Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность и взаимосвязь показателей качества и конкурентоспособности продукции




Проблема повышения качества и конкурентоспособности продукции в условиях развивающихся рыночных отношений должна рассматриваться как главный фактор экономической устойчивости предприятия.

Уже в настоящее время преимущественное положение на мировом рынке, в мировой экономике, в социальном и культурном развитии занимают страны, чьи предприятия смогли организовать производство необходимого количества высококачественной, а главное, конкурентоспособной продукции. В перспективе эта тенденция будет только увеличиваться.

Природа качества, систем управления качества продукции представлены в многочисленных трудах отечественных и зарубежных ученых. Особенно следует отметить труды доктора экономических наук, профессора, первого президента Академии проблем качества А. В. Гличева.

В книге «Что такое качество?» авторы А. В. Гличев, В. П. Панова, Г. Г. Азгальдов проанализировали 232 литературных источника, где, так или иначе, определялся термин «качество» [48]. Было выявлено только в отечественной научной литературе более сотни различных формулировок этого термина. Это объясняется особой сложностью самой категории качества, а также бесконечным разнообразием видов и типов продукции, которые создают и используют люди.

Вместе с тем в своей монографии «Основы управления качеством продукции» А. В. Гличев после такого всестороннего анализа отказался дать авторское определение качества продукции. При этом ученый руководствовался двумя соображениями [41]:

- анализ проводился с целью вскрыть разные стороны качества, их множественность, показать возможность определить природу качества с различных позиций, под различными ракурсами при постановке задач и целей разного характера;

- не навязывать читателю авторскую формулировку, предоставляя возможность сформулировать суть термина «качество» в каждом конкретном случае, в каждой конкретной ситуации.

Рассматривая многочисленные варианты термина «качество», можно выделить две основополагающие позиции:

1. В формулировку категории «качество» включаются только технические, технологические и эксплуатационные характеристики изделия.

Так, американский специалист А. Фейгенбаум в книге «Контроль качества» дает следующее определение: «Качество изделия или услуги можно определить как общую совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия и услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при эксплуатации» [121].

2. В формулировку категории «качество» включаются не только технические, но и экономические свойства (прежде всего стоимостной показатель – цена) продукции.

В «Большом экономическом словаре» представлена такая трактовка качества: «Качество продукции – совокупность технико-экономических и эстетических свойств продукции, обуславливающих её способность удовлетворять определенные требования в соответствии с назначением» [30].

Международный стандарт ИСО 8402 так определяет качество продукции: «Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности».

В стандартах Российской Федерации качество продукции определяется как «совокупность свойств, обеспечивающих удовлетворение определенной потребности при её применении по назначению». Можно полагать, что и в международном, и отечественном стандарте, в определении качества в завуалированной форме наряду с техническими присутствуют экономические стоимостные показатели.

Самая четкая позиция о необходимости включения в совокупность характеристик экономического показателя «цены» – представлена в докладе «Производительность и качество» (1988г.) американским специалистом, доктором Х. Дж. Харрингтоном «Мои твердые взгляды на качество таковы:

1. Определение «качества». Удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может позволить, когда у него возникает потребность.

2. Определение «высокого качества». Превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает».

Главная причина такого разночтения категории «качество» заключается в том, что сторонники второй позиции вольно или невольно переходят от категории «качество» к категории «конкурентоспособность».

Достаточно убедительное тому доказательство разработка и использование термина «интегральное качество». В уже упомянутой книге «Что такое качество?» под интегральным качеством понимается качество, определяемое совокупностью всех функциональных, эстетических и экономических свойств и выражаемое соотношением между потребительской стоимостью и стоимостью продуктов труда.

Не следует забывать, что в соответствии с законом убывающей предельной полезности прирост качества товара требует большего прироста затрат, т.е. потребительская стоимость товара растет в меньшей степени чем его стоимость.

По аналогии, в технике (в сфере производства и эксплуатации) хорошо известна аксиома: прирост уровня какого-либо параметра (свойства) изделия требует большего прироста затрат на разработку, изготовление и продвижение продукции. При этом в стоимость продуктов труда включается вся сумма затрат общественного труда на создание, изготовление и использование продукции.

Интегральное качество может быть определено по формуле [41]:

,

где: П – потребительская стоимость (полезный эффект, сумма функциональных свойств и параметров продукции);

Зр – затраты на разработку, проектирование продукции;

Зи – затраты на изготовление продукции;

Зэ – затраты на использование, эксплуатацию продукции.

Если качество определяется одним каким-либо главным показателем, то П выражается в тех единицах измерения, которые присущи главному показателю.

Например, для тракторной техники таким показателем может быть мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах (л.с.) или в киловаттах (Квт.)

Если же качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого продукта, то совокупность параметров приводится к одной количественной оценке качества продукции (чаще всего в баллах). Теоретические основы такого измерения качества составляют специальную науку – «квалиметрию». Именно с позиций квалиметрии строится механизм управления качеством продукции – «дом качества»:

Авторы вышеприведенной формулы предупреждают, что сумму (Зр + Зи + Зэ) не следует отождествлять с ценой продукции, что представляется в известной мере декларативным утверждением, так как при формировании цены несомненно учитываются все вышеперечисленные затраты и добавляется определенная величина прибыли (прибавочная стоимость). При этом следует учитывать, что уровень цены связан прямой зависимостью с уровнем Зр и Зи и обратной зависимостью с Зэ.

Таким образом, с известной долей допущения формула интегрального качества может быть трансформирована:

,

где: Ц – цена продукции конкретного вида.

Чем выше значение Кинт, тем выше качество.

Аналогичный вариант предложил д.э.н., профессор В. И. Сиськов, который ввел термин «эксплутационное качество» (Кэ), полагая, что чем меньше цена и больше полезный эффект, тем выше качество продукции, т.е. чем ниже уровень Кэ, тем выше качество продукции [110]:

О том, что показатель «интегральное качество» является переходным мостом к понятию «конкурентоспособность продукции» свидетельствует следующее высказывание: «Понятие интегральное качество открывает большие возможности для всестороннего анализа и оценки уровня проектных решений, определения конкурентоспособности, выбора направлений совершенствования продукции… По существу оно выступает как технико-экономический критерий и может использоваться в качестве такового» [10].

Подводя итоги анализа категории «качества» продукции, мы отдаем предпочтение первой позиции, в основе которой под качеством продукции понимается совокупность технических и эксплуатационных параметров продукции.

Основаниями для приоритета первой позиции могут быть следующие мнения:

1. Трудно не согласиться с тем, что именно высокий уровень П – потребительной стоимости продукции (количественная оценка свойств продукции) определяет высокий уровень качества продукции (абсолютная оценка качества). Если же сравнивать абсолютное значение качества j -го вида продукции (Пj) с абсолютным значением качества базового вида однородной продукции, то можно говорить об относительном (сравнительном) уровне качества (Пб). через коэффициент качества (Кк):

.

Нетрудно убедиться, что Кк может принимать любые численные значения, причем, чем выше уровень Кк, тем выше уровень качества продукции j -го вида.

Действительно, не приходится оспаривать высокий уровень качества оцинкованного проката в сравнении с качеством холоднокатаного проката, если ориентироваться на основное потребительское свойство указанных видов продукции – коррозийную стойкость, долговечность, срок службы изделий, изготовленных из проката. Срок службы кузовов автомобильной и тракторной техники, изготовленных из оцинкованного проката составляет 15 лет, аналогичный показатель при использовании холоднокатаного проката около 5 лет в зависимости от условий эксплуатации.

Тогда, в среднем коэффициент качества оцинкованного проката:

.

Иными словами, качество оцинкованного проката по параметру коррозийная стойкость в 3 раза выше качества холоднокатаного проката.

2. Введение в число параметров качества стоимостных показателей в известной мере искажает саму суть категории качества. Так, при оптовой цене холоднокатаного проката 10 тыс. руб./т и оптовой цене оцинкованного проката 35 тыс. руб./т коэффициент эксплуатационного качества составит:

10: 5 = 2,00 – для холоднокатаного проката;

35: 15 = 2,33 – для оцинкованного проката.

Интегральный коэффициент качества будет равняться:

5: 10 = 0,50 – для холоднокатаного проката;

15: 35 = 0,43 – для оцинкованного проката.

Таким образом, результаты расчетов свидетельствуют о якобы более низком качестве оцинкованного проката по сравнению с холоднокатаным.

Этот вывод не отвечает действительности: по результатам расчетов следует говорить не о более низком качестве оцинкованного проката, а о его более низком уровне конкурентоспособности по сравнению с базовым аналогом. Именно стоимостная составляющая, выраженная через цену, в конечном счете, является главной отличительной чертой категории «конкурентоспособность» по сравнению с категорией «качество».

Иными словами, базовой категорией, обеспечивающей функционирование рыночных отношений в современной экономике, является конкурентоспособность продукции, при этом качество и цена являются только факторами (хотя и основными), обеспечивающими надлежащий уровень ее конкурентоспособности.

Конечно, к этому выводу приходят многие ученые, работающие в области качества продукции, однако в силу ряда причин они не дают четкого ответа на вопрос: интегральное качество (коэффициент эксплуатационного качества) – это показатель качества или показатель конкурентоспособности.

Так, в учебнике «Управление качеством» под редакцией д.э.н., профессора С. Д. Ильенковой, с одной стороны, интегральное качество относится к показателям качества («Сводная оценка качества связана с так называемым интегральным качеством») [57].

С другой стороны, в этом же учебнике обозначено: «Являясь важным инструментом в борьбе за рынок сбыта, качество обеспечивает конкурентоспособность товара. Оно складывается из технического уровня продукции и полезности товара для потребителя…. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять потребности потребителя…. Кроме того, следует учитывать, что высокой конкурентоспособностью обладает та продукция, которая обеспечивает наибольший полезный эффект по отношению к суммарным затратам потребителя».

Такое разночтение можно объяснить тем, что в настоящее время в отечественной экономической науке акценты смещены в сторону механизма управления качеством, а не механизма управления конкурентоспособностью, хотя реальная экономика требует как раз противоположных подходов.

Это объясняется тем, что исторически теория управления качеством складывалась еще в советской социалистической экономике, в то время как теория управления конкурентоспособностью по настоящему нашла свое развитие только в 1990-х гг. и начале 2000-х гг.

Весомый вклад в теоретические основы управления конкурентоспособностью принадлежит профессору Р. А. Фатхутдинову, автору более 300 научных трудов по наиболее актуальным проблемам экономической науки.

В своей книге «Управление конкурентоспособностью организации» автор отмечает несостоятельность существующей теории и методологии управления конкурентоспособностью для условий переходной экономики, подчеркивая оторванность западных теорий от российской действительности и необходимость скорейшего укрепления этого слабого звена в отечественной экономической науке [119].

Определение категорий «конкуренция» и «конкурентоспособность» как и категории «качество» имеет множественные оттенки в оценках различных авторов.

Чтобы глубже понять сущность конкуренции, приведем ее определения, сформулированные некоторыми авторами.

«Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам», – считает современный американский экономист П. Хейне.

Ф. Найт определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы.

К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю считают, что конкуренция – это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.

Й. Шумпетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями.

Нобелевский лауреат по экономике 1974 г., австрийский ученый Фридрих А. фон Хайек отмечает, что конкуренция – процесс, посредством которого люди получают и передают знания. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным.

В своей книге «Международная конкуренция» М. Портер отмечает, что конкуренция – динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.

Г. Л. Азоев под конкуренцией понимает соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели [15].

А. Ю. Юданов утверждает, что рыночная конкуренция – борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка.

Вместе с тем А.Ю. Юданов считает, что до сих пор в мире отсутствует единое понятие «конкуренция» [131].

Так, по определению Р. А. Фатхутдинова, конкуренция – это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретном рынке (территории) для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

Более короткое, но на наш взгляд, более четкое определение дано в «Большом экономическом словаре»: «конкуренция – состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья» [30].

Под конкурентоспособностью понимается «свойство объекта и его сервиса, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке» (Р. А. Фатхутдинов).

В Большом экономическом словаре приводится следующее определение термина «конкурентоспособность»: Конкурентоспособность – это свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами и конкурирующими субъектами рыночных отношений.

В этих и аналогичных определениях, на наш взгляд, просматривается определенный пробел: конкурентоспособность товара (продукции) рассматривается в общем плане в отрыве от конкретной фирмы, производящей и поставляющей его на рынок.

Действительно, один и тот же товар, характеризующийся определенными техническими (или другими) параметрами, определенной (конкретной) потребительной стоимостью, но произведенный различными фирмами, обладает различной конкурентоспособностью.

Чаще всего ограничителем конкурентоспособности товара на рынке является цена, по которой фирма предлагает этот товар к реализации.

Таким образом, следует определять конкурентоспособность товара не вообще, а конкурентоспособность товара конкретной фирмы, его производящей.

С учетом вышеизложенного более точными представляются следующие определения:

- конкуренция – это соперничество между юридическими и физическими лицами с целью повышения собственного экономического потенциала для успешного функционирования в заранее заданных или неопределенных условиях;

- конкурентоспособность товара (продукции) – это реальная или потенциальная способность товара (продукции), производимого определенной фирмой (организацией), занимать соответствующую нишу на рынке данного и аналогичного видов товаров.

Термин «конкурентоспособность организаций» в интерпретации различных авторов также имеет некоторые различия.

Так по Р. А. Фатхутдинову «Конкурентоспособность организации – это ее способность производить конкурентоспособный товар или услугу».

Большой экономический словарь трактует: «Конкурентоспособность – это свойство избытка рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими (конкурирующими) субъектами рыночных отношений».

Если исходить из того, что успешное продвижение на рынке определенной фирмы из ряда конкурирующих, в целом определяется ее финансово-экономическим потенциалом, то под термином «конкурентоспособность организации» следует понимать уровень ее финансово-экономического состояния (финансово-экономический рейтинг), позволяющий производить востребованные рынком различные виды продукции определенного качества по определенной цене.

Именно количественная оценка конкурентоспособности конкретных видов продукции, а также конкретных предприятий является необходимым и определяющим критерием для принятия объективных управленческих решений в направлении развития хозяйствующего субъекта.

Однако этот раздел науки о конкурентоспособности объектов с позиций методологии оценки в условиях переходного периода с учетом специфики и тенденций развития отечественной экономики требует концентрации усилий по разработке новых и совершенствовании действующих методических подходов к расчету уровня соответствующих показателей, к расчету нормативов конкурентоспособности.

По Ж. Ж. Ламбен уровень конкурентоспособности продукции определяется тремя показателями: качество, цена, реклама [68]. Р.А. Фахутдинов полагает, что к перечисленным трем факторам следует добавить еще два: затраты в сфере потребления товара и качество сервиса. При этом он не без основания считает, что затраты на рекламу учитываются в цене продукции, а весомость каждого из оставшихся четырех показателей определяет следующими величинами:

- качество товара – 40 %;

- цена товара – 30 %;

- качество сервиса – 20 %;

- эксплуатационные затраты – 10 %;

- итого – 100%.

Учитывая незначительное влияние двух последних показателей, а также то обстоятельство, что сервисные и эксплуатационные затраты в известной мере находят свое отражение в цене, без большой ошибки можно полагать, что уровень конкурентоспособности продукции формируются, главным образом, двумя показателями – качеством и ценой конкретного вида продукции.

Зависимость уровня конкурентоспособности продукции в условиях чистой (совершенной) конкуренции от показателей качества и цены представлена на рис. 1.

Как видно из графика (рис. 1) уровень конкурентоспособности продукции находится в прямой зависимости от качества и в обратной зависимости от цены продукции: высокая конкурентоспособность отмечается высоким качеством и низкой ценой продукции. Продукция неконкурентоспособна, если качество ее низкое, а цена высокая [17].

Все остальное многообразие сочетаний качества и цены продукции формирует чрезвычайно широкий диапазон конкурентоспособности различного уровня.

Рассмотренные выше теоретические аспекты позволяет сделать определенные практические выводы, которые в известной мере являются неожиданными, а потому могут оспариваться многими экономистами.

Рис. 1. Зависимость уровня конкурентоспособности продукции
от её качества и цены

Так, Р. А. Фатхутдинов оценивает уровень конкурентоспособности товаров стран Юго-Восточной Азии на российском рынке как низкий (10 баллов из 20 возможных) вследствие низкого качества товаров, плохой системы сервисного облуживания, значительной суммы эксплуатационных затрат. При этом он объективно отмечает низкую цену товаров, поступающих из стран Юго-Восточной Азии. С такой оценкой конкурентоспособности трудно согласиться, так как товары из Китая и стран Юго-Восточной Азии буквально наводнили российский рынок. Они ориентированы на широкий круг населения с низким и средним уровнем дохода, и конкурентоспособность этих товаров в данном сегменте рынка достаточно высока (по крайней мере, не ниже среднего уровня). А главная причина относительно высокого уровня конкурентоспособности – низкая цена большинства видов продукции потребительского назначения из этих стран.

В этой связи возникает предположение о необходимости сегментации российского рынка по уровню доходов различных слоев населения. При этом следует различать продукцию производственного и потребительского назначения. Если говорить о конечной продукции потребительского назначения, то для малого круга потребителей (не более 10.% населения) главный показатель конкурентоспособности – качество продукции, а второстепенный показатель – ее цена. Действительно, для человека с годовым доходом несколько десятков или сотен миллионов рублей главным критерием являются технические характеристики, красивый и современный дизайн, комфортность автомобиля, т. е. эксклюзивность продукции, а разница в цене (100 тыс. евро или 70 тыс. евро) не имеет решающего значения.

В то же время для бизнесменов, топменеджеров крупнейших компаний характерен иной подход к значимости показателей «качество» и «цена» для товаров производственного назначения (например, сырье и материалы). Так как цена поставляемых со стороны материалов в значительной мере формирует себестоимость собственной продукции, а, следовательно, влияет на финансово-экономические показатели предприятия, то, безусловно, менеджмент предприятия строго ориентирован не только на технические параметры поступающих материалов, но и на их цену. Например, для ОАО «НЛМК», производящего более 9 млн. т стали в год, при средней цене металлолома для выплавки стали 4000 руб./т снижение его цены на 100 руб. (1 %) дает годовую экономию около 1 млрд. руб.

Таким образом, значимость качества и цены на продукцию производственного назначения, особенно при больших масштабах ее производства, не слишком отличается от соотношения 50: 50.

Что касается населения с низким уровнем годового дохода (свыше 30% населения страны), то для них решающим показателем является цена продукции и, как правило, на потребительском рынке для этого сегмента высока доля низкокачественной продукции и продукции среднего качества.

Следовательно, утверждение о неконкурентоспособности продукции среднего и низкого качества на современном реальном рынке потребительских товаров (а в известной мере и товаров производственного назначения) России, стран СНГ и многих других развивающихся стран не находит своего подтверждения, и эта тенденция просматривается на перспективу 10–20 лет. Стремительное развитие экономики Китая за последние 15 лет во многом объясняется тем фактом, что продукция низкого качества страны завоевала мировые рынки благодаря ее низкой цене. Главный вывод ученых-теоретиков о конкурентоспособности только продукции высокого качества это вывод, объективность которого может прогнозироваться лишь в отдаленном будущем, когда поднимется уровень социально-экономического развития стран постсоветского пространства и развивающихся стран Азии и Африки станет выше. Хотелось бы верить, что доля населения со средним и высоким уровнем дохода в этих странах будет неуклонно расти, а, следовательно, фактор качества будет иметь приоритетное значение перед фактором цены.

Эта тенденция проявляется как результат научно-технического прогресса мирового сообщества, как закономерность инновационного развития мировой экономики.

Таким образом, по крайней мере, на современном этапе социально-экономического развития России уровень конкурентоспособности отдельных видов продукции проявляется как функция двух факторов (аргументов) – цены и качества – и может быть выражен количественно через коэффициент конкурентоспособности, численное значение которого предлагается определять по соответствующим формулам:

1. Для продукции одного вида (одной марки) одинакового качества коэффициент конкурентоспособности определяется по формуле (Ккс):

,

где: Ц – цена единицы продукции данного качества;

2. Для продукции одного типа, но разных модификаций и разного качества коэффициент конкурентоспособности рассчитывается из уравнения:

,

где: К – показатель качества, выраженный только одним параметром (главной характеристикой), если этот параметр является основным показателем качества;

α – весомость (значимость) фактора качества, доли единицы;

(1– α) – весомость (значимость) фактора цены, доли единицы;

или

,

где: – совокупность потребительских свойств продукции, выраженная через комплексный показатель качества, определенный методами квалиметрии.

Приведенные формулы свидетельствуют, что чем выше коэффициент конкурентоспособности, тем выше конкурентоспособность отдельных видов продукции.

Рассмотренные выше закономерности характерны для рынка, где господствует чистая конкуренция. В меньшей степени они относятся к рынкам монополистической конкуренции и олигополии и практически не действуют при монополии (табл. 1).

Таблица 1
Параметры различных рынков

Параметры рынка Форма рынков
совершенная (чистая) конкуренция монополистическая конкуренция олигополия монополия
Количество производителей продукции, шт. Много Много, но продукция каждого имеет существенные отличия Мало (2–8) Один
Доли на рынке Малые Малые Большие Весь рынок
Количество покупателей Много Много 2 и более Один или несколько
Объем продаж Определяется покупательской способностью и спросом на товар Определяется конкурентоспособностью и сговором участников Определяется конкурентоспособностью и сговором участников Определяется спросом
Значимость качества продукции Высокая Очень высокая Высокая Определяется конкретной ситуацией
Политика ценообразования На основе закона спро­са и предложения На основе спроса и конкурентоспособности товара На основе спроса и конкурентоспособности товара Определяется производителем продукции
Сила конкуренции (доля продаж продукции данного вида в общем объеме рынка по данному ассортименту) Очень сильная Сильная Слабая Отсутствует

Следует отметить, что на потребительский спрос (количество покупателей) существенное влияние оказывает реклама. На российском внутреннем рынке в результате недобросовестной рекламы продвигаются товары низкого качества, часто не соответствующие по своим характеристикам рекламным показателям.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных