Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина




Продолжая разработку идей Л.С.Выготского, его последователи А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин и др. подтвердили идею о том, что психическое развитие ребенка осуществляется не как процесс его биологического приспособления или уравновешивания со средой, а как процесс овладения социальным опытом в ходе активной деятельности самого ребенка. Это был выход из тупика проблемы двух факторов развития (биологический и социальный). Процесс развития понимался учеными как продвижение субъекта благодаря его деятельности, а факты наследственности и среды – это условия, которые определяют не суть процесса развития, а различные его варианты в пределах нормы [7].

Особое значение для психического развития человека имеет ведущая деятельность. Это понятие было введено А.Н.Леонтьевым. «Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах личности ребенка на данной стадии его развития.»[6]

Позднее Д.Б.Эльконин (1904-1984), занимаясь проблемой периодизации возрастного развития дополнил эту характеристику ведущей деятельности следующими существенными признаками: в ведущей деятельности наиболее полно представлены типичные для данного периода развития отношения ребенка и взрослых, а через это его отношение к действительности.

В деятельности могут быть выделены две стороны — мотивационная и операционная; они развиваются неравномерно, причем темп развития отдельной стороны деятельности в каждом возрас­тном периоде изменяется. Согласно гипотезе Д.Б. Эльконина, все детские возрасты могут быть разделены на два типа:

— в возрастах первого типа (это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно общественно-мотивационная сторона некоторой деятельно­сти; складывается ориентация ребенка в системе отношений, моти­вов, смыслов человеческих действий;

— в возрастах второго типа, следующих за первыми (это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность), у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятель­ности [7].

Следовательно, смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности на предшествующей стадии развития, и которые побуждают ребенка к изменению ранее сложившихся людьми.

Происходит закономерное чередование одних возрас­тов (в которых у детей по преимуществу развиваются потребности и мотивы) с другими возрастами (когда у детей формируются кон­кретные операции той или иной деятельности). Так, в младенчестве в эмоциональном общении с близким взрослым возникают потреб­ности и мотивы делового сотрудничества и освоения предметного мира, которые реализуются в предметной деятельности в раннем возрасте, когда и складываются соответствующие операции. Поэтому два определенных смежных возраста как бы сцеплены друг с другом, и эта «сцепка» (или, говоря словами Д.Б. Эльконина, «эпоха») воспроизводится на протяжении всего детства (периодически повторяется) [16].

Таблица 3

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина

 

Эпохи Периоды Возраст (гг.) Ведущая Деятельность Доминирующее развитие
Раннее детство     Младен­чество 0-1 Непосредственно - эмоциональное общение Мотивационно-потребностная сфера
Раннее детство 1-3 Предметно -манипулятивная деятельность Операционально-техническая сфера
Детство     Дошкольный возраст 3-7 Ролевая игра Мотивационно-потребностная сфера
Младший школьный возраст 7-10 Учение Операционально-техническая сфера
Подрост-ничество     Подростко­вый 11-15 Интимно-личное общение со сверстниками Мотивационно-потребностная сфера
Ранняя юность 15-17 лет Учебно - профес­сиональная Операционально-техническая сфера

В этой связи становится понятно, что процесс развития ре­бенка имеет особую закономерность: сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности и активное формирование личностных качеств субъекта, а затем — операционально-технической, с приоритетным формированием интеллктуально-познавательной сферы. Рассогласование между уровнем развития операциональной и мотивационной сторон деятельности, когда одна опережает другую, приводит к необходимости изме­нить деятельность, чтобы отстающая сторона достигла необходимо­го уровня развития. Таким образом, по Д.Б.Эльконину, движущие силы развития связаны с противоре­чием, которое складывается в процессе овладения ребенком мотивационной и предметной сторонами деятельности.

«Гипотеза периодичности в психическом развитии ре­бенка, сформулированная Д.Б. Элькониным, творчески развивает идеи Л.С. Выготского, она объясняет формирование у ребенка не только познавательной, но и мотивационно-потребностной сферы личности, освоение ребенком мира людей и мира предметов, рас­крывает механизм самодвижения в психическом развитии».[8]

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных