Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Показатели управления ДЗ




Рассмотрим основные показатели, используемые при этом, их назначение и методики их расчета.

Первый показатель, доля оборотного капитала, авансированного в дебиторскую задолженность, позволяет оценить уровень дебиторской задолженности и ее динамику. Он рассчитывается по следующей формуле:

 

где K 1 — доля оборотного капитала, авансированного в дебиторскую задолженность, %; RA — средняя сумма дебиторской задолженности в периоде; СС — средняя сумма оборотных активов предприятия в периоде.

 

Показатель периода обращения дебиторской задолженности или, как его иногда называют, период инкассации дебиторской задолженности характеризует влияние дебиторской задолженности на финансовый цикл предприятия:

 

где K 2 — период обращения дебиторской задолженности, дней; RA — средняя сумма дебиторской задолженности в периоде; S — объем продаж предприятия за период; T — продолжительность периода.

Скорость обращения дебиторской задолженности показывает, сколько оборотов совершает оборотный капитал, авансированный в дебиторскую задолженность, в течение определенного периода. Рассчитывается этот показатель по формуле:

 

где K 3 — скорость обращения дебиторской задолженности, количество раз в период; S — объем продаж предприятия за период; RA — средняя сумма дебиторской задолженности в периоде.

 

Коэффициенты доли видов дебиторской задолженности в общей сумме дебиторской задолженности и срока их возникновения («возраста») позволяют оценить качество дебиторской задолженности. Для расчета этих коэффициентов необходимо предварительно определить суммы дебиторской задолженности, относящиеся к просроченной задолженности, а из них — соответственно суммы безнадежных и сомнительных долгов. Заметим, что получение этих данных является наиболее сложным при расчете рассматриваемых коэффициентов, так как требует развернутого, систематически осуществляемого, аналитического учета со стороны предприятия. Методика расчета коэффициентов проста и понятна:

 

 

где K 4 — коэффициент доли вида дебиторской задолженности в общей сумме дебиторской задолженности, %; RAор — средняя сумма просроченной, безнадежной или сомнительной задолженности в периоде; RA — средняя сумма дебиторской задолженности в периоде.

Средний срок возникновения просроченной, сомнительной или безнадежной задолженности определяется по методике, аналогичной той, что применяется для определения периода обращения дебиторской задолженности:

 

 

где K 5 — период обращения (средний «возраст») просроченной, сомнительной или безнадежной дебиторской задолженности, дней; RAор — средняя сумма просроченной, сомнительной или безнадежной дебиторской задолженности в периоде; S — объем продаж предприятия за период; T — продолжительность периода.

Также на этом этапе реализации алгоритма управления дебиторской задолженностью целесообразно определить абсолютный и относительный эффект от авансирования капитала в дебиторскую задолженность. Для этого сопоставляют сумму дополнительной прибыли, полученной предприятием за счет увеличения объема продаж путем предоставления отсрочки платежа, с дополнительными расходами на авансирование капитала и обслуживание прироста дебиторской задолженности и величиной безнадежных долгов. Абсолютный эффект

рассчитывается по формуле:

K 6 = Δ EBIT − Δ CRAOP,

где K 6 — абсолютный эффект от авансирования капитала в дебиторскую задолженность;

EBIT — изменение прибыли, полученной предприятием за счет увеличения объема продаж путем предоставления отсрочки платежа за период;

CRA — дополнительные расходы на авансирование капитала и обслуживание прироста дебиторской задолженности за период;

OP — средняя величина безнадежных долгов в периоде.

Относительный эффект от авансирования капитала в дебиторскую задолженность позволяет оценить эффективность управления дебиторской задолженностью. Он рассчитывается по формуле:

где K 7 — относительный эффект от авансирования капитала в дебиторскую задолженность (рентабельность вложения капитала в дебиторскую задолженность), %;

K 6 — абсолютный эффект от авансирования капитала в дебиторскую задолженность;

RA — средняя сумма дебиторской задолженности в периоде.

Рассмотренная система показателей позволяет оценить качество дебиторской задолженности в целом, однако для текущей, каждодневной работы финансового менеджера этих данных недостаточно, так как неясно, на какого именно дебитора необходимо воздействовать. В связи с этим в рамках корпоративных финансов был разработан такой инструмент анализа дебиторской задолженности, как реестр старения дебиторской задолженности. В его основе лежит распределение задолженности каждого дебитора по срокам возникновения.

Значительное влияние на величину дебиторской задолженности, так же как и качество, цена выпускаемой ею продукции, структура затрат, платежная дисциплина дебиторов, рыночная конъюнктура, уровень инфляции, общее состояние экономики и т. д., оказывает к редитная политика фирмы. Она является частью финансовой политики предприятия и предполагает установление правил и ограничений в области предоставления отсрочки платежей за отгруженные товары, работы, услуги (коммерческого кредита). Иными словами, задача кредитной политики — ответить заинтересованным лицам на три вопроса: кому предоставлять коммерческий кредит, сколько давать в долг и на какой срок.

Все кредитные политики можно условно разделить на два вида: жесткие и льготные.

Льготный вид кредитной политики предполагает предоставление отсрочки платежа на более длительный период, снижение требований к финансовым показателям дебиторов, снятие ограничений на величину долга, снижение санкций за несвоевременное погашение задолженности, предоставление скидок и т. д. Естественно, такая политика привлекает дополнительных покупателей и/или позволяет увеличить объемы продаж уже сложившейся клиентской базе, а следовательно, увеличить чистую прибыль предприятия. В то же время растут затраты на производство, увеличивается объем капитала, инвестированный в дебиторскую задолженность, растут расходы на управление ею.

Жесткая кредитная политика предполагает отгрузку товаров или выполнение работ, оказание услуг только после поступления стопроцентной предоплаты от покупателя. Чаще всего к этой политике обращаются в условиях финансового кризиса; предприятия объясняют свое решение стремлением снизить просроченную задолженность, избежать убытков, связанных с неплатежами.

Политика управления ДЗ считается оптимальной, если у предприятия не возникает кассовых разрывов и совокупный денежный поток не является быть отрицательным.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных