Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основы стихосложения




Понятие Формулировка
Рифма Звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце. В отличие от других звуковых повторов, рифма всегда подчеркивает ритм, членение речи на стихи
Строфа Повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединен­ное определенной системой рифмовки; дополнительный рит­мический элемент стиха. Часто имеет законченное содержание и синтаксическое построение. Строфа отделяется одна от другой увеличенным интервалом
Ритм Постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных — слогов ударных и безударных.
  С понятием «поэтический ритм» связаны все регулярные композиционно значимые повторы словесно-звукового материала. К числу таковых относятся повторы: тождественных или аналогичных слоговых групп (тонический ритм); стиховых строк равной длительности (силлабический); синтаксических конструкций в пределах одной или нескольких соотносимых стиховых строк (синтаксический); звуков в конце строк (рифма); звуков на равных композиционных местах внутри строк (внутренняя рифма); чередование рифмующих окончаний по положению ударного слога от конца — мужское и женское, мужское и дактилическое; пауз в конце стиховых строк; пауз словоразделов на равных композиционных местах внутри стиховых строк (цезура); соотношений между синтаксическим строем предложения и метрической основой стиха (интонационный ритм)

 

 


Стихотворный размер (метр)

Стихотворный размер — последовательно выраженная форма стихотворного ритма (определяется числом слогов, ударений или стоп — в зависимости от системы стихосложения); схема построения стихотворной строки.

В русском (силлабо-тоническом) стихосложении различаются пять основных стихотворных размеров: двухсложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Кроме того, каждый размер может варьироваться по количеству стоп (четырехстопный ямб; пятистопный ямб и пр.).

Понятие Формулировка Пример
Ямб Двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные раз­меры: четырехстопный (лирика, эпос), шести­стопный (поэмы и дра­мы XVIII в.), пятистопный (лирика и драмы XIX— XX вв.), вольный разностопный (басня XVIII—XIX вв., комедия XIX в.) Открылась бездна, звезд полна, и-|и-|и-|и-| Звездам числа нет, бездне дна. U-|U-|U-|U- М. В. Ломоносов
Хорей Двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге Буря мглою небо кроет, -и|-и|-и|-и| Вихри снежные крутя; -и|-и|-и|- То, как зверь, она завоет, -и|-и|-и|-и| То заплачет, как дитя... -U|-U|-U|- А. С. Пушкин
Дактиль Трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на первый слог в стопе -UU| -UU... Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. М. Ю. Лермонтов
Амфибрахий Трехсложный стихо­творный размер, при котором ударение па­дает на второй слог — ударный среди безудар­ных — в стопе. U-U| U-U... Шумела полночная вьюга В лесной и глухой стороне. А. А. Фет
Анапест Трехсложный стихо­творный размер, при котором ударение пада­ет на последний, третий, слог в стопе UU-|1 UU-... У людей-то в дому — чистота, лепота, А у нас-то в дому — теснота, духота... Н. А. Некрасов

 

Система рифмовки

Понятие Формулировка Пример
Перекрест­ная Такая система рифмов­ки в стихотворении, при которой рифмующиеся строки чередуются по схеме abab Белеет парус одинокий В тумане моря голубом, Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? М. Ю. Лермонтов
Параллель­ная (смежная, парная) Такая система рифмовки в стихотворении, при которой рифмующие­ся строки идут одна за другой по схеме aabb Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик... Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. А. Барто
Опоясывающая (кольцевая) Такая система рифмов­ки в стихотворении, при которой рифмуются первые и последние стро­ки, а также внутренние (третья и четвертая строки) по схеме abba Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединяй протяжный вой С протяжным отзывом долины. Е. А. Баратынский

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных