Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Истоки формирования, сущность, субъекты и принципы экономической политики




Истоки формирования, сущность, субъекты и принципы экономической политики.

Системно-целевая структура экономической политики.

Противоречия целей и методы их разрешения.

 

Целью настоящей темы является раскрытие сущности, принципов субъектов и методов экономической политики, а также выяснение целевой структуры экономической политики и внутренней её противоречивости.

Истоки формирования, сущность, субъекты и принципы экономической политики

 

Рассматривая данный вопрос, прежде всего, обратимся к объективным основам зарождения и становления экономической политики, её взаимосвязи с рыночной экономикой.

Дело все в том, что общим доминирующим результатом функционирования рыночной экономики является рост эффективности рыночного механизма. И это обстоятельство характерно для всех исторических этапов развития рыночной экономики от зарождения простых форм товарного (производства) обмена, до вызревания современных сложнейших международных кооперационных форм.

На начальных этапах развития рыночных отношений данная эффективность обеспечивалась путем саморегуляции рынка, опирающейся на неограниченный рост свободной конкуренции. По мере же усложнения рыночных отношений потребовались дополнительные меры воздействия государства в целях обеспечения координации хозяйственной деятельности субъектов и стабильного, динамичного протекания экономических процессов в рамках общества. Это в конечном итоге и привело к появлению такого феномена, как «экономическая политика». Так, первой научно-обоснованной концепцией экономической политики был меркантилизм, который ратовал за активное вмешательство государства в хозяйственные дела и процессы воспроизводства. Второй такой концепцией экономической политики была физиократовская концепция, выступавшая за ограниченную роль государства в сфере экономики.

Что же касается несколько более позднего периода, а именно конца XVIII начала XIX в., то он в развитии человечества характеризуется, как известно, глубинными изменениями сущности социально-экономического прогресса, сдвигами именуемыми промышленным переворотом. Результатом этого переворота явился новый качественный уровень развития экономики, обусловивший её бурный рост.

В то же время технический подъем производства – явление не случайное. Объяснять его лишь накоплением у человечества знаний нельзя, этого явно недостаточно. Ведь по большому счету научно-технические открытия – это реакция на меняющуюся экономическую ситуацию.

То есть с увеличением объемов товарных сделок и масштабов торговли обострялась конкуренция, которая стимулировала многих представителей делового мира к активному поиску новых технических и технологических решений.

В целом же экономические процессы XVIII - XIX ст. создали качественно новую основу для взаимосвязи государственного и рыночного механизмов. Теперь задачей государства стало создание соответствующей инфраструктуры, т.е. обеспечения системой институтов, правовых норм и общественных благ, внутренней и внешней безопасности экономического развития, устойчивости национальной валюты. Такая инфраструктура была нужна рыночному механизму для более эффективной его самореализации.

В результате такого органического сочетания государства и рынка динамизм экономики стал не просто высоким, а чрезмерным. Механизма же сохранения общеэкономического равновесия у системы на то время не было, о чем и свидетельствует кризис 1929-1933 гг. В этой связи и был сделан вывод: необходимо поднять на новый качественный уровень роль государственного соучастия, найти более эффективный вариант взаимосвязи хозяйственного механизма и государства. Иными словами, экономика стала нуждаться в действенном комплексе государственных мер поддержки, что и знаменует собой новое представление об экономической политике.

В изменившихся условиях государство расширило систему мер инфраструктурного характера. Но главное, чего потребовало новое качество рыночного механизма – нахождение способов внешней его коррекции (в результате ограниченных возможностей саморегулируемого рыночного механизма).

К системе же коррекции относятся меры по поддержанию макроэкономического равновесия постоянно развивающейся рыночной экономики. С другой стороны, само понятие равновесия приобрело не только экономическую, но и социальную окраску. Поэтому потребовалось создание разветвленной системы социального страхования. В этой связи, первые элементы в разработке экономической политики оправданно относят к концу XIX в. Примером тому служит Германия, где О.Бисмарком было инициировано принятие социального законодательства на основе которого возникла новая сфера – социальное страхование. Так, в 1883 г. законом было введено страхование по болезни, затем в 1884 г. – по несчастным случаям, а в 1889 г. – по инвалидности для промышленных рабочих; было введено и их пенсионное обслуживание.

Характерной чертой первых разработок экономической политики была стратегия «точечного воздействия». В её рамках, как относительно самостоятельные направления практиковались: а) таможенное; б) аграрное; в) промышленное и г) социальное регулирование. А в начале ХХ в. на смену точечному воздействию пришел вариант комплексного воздействия. Главной причиной перехода к комплексному воздействию (наряду с I и II мировой войной) был мировой экономический кризис 30-х годов. В этих условиях вмешательство государства стало носить не только региональный, но и общеэкономический характер (а позже и международный).

Таким образом, учитывая сложное многообразие трактовок экономической политики, за основу можно взять ту, которую дал немецкий учёный Х. Гирш, а именно: экономическая политика представляет собой совокупность мер государства, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их протекание.

В системе государственных мер регулирования выделяют различные стороны. Например: 1) практическую и 2) теоретическую.

Практический аспект – это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования.

Теоретический – систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики (сюда относятся также разработка моделей и прогнозов). Важной задачей научного аспекта экономической политики является формирование экономического мышления (т.е. понимание того, что государство создаёт лишь рамочные условия).

Далее, в экономической политике выделяют методы, воздействующие на общеэкономические процессы, и те, что направлены на регулирование конкретных сфер хозяйства. К последним, например, относят регулирование оплаты труда государственных служащих, строительство школ, вузов и т.д.

С точки зрения институционального и отраслевого критериев в экономической политике принято выделять следующие направления:

1) аграрное,

2) промышленное,

3) внешнеэкономическое,

4) транспортное,

5) социальное.

По функциональному критерию можно обозначить:

1) конъюнктурный,

2) структурный,

3) ценовой,

4) валютный,

5) кредитный и

6) финансовый варианты экономической политики.

К субъектам экономической политики относят:

1. Государство (включая в его состав региональные, местные институциональные образования).

2. Негосударственные союзы, объединения.

Государство при этом наделено экономической и политической властью. Союзы же, объединения могут опираться лишь на свой экономический потенциал (законодательной власти у них нет).

А теперь кратко охарактеризуем эти субъекты.

1. Власть государства должна использоваться для:

а) согласования экономических интересов различных групп производителей и населения станы;

б) направления их трудовой активности на достижение определенных единых целей. Состоит она (власть) из законодательной и исполнительной власти.

То есть, законодательная – определяет и утверждает основные направления экономической политики. Исполнительная – отвечает за её реализацию. Уровни разделения функций при федеративном устройстве – федеральный, региональный и местный. При централизованном – общегосударственный и местный.

В западных странах имеются также и институты, имеющие общественно-правовой статус, которые и самостоятельными субъектами не являются и в состав государственного управления не входят. То есть им предаются определенные функции управления (к примеру, в ФРГ – это региональные управления по страхованию, система местных больничных касс). Это компромиссный организационный вариант, занимающий промежуточное положение между государственным и частным сектором (играют относительно скромную роль).

Среди субъектов экономической политики есть также и институты, имеющие надгосударственный характер (деятельность ЕС, т.е. орган, которому делегируются определенные полномочия).

2. Негосударственные субъекты экономической политики. К ним относятся различные объединения, выражающие интересы определенных слоев и групп (профсоюзы, союзы предпринимателей и т.п.).

Роль союзов предпринимателей так же значима, как и государства. Причина этого – возможность группового давления, нажима на те властные структуры, которые определяют экономическую политику и проводят её в жизнь.

При этом союзы предпринимателей обладают определенным преимуществом (умелые действия в области рекламы, заметное влияние на выборы в органы госвласти, принятие участия в этих органах).

Как согласовываются интересы общества (государства) и предпринимателей?

1) делегирование объединениям права решения определенного круга вопросов (функциональных задач). (Так, в ФРГ корпорация ремесленников наделена правом проведения экзаменов на звание подмастерьев и т.д., сельскохозяйственным союзам поручается практическая реализация аграрной политики).

2) Система тарифных договоров, в которой участвуют государство, профсоюзы, союзы предпринимателей.

Кроме государственных институтов и экономических союзов, участвующих в проведении экономической политики непосредственно, следует назвать также и группы и институты, которые могут оказывать косвенное влияние на принятие решений. Это – политические организации, партии, средства массовой информации, авторитетные личности, экспертные советы, общественное мнение. Их воздействие на экономическую политику зависит от типа политической системы, её структуры, обстановки в стране.

Таким образом, понятие «экономическая политика» шире понятия «государственное регулирование». Проводя экономическую политику государство выступает инициатором и основным её исполнителем. При этом его успех в осуществлении той или иной экономической политики зависит от умения рационально организовать совместные действия всех участников проводимой политики.

Исходя из всего выше сказанного, можно определить, таким образом, основные принципы экономической политики:

1.Обязательного учета двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.

2.Связь экономической политики с реалиями данной страны (политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т.д.).

3.Рассмотрение экономической политики как решающего средства поддержания политического курса страны.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных