Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ответственность участников налоговых правоотношений. Ответственность за нарушение налогового законодательства




 

Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов несут ответственность в соответствии с законодательством РФ[579].

Органы внутренних дел несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов внутренних дел несут ответственность в соответствии с законодательством РФ[580].

Банки несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по перечислению и взысканию налогов. Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджеты (внебюджетные фонды) сумму налога и уплатить соответствующие пени. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) и соответствующих пеней.

Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей влечет применение государством мер принуждения. Сначала им направляется требование об уплате налога и сбора. Это письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, недоимку и соответствующие пени. Требование направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Оно должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог[581].

При неисполнении требования об уплате налога и сбора в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества [582].

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность [583]. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 НК РФ. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста[584].

Общими условиями привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения являются следующие:

· привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения возможно только по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ;

· невозможность повторно привлечь к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;

· предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава уголовного преступления;

· привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ;

· привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени;

· лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств [585]:

· отсутствие события налогового правонарушения;

· отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

· совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

· истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение налогового правонарушения[586].

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются [587]:

· совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

· совершение деяния налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

· выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются [588]:

· совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

· совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

· иные обстоятельства.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности) [589].

Налоговый кодекс предусматривает следующие налоговые правонарушения: [590]

1. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.

2. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета).

3. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке.

4. Непредставление налоговой декларации.

5. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

6. Неуплата или неполная уплата сумм налога.

7. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.

8. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога.

9. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

10. Ответственность свидетеля.

11. Отказ эксперта, переводчика, специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.

12. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу.

13. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.

НК РФ установлены налоговые санкции, являющиеся мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Они предусмотрены в виде денежных взысканий (штрафов), выраженных в разных формах и размерах: в твердых денежных суммах (от 50 руб. до 15 тыс. руб.) и в процентах к определенным суммам (от 5 до 40%). Например, неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы влечет штраф в размере 20% неуплаченной суммы налога. За те же деяния, совершенные умышленно, применяется штраф в размере 40%. Налоговые санкции применяются по решению налоговых органов. В случае обжалования налогоплательщиком оно может быть принудительно исполнено только по решению суда. Это относится ко всем налогоплательщикам – и организациям, и физическим лицам.

За совершенные в сфере налогообложения противоправные деяния может наступить также уголовная, административная и дисциплинарная ответственность. Налоговая ответственность физического лица, предусмотренная НК РФ, наступает только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков состава преступления по уголовному законодательству РФ[591]. Что касается организаций, то привлечение их к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает должностных лиц этих организаций при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности[592].

 

Налоговый контроль

 

Налоговый контроль является одним из видов финансового контроля. Он проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Для осуществления налогового контроля используются налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли)[593].

Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел информируют друг друга об имеющихся у них материалах. Любые полученные данными органами сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, которая не подлежит разглашению. К разглашению налоговой тайны относится использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой и МВД РФ[594].

Для проведения налогового контроля налогоплательщики должны встать на учет в налоговых органах. Организации ставятся на учет по месту нахождения самой организации и по месту нахождения ее обособленных подразделений. Каждое обособленное подразделение ставится на учет в налоговом органе отдельно. Постановка на учет осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц[595].

Физические лица ставятся на учет по месту жительства или по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. Физические лица, их имущество и транспортные средства ставятся на учет на основании информации из[596]:

· единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

· органов юстиции (для нотариусов);

· совета адвокатской палаты субъекта (для адвокатов);

· органов ЗАГС;

· органов, осуществляющих регистрацию физических лиц;

· органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

· органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств;

· органов опеки и попечительства, воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения;

· органов (учреждений), уполномоченных совершать нотариальные действия, и нотариусов, осуществляющих частную практику;

· органов, осуществляющих учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами.

Эта информация позволяет учесть для целей налогообложения все объекты налогообложения и иметь полное представление о месте нахождения налогоплательщика, его имуществе, правах и дееспособности.

Кроме всего вышеперечисленного, организациям и индивидуальным предпринимателям может быть открыт банковский счет только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. При этом банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

Основным видом налогового контроля является налоговая проверка. Существует два вида налоговых проверок - камеральная и выездная. Налоговая проверка может проводиться только по материалам за последние три календарных года[597].

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов[598].

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. В отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) она может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Срок выездной налоговой проверки - до двух месяцев, в исключительных случаях до трех месяцев[599].

При проведении налоговой проверки налоговый орган может заслушать показания свидетеля. В качестве свидетеля может быть вызвано любое физическое лицо[600]. Для осуществления выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа могут осуществить доступ и произвести осмотр территории или помещения налогоплательщика. Доступ в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц допускается только на основании судебного решения[601].

Должностные лица налоговых органов имеют право истребовать документы, необходимые для проведения налоговой проверки. В случае отказа налогоплательщика предоставить документы может быть осуществлена их выемка непосредственно у налогоплательщика[602].

В необходимых случаях, для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, на договорной основе может быть привлечен эксперт, специалист или переводчик. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле[603]. При проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, вызываются понятые в количестве не менее двух человек[604].

При проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту или их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Убытки, причиненные неправомерными действиями, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). За причинение убытков налоговые органы и их должностные лица несут ответственность[605].

После вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции. До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае отказа уплатить или пропуска срока уплаты, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции[606].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных