Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Метод экспертных оценок в экономическом исследовании




Современная экономика предъявляет новые, более высокие требования к управлению. Вопросы совершенствования методов управления приобретают сейчас важное значение, поскольку именно в этой сфере имеются еще большие резервы роста эффективности народного хозяйства. Существенным фактором повышения научного уровня управления является применение при подготовке решений математических методов и моделей. Однако полная математическая формализация технико-экономических задач часто неосуществима вследствие их качественной новизны и сложности. В связи с этим все шире используются экс­пертные методы, под которыми понимают комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, направленных на получение от специали­стов информации, необходимой для подготовки и выбора рациональных реше­ний. Экспертные методы применяют сейчас в ситуациях, когда выбор, обоснова­ние и оценка последствий решений не могут быть выполнены на основе точных расчетов. Такие ситуации нередко возникают при разработке современных про­блем управления общественным производством и особенно при прогнозирова­нии и долгосрочном планировании.

Основные трудности, связанные с информацией, возникающие при выра­ботке сложных решений, можно подразделить на следующие группы.

Во-первых, исходная статистическая информация зачастую бывает недос­таточно достоверной.

Во-вторых, некоторая часть информации имеет качественный характер и не поддается количественной оценке. Нельзя точно рассчитать степень влияния социальных и политических факторов на реализацию планов, оценить экономи­ческий эффект будущих изобретений и т.д., но их нельзя не учитывать.

В-третьих, в процессе подготовки решений часто возникают ситуации, когда в принципе необходимую информацию получить можно, однако в момент принятия решения она отсутствует, поскольку это связано с большими затрата­ми времени или средств.

В-четвертых, существует большая группа факторов, которые могут по­влиять на реализацию решения в будущем, но их нельзя точно предсказать.

В-пятых, одна из наиболее существенных трудностей при выборе реше­ний состоит в том, что любая научная или техническая идея содержит в себе потенциальную возможность различных схем ее реализации, а любое экономи­ческое действие может приводить к многочисленным исходам. Проблема выбора наилучшего варианта решения может возникнуть и потому, что обычно су­ществуют ограничения в ресурсах, а, следовательно, принятие одного варианта всегда связано с отказом от других решений.

В-шестых, при выборе наилучшего решения мы нередко сталкиваемся с многозначностью обобщенного критерия, на основе которого можно произве­сти сравнение возможных исходов. Многозначность, многомерность и качественное различие показателей являются серьезным препятствием для получения обобщенной оценки относительной эффективности, важности, ценности или полезности каждого из возможных решений.

В связи с этим одна из главных особенностей решения сложных проблем состоит в том, что применение расчетов здесь всегда переплетается с использо­ванием суждений руководителей, ученых, специалистов. Эти суждения позво­ляют хотя бы частично компенсировать недостаток информации, полнее ис­пользовать индивидуальный и коллективный опыт, учесть предположения спе­циалистов о будущих состояниях объектов.

Это заставляет прибегать к комплектованию групп специалистов, пред­ставляющих в качестве экспертов различные области знаний. Применение групповой экспертизы позволяет не только рассмотреть множество аспектов и факторов, но и объединить различные подходы, с помощью которых руководи­тель находит наилучшее решение.

Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспер­тами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой су­ждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обра­ботки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы. При выполнении своей роли в про­цессе управления эксперты производят две основные функции: формируют объекты (альтернативные ситуации, цели, решения и т.п.) и производят измере­ние их характеристик (вероятности свершения событий, коэффициенты значи­мости целей, предпочтения решений и т.п.). Формирование объектов осуществ­ляется экспертами на основе логического мышления и интуиции. При этом большую роль играют знания и опыт эксперта. Измерение характеристик объ­ектов требует от экспертов знания теории измерений.

Характерными особенностями метода экспертных оценок как научного ин­струмента решения сложных неформализуемых проблем являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспе­чивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов, и, во-вторых, применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке ре­зультатов. Эти две особенности отличают метод экспертных оценок от обычной давно известной экспертизы, широко применяемой в различных сферах челове­ческой деятельности.

В настоящее время в нашей стране и за рубежом метод экспертных оце­нок широко применяется для решения важных проблем различного характера. В различных отраслях, объединениях на предприятиях действуют постоянные или временные экспертные комиссии, формирующие решения по различным слож­ным неформализуемым проблемам.

Область применения метода экспертных оценок достаточно широка. Пе­речислим типовые задачи, решаемые методом экспертных оценок:

1) составление перечня возможных событий в различных областях за определенный промежуток времени;

2) определение наиболее вероятных интервалов времени свершения сово­купности событий;

3) определение целей и задач управления упорядочением их по степени важности;

4) определение альтернативных вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения;

5) альтернативное распределение ресурсов для решения задач с оценкой их предпочтительности;

6) альтернативные варианты принятия решений в определенной ситуа­ции с оценкой их предпочтительности.

Для решения перечисленных типовых задач в настоящее время применя­ются различные разновидности метода экспертных оценок. К основным видам относятся:

- анкетирование и интервьюирование;

- мозговой штурм;

- дискуссия;

- совещание;

- оперативная игра;

- сценарий.

Каждый из этих видов экспертного оценивания обладает своими пре­имуществами и недостатками, определяющими рациональную область приме­нения. Во многих случаях наибольший эффект дает комплексное применение нескольких видов экспертизы. Анкетирование и сценарий предполагают инди­видуальную работу эксперта. Интервьюирование может осуществляться как индивидуально, так и с группой экспертов. Остальные виды экспертизы пред­полагают коллективное участие экспертов в работе. Независимо от индивиду­ального или группового участия экспертов в работе целесообразно получать информацию от множества экспертов. Это позволяет получить на основе обра­ботки данных более достоверные результаты, а также новую информацию о за­висимости явлений, событий, фактов, суждений экспертов, не содержащуюся в явном виде в их высказываниях.

Для реализации процедуры экспертного оценивания необходимо сформи­ровать группу экспертов. Общим требованием при ее формировании является эффективное решение проблемы экспертизы. Достоверность экспертного оце­нивания может быть определена только на основе практического решения про­блемы и анализа ее результатов. Достоверность группового экспертного оцени­вания зависит от общего числа экспертов в группе, долевого состава различных специалистов в группе, от характеристик экспертов.

Опрос - главный этап совместной работы группы управления и экспер­тов. Основным содержанием опроса являются;

- постановка задачи и предъявление вопросов экспертам;

- информационное обеспечение работы экспертов;

- выработка экспертами суждений, оценок, предложений;

- сбор результатов работы экспертов.

Можно назвать три типа задач, которые решают в процессе опроса:

- оценка качественная или количественная заданных объектов;

- построение новых объектов;

- оценка новых объектов.

Рациональное использование информации, полученной от экспертов, воз­можно при условии образования ее в форму, удобную для дальнейшего анализа, направленного на подготовку и принятие решений. Возможности формализации информации зависят от специфических особенностей исследуемого объекта, надежности и полноты имеющихся данных, уровня принятия решения. Форма представления экспертных данных зависит и от принятого критерия, на выбор которого, в свою очередь, существенное влияние оказывает специфика иссле­дуемой проблемы.

Экспертные методы исследования чаще всего имеют форму устной бесе­ды (интервью) или письменного анкетного опроса.

После проведения опроса группы экспертов осуществляется обработка ре­зультатов. Исходной информацией для обработки являются числовые данные, выражающие предпочтения экспертов, и содержательное обоснование этих предпочтений. Целью обработки является получение обобщенных данных и но­вой информации, содержащейся в скрытой форме в экспертных оценках. На ос­нове результатов обработки формируется решение проблемы.

Использование метода экспертных оценок помогает формализовать про­цедуры сбора, обобщения и анализа мнений специалистов с целью преобразо­вания их в форму, наиболее удобную для принятия обоснованного решения.

Необходимо совершенствовать систему отбора экспертов, повышение на­дежности характеристик группового мнения, разработку методов проверки обоснованности оценок, исследование скрытых причин, снижающих достоверность экспертных оценок. Однако уже сегодня экспертные оценки в сочетании с другими математико-статистическими методами являются важным инструмен­том совершенствования управления на всех уровнях.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных