Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Терапевтич. кач-ва и способности К-а




-те качества, что необходимы в терапии (участии)

Если они отсутствуют, то можно их развивать / можно не использовать те техники, кот опираются на эти кач-ва.

+развито- можем это использовать.

Если незрел, + отсутств => не есть ресурс К-а. задача-развить этот ресурс и после того, как будет развит, использовать его.

Специфические навыки психолога-консультанта различных направлений. (???)

Уровни самоанализа:

1) отклик (К обращается к самому себе по запросу консультанта и остается в таком сост только в рамках запроса – поверхностный ур.).

2) маханич. Описания (к. обращается сам по себе, рассказывает о прошлом – не уровень настоящ. Анализа).

3) Истинного самоанализа (обращается к себе здесь и сейчас, возм болезненн чувства, требуется способность выдерживать нагрузки.

4) Инсайд – не только сознает отдельные элементы, но и складывает их в одно целое.

Задача консультанта – определить на каком ур. Находится К. и работать с ним именно на этом уровне.

Если не развита.- развиваем, или используем иные методы, не направленные на выявление тех. характера

 

5. Основные парадигмы, используемые в психологическом консультировании

(Сферы применения различных видов психологической помощи, показания к использованию, возможные искажения методов)

1.Психоаналитическое направление

Цель- Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность.

Показания к психодинамической терапии:

- сильная мотивация к пониманию себя

- страдание, нарушающее жизнь пациента в такой степени, что он согласен выносить трудности лечения

- утрачивание контроля над чувствами, импульсами, и мыслями

- отсутствие значимых долгих объектных отношений

- слабая способность образовывать интимные отношения

- продолжительная слабость Эго;

- актуальный жизненный кризис

- травма, пережитая в ранние периоды жизни

- трудности с эмоциональностью

- нарушение в восприятии себя и других,

- соматизация

- изменения в смысловой сфере.

Перенос и контрперенос являются универсальными феноменами, терапевт, распознавая их, может по мере надобности открыто обращаться к ним в терапии в зависимости от техники лечения и своей терапевтической позиции. Отношения "терапевт-пациент" являются решающим фактором ответной реакции пациента на терапию.

2.Терапия поведения (Когнитивно – бихевиоральный подход)

Цель - Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению

Когнитивная психотерапия - эффективный способ решения широкого круга проблем и улучшения качества собственной жизни:

- возможность приобрести ценные навыки межличностного взаимодействия,

- повысить самооценку и развить способности к социальному функционированию,

- справиться с психическим расстройством (депрессия, фобия, тревога, приступы паники, пищевые расстройства, навязчивые мысли и действия,

- работа с автоматическими мыслями, нерешительностью, и т д

Поведенческие приемы ориентированы на конкретные ситуации и действия. По контрасту со строгими когнитивными приемами поведенческие процедуры нацелены на то, как действовать или как справляться с ситуацией, а не как ее воспринимать. Когнитивно-поведенческие техники основаны на изменении неадекватных стереотипов мышления, представлений, которыми личность реагирует на внешние события, часто сопровождаемых тревогой, агрессией или депрессией. Одна из принципиальных задач каждой поведенческой техники — изменить дисфункциональное мышление.

3. Экзистенциальная терапия

Цель - Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы. Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность

Показания к гуманистической терапии

- ложное Я - Ложные представления о себе

- Неспособность испытывать истинные чувства и потребности

- Непринятие себя

- Нечувствительность к собственным желаниям

- Неконгруэнтность,несвобода, неспонтанность, неестественность

- Неадекватность, условная любовь

- Ложное идеальное Я

- Отсутствие разрешения на бытие

- Стагнация Я

- отсутствие самости

- Вина

- бессмысленность

- Опустошенность.

Отличие поведенческой от когнитивной, экзистенциальной от гуманистичсекой (у Гафаровой???)

 

6. Психоанализ - основные концепции и принципы

Основан Фрейдом из клинической практики как глубинная психология (Психика – айсберг, мы видим лишь малую часть)

Предмет –субъективный мир личности, бессознательное

Структурная модель психики:

Ид – первичная структура психики, все наследуемые качества; Функционирует по принципу удовольствия, проявляется в – ошибочных действиях (описки очитки, оговорки…), - сновидениях, - психических заболеваниях

Эго – осуществляет связь с реальностью, Принцип – реальности

Супер-Эго – репрезентация норм, морали общества. С-Эго заменяет родительский контроль на самоконтроль. Состоит из Совести (стыд, вина) и Эго-идеала (гордость)

Защ. Мех-мы – снижают напряжение при внутриличностном конфликте, если Эго не может само справиться. Они бессознательны. Фрейд описал проекцию, вытеснение и сублимацию, остальные – Анна Фрейд.

Методология:

Традиционно 2 вида исследовний: 1. Эксперимент (объективный) 2. Понимание (феноменлогический) -----à 2 типа знаний: 1) Объяснение 2) Понимание

Психоанализ нельзя доказать объективно (косвенный метод - ассоциации), только через эмоц. Понимание, интуитивную обработку, понимание в ходе диалога (за счет переноса)

2 основных принципа психоанализа:

1. Наличие бессознательного. – автоматические навыки (ходьба, речь…),

- Подпороговые высшие психические функции

- личное бессознательное (проявляется в – ошибочных действиях (описки очитки, оговорки…), - сновидениях, - психических заболеваниях.)

2. Принцип детерминизма: любое явление психики имеет причину

Анна Фрейд Защ. Мех-мы: проекция, интроекция, вытеснение, регресс, реактивное образование, интеллектуализация, уход в фантазию, отрицание, избегание, замещение, идентификация с агрессором.

Защ мех – норма психич. Активности, видоизменяющая реальность для защиты Эго

Цель: адаптация и защита Эго

Примитивные защиты: отрицание, проекция, идеализация, расщипление

Рационализация и еще какие-то – более зрелая защита.

Защ. Мех-мы с возрастом превращаются в черты характера или в патологию. Критерии: - адекватность возрасту, - примерно равное использование (должно быть) – интенсивность использования, - обратимость.

Вклад психоанализа (???)

Психоаналитические концепции развития личности (у Глотовой - отличная схема!)

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках.

Первая делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден, что основной фундамент личности закладывается в очень раннем возрасте, до 5 лет.

Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, приходящийся в норме на промежуток между б—7-м годом жизни ребенка и началом половой зрелости.

1. Дж. Боулби: концепция привязанности.

Боулби заявляет, что основой формирования ранних отношений служит не удовлетворение потребности в пище, а ощущение безопасности, теплоты и комфорта, которое получает малыш от матери. Это ощущение безопасности необходимо для выживания и развития младенца. Привязанность - это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующейся потребности ребенка в безопасности и любви. Привязанность к матери или другому значимому взрослому - необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей, в формировании их личности.

Ответные родительские отношения приводят к развитию типов привязанности, а они, в свою очередь, приводят к внутренним рабочим моделям, которые будут определять чувства, мысли и ожидания в последующих взаимоотношениях.

Центральное место в теории привязанности, предложенной Дж.Боулби (Bowlby, 1982/1969; Боулби, 2003) занимают ранние отношения ребенка с близким взрослым (главным образом с матерью). В течение первого года жизни ребенок обобщает опыт своих отношений с матерью. В результате этого обобщения он формирует своювнутреннюю рабочую модель. Рабочая модель включает в себя представления о себе, о матери и других людях. Дж.Боулби предположил, что ребенок использует своих представления, чтобы предсказать и установить отношения с другими людьми.

Структура метода «Незнакомая ситуация» построена по принципу увеличения стресса для ребенка. Динамика изменения поведения ребенка по отношению к матери позволяет оценить качество привязанности матери и ребенка.

Говоря о различных паттернах привязанности, можно сказать, что дети паттерна «В» предпочитают искать утешение у матери, успокаиваются, если мать рядом, дети паттерна «А» используют исследовательскую активность для справления со стрессом, дети паттерна «С» регулируют свое состояние, активно, ярко выражая свои негативные чувства, побуждая родителя утешать их, однако не всегда способны принять успокоение.

1. Современное понимание линий развития личности. (??? Это ли)

 Личность формируется под влиянием процесса созревания, окружения и личного опыта.

 Развитие характеризуется непрерывностью и прерывистостью одновременно.

 Развитие может происходить разными путями, каждый из которых обладает своим набором последовательных, частично перекрывающих друг друга стадий – и в этом смысле развитие непрерывно.

 Однако, каждая из стадий имеет собственную структуру с определенной доминантной характеристикой, которую нельзя предсказать, находясь на предыдущей стадии – и в этом смысле оно прерывисто.

 Именно появление этих характеристик, а вовсе не возраст человека является критерием поступательного развития. Это означает, что каждый ребенок продвигается вперед со своей собственной скоростью и прогресс в его развитии измеряется в сравнении с его собственными прошлыми стадиями, а не нормами, вычисленными для всего населения.

 Поступательное развитие – не гладкий процесс. Оно, скорее, характеризуется значительными сдвигами, так что поступательное движение сменяется периодами интеграции и консолидации перед подготовкой для следующего рывка.

Есть также мнение, что развитие это процесс, происходящий всю жизнь(стадией развития может считаться и родительская, беременность может также рассматриваться как стадия развития)

Если придерживаться такой точки зрения, то можно понимать линии как:

ранний, средний и поздний период взрослого возраста.

Центральным в процессе развития является позыв (толчок) к взрослению

 

8. Применение психоаналитического подхода в консультировании

1 .(Специфика психоаналитического консультирования.

Основная задача консультирования в психоаналитических рамках заключается в осознании того, что находится в подсознании.

(аналитик) методом свободных ассоциаций помогает клиенту найти причину той или иной психологической проблемы.

2.Терапевтические факторы психоаналитической терапии.

- выявление эмоционального опыта раннего детства

- проработка инсайта относительно эмоционального интрапсихического конфликта

- превращение бессознательное в осознаваемое

- корректирование эмоционального опыта

- переработка переносных (контрпереносных) отношений, и выявление их происхождения в раннем детском периоде жизни пациента.

- стимулирование к появлению у пациента идентификации с терапевтом, способствующей снижению неуверенности, повышению самооценки посредством неосознаваемого заимствования у врача сил, оптимизма и способности к преодолению трудностей.

- помощь в осознании и переработке переживаний

- просвещение пациента относительно сути болезни, психотерапии и его участия в ней, говорит о необходимости понимать себя и других, учит новым подходам к решению проблем, а также более конструктивному образу жизни, более широкой и гибкой жизненной философии.

- интерпретация малоосознаваемого содержания переживаний

- объединения принципов «там и тогда» и «здесь и теперь». Первый из них является важным положением психодинамической терапии, акцентирующим ценность анализа прошлой жизни пациента и возвращения к первичным ситуациям и переживаниям, положившим начало развитию нарушений.

- проработка внутриличностных отношений

3.Рабочий альянс.

Рабочий альянс — это относительно неневротичес­кие, рациональные взаимоотношения между пациентом и аналитиком, которые дают возможность паци­енту целеустремленно работать в аналитической ситуа­ций.

. Альянс формируется между созна­тельным Эго пациента и анализирующим Эго аналити­ка.

Аналитик содействует рабочему альянсу, настойчиво делая ударение на осознании и понимании путем ана­лиза сопротивлений, используя свое сочувствующее, эм­патическое, откровенное и некарающее отношение. Ана­литическое окружение (среда) способствует развитию рабочего альянса частотой визитов, продолжительностью лечения, использованием кушетки, молчания и т. д. Это содействует развитию не только регрессии, невроти­ческого переноса, но и рабочего альянса.

4.Вербализация.

В широком смысле это понятие означает вербальное описание переживаний, чувств, мыслей, поведения. В специальной терминологии В. определяется как точное словесное описание психотерапевтом эмпатического понимания эмоционального содержания переживания пациента. В. отличается от эмпатии более дифференцированной реакцией психотерапевта на высказывания пациентов, в которых лишь намечается эмоциональное или мотивационное содержание, а их значение пока неясно, неизвестно или малоосознаваемо пациентом. Важнейшим аспектом В. является сообщение психотерапевтом пациенту своего эмпатического понимания переживаний и поведения больного доступным последнему языком. Качество и выраженность В. могут быть различными. При высокой степени В. психотерапевт эмпатически очень точно описывает эмоциональные стороны конкретного актуального переживания с позиций внутреннего мира пациента. Он способен различать в высказываниях больных экстернальное (внешнее) и интернальное (внутреннее) содержание. При низкой степени В. психотерапевт не выявляет личностно-эмоциональных аспектов в беседе, предпочитая делать замечания, давать советы и высказываться о внешней стороне проблем больного.

Процесс В. имеет лечебный характер, так как формирование нового понимания у пациента само по себе приводит к изменению в прежней дезадаптивной системе представлений о себе и конфликтной ситуации.

2. Аналитические взаимоотношения: перенос и контрперенос.

речь в случае переноса идёт о смещении прежних чувств на психоаналитика, причём иногда такие эмоции переживаются очень интенсивно. Аналитика воспринимают и соответственно обращаются с ним так, словно бы он был на самом деле ожившим объектом из пережитого прошлого.

Контрперенос — наблюдение и осознание аналитиком собственной бессознательной эмоциональной реакции при общении с тем или иным пациентом. Терапевт не может избавиться от своего травматического опыта, но может отслеживать его влияние на процесс консультирования.

6.Современный психоанализ как отражение интеракционистской точки зрения на аналитический процесс)

Возникает вследствие критического переосмысления основных психоаналитических концепций.

В Современном психоанализе вопрос частоты и продолжительности лечение и самого сеанса носит индивидуальный характер. В работе с пациентом время носит не хронологический характер, а логический.

Современные психоаналитики при исследовании обстоятельств возникновения психического заболевания будут искать изменения в окружении и в объектных отношениях,

Совр. психоанализ, - наука об интерсубъективности, фокусом которой является взаимодействие субъективной реальности пациента, субъективной реальности аналитика, а также психологическое поле, создаваемое в результате их взаимодействия.

- всё больше ценятся партнёрские отношения, собственно, чувства. – диадный процесс, сотрудничество

Нахождение в отношениях - само по себе – цель

Появляется эмпатийность к пациенту

Сеттинг

В психоанализе термин «сеттинг» используется чтобы определить изначальные установки (необходимые и достаточные условия для прохождения сеанса психотерапии). Число и название этих установок строго регламентировано:

Время — периодичность (частота) и длительность сеансов.

Место — комплексное понятие, определяющее территориальное местоположение, внутренний интерьер и расстановка мебели, расположение клиента и психолога относительно друг друга (лицом к лицу, на кушетке спиной к психотерапевту), положение клиента в процессе консультации (сидя, полулёжа, лёжа), и др.

Оплата — размер, способ и периодичность оплаты услуг психотерапевта устанавливается на установочном сеттинге (первичной консультации). Предполагается что внесение оплаты не только способствует стабильности посещения, но задает мотивированность клиента на позитивный результат от процесса психотерапии.

 

10. Гуманистическое направление в психологии консультирования

Предмето-личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а “открытую возможность” самоактуализации, присущую только

Фромм, Карл Роджерс, Франкл/Роджерс и Мей.

 

1. Основные принципы гуманистической психологии.

- Разитие способности существовать

- развитие способности принимать ответственность за собственную жизнь

- развитие способности находить смыслы

- развитие способности создавать собственную философию жизни

человек имеет:

- свобода выбора - каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся

- ответственность

- поиск подлинного существования

- единственная реальность - это реальность субъективная, или личная, но не объективная.

+ принцип «здесь-и-сейчас»

3. Индивид как единое целое.

Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Фактически теория Маслоу изначально развивалась как протест против таких теорий (особенно бихевиоризма), которые имели дело с отдельными про поведения, игнорируя индивидуальность человека. Для Маслоу че организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор диффе частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм.

4. Внутренняя природа человечества.

П о мнению Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудов­летворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможно­сти для позитивного роста и совершенство­вания.

5. Творческий потенциал человека.

Признание приоритета творческой стороны в человеке является, возможно, самой значительной концепцией гуманистической психологии. Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присутствую во всех людях от рожденияОднако он также признавал, что большинство людей теряет это качество в результате «окультуривания» (чему во многом способствует офи образование).

По мнению Маслоу, так как способность к творчеству заложена в каждом из нас, оно не требует специальных талантов.. Творчество - универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения.

6. Акцент на психическом здоровье.

Маслоу считал, что психоаналитическая теория является однобокой, ей не хватает разносторон, так как она основана на анормальных, или больных, аспектах природы челове (т.е. ее недостатках и несовершенствах) и игнорирует силу и добродетель человечества.Маслоу сконцентрировал внимание на пси здоровом человеке. Он решительно настаивал на изуче самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии. Следовательно, гуманистическая психо считает, что самоусовершенствование является основной темой жизни чело­век

7. Мотивация: иерархия потребностей.

Согласно Маслоу, человеческая природа включает определенную иерархию потребностей/Потребности нижнего уровня остаются определяющими до тех пор, пока не будут удовлетворены. Затем на смену им приходят потребности следующей ступени. Здоровый индивид постоянно продвигается в направлении зрелости и самоактуализации. К наиболее глубинным потребностям относятся физиологические – потребности в воздухе, воде, пище, укрытии, сне и воспроизведении. За ними следуют потребности в безопасности и защите. Почувствовав себя в безопасности, человек стремится удовлетворить жажду любви, самоуважения и уважения со стороны окружающих, принадлежности к определенной социальной группе. Таковы основные потребности. Кроме них, существуют еще потребности высшего уровня: правда, порядок, справедливость, красота, единство, легкость достижения цели и самодостаточность. В качестве высшей Маслоу называл потребность в самоактуализации.

8. Дефицитарная мотивация и мотивация роста.

дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека: дефицитные мотивы и мотивы роста (Maslow, 1987). Первые (также называемые дефицитарными, или Д — мотивами) заключают в себе чуть больше, чем низкоуровневые потребности в мотивационной иерархии, особенно что касается наших физиологических требований и требований безопасности. Единственной целью депривационной мотивации является удовлетворение дефицитарных состояний (например, голод, холод, опасность). В этом смысле Д — мотивы являются стойкими детерминантами поведения.

Таким образом, дефицитарная мотивация нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение.

В отличие от Д — мотивов, мотивы роста (также называемые метапотребностями и бытийными, или Б — мотивами) имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать наш потенциал. Объективные мотивы роста, или метапотребности должны обогатить и расширить жизненный опыт, увеличить напряжение посредством нового, волнующего и разнообразного опыта. Мотивация роста предполагает не столько возмещение дефицитарных состояний (то есть уменьшение напряжения), сколько расширение кругозора (то есть увеличение напряжения). Студент, который выбирает курс органической химии просто потому, что хочет расширить свои познания, в большей степени демонстрирует Б — мотивацию, чем мотивацию типа Д. Конечно, он не заинтересуется органической химией, если умирает от голода. Таким образом, мотивы роста, или мотивы типа Б, приобретают актуальность главным образом после того, как в достаточной мере удовлетворены Д — мотивы.

9. Дефицитарный образ и метаобраз жизни: путь к совершенствованию.

Д-жизнь — это в основном стремление удовлетворить существующий дефицит или требования окружения. Это стиль жизни, ориентированный на снижение напряжения, гомеостаз и импульсивное удовлетворение. Выражение «живи сегодняшним днем, потому что завтра может не наступить» выражает позицию Д-ориентированного человека. Маслоу отмечал, что Д-жизнь превращает человека в обыкновенного респондента, «...просто реагирующего на стимулы, на поощрения и наказания, на чрезвычайные обстоятельства, на боль и страх, на требования других людей, на рутинные каждодневные события»

метаобраз жизни, или Б-жизнь. Б-жизнь можно определить как усилие или рывок, когда человек использует все свои способности в полную силу. Маслоу отмечал, что во время этих эпизодов метаобраза жизни человек бывает более собранным, непосредственным, творческим и открытым для переживаний [Maslow, 1968]. Б-образ жизни включает в себя наиболее счастливые и волнующие моменты человеческого существования, а также моменты величайшей зрелости, индивидуальности и наполненности.

10. Применение: характеристики самоактуализирующихся людей По А. Маслоу, эти люди представляют собой “цвет” человеческой расы, ее лучших представителей. Он также полагал, что эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас.

характеристики.

1. Более эффективное восприятие реальности.

2. Приятие себя, других и природы.

3. Непосредственность, простота и естественность.

4. Центрированность на проблеме.

5. Независимость: потребность в уединении.

6. Автономия: независимость от культуры и окружения.

7. Свежесть восприятия.

8. Вершинные, или мистические переживания.

9. Общественный интерес.

10. Глубокие межличностные отношения.

11. Демократичный характер.

12. Разграничение средств и целей.

13. Философское чувство юмора.

14. Креативность.

15. Сопротивление окультуриванию.

И наконец, самоактуализирутощиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны во всех сфеpax человеческого поведения. Однако они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными,

По В. Франклу, самоактуализированной личности присущи такие основные две способности:

- способность к самотрансценденции и

- способность к самоотстранению.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных