Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Неотехнологические теории о современном международном предпринимательстве




Дальнейшее развитие теории Хекшера-Олина-Самуэльсона, связанное с разукрупнением факторов производства, вызвало возникновение неотехнологических теорий внешней торговли. Так, в начале 1960-х годов появилась теория технологического разрыва М. Познера. Она предполагает, что открытие новых технологий приводит к экспорту новых товаров, произведённых на их основе, а затем и самих технологий. Так, по мнению М. Познера, и развивается международная торговля.

 

А в 1966 году Р. Вернон создал другую теорию неотехнологического направления – теорию «жизненного цикла продукта». Она утверждает, что каждый новый продукт проходит следующие стадии: внедрения, роста, зрелости и старения. Страны специализируются на производстве и экспорте одного и того же товара на разных стадиях его жизненного цикла. Например, изобрели в стране А новую технологию производства телевизора, производят его и экспортируют в другие страны, но потом технология устаревает, продаётся стране Б, и уже эта страна производит телевизор по более низкой цене и экспортирует его в другие страны.

 

Важно заметить, что если классики и неоклассики исходили из невмешательства государства во внешнеторговые отношения, то неотехнологические теории утверждают, что государство должно принимать меры по научно-техническому развитию производства, стимулировать свёртывание старых отраслей и производств и ускоренное развитие принципиально новых.

 

Особое направление теорий международной торговли связано с отрицанием теории Хекшера-Олина-Самуэльсона. Так, Кэмп предложил теорию «эффекта масштаба», по которой страны могут получать выгоду от международной торговли даже при одинаковой обеспеченности факторами производства – на основе отраслевой специализации. Такая специализация обеспечит экономию издержек производства через эффект масштаба. То есть постоянные издержки (зарплата управленческому персоналу, арендная плата и т.д.) на единицу продукции уменьшается с увеличением объёма производства и международная торговля становится эффективной. Правда, эта теория во многих случаях не подтвердилась. Например, исследования показали, что развитые страны могут одновременно ввозить и вывозить товары, относящиеся к одной и той же отрасли.

 

В 1960-1970-х годах появилась теория С. Линдера, обосновывающая внутриотраслевую специализацию. То есть чем ближе уровни национального дохода на душу населения в двух странах, тем товары каждого государства могут удовлетворять спрос в любом из них, ведь при этом государства ведут торговлю разными товарами одной отрасли.

 

В заключение данной темы отметим, что своеобразным обобщением современного развития теорий международной торговли стала теория «международной конкурентоспособности наций», разработанная американским учёным М. Портером в начале 1990-х годов. Суть её заключается в том, что место каждой страны и её конкретных производителей на мировом рынке зависит от следующих четырёх основных условий. Во-первых, количество и качество различных факторов производства. Во-вторых, спрос на внутреннем рынке. В-третьих, наличие смежных и обслуживающих отраслей. И, наконец, в-четвёртых, стратегия фирм и наличие конкуренции на внутреннем рынке.

 

5. Теория конкурентных преимуществ м.портера и ее роль в развитии международного бизнесса

 

М. Портер на основании анализа более 100 отраслей и подотраслей из 10 стран приходит к выводу, что международные конкурентные преимущества действующих в этих отраслях и подотраслях национальных фирм зависят от того, в какой макросреде осуществляется их деятельность в собственной стране. Макросреда определяется не только факторами производства, но и характером спроса на внутреннем рынке, развитостью родственных и смежных отраслей, уровнем менеджмента и конкуренции в стране, а также экономической политикой правительства и даже случайными событиями (войной, неожиданными изобретениями и т. д.). Сочетание этих шести главных параметров (особенно первых четырех, которых Портер называет детерминантами), определяет конкурентные преимущества фирм. В общую систему детерминантов конкурентных преимуществ М. Портер включает и роль случайных событий, которые могут либо усилить, либо ослабить сложившиеся конкурентные преимущества страны. Роль правительства в формировании национальных конкурентных преимуществ состоит в оказании значительного влияния на все основные детерминанты «национального Ромба».

 

Для производственного предприятия имеются в основном три стратегии, которые приводят к получению прибыли:

 

1. Предприятие (одно или с несколькими конкурентами) может завоевать рынок путем сбыта большого количества изделий, производя их с минимальными расходами и продавая по низким ценам;

 

2. Изделие и предприятие отличаются от других конкурентов особыми свойствами, за которые покупатели готовы платить. Это может быть и лучший внешний вид, более совершенное функционирование, улучшенный сервис и т. д. Такие особенности называют USP (Unique Sales Proposition) и обещают изделию хорошие перспективы продаж.

 

3. Для малых и средних предприятий в качестве альтернативной стратегии рекомендуется селективная обработка рынка с достижением лидерства по ценам в отдельных малых сегментах рынка или предложением средств решения проблем в таких сегментах. При малом объеме продаж и при высоких ценах попытки конкуренции с поставщиками массовых товаров бесперспективны.

 

Стратегии конкурентной борьбы:

 

1. Обработка больших сегментов рынка. Предполагает:

 

а) решение проблемы – дифференциация в узком смысле (решение проблем в больших сегментах созданием USP);

 

б) лидерство по расходам и по ценам

 

2. Обработка рыночных ниш (малые сегменты) – селективная обработка рынка:

 

а) предложение средств решения проблем в нише;

 

б) лидерство по ценам в нише.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных