Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КБДПЗ- компьютерный банк данных проектов законов.




СОКРАЩЕНИЯ

ГСПИ -государственная система правовой информации.

ЕПК - Единый правовой классификатор Республики Беларусь.

ИКТ -информационно-компьютерные технологии.

КБДПЗ- компьютерный банк данных проектов законов.

НРПА - Национальный реестр правовых актов РБ.

НЦПИ - Национальный центр правовой информации РБ.

ПЦПИ - публичные центры правовой информации.

РЦПИ - региональные центры правовой информации.

ЭБДПИ – эталонный банк данных правовой информации.

 

1. Основные принципы построения ГСПИ. Основные составляющие ГСПИ.

Государственная система правовой информации Республики Беларусь, созданная на основе внедрения современных ИТ в правовую сферу. Названная система обеспечивает прежде всего условия для реализации права человека на получение полной, достоверной, официальной правовой информации и тем самым содействует формированию информационного общества.

Действующая на сегодняшний день в стране модель ГСПИ представляет собой общегосударственную организационно-техническую систему обеспечения полной, достоверной и актуальной нормативной правовой информацией субъектов правоотношений на основе Национального реестра правовых актов (НРПА) и эталонного банка данных правовой информации (ЭБДПИ).

ГСПИ представляет собой целостный многокомпонентный механизм, позволяющий аккумулировать правовые акты, принимаемые (издаваемые) в стране, поддерживать их в контрольном состоянии и обеспечивать эталонной правовой информацией каждого, у кого возникнет потребность в ней.

ГСПИ в настоящее время состоит из следующих основных составляющих:

1. Национального центра правовой информации Республики Беларусь - центрального государственного научно-практического учреждения, осуществляющего сбор, учет, обработку, хранение, систематизацию и актуализацию эталонной правовой информации, ее распространение (предоставление), а также официальное опубликование правовых актов;

2. Автоматизированной системы формирования государственного информационного нормативно-правового ресурса, создаваемого НЦПИ.

Она включает:

- Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (НРПА) как единую универсальную систему учета, регистрации, обработки и официального опубликования правовых актов;

- Эталонный банк данных правовой информации (ЭБДПИ), который, по сути, является сводом законодательства Республики Беларусь в электронном виде и иные банки данных правовой информации;

- Единый правовой классификатор Республики Беларусь, созданный в целях обеспечения систематизации законодательства, обмена правой информацией, ведения Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и формирования эталонного банка данных правовой информации.

3. Комплексной системы распространения правовой информации, состоящей из:

- Национального центра правовой информации Республики Беларусь;

- Национального правового Интернет-портала http://www.pravo.by /;

- единой автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы правовой информации судебных органов;

- региональных центров правовой информации (филиалы НЦПИ в каждой области и в г. Минске);

- публичных центров правовой информации;

- иных организаций, распространяющих правовую информацию в электронной форме.

4. Системы межгосударственного обмена правовой информацией.

В стране создана государственная межведомственная автоматизированная система управления правовым ресурсом, которая реально внедрена на всех уровнях управления республикой и которая позволила сформировать и постоянно поддерживать в актуальном состоянии единый в стране официальный и полный государственный нормативно-правовой информационный ресурс. При этом характерной особенностью белорусской модели государственной системы правовой информации является то, что государство практически взяло на себя ответственность за создание системы самого широкого доступа населения к правовой информации, возложив эти функции, прежде всего на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ), как на центральное государственное научно-практическое учреждение в области правовой информатизации и создания государственной системы правовой информации, придав ему функции реального идеолога и координатора этих процессов.

Правовой основой для развития правовой информатизации, формирования ГСПИ и создания ее реально функционирующей модели явились Указы Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338 "О создании Национального центра правовой информации Республики Беларусь", от 20 июля 1998 г. № 369 "О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь", от 24 июля 1998 г. № 376 "О создании компьютерного банка данных проектов законов Республики Беларусь", от 30 октября 1998 г. № 524 "О мерах по совершенствованию государственной системы правовой информации", от 30 декабря 2010 г. № 712 ”О совершенствовании государственной системы правовой информации Республики Беларусь“, от 4 января 1999 г. № 1 "Об утверждении Единого правового классификатора Республики Беларусь" (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 6 августа 2002 г. № 424), от 16 декабря 2002 г. № 609 "О создании Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь" и др.

На сегодняшний день ГСПИ позволяет пользоваться официальной и актуальной правовой информацией всем категориям граждан - работающим и неработающим, государственным служащим и предпринимателям, пенсионерам и школьникам, обладающим и не обладающим компьютерной техникой. т.е. реально создана система доступа широких слоев населения к правовой информации, что является свидетельством открытости нашего государства.

2. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ) является центральным государственным научно-практическим учреждением, осуществляющим сбор, учет, обработку, хранение, систематизацию и актуализацию эталонной правовой информации, ее распространение (предоставление), а также официальное опубликование правовых актов.

Основными задачами Национального центра правовой информации Республики Беларусь являются:

· обеспечение функционирования и развития государственной системы правовой информации Республики Беларусь;

· формирование и ведение государственных информационно-правовых ресурсов, в том числе эталонного банка данных правовой информации Республики Беларусь (эталонный банк данных правовой информации);

· распространение (предоставление) эталонной правовой информации, а также официальное опубликование правовых актов;

· участие в координации деятельности государственных органов и иных государственных организаций по вопросам сбора, учета, обработки, хранения, систематизации, актуализации и распространения (предоставления) правовой информации в Республике Беларусь

· участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, развитии и совершенствовании юридической терминологии на русском и белорусском языках и ее переводе на иностранные языки;

· проведение научных исследований в области правовой информатизации;

· обеспечение межгосударственного обмена правовой информацией.

НЦПИ осуществляет следующие функции:

· осуществляет организационно-методическое обеспечение функционирования и развития государственной системы правовой информации Республики Беларусь, деятельности по распространению (предоставлению) правовой информации в Республике Беларусь;

· осуществляет сбор правовой информации в порядке, установленном законодательством, ее учет, обработку, хранение, систематизацию и актуализацию;

· обеспечивает ведение Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и осуществляет издание официального периодического печатного издания «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» и его электронной версии;

· формирует и ведет эталонный банк данных правовой информации и иные государственные информационно-правовые ресурсы, в том числе на договорной основе для государственных органов и иных государственных организаций банки данных, содержащие правовые акты этих органов и информацию правоприменительного характера;

· выполняет работы по формированию, ведению и обеспечению функционирования Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь и иных государственных информационно-правовых ресурсов, формируемых НЦПИ и размещаемых в глобальной компьютерной сети Интернет;

· выполняет работы по ведению и сопровождению Единого правового классификатора Республики Беларусь, разрабатывает терминологические и иные словари, информационно-поисковые языки правовой тематики;

· формирует электронную библиотеку, содержащую информацию о международном праве и законодательстве иностранных государств, обеспечивает доступ к ней государственных органов и иных государственных организаций;

· осуществляет и обеспечивает распространение (предоставление) правовой информации в порядке, установленном законодательными актами;

· осуществляет анализ распространяемой в Республике Беларусь правовой информации на основании предоставляемых организациями и индивидуальными предпринимателями информационно-правовых ресурсов, печатных и электронных изданий, содержащих правовую информацию, а также доступа к информационно-правовым ресурсам, содержащим правовую информацию и размещаемым в глобальной компьютерной сети Интернет;

· по согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь создает РЦПИ и утверждает положения о них;

· принимает участие в организации и осуществлении межгосударственного обмена правовой информацией;

· в установленном порядке участвует в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам развития государственной системы правовой информации Республики Беларусь, правовой информатизации, иных актов по поручению Президента Республики Беларусь либо Администрации Президента Республики Беларусь;

· участвует в подготовке специалистов и научных кадров в области правовой информатизации в порядке, установленном законодательством;

· организует и проводит выставки, семинары, конференции и иные мероприятия, в том числе совместно с заинтересованными государственными органами и иными организациями;

· взаимодействует с государственными органами и иными организациями в целях обеспечения:

o функционирования и развития государственной системы правовой информации Республики Беларусь;

o реализации государственной политики в сфере правовой информатизации;

o эффективного использования государственных информационно-правовых ресурсов, создания условий для их развития и систематического информационного наполнения;

o развития информационных технологий в области правовой информатизации;

o реализации мероприятий, направленных на обеспечение доступа граждан и организаций к эталонной правовой информации, формирование системы правового воспитания детей и молодежи, повышение уровня правовой информированности общества в рамках государственных, региональных и иных научно-технических программ;

· осуществляет иную деятельность в соответствии с законодательством, поручениями Президента Республики Беларусь или Администрации Президента Республики Беларусь.

Центр имеет свои филиалы во всех областных центрах страны и г.Минске.

НЦПИ на деле обеспечивает реализацию конституционного права граждан Республики Беларусь на получение полной, достоверной и своевременной правовой информации, вносит свой вклад в повышение качества нормотворческой и правоприменительной деятельности, способствует росту правовой культуры белорусского общества. Правовой информацией, подготовленной Центром, пользуются миллионы людей.

2. Автоматизированная система формирования государственного информационного нормативно-правового ресурса, создаваемого НЦПИ.

2.1. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь

Одним из определяющих векторов государственной системы правовой информации стал Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, созданный в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369.

Одновременно с регистрацией в Национальном реестре новых актов Центром совместно с другими государственными органами в течение двух лет была проведена "инвентаризация" всех правовых актов, принятых за весь период существования Республики Беларусь, начиная с 1919 года. Такая своеобразная ревизия правовой базы позволила выявить акты, реально действующие и, соответственно, подлежащие включению в Национальный реестр. Кроме того, в ходе "инвентаризации" появилась уникальная возможность определить имеющиеся в законодательстве "белые пятна", дублирование правовых актов, наметить пути устранения этих недостатков. Таким образом не просто наводится порядок в законодательстве страны, обеспечивается его общедоступность и прозрачность, но и устраняются неясности с юридической силой и применением правовых актов.

На основании полученной информации сформирован полный эталонный массив действующего законодательства нашей страны.

Электронная версия Национального реестра представляет собой точную электронную копию его печатного издания и размещается на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь одновременно с выходом в свет соответствующего номера печатного издания. Идентичность содержания текста печатного издания Национального реестра и его электронной версии обеспечивается НЦПИ.


2.2. Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь

В Республике Беларусь создан и поддерживается в актуализированном состоянии эталонный банк данных правовой информации (ЭБДПИ) Республики Беларусь — основной государственный информационно-правовой ресурс, который формируется и ведется НЦПИ представляющий собой полное систематизированное собрание законодательства Республики Беларусь в электронном виде. Основой систематизации при этом является Единый правовой классификатор Республики Беларусь. Для обеспечения сбора правовых актов, их юридической обработки, систематизации и обновления в НЦПИ создана уникальная в своем роде технология, которая базируется на новейших информационных технологиях.

Ведение центром ЭБДПИ играет решающую роль в организации распространения достоверной правовой информации. Помимо НЦПИ ее распространением занимаются еще 6 организаций. Тем не менее отличия между их компьютерными базами данных правовой информации не касаются содержания баз. Суть в том, что согласно законодательству правовая информация во все прикладные компьютерные базы попадает из одного источника - эталонного банка данных правовой информации. Поэтому ошибки или расхождения в базах практически исключены.

2.3. Единый правовой классификатор Республики Беларусь

Единый правовой классификатор Республики Беларусь представляет собой систематизированный свод кодов и наименований классификационных делений, отражающих отрасли, подотрасли права и правовые институты, сгруппированные по предмету правового регулирования.

Каждый код раскрывается на несколько составляющих. Конечный код раскрывается перечнем правовых актов соответствующей тематики.

 

01 - Конституционное законодательство
01.01 - Конституция Республики Беларусь
О назначении республиканского референдума
Конституция Республики Беларусь
О названии Белорусской Советской Социалистической Республики и...
01.02 - Законодательство об основах конституционного строя
01.12 - Законодательство об иных вопросах государственного регулирования
02 - Гражданское и гражданское процессуальное законодательство....
03 - Законодательство о финансово-кредитной системе
18 - Правовые акты индивидуального применения и разового характера

3. Комплексная система распространения правовой информации,

Комплексная система распространения правовой информации состоит из:

- Национального центра правовой информации Республики Беларусь;

- Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь;

- единой автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы правовой информации судебных органов;

- региональных центров правовой информации (филиалы НЦПИ, региональный центр каждой области и г.Минска);

- публичных центров правовой информации;

- иных организаций, распространяющих правовую информацию в электронной форме.

Система распространения правовой информации включает в себя распространение правовой информации на электронных и бумажных носителях с использованием различных организационных и информационно-технологических форм распространения и гарантирует предоставление всем государственным органам, включая суды, органы прокуратуры, местные органы власти, все юридические и физические лица, официальной, полной и актуальной правовой информации как с помощью печатных изданий, так и в электронном виде, в том числе через Интернет.

3.1. Публичные центры правовой информации

С целью повышения уровня доступности законодательства для граждан между Национальным центром правовой информации РБ (НЦПИ) и Министерством культуры РБ в 2001 году было подписано Соглашение «О создании публичных центров правовой информации в Республике Беларусь и развитии сотрудничества в области распространения правовой информации». В соответствии с указанным Соглашением, Министерство культуры и НЦПИ взяли на себя обязательства по организации взаимодействия региональных органов культуры и региональных центров правовой информации (РЦПИ) в целях создания и последующей деятельности публичных центров правовой информации (ПЦПИ) на базе областных библиотек республики, а также обязательства по обеспечению последовательного создания и функционирования сети ПЦПИ в регионах и постоянному совершенствованию их организационной структуры.

ПЦПИ определены как "пункты свободного доступа граждан к эталонной правовой информации, создаваемые Министерством культуры совместно с НЦПИ на базе государственных публичных библиотек для обеспечения формирования у граждан правовых знаний, навыков правомерного поведения, уважительного отношения к праву".

В настоящее время в республике ПЦПИ действуют, практически, при всех библиотеках областного и районного звена. Вместе с тем работа по организации ПЦПИ продолжается на уровне детских и сельских (поселковых) библиотек.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных