ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие и сущность налога
Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе с момента его возникновения. Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного платежа составляет сущность налогов. Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта: - работники, создающие материальные и нематериальные блага и получающие доход; - хозяйствующие субъекты, собственники капитала, действующие в сфере предпринимательства. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. С философской позиции налог — это общественно необходимое явление, а стало быть, общественное благо. С его помощью, посредством обобществления части индивидуальных богатств, достигается социальное равновесие между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами и на этой основе обеспечивается общественный прогресс. В налоге отражена общечеловеческая потребность жертвовать во благо всех, особенно во благо нуждающихся в общественной защите и помощи [6]. За сравнительно короткую историю становления новой налоговой системы России научное определение налога претерпело ряд существенных трансформаций, связанных с поиском и закреплением в налоговом праве его сущности и определяющих признаков. До настоящего времени не выработано единого толкования понятия налога независимо от политического и экономического строя общества, от природы и задач государства. Приводимое в большинстве учебников по финансам и налогообложению определение налога представляется как «обязательный платеж физических и юридических лиц, взимаемый государством», — экономически верное, но не достаточно полное, поскольку [6]: 1. Это понятие не устанавливает безвозмездность данного платежа, которая отличает его от других платежей и сборов, взимаемых государством с населения и юридических лиц возмездно и не являющихся поэтому налогом (налоги в отличие от заемных средств взимаются с налогоплательщика государством без каких-либо конкретных обязательств перед ним, а потому носят принудительный и безвозмездный характер). В связи с этим не могут быть отнесены к налогам различного рода взносы, вклады, штрафы, уплачиваемые в соответствии с заключенными договорами, а также штрафные санкции за нарушение налогового и другого законодательства. 2. Приведенное понятие не устанавливает цели взимания налоговых платежей. 3. Не установлена индивидуальность данного платежа, исключающая возможность перенесения уплаты налога на другое лицо или на группу лиц. Налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Наиболее полное определение налога дано в части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), хотя в этом определении есть достаточно спорные моменты. Ст. 8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Согласно Гражданскому кодексу РФ (далее – ГК РФ) юридическое лицо — организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Согласно НК РФ организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ. Физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Налог не возникает сам собой из условий хозяйствования, он всегда принудительно навязывается производству, обмену и потреблению извне, являясь принудительным элементом процесса ценообразования. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым или таможенным органом требования налогоплательщику об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 и 48 НК РФ. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ, а с физического лица — в судебном порядке. В качестве меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов предусмотрено применение налоговых санкций (ст. 114 НК РФ). Налог всегда имеет форму денежного платежа, кроме случаев, прямо указанных в законе. Например, в главе 26.4 НК РФ «Соглашения о разделе продукции», действие которой предусмотрено в отношении добывающих предприятий ТЭКа. Применявшиеся в 1990-х годах зачеты, взаимозачеты, уплата налогов продукцией, услугами и работами в настоящее время исключены (ст. 8,45 НК РФ). Денежная форма уплаты налога предопределена самой сутью налога, который является, как установлено ст. 8 НК РФ, платежом. Слово «платеж» в русском языке означает денежные средства, которые надлежит уплачивать в порядке оплаты приобретенных товаров, за используемые ресурсы, за предоставленный кредит в виде установленных законом взносов, в форме расчетов по обязательствам. По своей правовой природе налог имеет форму отчуждения части имущества собственника либо имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении в унитарных государственных или муниципальных предприятиях. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства. В этой обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества. С публичным характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств. Существенным признаком налогов является их индивидуальная безвозмездность. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства по отношению к налогоплательщику, который не вправе рассчитывать на услуги и какие-либо встречные юридически значимые действия государства в его пользу. Вместе с тем налог, выступая общественно необходимым имущественным платежом в бюджет, возвращается налогоплательщикам в виде индивидуально неопределенных благ, таких, как укрепление правопорядка, благоустройство муниципальных образований, дорог, развитие образования, здравоохранения, социальная поддержка малообеспеченных граждан и т. д. В налоговую систему России, кроме налогов как таковых, входят также приравненные к ним сборы, отличительная особенность которых состоит в том, что их уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Перечень сборов, как и налогов, включен в НК РФ, и поэтому на сборы распространяются все правила и правоотношения, установленные налоговым законодательством России. Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридическими значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Сбор всегда связан с определенной специальной целью (за что конкретно уплачивается), которая достигается в результате его уплаты, т. е. присутствует элемент индивидуальной возмездности. Например, в случае таможенного сбора налогоплательщик формулирует цель — ввоз тех или иных товаров на территорию страны. Именно налогоплательщик в первую очередь заинтересован в ввозе товара, государство же выдвигает условия ввоза — оформление документов и уплату таможенного сбора. В определении сбора отсутствуют два признака, присутствующие в характеристике налога: 1) Индивидуальной безвозмездности. 2) Уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства. Вместо них введен признак индивидуальной возмездности, а именно предоставление определенного эквивалента «юридически значимых действий» в отношении плательщика сбора. Важным является признак обязательности. В соответствии с законным определением сбора в отличие от налога обязанность по уплате возникает в результате свободного выбора плательщика, однако на самом деле обязательность (принудительность) сборов имеет точно такой же характер, как и обязательность косвенных налогов. Плательщик может избежать уплаты косвенных налогов, отказавшись от потребления обложенными этими налогами товаров (работ, услуг); может он избежать и уплаты сборов, не обращаясь за соответствующими услугами государства. Однако неизвестно, как будет обеспечивать свою жизнедеятельность индивид, если практически все товары и услуги содержат в себе косвенные налоги. Сбор по своей сути является взносом. Слово «взнос» в русском языке означает «внесение за что-либо денег». Понятие «пошлина» НК РФ не выделяет как самостоятельное, однако оно тесно связано с понятием «сбор», поскольку исторически пошлины и сборы возникли как способ покрытия издержек учреждений, в пользу которых они взимались, и представляли собой плату за оказание определенного круга услуг. В данном случае с помощью пошлин ставилась задача компенсировать фактически осуществленные расходы —покрыть издержки и бесприбыльность. Пошлина — денежные средства, которые надлежит уплачивать в порядке оплаты приобретенных товаров, за используемые ресурсы, за предоставленный кредит в виде установленных законом взносов, в форме расчетов по обязательствам. Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение — мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Таким образом, в налоговой системе можно выделить: 1) налоговые обязательные платежи — налоги и сборы, непосредственно входящие в налоговую систему государства и регулируемые налоговым законодательством; 2) неналоговые обязательные платежи (квазиналоги) — непосредственно не входящие в налоговую систему государства и регулируемые не налоговым, а иным законодательством; 3) разовые изъятия налогового характера — платежи, взимаемые в качестве наказания за недобросовестное исполнение обязанностей налогоплательщика и регулируемые налоговым законодательством.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|