Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Круг лирических произведений для чтения




Автор Количество произведений
  «Живое слово» «Родная речь»
Аким Я.    
Александрова З.    
Апухтин А.    
Ахматова А.    
Бальмонт. К.    
Баратынский Е.    
Барто А.    
Баруздин С.    
Бенедиктов В.    
Берестов В.    
Благинина Е.    
Блок А.    
Брюсов В.    
Бунин И.    
Бурдян М.    
Воронько П.    
Высотская О.    
Гамзатов Р    
Греков Н.    
Гумилев Н.    
Джалиль М.    
Дрожжин С.    
Дьяконов Л.    
Есенин С.    
Жигулин А.    
Жуковский В.    
Заходер Б.    
Инчин А.    
Исаковский М.    
Квитко Л.    
Кедрин Д.    
Клычков О.    
Козлов И.    
Ладонщиков Г.    
Лермонтов М.    
Майков А.    
Маршак С.    
Михалков С.    
Модзалевский Л.    
Народная песня    
Некрасов Н.    
Никитин И.    
Пастернак Б.    
Петров Ф.    
Питиримов С.    
Плещеев А.    
Погореловский С.    
Полонский    
Пришелец А.    
Прокофьев А.    
Пушкин А.    
Родари    
Рубцов Н.    
Рылеев    
Саконская Н.    
Семенов В.    
Серова Е.    
Слуцкий Б.    
Смирнов А.    
Соловьева П.    
Соловьев С.    
Суриков И.    
Тараховская Е.    
Танк М.    
Твардовский А.    
Токмакова И.    
Толстой А.К.    
Трутнева Е.    
Тушнова В.    
Тютчев Ф.    
Фет А.    
Цветаева М.    
Чуковский К.    
Щипачев С.    
Яковлев Ю.Я.    

Приложение 2

Задания

Задание 1. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя», ответьте на вопросы.

1. Когда ты читал, слушал эти стихи, чей голос тебе представлялся?

2. Какую музыку ты слышал?

3. Если бы это стихотворение нужно было напечатать на цветной бумаге, какой цвет ты бы выбрал?

4. Какие слова подходят к этому произведению: гладкий или шероховатый, угловатый или круглый?

Цель: Определить соответствие ассоциаций, возникающих при чтении лирического стихотворения, чувствам и переживаниям поэта.

 

Задание 2.

1. Прочитайте «Зимнее утро» А.С. Пушкина, найдите в стихотворении самую светлую, легкую строчку и самую тяжелую, темную.

2. Прочитайте «Утес» М.Ю. Лермонтова. Представьте, что вы художники и вам нужно нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, что вы нарисуете?

3. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Найдите строчку, в которой содержится самое главное, весь смысл стихотворения.

Цель: Выявить способность понимать содержание стихотворения.

 

Задание 3. Дома вы прочитали стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».

Ваша задача составить по этому стихотворению диафильм. Для этого вам сначала нужно представить, что вы нарисуете на первом кадре, на втором и т.д. Напишите, что же вы нарисуете.

Цель: Определить уровень умения работать со стихами большого объема.

 

Задание 4.

1. Найдите сравнения в стихотворении Некрасова «Славная осень».

2. В произведении Пушкина «Вот север, тучи нагоняя» найдите слова, без которых стихотворение потеряло бы свою красоту.

3. В этом же стихотворении найдите выражения или отдельные слова, в которых передаются звуки.

Цель: Определить уровень умения находить в лирических стихах изобразительные средства языка.

 

Задание 5. Ответьте на следующие вопросы:

1. Как вы понимаете: «лирическое стихотворение»?

2. Что значит: «определите тему стиха»?

3. Какой образ представляется вам при чтении стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»?

4. Дайте определение рифме

Цель: Выявить уровень владения понятиями.

 

Задание 6. Прочитайте стихотворения «Осень» А.Твардовского, «Осень» И. Бунина и «Рожь, рожь.» А. Твардовского. Что вы можете сказать об этих произведениях?

Цель: Выявить знания особенностей лирических стихов.

 

Задание 7. Прочитайте первые три строчки из стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя», соблюдая все паузы и логические ударения:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идёт волшебница зима.

Цель: Установить уровень владения навыками выразительного чтения лирических стихов.

 

Задание 8.

1. Дома найдите стихи о зиме, подберите и выпишите рифмы.

2. Используя подобранные рифмы, попробуйте сами сочинить стихотворение о зиме.

Цель: Выявить способность применять имеющиеся знания в процессе творческой работы.

Приложение 3

Детские стихи

1. Наступает Новый год

Детки водят хоровод.

Водят, водят,

Водят хоровод,

Видят, дедушка идет.

 

2. Снежинка.

Снег белый лежит уж давно.

И падает снежинка белая,

Такая чистая, такая смелая!

Падает вниз, ни о чем не думая,

Лишь бы упасть не на землю – на снег.

К своим сестрицам-снежинкам.

Но вдруг. Что такое,

Летит она вверх,

А не вниз.

Видно, растаяла, бедная.

Солнце пригрело -

Стала паром.

И все это повторяется

Каждый год.

 

3. Зима.

Вот ветер воет, как корова,

Снежок плывет над облаками.

Урал лежит, хрустит,

Как жар костра.

Высота, как яркая звезда.

Горит вверху красивый

Огненный шар Солнце.

 

4. Снежинка.

Снежинка белая летит в окно,

Она такая смелая,

Что растаять даже не боится.

А другая снежинка

Летит на землю,

Тотчас же она попадает

Кому-то под ногу.

 

Приложение 4

Тема: С. Есенин «С добрым утром!»

Класс 3

Цели:

· познакомить учащихся с биографией поэта, с литературными терминами;

· раскрыть смысл стихотворения; учить анализировать поэтическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения;

· развивать эмоционально-чувственное отношение к поэзии; прививать любовь к природе.

Оборудование: портрет С. Есенина, плакат о жизни поэта, выставка книг, карточки.

I. Организационный момент.

– Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!

– Руки? На месте!

– Ноги? На месте!

– Локти? У края!

– Спина? Прямая!

II. Сообщение темы урока.

Я шла по улице, я всматривалась в лица.

Хотела я о людях больше знать,

Но люди шли, смотря себе под ноги,

На улице был лед, боялись все упасть.

Не видно глаз людских, все скованы и сжаты,

А ведь внутри они совсем не те…

Боимся мы смотреть в глаза друг друга,

Боимся людям тайны доверять,

Но надо постараться жить открыто,

В друзьях поддержку надо нам искать,

Друг другу в жизни надо помогать.

– Мы живем среди людей. Окружающие нас люди… о чем они думают, чем живут? Каждый человек – загадка! Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с жизнью и творчеством одного великого русского поэта.

III. Подготовка к первичному восприятию: рассказ учителя о поэте.

В осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло все его детство.

Дяди были озорные отчаянные. Однажды, когда Сереже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа очумел, но крепко держался за холку.

А как его учили плавать! Дядя Саша брал его в лодку, отъезжал от берега, снимал с него одежду и, как щенка, бросал в воду. Сережа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним.

Среди других мальчишек Сережа был коноводом и большим драчуном, ходил всегда с царапинами. Бабушка любила внука, нежности ее не было границ, но и ругала за озорство.

Так протекало его детство. Когда Сережа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось.

Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сережа начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16-17 лет.

«Есенин – нежное имя,

Соловьиный звон.

Кудрями золотыми

Звенел веселый клен.

Из солнечного ливня

Весеннее лицо

Овеял ветер наивный

Цветочною пыльцой».

Поэт прожил на земле до обидного мало – всего три десятилетия. Он писал, что его песня отзовется и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.

Вглядитесь внимательно в портрет Есенина. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? О чем писал свои стихи?

В своих произведениях поэт воспевал красоту родного края.

– А Родина для Сергея Есенина – это село Константиново под Рязанью.

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,

– Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Родина… С детства знакомое и близкое слово. С чего она начинается? Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово «Родина»?

Родина, мама, семья, дом, природа, река, любовь, забота, Отечество, Россия.

Чтение «О матери».

В своих рисунках вы запечатлели образы, увиденные вами. Всмотритесь внимательно в них, вспомните стихи С. Есенина.

Выставка рисунков.

IV. Чтение наизусть стихотворений С. Есенина, изученных ранее.

«Береза», «Черемуха», «Ночь», «Поет зима – аукает».

– Сегодня мы познакомимся с новым произведением Сергея Александровича Есенина «С добрым утром».

V. Первичное восприятие текста.

– Чтение стихотворения учителем.

– Что вы можете сказать об этом произведение?

– Какие чувства оно у вас вызвало?

VI. Упражнения для подготовки к чтению. Гимнастика для глаз

VII. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

VIII. Словарная работа.

Брезжит – рассветать, чуть светится.

Перламутр – ценное вещество с яркой переливчатой окраской. Им покрыты изнутри некоторые раковины.

Затон – вдавшийся в берег речной залив, заводь.

У плетня.

IX. Работа с текстом стихотворения.

– Найдите, как поэт описывает раннее утро в природе.

– Чему «улыбнулись сонные березки»?

– Почему они так красивы?

– В какой наряд «обрядилась» крапива?

– Выбери прилагательные, которые дает автор к словам:

звезды (какие?)

березки

косы

сережки

росы

– Найдите глаголы-действия к существительным.

Звезды – задремали

Свет – брезжит, румянит

Березки – улыбнулись, растрепали

Затон – задрожало

Росы – горят

Сережки – шелестят

Крапива – обрядилась, качается, шепчет.

– Почему это утро поэт называет добрым?

– Давайте попробуем заменить слова автора словами, близкими по смыслу (синонимами):

задремали –

задрожало –

брезжит –

обрядилась –

– Для поэта в природе все живое: и ветер, и лес, и солнце. Все имеет душу, живет, дышит.

Представить, увидеть картины природы помогают образные поэтические слова. Такие слова в литературе называют «эпитетами».

– Найдите эпитеты.

X. Физкультминутка.

XI. Работа с текстом стихотворения (продолжение).– Для чего поэт использует эти слова

– А знаете ли вы, как называется изображение неживых предметов в виде живых существ?

Такой прием называется олицетворением.

– Для чего поэт использует разные приемы для описания утра?

XII. Обобщающая беседа.

Мы вместе с поэтом видим, слышим и ощущаем утро. Скажите своими словами, что он видит

– Что он слышит?

– Расскажите, в какой местности жил поэт, наблюдая утро?

– Докажите, что поэт бесконечно любит свою и нашу с вами – Родину.

XIII. Работа над выразительностью чтения.

Мы представляем всю картину целиком, как бы являемся участниками увиденного поэтом утра. Как мы должны читать стихотворение, что должны передать слушателям?

– Быстро, медленно или торжественно?

– С каким настроением надо прочитать это стихотворение?

XIV. Выразительное чтение стихотворения.

XV. Домашнее задание.

Я надеюсь, вам понравилось это стихотворение поэта, а дома я прошу вас выучить его наизусть.

XVI. Итог урока.

В заключение нашего урока мне хочется поблагодарить вас за работу. Выставление оценок.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных