Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Билет №18. Поэты пушкинской поры: темы, мотивы, жанры, основные имена.




В 1831 году Гоголь писал Жуковскому: «Мне кажется, что теперь воздвигается огромное здание чисто русской поэзии. Страшные граниты положены в фундамент». Гоголь имел в виду не только Пушкина, но и других создателей «золотого века» поэзии, как справедливо называют первую треть XIX столетия. Лирическая поэзия стала высоким искусством. Отказ от оды. Элегия. Расцвет русской лирики 1810—1830-х годов (так же как расцвет лирической поэзии в других странах Европы) безусловно связан с романтическим направлением. Поэзия пушкинской поры хронологически определяется рамками 1810—1830-х годов.

· Баратынский, Евгений Абрамович

· Батюшков, Константин Николаевич

Старшее поколение. В стихах Батюшкова с удивительной артистичностью разрабатывалась важнейшая проблема эпохи — соотношение «общей» жизни человечества и душевной жизни отдельного человека. Батюшков — один из первых поэтов в России, в чьем творчестве сознательно строился образ автора как мыслящей личности, воспринимающей и оценивающей мир. Поклонник Карамзина, Батюшков считал, что истинное наслаждение жизнью возможно только для добродетельной души. Батюшков вынес представление об идеальном человеке, в котором высокий нравственный характер, способность к самоотречению сочетаются с любовью к жизни. Единственным средством спасения поэт считает теперь христианскую религию. События Отечественной войны Батюшков воспринял во многом иначе, чем большинство его современников. Несмотря на победоносный ход войны, в нем росли горечь и разочарование. Ужас перед преступлениями вторгшихся в Россию «образованных варваров» омрачал для него радость и гордость победой. В этом Батюшков был одинок — в русском обществе господствовало настроение общего подъема и радужных надежд. Тот самый 1812 год, который резко поднял общественную активность, дал толчок движению декабристов, Батюшкова погрузил в мрачные раздумья.

В поздних стихах Батюшкова — идеал мужества, готовность с достоинством расплатиться жизнью за испытанную радость бытия. Впервые в русской поэзии Батюшковым был создан «лирический герой». Любовь для Батюшкова, как и красота, — «олицетворение» жизни, образ, символ земной жизни. Качества, которыми наделен батюшковский лирический герой, призваны символизировать полноту физического бытия. Это молодость, чувство влюбленности, красота. Возлюбленная батюшковского героя всегда идеально прекрасна

«Мой гений», 1815: образец любовной лирики. Нежность, гармония, но печаль разлуки vs сладость любви. У каждой из тем – свои звуки. И вообще – звукопись. Лирический герой Батюшкова — странник, он одинок, рассудок не дает ему забыть об этом. А значит, грустная «память рассудка» постепенно и незаметно побеждает сладостную «память сердца». Безраздельна ли власть рассудка? Тоже нет. Как то и положено в элегии, чувство поэта раскачивается между надеждой и безнадежностью, между печалью и сладостью. И ни один из полюсов не может притянуть душу окончательно и бесповоротно. Последние два стиха вновь отданы во власть плавной, нежной звукописи.

· Веневитинов, Дмитрий Владимирович

· Вяземский, Пётр Андреевич

Пушкин-лицеист относился к нему с почтением, как к маститому поэту, замечательному своим свободомыслием и ироническим складом. В 1820-е же годы между Вяземским и Пушкиным установились отношения дружеского равноправия. По важнейшим общественным и литературным вопросам Пушкин и Вяземский часто выступали соратниками в литературной борьбе.

«Жизнь наша в старости…», 1875-77: поздний период, философично. Сравнивает жизнь лирического героя и изношенный халат. «И совестно носить его, и жаль оставить». Л.г. стар, не может изменить прошлое, остается только смириться. Видит свои неудачи и ошибки, но гордится прожитой жизнью. Жаль бросить, оставить жизнь с ее радостями, печалями, но исправить в ней ничего нельзя, поэтому лирический герой принимает ее такой, какая она есть. Лирический герой полностью принимает жизнь: для него имеют значение не только радости и победы, но и утраты, и «жа­лобы и пени». Для его старческого сознания любая страница мо­лодости приятна для перечитывания. Прошлое вполне заменяет лирическому образу автора будущее и настоящее, а легкость воспоминания выражена через использование теплых, нежных эпитетов: «облачная печаль», «сердечная память», «отзыв наш родной».

· Давыдов, Денис Васильевич

· Дельвиг, Антон Антонович

Что касается поэзии Дельвига, несомненно исполненной обаяния, то ей недоставало существенного — той самой подлинности душевной жизни в лирике, которая была достигнута не только его сверстниками, но и старшими современниками. Характерно, что преобладающая форма поэзии Дельвига не элегия, а идиллия — жанр, отличавшийся сугубой условностью и, кроме того, скорее «описательный», лиро-эпический, а не подлинно лирический

· Гнедич, Николай Иванович

· Жуковский, Василий Андреевич

Жанровая тематика. Элегия, песня, романс и дружеское послание — основные жанры поэзии Жуковского. На материале элегии Жуковский прежде всего разрабатывал русский поэтический язык. Элегия особенно привлекает его своей тематикой, уже закреплённой общеевропейской традицией: погружением во внутренний мир, мечтательным и мистическим восприятием природы. Здесь я хочу сказать о стихотворении «Море»: море — воплощение души лирического героя. Как море, так и лирический герой, стремится “из земныя неволи” к небесам. Под внешним спокойствием скрываются смятение и тревога.

Поэтический синтаксис, музыкальный принцип. Слова в поэзии Жуковского ориентированы на то, чтобы пробуждать эмоциональный опыт читателя. И это напоминает о принципах классической музыки. Музыкальная организованность песен и романсов Жуковского очень велика. Жуковский разрабатывает чисто песенную систему восклицаний, обращений. Недаром стихотворения Жуковского часто перекладывались на музыку: возможность музыкальной интерпретации для них органична, заложена в самой их основе. Такие повторы, как:

Что молить неумолимых?
Возвращу ль невозвратимых?
(«Людмила»)

тоже работают на музыкальность.

Поток слов воплощает поток поэтических чувств, единый музыкальный поток.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных