Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Раздел 3. Достижения и ценности античной культуры. Психологический портрет античной цивилизации




Собственно история начинается в наиболее развитых частях ойкумены (долины Нила, Тигра и Ефрата и т.д.)ок 3 тыс. лет до н.э. Приметы новой эры: земледелие и скотоводство, металлы, города, государства, письменность.

В перечне достижений, обозначающих рубеж между историей и доисторией, чаще других фигурирует письменность. В общераспространенном значении письменность – это запись и передача информации, в менее распространенном – форма существования книжного, образованного человека, во всяком случае его интеллектуально – духовного «Я». Жизнь, отраженная в зеркале письменности, становиться особой вербальной жизнью.

Европейская древность называется Античностью. Это история Древней Греции и Древнего Рима вместе с народами, вовлеченными в их культурную и военно – политическую жизнь. Европейское общество видит в древних эллинах и римлянах своих прямых исторических предков. И в связи с этим отводит себе особое место, противопоставляясь неевропейскому кругу народов. Отсюда обозначение культурной преемственности эпох: Античность - Средние века – Возрождение – Новое время – Новейшее время (современность)

Античное начало европейской истории также имеет свои истоки, которые называются эгейской цивилизацией (III –II тыс. до н.э.) О первоначальной истории греков мы узнаем из двух поэм, приписываемых легендарному слепому поэту Гомеру – «Илиады» и «Одиссеи». Они повествуют о троянской войне, которая разразилась из-за того, что Парис, сын царя Трои Приама, похитил у спартанского царя Менелая его жену Елену.

Особый интерес к античному периоду истории со стороны исторической психологии, а также других гуманитарных наук определяется не только тем, что здесь лежат истоки европейской культуры, но и тем, что Древняя Эллада дает, пожалуй, единственную возможность проследить формирование логического мышления и научно – рационального сознания от примитивных до зрелых форм.

Наши знания о жизни древних греков гораздо более обширны и многосторонни, чем о каком – либо другом народе древности Они касаются идеологии, политики, науки, литературы, быта и т.д. На протяжении нескольких веков Древня Греция претерпела огромные изменения в социальной и духовных областях. Исследователю представляется редкая возможность, взяв исторически обозримый промежуток проследить изменения различных психологических функций мышления, памяти, воображения, организации жизни, воли, личности и т.д.

Античность играет роль истока «родовых» свойств европейского человечества», которые проявляются в открытиях философии, науки и соответствуют свойствам личности и ума: рациональном сознании и логическом мышлении, рефлексии, индивидуалистичности

В Античности зарождается рациональное сознание. Для этого периода характерен переход от мифа к логосу (научному познанию и пониманию окружающего мира).

Греческий разум направлял все свои усилия на воспитание, совершенствование и образование, а не на взаимодействие с природой, как в первобытном обществе.

Язык и речь стали играть многообразные функции. Слово и мысль отделяются от голоса и живого общения: появляются различные жанры литературы (религиозной и светской); развивается наука и искусство.

Изменяется характер социальной и политической жизни. Особенности политического уклада способствовали тому, что эллины изобрели приемы логически аргументированного доказательства и самое главное, эти приемы стали массовыми и общедоступными. В этом заключается уникальность древнегреческого опыта. Таким образом, в Древней Греции можно наблюдать переход от общинного человека к политической личности. Слово сделалось инструментом политической жизни. На площадях древнегреческих городов слово играла роль не внушения (как при магической его функции), а убеждения.

Это была целая революция в способах общения, формах рефлексии, организации отдельных психических процессов и строения психической системы в целом, так как речь опосредует все явления психической жизни человека.

Изменяется характер религиозных верований. Индивидуальный выбор религиозного культа и поклонения частным божествам свидетельствует о развитии идивидуализации человека. Эллин приобретает опыт человеческой индивидуальности.

С развитием Древней Греции появляется единая эпическая картина мира, иные способы видения и оценки человеческой жизни, увеличение значимости сознательного выбора и расширения диапазона способов мировосприятия и поведения. Исторический психолог Барбу пишет: «Греки были первыми, кто построил тип цивилизации, которая сделала человека способным осознавать себя индивидом». Греческая история привела к «развитию специфической формы сознания членов греческих общин, которая определила возникновение личности индивида как основной единицы и высшей ценности жизни».

На протяжении развития Древней Греции можно на примере литературы проследить, как эпические поэты Гомер, Гесиод и др прославляют коллективные ценности, а поколение греков более позднего периода: Архилоха, Сапфо, Анакреонта сосредотачивают в своих произведениях внимание на событиях и переживаниях жизни отдельной личности.

Указанное положение подтверждается, например, тем, что у Гомера нет представления о единстве душевной жизни человека, а есть несколько автономных центров психической деятельности. Настоящими авторами и управленцами человеческих поступков считались боги, которые, как об этом рассказывается в «Илиаде» и «Одиссее». Просто «вкладывают» смертным определенные чувства и мысли.

Человек «Илиады» не имеет субъективности, как мы; он не имеет осознания своего мира и внутреннего умственного пространства, не имеет представления о том, что можно пронаблюдать в своем внутреннем мире. Человек обретает возможность видеть и свою внутреннюю жизнь в процессе расцвета Древней Греции: развития письменности. Мы находим описания, определения и понятия такого явления, как человек с его внутренней жизнью.

При этом необходимо помнить, что в античности устное исполнение находилось в равновесии с письменной культурой. Философия, наука, политика творились и развивались в публичных дискуссиях.

Одна из существенных особенностей античности – это равновесие между идеей и материей. Гегель писал, что греки стоят на золотой средине между природным и духовным. Для греческого сознания идеалом является красота, которая имеет в себе и духовную и природную сущность. Природа Древней Греции, традиции и другое создали идеальные условия для развития эстетической чувственности. Древний грек – это человек, который не создает, не исследует и не преобразует мир: он в нем находится, как зритель и как зрелище. Он прежде всего созерцатель. Античное искусство именуется мимезисом – т.е. подражанием. А художник – подражаетелем, зеркально копирующим то, что он видит.

Фигура греческого божества еще не отделена от телесной оболочки, не стала духовной формой, как христианский Бог. Поэтому религия Древней Греции – это религия видения. Греческие боги воплощают собой гармонию. И в понимании человека этой эпохи гармония – это эстетическое созерцание окружающего мира, не требующее отречения от чувственного бытия. Это гармония тела и духа.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных