Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История русской философии




  1. «Западничество» (Н.В. Станкевич, Т.Н. Грановский) и «славянофильство» (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков) в русской философии XIXв.
  2. Философия «общего дела» Н.Ф. Федорова.
  3. Философские идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
  4. Философия «всеединства» Вл. Соловьева.
  5. Христианский экзистенциализм Н.А. Бердяева.

Ключевые понятия: западники, славянофилы, всеединство, общее дело, русская идея, София, соборность, православие, Бог, совесть.

 

Общая характеристика русской философии

 

  1. Русская философия — феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

 

Характерными чертами русской философии являются:

  • сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
  • специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);
  • целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
  • большая роль проблем морали и нравственности;
  • конкретность;
  • широкое распространение в массах, понятность простому народу.

 

Основы предмета русской философии составляли:

  • проблема человека;
  • космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
  • проблемы морали и нравственности;
  • проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
  • проблема власти;
  • проблема государства;
  • проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии);
  • проблема идеального общества;
  • проблема будущего.

 

Можно выделить следующие основные исторические этапы русской философии:

 

  • период зарождения древнерусской философии и ранние этапы христианской философии Руси;
  • философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);
  • философия XVIII в.;
  • философия XIX в.;
  • русская и советская философия XX в.

 

Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

 

Основными темами ранней русской философии были:

 

  • моральные и нравственные ценности;
  • объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;
  • государство;
  • право;
  • природа.

 

 

Наиболее яркими представителями философии указанного периода являются:

 

  • Илларион (основное произведение - "Слово о Законе и Благодати ", в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);
  • Владимир Мономах (основное произведение — "Поучение", своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);
  • Климент Смолятич (основное произведение — "Послание пресвитеру Фоме ", главная тема философии — проблемы разума, познания);
  • Филипп Пустынник (основное произведение — "Плач") - затрагивает проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

 

Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходится на XIII - XVII вв.

Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:

  • сохранение русской духовности;
  • христианство;
  • борьба за освобождение;
  • устройство государства;
  • познание.

 

Среди видных философов данного периода можно указать следующих:

  • Сергий Радонежский (XIV в. – философ и богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;
  • Филофей (XVI в.) — занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства ("Москва - Третий Рим") по линии Рим - Константинополь — Москва;
  • Максимилиана Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;
  • Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ог­раничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;
  • Нил Сорский, Вассиан Патрикеев - выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения " нестяжателей " (боролись против "иосифлян" — сторонников сохранения прежних церковных устоев);
  • Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон — за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной. Аввакум — за сохранение старых обрядов;
  • Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

 

Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии.

  • философию эпохи петровских реформ;
  • материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.

К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.

 

Основной направленностью их философии была социально-политическая:

  • вопросы устройства монархии;
  • императорской власти, ее божественности и нерушимости;
  • прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);
  • войны и мира.

 

Также философы данного направления занимались и иными вопросами — познания, нравственных ценностей и др.

 

Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, АН. Радищев.

 

М.В. Ломоносов (1711 - 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии.

Также Ломоносовым была выдвинута атомическая ("корпускулярная") теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц ("корпускул", то есть атомов) — материальных монад.

Отношение М.В. Ломоносова к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.

В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.

 

На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749 — 1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо — борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

 

 

Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:

  • декабристское;
  • монархическое;
  • западническое и славянофильское;
  • революционно-демократическое;
  • атеистическое;
  • теологическое;
  • философию космизма.

 

Русская (и советская) философия XX в. представлена, главным образом:

  • философией марксизма-ленинизма;
  • философией космизма;
  • естественнонаучной философией;
  • философией "русского зарубежья".

 

 

Русская философия XIX в.

 

Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:

  • декабристская философия;
  • философия западников и славянофилов;
  • философия Чаадаева;
  • консервативная религиозная и монархическая философия;
  • философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;
  • революционно-демократическая философия;
  • либеральная философия.

 

Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбеккера и других.

 

Основная направленность философии декабристов — социально-политическая. Ее опорными идеями были:

  • приоритет естественного права;
  • необходимость для России правового строя;
  • отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;
  • личная свобода человека;
  • ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.

Историческая философия была представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 - 1856).

Основными направлениями его философий были:

  • философия человека;
  • философия истории.

Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает как личность. Коллективное (общественное) сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе — основной фактор, отличающий человека от животных. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным.

 

Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное Провидение. Воплощение Божественной юли – христианство.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных