Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Закономерности эстетического воспитания




Перед педагогами-исследователями и практиками, занимающимися воспитанием, в частности, воспитанием средствами искусства, постоянно возникает вопрос о результативности этой деятельности. В самом деле: как «измерить» или «взвесить» динамику процесса, который проявляет себя в эстетической оценке художественных ценностей? Можно, конечно, запросить эту оценку и сравнить ее с оценкой профессионалов. Но не будет ли это свидетельством скорее обученности (т.е. результатом дидактического процесса), нежели воспитанности (т.е. результатом воспитания)? Еще в последней трети ХХ в. советские ученые предложили использовать в качестве показателя эстетической воспитанности личности уровень художественных предпочтений и доказали достоверность этого показателя.

Разбирая структуру эстетического сознания личности (тема 4), мы видели, что развитые эстетические вкусы, высокие эстетические идеалы являются следствием накопленного эстетического опыта. явления этого опыта человеческое сознание ранжирует на более или менее значимые в эстетическом отношении явления. Каждое новое произведение искусства, попадающее в круг восприятия мы невольно сравниваем с уже известными нам и помещаем на некую воображаемую ступеньку шкалы оценок: это произведение так же хорошо, как и те, что я высоко ценю (или хуже, или лучше), что, в сущности, и определяет характер эстетической оценки нового.Таким образом, от того, какие произведения мировой художественной культуры мы располагаем на верхних ступенях нашего личного эстетического рейтинга, зависит характер остальных эстетических оценок.Естественно, что полноценное эстетическое воспитание должно проявляться в оценке самых разнообразных произведений всех основных видов художественного творчества.

Именно таким образом был организован массовый (более 120 тыс. респондентов) опрос школьников разных регионов Советского Союза, позволивший выявить не очень многочисленную (около 10%) группу учеников, чьи художественные интересы эксперты оценили как высокие. Ребят просили назвать любимые, самые лучшие, представляющие высшие достижения человечества произведения. Другие вопросы анкеты выявляли характер взаимоотношений с художественными ценностями в учебной, досуговой деятельности и в режиме спонтанного творчества. Статистическая обработка полученных данных выявила устойчивые корреляции ряда параметров, характерных для школьников с высоким уровнем эстетических предпочтений. Это позволило сформулировать важнейшие закономерности и принципы эстетического воспитания.

Уровень художественных предпочтений как индикатор эстетической воспитанности.

Было установлено, что:

1. Для эстетически развитых школьников характерен интерес ко всему разнообразию видов художественного творчества, наряду с доминирующим интересом к одному из них.

2. Доминирующий интерес к искусству реализуется в трех видах деятельности: восприятие, познание, самостоятельное творчество.

3. Качественный скачок в эстетическом развитии школьников происходит (или не происходит!) в период между 14 и 16 годами.

4. Непременным условием такого качественного перехода является общение школьника с эстетически развитым взрослым.

Другим непременным условием гармоничного эстетического развития является взаимодействие и взаимосвязь восприятия искусства на уроке, во внеурочной деятельности и через средства массовой информации

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных