лапки и система быстрой разборки позволяют за считанные секунды пре­вратить плоский лист пластика в мусорное ведро. Оно смотрится лучше, чем прочие контейнеры для мусора, и «пожирает» не так много ресурсов матушки-Земли.


60 □ Часть 1. С чего начать






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных