Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Оценка эффективности. Доход, выручка, прибыль.




Финансы предприятия – денежные отношения, посредством которых происходит формирование различных фондов, распределение и перераспределение прибыли, отчисление налогов и платежей.

В составе финансов выделяют следующую группу денежных отношений:

· связанные с формированием и использованием целевых фондов;

· возникающие между предприятиями;

· складывающиеся у предприятия со страховыми организациями и банками;

· складывающиеся с вышестоящими структурами и государством.


Финансы выполняют две функции:

· распределительную – формирование фондов денежных средств и их использование по целевому назначению;

· контрольную – позволяющую узнать, насколько эффективно и полно используются финансовые ресурсы.

Инструментом контрольной функции выступает финансовая информация. Она содержится в бухгалтерской, статистической и оперативной отчётности, по которой можно судить о результатах хозяйственной деятельности предприятия.

Основные принципы организации финансов предприятия:

· финансовая независимость – право распределять и использовать полученную выручку; государство не вправе осуществлять прямое перераспределение финансовых ресурсов;

· экономическая ответственность – предприятие отвечает по своим обязательствам собственным имуществом;

· Управление самостоятельным структурным подразделением (финансовый отдел, бухгалтерия).

Задачи финансового отдела:

· обеспечение предприятия финансовыми ресурсами;

· изыскание путей их мобилизации из собственных источников и на финансовом рынке;

· выполнение финансовых обязательств перед государственным бюджетом, банками, страховыми компаниями и другими финансовыми организациями;

· Контроль над правильным использованием финансовых ресурсов;

 

На финансовую службу возлагается финансовое планирование и осуществление расчётов, анализ хозяйственной деятельности и предоставление финансовых отчётов, контроль над другими отделами предприятия.

По формам проведения финансовый контроль делится на:

· предварительный – на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов;

· текущий – проверяется соблюдение нормативов и правил расходования денежных средств;

· последующий – проводится на основе проверки бухгалтерских документов, по результатам анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

По методам проведения, различают:

· проверка – по отдельным вопросам деятельности на основе отчётных документов;

· обследование – помимо отчётных документов используются результаты опросов и анкетирования

· анализ – отличается систематическим и комплексным характером и направлен на выявление факторов эффективного использования финансовых ресурсов;

· ревизия – проверка финансово-хозяйственной деятельности за отчётный период.

По результатам финансового контроля составляется акт, где указываются все допущенные нарушения и сроки устранения.

 

Источниками формирования финансовых ресурсов является:

· собственные средства предприятия – формируется в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд, его величина показывает размер тех основных и оборотных средств, которые инвестированы в процесс производства. Прибыль и амортизация, выручка от реализации выбывшего имущества.

· мобилизуемые на финансовом рынке - через продажу собственных ценных бумаг и различных видов кредитов;

· поступающие в порядке перераспределения – страховое возмещение по наступившим риском, дивиденды и проценты по ценным бумагам.

 

Финансовое обеспечение затрат может осуществляться в трёх формах:

- самофинансирование; - кредитование; - государственное финансирование.

 

Использование финансовых ресурсов:

· платежи организации финансово-банковой системы;

· инвестирование в расширение производства;

· инвестирование в ценные бумаги других предприятий;

· образование фондов поощрительного и социального характера;

· использование на благотворительные цели, спонсорство.

 

Для обеспечения бесперебойного финансирования большое значение имеют финансовые резервы

Создаваемые самим предприятием за счёт самострахования, специализированными страховыми организациями методом страхования, государством (резервные фонды).

Особое место в современных условиях занимает финансовый менеджмент – организация управления финансами, которая позволяет привлекать дополнительные ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать их с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке.

 

Финансовое планирование – представляет собой непрерывное управление процессами формирования и использования финансовых ресурсов.

В ходе составления финансового плана решаются следующие задачи:

· выявление внутренних резервов;

· внешних источников на финансовом рынке;

· размещения временно свободных финансовых ресурсов предприятия;

· определение объёмов, структуры и направлений использования денежных доходов.

 

Финансовый план строится в форме баланса доходов и расходов и структурно состоит из следующих четырёх разделов:

1. Доходы и поступления средств – прибыль от инвестиций и основной деятельности, дивиденды и проценты по ценным бумагам, амортизационные отчисления, выручка от реализации имущества.

2. Расходы и отчисления средств – отражает использование ресурсов на расширение производства, экономическое стимулирование, ценные бумаги, благотворительные фонды, спонсорство.

3. Кредитные взаимоотношения с банками – структурно состоит из двух частей: в доходной отражаются полученные ссуды, а в расходной - их погашение и уплату процентов.

4. Взаимоотношение с бюджетом и внебюджетными фондами - также состоит из 2-х частей: в доходной отражаются полученные от государства ассигнования; в расходной выплаты налогов и других платежей.

 

Уравнение финансового баланса.

PI+Сальдо PIII=PII+Сальдо PIV.

Основным источником хозяйственной деятельности предприятия является «уставный фонд», который представляет собой совокупность средств, вложенных в предприятие его собственниками.

Уставный фонд государственных предприятий отражает сумму средств, выделенных государством из бюджета в момент вступления предприятия в эксплуатацию.

Для негосударственных предприятий характерна иная форма образования средств.

Уставный капитал для акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. Он определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующий интересы его кредиторов.

Размер уставного капитала акционерного общества в России определялся специальной комиссией по приватизации по остаточной стоимости.

Выпуск акций АО осуществляется на всю стоимость имущества и состоит из оговоренного числа обыкновенных и привилегированных акций с одинаковой номинальной стоимостью.

Увеличение уставного капитала осуществляется по решению собрания акционеров путем увеличения номинальной стоимости акции при дополнительном выпуске. Уменьшение уставного капитала осуществляется путём уменьшения номинальной стоимости или путём покупки акций в целях сокращения их общего количества. Не допускается увеличение уставного капитала для покрытия убытков. Акционерное общество имеет право выпускать облигации на сумму, не превышающую уставный капитал. Для успешного ведения бизнеса необходимо, чтобы собственный капитал в два раза превышал заемный.

Хозяйственные товарищества и общества основываются на «складочном капитале», состоящем из долей (вкладов) учредителей (участников).

 

 

Под экономическим эффектом понимается результат хозяйственной деятельности его абсолютная величина. Но как бы ни был важен результат, необходимо знать, какой ценой, какими затратами он достигнут. Помимо абсолютной величины эффекта необходимо знать относительную величину – эффективность – отношение результата производства к затратам.

Экономическая эффективность производства выражается в повышении эффективности общественного труда.

В качестве обобщающих показателей эффективности экономики на уровне страны являются:

· рост произведённого национального дохода на душу населения;

· производство национального дохода на один рубль затрат;

На уровне предприятия показателями эффективности является:

· Материалов и энерго ресурсов – материалоемкость и энергоемкость;

· Основных фондов – фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность;

· Оборотных средств – коэффициент оборачиваемости, продолжительность одного оборота;

· Трудовых ресурсов – выработка, трудоемкость;

· Затрат – рентабельность, срок окупаемости.

 

Сравнительная экономическая эффективность необходима при выборе одного из вариантов решения производственных задач различных сочетаний, капиталовложений и уровня себестоимости.

Тот вариант, который характеризуется меньшими капитальными вложениями и одновременно обеспечивает низкую себестоимость продукции, при прочих равных условиях признаётся экономически эффективным.

 

Доходы – важнейший экономический показатель работы предприятия, отражающий их финансовые поступления от всех видов хозяйственной деятельности.

Выручка – денежная сумма, получаемая от продажи определенного количества товара:

В = Q*P;

Прибыль – выступает как результат превышения доходов над производственными издержками:

П = Д – И;

Убытки – результат превышения расходов над доходами.

Валовая (балансовая) прибыль (Пв) представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (Пр), основных фондов и иного имущества (Пи), доходов от внереализационных операций (Пвн):

Пв = Пр+Пи+Пвн;

Чистая прибыль (Пч) – образуется после уплаты из валовой прибыли налогов и других обязательных платежей:

· налог на прибыль - 20%;

· налог на превышение фонда оплаты труда - 13%;

· налог на имущество - 2%;

· налог на содержание жилищного фонда - 3%;

· единый общий налог на содержание милиции, благоустройство, образовательных учреждений и другие аналогичные цели - 3%.

Рентабельность – показатель эффективности единовременных и текущих затрат определяется отношением прибыли к единовременным и текущим затратам.

 

Рентабельность производства – показывает, насколько результативно используется имущество предприятия и определяется как % отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств:

 

 
 


Рп= * 100%.

 


Рентабельность продукции – показывает, результативность текущих затрат и определяется как % отношение прибыли от реализации к себестоимости продукции:

 

 
 


Р = * 100%.

 

Основной коэффициент доходности, коэффициент рентабельности - показывает эффективность использования собственного капитала и определяется отношением чистой прибыли к собственному капиталу.

 

 
 


ROE= * 100%.

 

Срок окупаемости - определяется отношением собственного капитала к чистой прибыли.

 

 
 


Токуп=;

 

Лекция 12 Планирование хозяйственной деятельности

Система планирования на предприятии

Тактическое планирование

Бизнес-план предприятия

 

Процесс управления предприятием складывается из многих функций:

- организация производства; - координация и регулирование; - активизация и стимулирование;

- учёт; - анализ; - контроль.

В их число входят планирование и прогнозирование деятельности предприятия, можно сказать, что она является центральной в системе функций управления предприятием.

План – это упорядоченная схема действий по достижению определённой цели.

Планирование – это непрерывный процесс поиска новых путей и методов оптимизации целевых действий за счёт новых возможностей.

Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует практически во всех странах и органически вписывается в рыночный механизм хозяйствования.

По содержанию и форме проявления различают следующие формы планирования и виды планов:

  • директивное планирование;
  • индикативное – носит направляющий, рекомендательный характер.

 

В зависимости от срока и степени детализации принято различать:

  • текущее планирование – до одного года, суточное, недельное, месячное, квартальное, полугодичное;
  • среднесрочное планирование – до пяти лет;
  • долгосрочное (перспективное) – свыше пяти лет.

 

По содержанию плановых решений:

  • стратегическое планирование – ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения;
  • тактическое планирование – процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей;
  • оперативно-календарное – завершающий этап планирования с целью организации повседневной ритмичной работы;
  • бизнес-планирование – имеет целью оценку целесообразности внедрения того или иного мероприятия.

 

Стратегическое планирование включает следующие этапы:

  • определение миссии предприятия;
  • формирование целей и задач;
  • анализ и оценка внешней среды;
  • анализ и оценка внутренней структуры предприятия;
  • разработка и анализ стратегических альтернатив;
  • выбор стратегии.

К стратегиям относятся: - стратегия ограниченного роста связана с изменением продукта и рынка и не затрагивает отрасль и технологию;

- стратегия интегрированного роста – рост за счёт контроля над поставщиками и хозяйствующими субъектами, находящимися между фирмой и потребителями внутри отрасли;

- стратегия диверсифицированного роста – расширение производства за счёт новых технологий в других отраслях экономики;

- стратегия сокращения – в связи с необходимостью повышения эффективности в периоды спада (сокращение расходов, сокращение производства, ликвидация).

Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов. Если цель стратегического плана – определить, чего хочет добиться предприятие в перспективе, то тактическое планирование должно ответить на вопрос, как предприятие может этого достичь.

Тактический план представляет собой развёрнутую программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия, направленную на выполнение стратегического плана при наиболее полном и рациональном использовании природных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Особое внимание должно уделяться показателям эффективности работы: экономии материальных ресурсов, росту производительности труда, снижению себестоимости продукции, повышению качества и конкурентоспособности.

Разделы тактического плана:

1 Экономическая эффективность производства. Увеличение эффективности предусматривается за счёт рационального использования ресурсов на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, повышения технического уровня производства, совершенствования управления, улучшение организации производства и труда, укрепления трудовой дисциплины, улучшения структуры и качества продукции.

2 Нормы и нормативы. Разработка плана должна осуществляться на основе прогрессивных, технически и экономически обоснованных норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива и энергии, затрат живого труда, средств труда и организации производственных процессов. С помощью норм и нормативов осуществляется контроль над уровнем затрат на производство и реализацию продукции.

3 План производства и реализации продукции. Определение оптимального объёма продукции, который может быть произведен и реализован предприятием, изыскание возможностей наиболее полного удовлетворения спроса на продукцию, эффективное использование производственной мощности, ОФ и ОС.

4 План материально-технического обеспечения производства. Устанавливается потребность в материальных ресурсах, необходимых для выполнения производственной программы, мероприятий, предусмотренных планом технического развития и организации производства.

5 План по персоналу и оплате труда. Устанавливает потребность в персонале и средствах на оплату труда. Оптимальную численность, рост производительности труда и заработной платы, повышение квалификации и переподготовку. Общая величина и структура ФОТ.

6 План по издержкам производства, прибыли и рентабельности. Отражает нормируемые государством расходы (амортизация, командировочные, представительские расходы ит.д.) и отнесение на себестоимость налогов и сборов, отчислений во внебюджетные фонды. Рациональную структуру себестоимости, соотношение между постоянными и переменными расходами.

7 План инноваций (технического и организационного развития предприятия). Составляется на основе стратегического плана и содержит перечень и характеристику нововведений, планируемых к внедрению.

8 План инвестиций и капитального строительства. Составляется по следующим показателям: прирост производственных мощностей за счёт технического перевооружения; реконструкции; расширение действующих и строительство новых объектов; ввод в действие основных производственных и непроизводственных фондов.

 

9 План по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Обосновывается перечень важнейших природоохранных мероприятий с указанием технико-экономических параметров с увязкой с планом инноваций и инвестиций.

10 План социального развития коллектива. Предусматривает мероприятия по улучшению условий труда, отдыха и быта, отношений в коллективе, развития благоприятного морально-психологического климата. Охватывает следующие направления: изменение социально демографической структуры; улучшение условий и охраны труда, укрепление здоровья работников; социально-культурных и жилищно-бытовых условий; совершенствование методов управления.

11 План по фондам специального назначения. Устанавливаются размеры и направления использования средств фонда накопления; фонда потребления; дивидендного фонда; финансовых резервов формируемых из чистой прибыли, амортизационных отчислений, прибыли от внереализационных операций.

12 Финансовый план. Составляется в виде баланса доходов и расходов, расчётных форм для определения статей баланса. Финансовый план составляется на основе стратегического плана, плана производства, инноваций и экономической эффективности, материально-технического обеспечения, издержек, инвестиций и других разделов тактического плана.

 

Бизнес-план – это документ, в котором отражаются основные аспекты деятельности предприятия, анализируются все проблемы и определяются способы решения этих проблем.

Бизнес-планирование основывается на следующих принципах:

  • участия, предполагающего участие в плановой деятельности всех работников предприятия, независимо от должностей и выполняемых ими функций;
  • единства (холизма) – интеграцию плановой деятельности в рамках вертикального единства подразделений и координацию плановой деятельности на уровне функциональных подразделений и служб;
  • непрерывности, обеспечивающей «скользящий характер планирования»;
  • гибкости, способствующей составлению планов таким образом, чтобы можно было вносить изменения в их содержание в соответствии с изменениями условий деятельности;
  • точности, заключается в том, что каждый план должен быть конкретизирован и детализирован в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия;
  • итеративности – бизнес-планирование должно носить творческий характер и предусматривать неоднократную проработку уже составленных разделов бизнес-плана;
  • многовариантности, определяющей возможность выбора наилучшего из альтернативных вариантов достижения поставленных целей.

 

Разработка бизнес-плана включает в себя взаимосвязанные этапы, выстроенные в определённой логической последовательности.

На первом этапе определяются цели его подготовки: достижение безубыточной деятельности; ввод в действие нового цеха, магазина; выпуск нового вида продукции.

Вторым этапом разработки является анализ, оценка и прогнозирование собственных возможностей предприятия: результатов функционирования самого предприятия; обеспеченности его деятельности ресурсами; результатов деятельности основных конкурентов; рынков сбыта; возможных видов риска.

Третий этап включает характеристику планируемой предприятием к выпуску продукции, работ, услуг. Оценка сильных и слабых сторон деятельности, как самого предприятия, так и его основных конкурентов в сферах менеджмента, производства, маркетинга, финансов, кадровой политики.

Четвёртый этап состоит в исследовании рынков сбыта: оценка рынка; уровня конкуренции; конкурентоспособности продукции, работ, услуг.

Пятый этап предполагает разработку плана производства: прогноз объёмов производства и реализации продукции; определение потребностей в основных фондах; в сырье, оборудовании, персонале по категориям работников; в затратах на оплату труда; определения полной себестоимости.

Шестой этап включает разработку ценовой политики, систему формирования спроса и стимулирования сбыта, разработка маркетинговой стратегии.

Седьмой этап предполагает выбор типа организационной структуры и оценку её эффективности.

Восьмой этап предполагает описание возможных рисков и разработку мероприятий по их снижению и предупреждению.

Девятый этап состоит в прогнозировании финансовых показателей: прогноз доходов и расходов; сметы фондов; прогнозный баланс денежных средств; прогнозный баланс активов и пассивов; прогноз ключевых финансовых показателей.

Десятым, завершающим этапом разработки бизнес-плана является составление резюме – краткое изложение бизнес-плана предприятия.

Характеристика основных разделов бизнес-плана

Резюме

Отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. В сжатой и доступной форме изложить суть. Разрабатывается в конце написания бизнес-плана, когда имеется полная ясность по всем остальным разделам.

1 Характеристика предприятия

История создания; основные достижения и неудачи в деятельности предприятия; слабые и сильные места в производственно-хозяйственной деятельности, её особенности (сезонный характер сбыта продукции, мелкосерийный характер производства ит.д.); характеристика имеющихся ОФ и технологий; главные цели и задачи предприятия: увеличение объёмов производства; улучшение условий труда; экономия ресурсов; конкретные мероприятия по достижению заданных целей: обоснование собственных источников финансирования плана (амортизация, чистая прибыль, продажа ОФ, акций и т.д.).

2Описание продукции, услуги

Представляется информация о продукции: область применения; основные характеристики (потребительские, сбытовые, функциональные); соответствие стандартам качества; требования к гарантийному и постгарантийному обслуживанию; наличие патентов, лицензий, сертификатов; новизна технических и технологических решений, потребительских свойств.

3 Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга

Анализ рынков должен включать: общую характеристику рынков; оценку их размера; долю предприятия; динамику развития; основные факторы, влияющие на изменение рынка; основные требования потребителей; оценка конкурентов: технический уровень продукции, цена, уровень качества; технологическое и финансовое состояние конкурирующих предприятий; степень их влияния на рынок; преимущества перед конкурентами. В стратегии маркетинга отражаются: стратегия сбыта (увеличение доли рынка, расширение существующего, продвижение на новые рынки); стратегии ценообразования: обоснование цены, сравнение с ценой конкурентов; тактика реализации продукции на конкретном сегменте рынка (собственная торговая сеть, торговые представительства, посредники, дистрибьюторы); политика послепродажного обслуживания; обоснование затрат на маркетинг и рекламу;

4 Производственный план

Данный раздел включает несколько подразделов: программа производства и реализации продукции. Производственные мощности: перечень требуемого оборудования; выбор поставщиков условий поставки, обслуживания, гарантий и цены. Материально-техническое обеспечение: перспективы обеспечения требуемыми сырьём и материалами, комплектующими изделиями, запасными частями, теплоэнергитическими ресурсами. Обоснование схемы обеспечения (виды транспорта, средства погрузки, разгрузки, складирования); издержки производства и реализации продукции: заработная плата, амортизация, общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

5 Организационный план

Центральное место отводится организационно-штатной структуре предприятия и выбору рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и предприятием в целом. Определяется необходимая квалификация и численность специалистов, обосновывается введение многосменности в работе.

6 План реализации проекта

Представляет собой план согласованных мероприятий, начиная от подготовительных работ до производства и погашения задолженностей перед заёмщиками. Разрабатывается сетевой график, в котором указывается перечень работ и потребность в финансовых ресурсах.

7 Инвестиционный план

Приводится расчёт потребности в инвестициях по каждому виду издержек: основного капитала – на сооружения и оснащения предприятия; оборотного капитала – необходимого для полной или частичной его эксплуатации. Отдельно рассчитывается потребность в первоначальном оборотном капитале. Приводятся данные по источникам финансирования – собственных, заёмных, государственных средств, прямых инвестиций. Осуществляется расчёт погашения долговых обязательств по долгосрочным и краткосрочным кредитам, бюджетным ссудам.

8 Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности

К основным аспектам прогнозирования относятся: расчёт прибыли от реализации и чистой прибыли; расчёт потока денежных средств; показателей экономической эффективности. Учитываются предполагаемые изменения выручки, прибыли, затрат.

9 Показатели эффективности проекта

Оценка эффективности проекта и наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе его реализации. Приводится классификация и оценка рисков по месту их возникновения – инвестиционные, организационные, производственные, коммерческие, инфляционные, а также намечаются меры по их снижению или предотвращению. Проводится анализ чувствительности проекта к изменению входных показателей – цены, объёма производства, переменных и постоянных издержек, условий финансирования и т.д. Определяются чёткие границы инфляции, при которых успех проекта маловероятен.

10 Юридический план

Описывается организационно-правовая форма предприятия, уточняются основные юридические аспекты будущей деятельности предприятия.

11 Информация о разработчике бизнес-плана

Даётся описание и характеристика привлекаемых к разработке бизнес-плана организаций: опыт работы в данной сфере услуг; основные достижения и неудачи, наиболее значимые проекты.

 

12 Приложения

Включаются все дополняющие основные разделы материалы: спецификации, техническое описание сертификата, патента, результаты маркетинговых исследований. А также данные о руководителе, инвесторах, экспертах, консультантах, рекламных материалах и т.д.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных