Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Основы стихосложения
Понятие
| Формулировка
| Рифма
| Звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце. В отличие от других звуковых повторов, рифма всегда подчеркивает ритм, членение речи на стихи
| Строфа
| Повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха. Часто имеет законченное содержание и синтаксическое построение. Строфа отделяется одна от другой увеличенным интервалом
| Ритм
| Постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных — слогов ударных и безударных.
|
| С понятием «поэтический ритм» связаны все регулярные композиционно значимые повторы словесно-звукового материала. К числу таковых относятся повторы:
тождественных или аналогичных слоговых групп (тонический ритм);
стиховых строк равной длительности (силлабический);
синтаксических конструкций в пределах одной или нескольких соотносимых стиховых строк (синтаксический);
звуков в конце строк (рифма);
звуков на равных композиционных местах внутри строк (внутренняя рифма);
чередование рифмующих окончаний по положению ударного слога от конца — мужское и женское, мужское и дактилическое;
пауз в конце стиховых строк;
пауз словоразделов на равных композиционных местах внутри стиховых строк (цезура);
соотношений между синтаксическим строем предложения и метрической основой стиха (интонационный ритм)
|
Стихотворный размер (метр)
Стихотворный размер — последовательно выраженная форма стихотворного ритма (определяется числом слогов, ударений или стоп — в зависимости от системы стихосложения); схема построения стихотворной строки.
В русском (силлабо-тоническом) стихосложении различаются пять основных стихотворных размеров: двухсложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Кроме того, каждый размер может варьироваться по количеству стоп (четырехстопный ямб; пятистопный ямб и пр.).
Понятие
| Формулировка
| Пример
| Ямб
| Двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.
Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры: четырехстопный (лирика, эпос), шестистопный (поэмы и драмы XVIII в.),
пятистопный (лирика и драмы XIX— XX вв.),
вольный разностопный (басня XVIII—XIX вв., комедия XIX в.)
| Открылась бездна, звезд полна,
и-|и-|и-|и-|
Звездам числа нет, бездне дна.
U-|U-|U-|U-
М. В. Ломоносов
| Хорей
| Двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге
| Буря мглою небо кроет,
-и|-и|-и|-и|
Вихри снежные крутя;
-и|-и|-и|-
То, как зверь, она завоет,
-и|-и|-и|-и|
То заплачет, как дитя...
-U|-U|-U|-
А. С. Пушкин
| Дактиль
| Трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на первый слог в стопе
| -UU| -UU...
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
М. Ю. Лермонтов
| Амфибрахий
| Трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог — ударный среди безударных — в стопе.
| U-U| U-U...
Шумела полночная вьюга
В лесной и глухой стороне.
А. А. Фет
| Анапест
| Трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе
| UU-|1 UU-...
У людей-то в дому — чистота, лепота,
А у нас-то в дому — теснота, духота...
Н. А. Некрасов
|
Система рифмовки
Понятие
| Формулировка
| Пример
| Перекрестная
| Такая система рифмовки в стихотворении, при которой рифмующиеся строки чередуются по схеме abab
| Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом,
Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?
М. Ю. Лермонтов
| Параллельная
(смежная, парная)
| Такая система рифмовки в стихотворении, при которой рифмующиеся строки идут одна за другой по схеме aabb
| Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик...
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
А. Барто
| Опоясывающая
(кольцевая)
| Такая система рифмовки в стихотворении, при которой рифмуются первые и последние строки, а также внутренние (третья и четвертая строки) по схеме abba
| Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины.
Е. А. Баратынский
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|