ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Дескриптивный, 2) атрибутивный, 3) сущностный.1) В случае дескриптивного (описательного) подхода исследователи концентрируют внимание на выделении и описании тех морфологических, физиологических, поведенческих и прочих признаков, которые отличают человека от представителей других видов живых организмов. Дескриптивный подход характерен и для философии. Атрибутивный подход предполагает попытки исследователей выйти за рамки чистого описания признаков и найти среди них такой, который бы решающим образом отделял человека от животных. Этот главенствующий признак, в конечном счете, мог бы предопределять все остальные. Наиболее известный из таких атрибутов — это «разумность» человека. Сущностное определение человека — это попытка создания такой концепции в философии. Вся история философской мысли есть в значительной мере поиск такого определения природы человека, которое бы, с одной стороны, полностью согласовывалось с эмпирическими данными о свойствах человека, а с другой — высвечивало ему в будущем достаточно ясные, хотя и не исключительно оптимистические перспективы развития. Сущностный подход к определению человека, сложившийся в философии, можно отчасти конкретизировать в связи с исследованием основных мировоззренческих установок и дополняющих их типов учений о человеке. В истории философии можно выявить мировоззренческие установки в зависимости от того, какому явлению отдается преобладающее значение. Например, природе — природоцентризм, Богу — теоцентризм и др. Эти мировоззренческие установки дополняются определёнными типами учений о человеке: природоцентризм — учением о человеке натуралистическом и т.д.
Истоки логоцентризма обнаруживают в античной философии после Гераклита.
Примером второй концепции могут служить древнеримское государство и право, направленные на строгий порядок, иерархию. Построение иерархий по принципу времени и ранга — путеводная нить данной концепции мира. Человек разумный. М. Шелер выделяет четыре определения: — Человек несет в себе некую божественную активность, которой нет в других объектах живой природы. — Эта активность (превращая Хаос в Космос) есть та сила, из которой произрастает истинное познание мира. — Сила не зависит от инстинктов, чувств и представляет собой логос. — Она является абсолютной постоянной с точки зрения истории, народонаселения и места. Философия от Аристотеля до Гегеля почти не изменила своего понимания этих характеристик.
В ценностном плане эта установка предполагает первенствующее значение духовных начал над материальными. Она также выступает альтернативой господства техники и рыночных отношений в современном обществе, которые понижают статус человека в мире, выводят личную и общественную жизнь за рамки моральных норм. В политическом плане культуроцентризм противостоит попыткам устройства мира по единой модели. Человек символический. Этот тип антропологических теорий, основой которого выступает способность человека к воображению, выявил Э. Кассирер. Для него биологическая природа человека не была самодостаточной, хотя он и считал, что жизнь человека формируется по тем же правилам, что и других живых организмов. Человек символический определяется через его способностью производить символы: язык, миф, религию, науку и т п. Историческая и теоретическая конкретизация сущностного подхода к пониманию природы человека подготавливает вывод о том, что она определяется двумя программами: природной (биологической) и культурно-социальной. В середине XX века пришли к необходимости разработки «антропологической установки» — такого стиля мышления и метода исследования, которые бы исходили из человека и следовали антропологическим принципам в истолковании реальности. Например, можно изучать бытие или проблемы культуры, но при этом сосредотачивать внимание на антропологическом измерении этих явлений. В качестве одного из основных, антропологическая установка предполагает разработку содержательного и методологического принципа «двойственности». Например, с одной стороны, человек смертен, то есть, конечен и осознаёт это. С другой стороны, он приобщается к бесконечности вселенной благодаря познанию. Человек конечен и бесконечен. Это характеристики двойственности утверждения как одновременной противоречивости и взаимодополнительности его бытия. Двойственная организация человека проявляется в том, что, как и животное, он подчиняется инстинктам, реализует физиологические потребности, необходимые для выживания. В то же время, человек определяется общественными нормами и правилами, выработанными в культуре. А также осознаёт себя как свободное существо, стремится к осуществлению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины. Двойственная обусловленность человека задаёт то динамическое напряжение, которое питает развитие культуры. В истории философской мысли эта обусловленность была закреплена в понятийных противоположностях: «животное—человек», «природа—общество», «тело—дух», «человек—Бог», «зло—добро». Значение этих противоположностей заключается в том, что они обращают внимание на вечную тайну человека и стимулируют поиск своего места и назначения в мире. На принцип двойственности в философском понимании человека ориентируются: Ф. Ницше, М. Бубер, М. Ландманн и некоторые другие.[1] Требование антропологической установки предполагает разработку методов, которая реализуется в поле исследований языка. Например, учитывающих достижения: философской герменевтики, предстающей и как самосознание человека (Х.-Г. Гадамер); психоаналитической антропологии Ж. Лакана; социальной антропологии К. Леви-Стросса. Так философская антропология дополняется ещё одним измерением — особым методом мышления, который не исчерпывается как формальной, так и диалектической логикой и ориентируется на интерпретации различных представлений о мире и человеке.
«Природа человека» — это философское понятие, обозначающее естественное происхождение человека, его родство с жизнью вообще, близость со всем сущим. Также, данное понятие охватывает всё многообразие собственно человеческих проявлений, отличающих человека от иных форм существующего и живущего. Ещё античные авторы пытались провести различие между человеческой природой и «сущностью человека». Платон пришёл к убеждению о том, что человеческая природа включает в себя различные составляющие. В середине XX века Э. Фромм раскрыл то, что сущность человека определяется через способ его существования, то есть экзистенциально. Понятие сущности человека выражает у Фромма то противоречие, которое присуще человеческому бытию. Человек одновременно представляет собой телесное и духовное существо. Таким образом, сущность человека была определена Э. Фроммом через его противоречивую природу. Жизнедеятельность, существование, экзистенция есть то, что называют природой человека. Проблема природы человека раскрывается через вопросы: 1) о происхождении человека; 2) о его месте в системе живого; 3) о собственно человеческом бытии. Природа человека в качестве собственно человеческого бытия выявляется из человеческого существования, из его жизни и деятельности. Простейшим проявлением жизни человека оказывается дологическое предчувствие жизни, которое можно условно зафиксировать высказыванием «Я существую, есть, живу». Это точка отсчёта жизни человека, в которой ещё не разделены «Я» и «существование». В ней, так сказать, свёрнуты все дальнейшие возможности его жизни. В этом природном основании выделяют три составляющие собственно человеческого бытия: телесность, душевность, духовность. Тело — это, прежде всего «плоть» — очевидная основа нашего существования. Душа — это особая внутренняя реальность, недоступная непосредственному наблюдению. Она есть внутренний мир, невыразимый во всей полноте внешними способами, например, посредством языка. М. Шелер полагал, что личность — это центр духа в отдельном человеке. Личность представляет собой духовное измерение человеческой природы. Высший уровень развития личности, при котором её жизнь и деятельность регулируется иерархией ценностей (истина, добро, красота, переживание единства с Богом или природой (Вселенной)), называют «духовностью». Она понимается в связи с надындивидуальными ценностями и смыслами, божественными или космическими силами. Духовность — это способ существования сформировавшейся личности наряду с самосознанием, свободой и ответственностью. Таким образом, природу человека можно схематично представить как «тело—душу—дух» в их единстве, как-то общее, что характерно для всех людей во все времена. Фактически же человеческая природа формируется и изменяется в процессе культурно-исторического и социального бытия людей.
Христианская версия творения человека. Христианская антропология опирается на тексты Библии. В них говорится, что, сотворив мир, Бог затем создал и человека по своему образу и подобию. Эволюционизм противопоставляет креационизму следующие принципы: 1) Вся существующая живая природа, от одноклеточных растений до человека включительно, — продукт исторического развития. 2) Историческое развитие осуществляется таким образом, что его необходимыми условиями являются: наличие в живой природе изменчивости, наследственности, борьбы за существование и естественного отбора наиболее приспособленных организмов. Эволюция человека. Начало её научного исследования датируют выходом в свет книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой подбор» (1871), в которой впервые была сформулирована идея общего корня человека и человекоподобных обезьян. А также, работой Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876 г., опубликована в 1896 г.), где впервые была обоснована идея, в соответствии с которой, труд стал решающим фактором, определившим эволюционное превращение древнего предка человека в подлинного человека. То есть, в существо социальное и создающее различные формы культуры. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|