Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Модели финансовых отношений в обществе.




В основе построения финансовой модели общества лежат роль и место государства в ней. Модели различают по двум признакам:

1. По последовательности распределения ВВП.

2. По уровню государственной централизации ВВП.

По последовательности распределения ВВП выделяют 2-е финансовые модели экономики:

- рыночная модель экономики;

- административная модель экономики.

Рыночная модель экономики прошла значительный исторический путь развития и доминирует в мире. Сущность ее очень простая и логичная: вначале ВВП распределяется между участниками его создания (предприниматели, рабочие, служащие и крестьяне), а затем на основе перераспределения в виде налогов и сборов часть доходов получает государство.

Эта модель является открытой, понятной и точно характеризует финансовые реалии в государстве:

- точно отражает уровень доходов и вклад в ВНП каждого юридического и физического лица;

- складывается достоверный, определенный уровень налогообложения, все точно знают, сколько зарабатывают и сколько уплачивают в виде налогов;

- четко определены стимулы роста доходов на основе роста производства и повышения производительности труда.

Административная модель экономики применялась в СССР и других социалистических странах, эта модель частично сохранилась в странах с тоталитарным режимом (Белоруссия, Казахстан, Венесуэла, Северная Корея, Куба). Эта модель строится по обратному принципу: вначале ВВП концентрируется в центре (государстве), а затем гораздо меньшая остаточная часть национального дохода выплачивается в виде заработной платы рабочим, служащим и крестьянам, которая, в свою очередь, облагается дополнительно подоходным налогом (в СССР подоходный налог составлял 20-40 % от общей суммы зарплаты).

Эта модель является закрытой и не отражает финансовых реалий в обществе:

- не видно реального уровня доходов физических и юридических лиц;

- доходы физических и юридических лиц не отражают их вклад в создание ВНП;

- невозможно достоверно определить уровень налогообложения;

- отсутствуют стимулы продуктивной работы.

По уровню государственной централизации ВВП выделяют 3 финансовые модели экономики:

- американская;

- западноевропейская;

- скандинавская.

Эти модели сложились исторически и зависят от геополитического положения страны.

Американская модель основана на максимальном уровне самообеспечения физических и юридических лиц. Она характеризуется незначительным уровнем бюджетной централизации (10-30 % от общего уровня совокупных доходов). Государственное вмешательство в экономику минимально. В социальной сфере краткосрочную помощь получают только те, кто не может без нее. Эта модель создает максимальные финансовые стимулы: с одной стороны, она дает зарабатывать, с другой стороны, она этого требует. Это довольно жесткая и жестокая модель, основана на принципе «кто не работает, тот не есть», но она высокоэффективна, поскольку основана на принудительном финансовом стимулировании.

Западноевропейская модель характеризуется средним уровнем централизации ВВП в бюджет (30-50 % от общей суммы совокупного дохода). За счет большей централизации финансовых ресурсов в странах с такой финансовой моделью в большей степени развиты государственные социальные институты, прежде всего в сфере образования и здравоохранения.

Скандинавская модель предполагает довольно высокий уровень государственной централизации ВВП (50-60 и более % от общей суммы совокупного дохода). В странах с данным типом финансовой модели большое внимание уделяется социальной сфере. За счет распределительной функции финансов финансовые ресурсы перераспределяются между богатыми и бедными слоями населения, социальные границы практически стираются, все слои населения живут одинаково хорошо. Эта модель создает климат уверенности и социальной уравновешенности. Однако эта модель возможна только при высоком уровне ВВП на душу населения и высокого уровня культуры и социальной ответственности населения, доверия и уважения к государственному сектору экономики страны.

Вывод: выбор финансовой модели – это выбор пути развития общества, установления определенной системы экономических интересов, которые лежат в основе темпов развития государства в целом.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова история происхождения термина «финансы».

2. Назовите основные понятия, связанные с категорией «финансы».

3. В чем сущность механизма финансовых отношений?

4. Что является основными финансовыми категориями?

5. Дайте определение основных объектов финансовых отношений, их роли и значения.

6. Кто является субъектами финансовых отношений?

7. В чем заключается противоречие финансовых отношений и каковы способы сбалансирования финансовых противоречий?

8. Какие функции выполняют финансы?

9. В чем заключается сущность распределительной функции?

10. Раскройте сущность и значение контрольной функции.

11. Какое место занимает аудит в рамках контролирующей функции финансов?

12. Какие виды финансового контроля различают по срокам его проведения?

13. Какую роль играют финансы в обществе?

14. Раскройте основные сущностные характеристики категории "финансы".

15. Какие виды финансовых моделей вы знаете по последовательности распределения ВВП?

16. Раскройте сущность финансовых моделей по уровню государственной централизации ВВП.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в среде единого целостного. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Финансовая система рассматривается с двух сторон: по внутреннему строению (по содержанию) и организационной структуре (по форме).

Финансовая система (по содержанию) - совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП.

Финансовая система (по форме) – совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками.

 
 

 

 


Рисунок 1.4 - Взаимосвязь сфер и звеньев (секторов) во внутренней структуре финансовой системы

 

Внутреннее строение финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев.

Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений.

Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений. В основу выделения сфер и звеньев положен уровень экономической системы. Внутренняя структура финансовой системы показана на рисунке 2.1.

Организационная структура финансовой системы – совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами.

В основе выделения органов управления финансовой системой лежит её внутренняя структура. Общее управление финансовой деятельностью в какой-либо стране осуществляют органы государственной власти и управления.

Финансовая система Украины:

Новая финансовая система Украины в структурном и содержательном плане начала складываться в начале 90-х годов.

1. Министерство финансов:

- Государственная налоговая администрация;

- Государственное казначейство;

- Государственная контрольно-ревизионная служба.

2. Счетная палата:

- аудиторская палата;

- аудиторские фирмы.

3. Национальный банк:

- коммерческие банки;

- небанковские кредитные учреждения;

- страховые компании.

4. Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку:

- фондовые биржи;

- инвесторы, посредники;

- межбанковская валютная биржа.

5. Социальные фонды:

- Пенсионный фонд;

- Фонд социального страхования на случай временной потери трудоспособности;

- Фонд социального страхования от безработицы (фонд занятости);

- Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных