ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЦЕННОСТИ ПЛУКИ II ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫПерейдем к современным аксиологическим проблемам, с которыми еще в недалеком прошлом научное познание почти не сталкивалось. Главная из них — это проблема неупорядоченного ценностного полиморфизма. Связана она в первую очередь с колоссальным ростом как самой науки, так и технических, возможностей человека, с общей глобализацией всех процессов человеческой деятельности. Механизм происходящего кратко можно описать следующим образом. Представьте себе, что вы занимаетесь добычей нефти и хотите как-то оправдать свою деятельность. Существуют два пути. Во-первых, • вы можете указать на какое-либо следствие, которое вытекает из акта добычи нефти, указать, например, па то, что нефть дает нам энергию. Сама энергия будет в этом случае выступать уже как конечное основание целеполагания. Вторая возможность в том, чтобы, не вдаваясь в детали, считать таким основанием саму нефть, т. е. объявить ее ценностью пли благом. Поскольку нефть удовлетворяет огромное и труднообозримое количество наших потребностей, вы будете, вероятно, склонны пойти по второму пути и скажете, что нефть — это исключительно ценный продукт, что это одно из важнейших богатств природы и т.п. Нам важно здесь, что полифункциональность того или иного продукта во многих случаях приводит к тому, что он начинает рассматриваться как некое благо само по себе. Это, как нам представляется, исторически произошло и со знанием, породив соответствующие ориентации фундаментальной науки. Однако подход такого рода предполагает, что все необозримое множество функций рассматриваемого продукта, безразлично нефти пли знания, укладывается в рамки общей позитивной оценки. Он возможен до тех пор, пока отдельные функции или последствия не выделяются существенно из этого общего фона и не требуют к себе самостоятельного, особого отношения. В противном случае вся аксиологическая конструкция рушится. Но именно это и происходит в науке нашего времени в силу глобализации тех последствий, к которым может приводить и фактически приводит деятельность современного ученого. Вообще говоря, как это следует из всего предыдущего изложения, науке всегда был присущ некоторый ценностный полиморфизм. С одной стороны, многообразие личностных установок, с другой — полиморфизм официально декларируемых, институциональных ценностей. Первое нас не будет в дальнейшем интересовать, хотя и здесь современная наука сталкивается с явлениями типа Пильтдаунской мистификации. Явления эти свидетельствуют о нарушении рефлексивной симметрии, которая и в условиях многообразия личностных установок обеспечивает единство научного сообщества. Перейдем к ценностям институциональным. Мы уже говорили о фундаментальных н инженерных ориентациях науки. Хотелось бы добавить, что, если в первом случае ценность одна — истинное знание, то во втором — их может быть столько же, сколько внешних практических запросов, которые наука берется удовлетворять. Иными словами, инженерные дисциплины фактически или потенциально, но выводят нас в сложный и многообразный мир ценностей, связанных с развитием материального производства, техники, культуры вообще. Но, как уже отмечалось, нет четкой и непроходимой границы между фундаментальными и инженерными дисциплинами; паука, ориентированная, казалось бы, только па истину, может завтра же начать пересматривать весь свой багаж под углом зрения вновь возникшей прикладной задачи. И все же почти до середины" нашего века по крайней мере фундаментальная наука могла жить относительно замкнуто и обособлено, почти не замечая своего влияния на другие сферы культуры пли практической жизни. Отпечаток такого состояния носит на себе и рассмотренная выше статья Эйнштейна с ее представлениями об объективности видения, способной увести и отгородить ученого от мучительной жес-юкости жизни. Общепризнанно, что уже взрыв первой атомной бомбы превратил представления подобного рода в несбыточные иллюзии. Фундаментальная наука встала перед необходимостью осознать отдаленные последствия своего стремления к истине, что сразу же вывело ее в мир общекультурных ценностных ориентации. Образно выражаясь, атомный взрыв имел своим следствием взрыв аксиологический, который лишил фундаментальную пауку ее ценностной замкнутости и обособленности.
______________________________________________________________________________- 17Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-о изд. Т. 26. Ч. II. С. 125
Две основные проблемы стоят перед фундаментальной наукой в этом новом, современном ее состоянии. (1) Оправдано ли отношение к знанию, как к ценности, если это знание может быть использовано во вред человечеству? Отрицательный ответ напрашивается сам собой. Очевидно, например, что паука в своем развитии, но должна ставить задачу самоуничтожения, что бессмысленно стремиться к знанию ради уничтожения самого знания и культуры вообще. Но к чему же тогда должна стремиться фундаментальная паука, если ее лишить такого ориентира, как истина? Да и способны ли мы предусмотреть в нашем динамичном мире все возможные способы использования знания? (2) Можно ли считать, что все средства оправданны и допустимы, если они ведут к истине? История науки знает немало преступлении, совершенных во имя развития науки. Так, например, в середине XIX в. французский ученый Рикор впервые доказывает, что сифилис и гоноррея — разные заболевания, заразив с этой целью 600 здоровых людей сифилисом и 800 — гонорреейls. Допустимо ли это? Можно ли производить эксперименты на людях? Можно ли мучить подопытных животных? Отрицательный ответ опять-таки напрашивается сам собой, но это означает отказ от истины как от абсолютной ценности и оставляет открытым вопрос: к чему же должна стремиться, на что ориентироваться наука? Сам характер поставленных вопросов показывает, что мы переходим здесь с позиции анализа фактически существующего на позиции проектирования и долженствования. Нас интересует, какими должны быть ценностные ориентации науки в новых условиях, т. е. в эпоху глобальных мировых проблем, которые мы еще совсем недавно стали воспринимать всерьез, а не на уровне алармистских прогнозов. Два требования, два ограничения накладываются на этот проект. Во-первых, необходимо хотя бы частично преодолеть трудности ценностного полиморфизма. Это не означает, разумеется, что мы должны все множество социокультурных ценностных ориентаций заменить чем-то одним. Выражаясь словами Эйнштейна, нам нужны и чудесная музыка, и прекрасные творения ума, и взаимная поддержка... Нельзя считать, что одно существует ради другого, мы имеем дело с ценностями, каждая из которых значима сама по себе. И все же их надо, хотя бы частично, упорядочить, установив какую-то систему предпочтений, выделив среди них нечто главное и в этом смысле абсолютное. Во-вторых, как вытекает из предыдущего, аксиологическому контролю, т. е. оценке, подлежат не только результат, не только прямые последствия научной деятельности, но и сам ее процесс. Мы не можем исходить из принципа, согласно которому цель оправдывает средства, ибо в современных условиях глобального воздействия науки на все стороны жизни такой подход может оказаться гибельным для культуры. Кстати, это как раз и дает нам метод упорядочивания ценностей. Допустим, например, что мы стремимся к достижению X, а ограничения на средства определяются Y. Это означает, что Y предпочтительнее X. Очевидно, при этом, что в некотором предельном случае Х и Y должны совпадать друг с другом. Что же можно выдвинуть в качестве абсолютной ценности в свете современные глобальным проблем? Выше мы уже отмечали, что как бы ни развивалась наука, она не может стремиться к уничтожению человеческой культуры, т. е. к уничтожению и самой себя в том число. Именно культура как нечто развивающееся, ее сохранение и воспроизведение в ее лучших образцах и традициях может выступить в качестве абсолютной ценности, задающей главные ориентиры, как науке, так и другим сферам человеческой деятельности. Мы сказали: «Культура в ее лучших образцах и традициях», не предполагая при этом каких-то дополнительных ценностных установок. Лучшее — это как раз то, что исторически способствовало сохранению и воспроизведению культуры. Образец Герострата — это не образец для воспроизведения, а образец-запрет, но как запрет он тоже представляет ценность и входит, образно выражаясь, в генофонд ценностей человечества. Говоря о культуре, не будем пытаться дать какое-либо формальное определение. Но, как уже должно быть ясно, мы понимаем под этим множество традиции, множество образцов человеческого поведения, образцов деятельности и ее результатов, постоянное воспроизведение которых делает нас людьми, обладающими языком, сознанием, искусством, современной индустрией, наукой и т. д. Мы все живем в культуре и благодаря культуре. Она передается от поколения к поколению по принципу множества эстафет, напоминая автоволну, которая сохраняет и уносит с собой в будущее наш накопленный опыт, как позитивный, так и трагический. Наш долг, воспринимая эту «волну» или «эстафету», нести ее дальше на своих плечах, внося в нее по возможности частицу собственной жизни и передавая дальше. Это паши социальные «гены», залог нашего социального бессмертия. Культура в этот понимании и образует, как нам представляется, абсолютную ценность. И это становится все более очевидным перед лицом современных глобальных проблем, таких как проблема мира или экологическая проблема. Стремление к истине, поскольку это одна из '"культурных традиции, в рамках которой жила и развивалась наука, сохраняется и в условиях новых ценностных ориентации. Само это стремление рассматривается здесь как ценность, которую надо сохранять и воспроизводить наряду со многими другими ценностными установками и традициями. Но ученый теперь вынужден расширить свой кругозор на сферу опеки, заботясь обо всех обозримых последствиях своих исследований с точки зрения их воздействия на культуру. Озабоченность такого рода мы повсеместно встречаем у крупнейших ученых нашего века. _____________________________________________________________________
18См.:, Фракасторо Дж. О сифилисе. Я.; Л., 1956. Примечания.
В их лице наука, с одной стороны, все больше теряет свою аксиологическую обособленность в отношениях с другими сферами деятельности, а с другой — все больше осознает значимость своих ценностных предпосылок и специфику аксиологических проблем вообще. «Мы должны также заботиться о том.— писал Макс Борн,— чтобы абстрактное научное мышление не распространялось на другие области, в которых оно непреложимо. Человеческие и этические ценности не могут целиком основываться на научном мышлении»10. Остается ответить на вопрос, какие ограничения накладываются при этом па сам процесс научной деятельности, какие средства запрещены при достижении поставленной цели. Ответ очевиден: недопустимо то, что приводит к разрушению культуры. В принципе это не ново. Каждый ученый в своей работе должен следовать принятым в науке традициям, не нарушая логики рассуждении, не противореча установленным принципам и законам, опираясь на существующие методы. В противном случае, его работа просто не будет научной, не будет соответствовать нормам научности. Но в такой же степени ученый должен следовать идеалам и нормам культуры вообще. Недопустима, например, жестокость в научных экспериментах, ибо это задает образцы, разрушающие культуру. Еще Диккенс обратил внимание на то, что публичные смертные казни не уменьшают, а увеличивают количество преступлении: «...зрелище жестокости порождает пренебрежение к человеческой жизни и ведет к убийству»20. Этический принцип благоговения перед жизнью сформулированный А. Швейцером, фактически вытекает из сказанного в качестве одного из простых следствии. Швейцер прав, что нельзя наступать на дождевого червя, переползающего через дорогу. Но в основе здесь лежит благоговение перед лучшими традициями человечества, стремление быть и остаться Человеком. Современная наука глобальна не только в плане ее влияния на технический прогресс, не только в плане последствий, которые имеют или могут иметь научные и технические проекты в сфере воздействия человечества на природу. Важно и то, что современный ученый, подобно киноактеру, становится модной фигурой, задающей образцы. Добрые и печальные глаза Эйнштейна, хорошо известные нам по фотографиям, стали таким же достоянием культуры, как и теория относительности. Именно это и накладывает ограничения на сам процесс научного поиска, делая ученого ответственным за тот социальный резонанс, который может иметь каждое его действие и решение. Э. Золя писал: «Если вы спросите меня, зачем я, художник, пришел в этот мир, я отвечу вам: "Я пришел, чтобы прожить свою жизнь во всеуслышание"»21. Современный ученый оказывается в таком же положении: он живет во всеуслышание. Более того, он обязан так жить. Во-первых, наука стала слишком опасной в своих возможных разнообразных «мутациях», чтобы ее прятать в стенах многочисленных лабораторий. Во-вторых, только живя во всеуслышание, можно воспроизводить культуру. Это прекрасно понимал Э. Золя. «Я художник,— писал он,— я отдаю вам свою плоть и кровь, свое сердце, свои мысли. Я стою перед вами обнаженный догола и предаюсь вам на суд, каков я есть,— хороший или дурной. Если вам нужно поучение, смотрите на меня, выразите свое впечатление аплодисментами пли свистками, и пусть мой пример вдохновит или предостережет вас»22. Говоря о художнике, Золя прекрасно описывает позицию любого человека, ориентированного на культуру. Итак, как результат, так и сам процесс научного исследования контролируются в рамках одной и той же ценностной установки. Из этого следует вывод, который может показаться парадоксальным: подлинный результат всегда непосредственно достижим. Действительно, каждый шаг человека, если он воспроизводит при этом лучшие культурные образцы, его речь, его улыбка в общении с другим человеком, его доброжелательность и готовность ответить на вопрос...— все это есть сохранение Культуры, т. е. достижение Блага. К этому не надо долго идти, это не надо искать, это рядом. Но в такой же степени и в научной работе важны не только достижения, отчуждаемые в виде знаний, но и сам процесс стремления к ним. Иными словами, не каждому дается в руки Истина, но каждый может ей служить. И нельзя не согласиться с Генрихом Гейне: «Не только творчество, не только оставшиеся после пас труды дают право на почетное признанно после смерти, но и стремление само по себе, в особенности, пожалуй, стремление неудачное, потерпевшее крах»2'.Но не приходим ли мы тем самым к отрицанию научного творчества, к отрицанию науки как потока новаций? Нет, ибо творчество — это не столько разрушение традиций, сколько их сохранение в новых, изменяющихся условиях. Творчество и сохранение не противоречат друг другу. Очевидно, что памятник архитектуры будет разрушен, если его оставят просто на произвол судьбы. Сохранение требует изменения. Культура в целом сохраняется и воспроизводится, только постоянно изменяясь. Мы уже отмечали, что любой ученый должен работать в традициях своей науки, следуя ее нормам и идеалам. Т. Кун прав в своем понимании того, что только в пределах этих норм ученый и остается ученым, представителем нормальной науки. Открытия возникают не на пути голого отрицания прошлого, а на пути пересечения разных, ранее сложившихся традиций работы;'. Так возникает, например, теория относительности — на пересечении классической механики и электродинамики Максвелла. Н символом глубочайшего уважения к наследию культурного прошлого звучит восклицание Эйнштейна в его автобиографии: < Прости меня, Ньютон...» ___________________________________________________________________ . 19 Борн М. Моя жизнь и взгляды. М., 1973. С. 128. 20 Диккенс Ч, Собр. соч. В 30-тп т. М., 1962. Т С. 55 . 21 Золя Э. Собр. соч. Ы., I960. Т. 24. С. 21 22. 28Там же. С. 19
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|