Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственные органы социальной защиты населения




Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации, которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации — прежде всего, это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав: был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В первоочередном порядке в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:

граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие (в том числе и одинокие супружеские пары);

инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;

инвалиды, в том числе с детства, и дети-инвалиды;

инвалиды из числа воинов-интернационалистов;

граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

безработные;

вынужденные беженцы и переселенцы;

дети - круглые сироты;

дети с девиантным поведением;

семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети - круглые сироты, алкоголики и наркоманы;

малообеспеченные семьи;

многодетные семьи;

одинокие матери;

молодые, студенческие, семьи;

граждане, инфицированные ВИЧ и больные СПИДом;

лица с ограниченными возможностями;

бомжи.

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации - - специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации. Основная задача Фонда социального страхования - обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и находится в ведении Правительства Российской Федерации и ему подотчетен. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:

страховых взносов работодателей;

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью;

страховых взносов иных категорий работающих граждан;

ассигнований из федерального бюджета и др.

Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России определяется Федеральным законом Российской Федерации.

Фонд занятости - государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, предназначенный для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения.

Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.

Фонд занятости образуется за счет следующих поступлений:

обязательных страховых взносов работодателей;

обязательных страховых взносов с заработка работающих;

ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации.

Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; выплату пособий по безработице, компенсаций; оказание материальной и иной помощи.

Фонд обязательного медицинского страхования представляет из себя систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Федеральным законом Российской Федерации.

Фонды социальной поддержки населения — это один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения.

Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения.

Система Фондов социальной поддержки населения состоит из Республиканского (Федерального) и территориальных фондов.

Министерство труда и социального развития определяет основные направления расходования средств этого фонда. На территории субъектов Российской Федерации Фонды поддержки населения действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения.

Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.

Средства Фондов социальной поддержки населения расходуются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование мероприятий по следующим направлениям:

предоставление натуральной помощи в виде предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно или по льготным ценам;

оказание социальных услуг, в том числе и на дому;

организация бесплатного питания;

предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых услуг;

обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

создание собственных предприятий;

содействие в предоставлении кредитов и прочее.

Правительство Российской Федерации содействует развитию негосударственных систем пенсионного обеспечения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд - социально-финансовая некоммерческая организация, осуществляющая деятельность по формированию активов путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передачу этих средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами.

Негосударственные пенсионные фонды действуют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется наряду с выплатами государственных пенсий. Перечисление работодателями и работниками средств в негосударственные пенсионные фонды не освобождает их от обязанности производить обязательные отчисления в государственный Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды.

Размер, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем.

Министерство труда и социального развития РФ

Основным федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации и Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.97 г. № 480 с изменениями и дополнениями.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.

В соответствии с задачами, поставленными перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: решение комплексных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; занятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита населения; социальное обслуживание населения; государственная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защите населения; международное партнерство.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

В различных регионах, субъектах Российской Федерации органы социальной защиты населения области, края называются по-разному, например, Департаменты, Управления, Отделы, Комитеты, Министерства, но основные задачи и функции этих органов одинаковые.

Органы социальной защиты населения области, края находятся в двойном подчинении — подчиняются администрации области, края, а также Министерству труда и социального развития Российской Федерации. На примере Департамента по социальной защите населения Краснодарского края рассмотрим основные задачи Департамента, его структуру.

Департамент, подведомственные ему предприятия, учреждения, организации, а также территориальные органы социальной защиты населения образуют единую краевую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в Российской Федерации наиболее острой проблемой является проблема бедности, которая всё больше перерастает в проблему нищеты. Число, лиц оказавшихся за чертой бедности, неуклонно растёт, в стране наблюдается последовательное усиление расслоение населения по доходам и материальному обеспечению, носящее стихийный характер, поскольку до недавнего времени воздействие на него со стороны государства было малозаметно.

В РФ принято большое количество законодательных актов, регулирующих правоотношения в социальной сфере. Среди них особо выделяется Федеральный закон «О государственной социальной помощи». Данный закон призван поддержать малоимущие семьи, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума.

Принятие этого закона свидетельствует о том, что социальная политика в России находится в развитии, большое внимание уделяя проблеме бедности тем группам населения, которые до настоящего времени не были защищены государством.

Принятый закон впервые дал законодательное определение понятию государственной социальной помощи. Под ней понимается предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий и компенсаций, жизненно необходимых товаров.

Основными целями оказания данной помощи являются:

поддержание уровня жизни нуждающихся граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте нашей страны, а также адресное и рациональное использование бюджетных средств.

Закон устанавливает кто именно может быть получателем социальной помощи. Закон не ограничивает круг лиц, которые могут получать данную помощь в зависимости от других критериев, например, трудоспособности, старости и др. Единственным критерием, определяющим получателей помощи является получение дохода, менее прожиточного минимума. На сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки социально незащищённых слоев населения, одних льгот около 430. Этими льготами охвачено почти 2 тысячи категорий населения. Закон о социальной государственной помощи не делит все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы, льготы за особые заслуги, льготы нуждающимся. До сих пор у нас в стране не было ни одной категории населения, которая соответствующим образом не финансировалась бы: пенсионеры получают пенсию, рабочие зарплату, матери - детские пособия. Люди попадают в трудную жизненную ситуацию, когда им и есть нечего. Так вот, закон о государственной социальной помощи гласит: если доход в семье на одного человека ниже прожиточного минимума, то государство, местные органы власти имеют право оказать нуждающемуся человеку соответствующую помощь

В настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

 

Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации.- М., Издательский дом «Литера», - 1999.- С.16.

2. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» Об обязательном пенсионном страховании: федер. закон РФ от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ (в ред. от 02.11.2006 № 492-О) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2001.- №51.- Ст. 4832. (167-ФЗ от 15.12.2001);

3. ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федер. закон РФ от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ (в ред. от 01.12.2007 № 312-ФЗ) // Российская газета.- 2001.- 20 декабря.- №247. (173-ФЗ от 17.12.2001);

4. ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» О государственном пенсионном обеспечении в РФ: федер. закон РФ от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ (в ред. от 22 июля 2008 г. № 116-ФЗ) // Российская газета.- 2001.- 20 декабря.- №247. (166-ФЗ от 15.12.2001);

5. ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ: федер. закон РФ от 24 июля 2002 № 111-ФЗ (в ред. от 02.02.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2002.- №30.- Ст. 3028. (111-ФЗ от 24.07.2002);

6. ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: федер. закон РФ от 30.04.2008 № 56-ФЗ (полностью вступил в силу с 1 января 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - №18. - Ст.1943. (56-ФЗ от 30.04.2008);

7. ФЗ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»: Федеральный закон от 10 января 2003г. № 14-ФЗ // Пенсия.- 2003.- №1.- С.5.

8. Закон РФ О государственных пенсиях в Российской Федерации: закон РФ от 20 ноября 1990 № 340-1 (в ред. от 08.08.2001 № 122-ФЗ)// Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1990. - № 27. - ст. 351.

9. Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 218-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» // Официальный сайт ПФ РФ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.pfrf.ru.

10. Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html.

11. О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы): распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 № 38-р // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2006.- №5.- Ст. 589.

12. О порядке введения в действие Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР»: постановление Верховного Совета СССР от 15.05.1990 № 1481-I // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1990. - № 23.

Научная и учебная литература

13. Антонова С. Е., Савцова А. В. Причины дефицита пенсионного фонда и пути решения проблем пенсионной системы // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2007. - №6.

14. Афанасьев С. А., Воронин Ю. В., Дубровский В. М. Комментарий к пенсионной реформе // Социальная защита. М., 2008. - С. 32.

15. Вавулин Д.А. Пенсионная система Российской Федерации: проблема выбора управляющего средствами накопительной части трудовой пенсии /Д.А. Вавулин // Финансы и кредит. – 2009. - №48. – С.47 – 54;

16. Волгин Н. Для общества социальная политика не балласт, а важнейший ресурс развития, потенциал которого все еще недооценен // Человек и труд. 2005. - №9-С. 4-8.

17. Вульф Л. Возможно ли преодолеть дефицит? // Социальная защита. -2006.-№6.-С. 35.

18. Доброхлеб В. Ресурсный потенциал и занятость пожилых людей в современной России. - Ярославль: Лад, 2010. – 286 с.

19. Емельянова Т.В. Единый счет бюджета Пенсионного фонда России /Т.В. Емельянова // Финансы и кредит. – 2009. - №3. – С.57-61;

20. Зурабов М. Ю. О целях и ходе проведения пенсионной реформы / М.Ю. Зурабов// Пенсия – 2002. №4. – С.16-19;

21. Колесник А. П. Информационная демократия и модернизация пенсионной системы // Пенсия. М., 2009. - № 6.

22. Кузьмина А. Эволюция и рыночная трансформация пенсионной системы Российской Федерации /А. Кузьмина// Вопросы социального обеспечения – 2009. №11. – С.11-14.23. Куртин А.В. Некоторые аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации/ А.В. Куртин// Трудовое право.- 2007.- №4.- С.39-52;

24. Лельчук А.Л. Пенсионная система России: реформа продолжается /А.Л. Лельчук // Финансы. – 2009. – №1. – С.58-62.

25. Локшина О.В. Пенсионное законодательство: основные положения и практика применения / О.В. Локшина // Трудовое право. - 2009. - №4.-С.23-32.

26. Моисеев В.Н. Старость не должна ассоциироваться с бедностью/ В.Н. Моисеев // Человек и труд. – 2009. - №7. – С.37-41.

27. Муравлева Т.В. Проблемы инвестирования пенсионных накоплений/ Т.В Муравлева // Экономический анализ. – 2009. - №1. – С.38-42.

28. Роик В.Д. Реформа доходов - эффективное лекарство от бедности, реформа льгот - всего лишь пищевая добавка /В.Д. Роик // Человек и труд. – 2008. - № 3. С. 12-13.

29. Ронк В. Пенсионная система: Какими будут ответы на новые модернизационные вызовы? / В.Ронк // Человек и труд. - 2008. - №11. - С.42-46.

30. Синявская О. В. Оценка экономических последствий возможного изменения пенсионного возраста. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 278 с.

31. Соколов А. С. Экономическая политика государства по формированию пенсионной системы в переходной экономике России. - М.: Истра. - 2009 - 232 с.

32. Соловьев А. К. Проблемы пенсионной реформы в Российской Федерации / Соловьев А. К. - М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2012. - 48 с.

33. Соловьев А.К. Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы / А.К. Соловьев// Экономист. – 2011. - №12. – С.56-63.

34. Соловьев А.К. Финансовая система обязательного пенсионного страхования в России / А.К. Соловьев. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 480 с.

35. Федоров Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации: учебник / Л.В.Федоров. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 396 с.

36. Хмыз О.В. Пенсионная реформа и демографическая ситуация / О.В. Хмыз// Финансы и кредит. – 2009. - №30. – С.54-60.

37. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 296 с.

38. Чупрова Е.В. Проблема достойного уровня жизни в пенсионном обеспечении граждан / Е.Г. Чупрова. – Адвокат. - 2010. - 120 с.

39. Шерстнев В. Актуарные методы как способ объективизации пенсионной системы / В. Шерстнев // Человек и труд – 2009. - №10. – С.51-56.

40. Шестакова Е.Е. Опыт введения многоуровневых пенсионных систем в государствах Восточной Европы: общие подходы и особенности /Е.Е. Шестакова // Трудовое право –2009. -№2. –С.85-97.Эченикэ Е.А. Старение населения и эволюция пенсионных систем: мировой опыт / Е.А. Эченикэ // Человек и труд. – 2010. - №8. С.37-45.

41. Ярбилова С.М. Оценка современного состояния российской пенсионной системы / С.М. Ярбилова // Финансы и кредит. – 2012. - №10. – С.70-76.

Интернет ресурсы

42. Проект Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года. [Электронный ресурс] //– Режим доступа: http://pensionary.ru/pensionnaya-sistema/proekt-strategii-razvitiya-pensionnoy-sistemi-rossiyskoy-federatsii-do-2030-goda.

43. Кот Е.М. К вопросу о реформировании пенсионной системы РФ [Электронный ресурс] // Е.М. Кот. – Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/issue.

44. Статистические данные о развитии пенсионного страхования [Электронный ресурс] //Официальный сайт ПФ РФ - Режим доступа: http: //www.pfrf.ru.

45. Григорьева И. А. Социальная политика и пожилое население в современной России: вызовы и возможности. [Электронный ресурс] //- Режим доступа: www.dobroedelo.ru.

46. Синявская О. Пенсионная реформа в России: о политической экономии популизма [Электронный ресурс] / О. Синявская, Т. Малеева. – Режим доступа: http://perspektivy.info/rus/nashe/ pension _reforma_v_russii.htm, свободный.

47. Статистические данные о развитии пенсионного страхования //Официальный сайт ПФ РФ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.pfrf.ru

48. Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий в целом по Российской Федерации по состоянию на 1 января 2008 года [электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.pfrf.ru

 

 

Учебное издание






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных