ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Инсценирование первых строк рассказа учащимися 3 группы.- В чем необычность такого начала? Какое местоимение встречается в каждом предложении, на каждой строке? (Ты. И у нас возникает ощущение, будто обращается к каждому из нас. Мы словно становимся свидетелями чьего-то объяснения, оправдания.) - Прочитана I глава рассказа. Что можем сказать об отношениях дяди и мальчика до ссоры? (Дядя и мальчик, судя по их теплым отношениям, давно дружат. Дядя нежно любит племянника, но держит его на расстоянии, потому что уверен в том, что «вредно баловать детей». В душе он понимал, что надо сразу откликнуться на просьбу ребенка.) - Да и Женя не просто любит дядю, даже боготворит его немножко: он приносит подарки, он купит карандаши, пенал и другие чудесные вещи; даже мама и бабушка не противоречат словам и поступкам дяди. - Почему же произошел конфликт? (Мальчику хотелось скорее познакомиться с цифрами, а дядя не хотел их показывать ему.) - Давайте проследим по тексту, с чего же началось то, что и через годы не дает покоя этому взрослому. Прослушайте 2 главу (чтение по ролям учащимися 4 группы) и подумайте над вопросом: «Почему дядя не выполнил просьбу племянника?». (Оказывается: знакомство с цифрами было отложено на завтра только потому, что взрослому лень этим заняться. «Уж очень не хотелось мне идти в город».) - На что ссылается дядя, чтобы оправдать свою лень, свой поступок? - Итак, добрые отношения нарушены. На чьей вы стороне? - Найдите в тексте объяснение, почему свой поступок, спустя годы, дядя оценивает, как «великий грех»? («Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех – лишаю тебя счастья, радости.) - Верно. А какое решение принимает мальчик, чтобы обратить на себя внимание? (Бунт.) - Продолжаем читать Бунина, следуя за автором. Наверное, неслучайно писатель разбил рассказ на отдельные главки, и каждая для нас должна стать ступенькой на пути к пониманию происходящего и самих себя. Итак, глава 3. Она прозвучит в исполнении учащихся 5 группы - Правильно ли ведет себя Женя? Он действительно капризный, невоспитанный ребенок? (Нет, он не сдержан из-за отчаяния. Это не каприз, ведь у него хорошее желание, он хочет познать мир.) - Он еще не научился сдерживать себя, и поэтому его поступки принимают некрасивый, неуправляемый характер. И все же на чьей стороне автор? Обоснуйте свой ответ. Найдите в 3 главе слова, с помощью которых писатель оценивает в этой ситуации поведение взрослого и ребенка. (Самостоятельная работа учащихся – 5 мин.) (Для взрослого автор находит такие слова и выражения: «в бешенстве вскочил, рявкнул во все горло, какой черт окатил меня, ушат злобы, дернул за руку, с наслаждением шлепнул, вытолкнул из комнаты.» А о ребенке говорится иначе: «переполненная жизнью душу, звонкий крик божественной радости, сам Господь Бог улыбнулся бы…») ВЫВОД: рассказ написан не только для того, чтобы сказать детям, как не надо себя вести, а для того, чтобы дать возможность взрослым посмотреть на себя со стороны… - Прослушайте отрывок из следующей главы и найдите приметы переживаний бабушки, мамы, дядя. Подумайте, сочувствуют ли взрослые мальчику. И если да, то почему они не утешили его? (Соблюдение правил воспитания для них важнее и дороже порывов собственного сердца.) - Прочитайте начало 6 главы. Ее начало по-бунински поэтично, пронизано чувствами героев. Какими? («Грустно, сумрачно».) - Ребята, как вы думаете, что самое горькое в этой главе? (Сломили самолюбие – чувство собственного достоинства, самоуважения.) - Мальчик смирился, он побежден. Взрослые знают самые чувствительные струны сердца мальчика и ударили по ним. Детям часто приходится смиряться, потому что они находятся во власти у взрослых. И Женя отступил. Итак, заключительная глава. Прослушайте и подумайте: Каким становится мальчик? Как он себя ведет, после того как смирился? - Какое слово находит Бунин, говоря о желании ребенка? Это устаревшее книжное слово. (Обращение к записи на доске.) Бунин – мастер русского языка. Мы убедились, читая рассказ, что это слово как нельзя лучше подчеркивает огромное желание мальчика. Найдите в тексте сцену, которая показывает, что герои рады примирению и простили друг друга. Рассказ прочитан, какое чувство у вас осталось? (Доброе, чувство удовлетворения, горечи…) - Ребята, скажите, а возникали ли в вашей жизни ссоры со взрослыми и что было причиной конфликта? - Подведем итог нашему разговору. В тот вечер дядя научил мальчика писать волшебные цифры. А сам дядюшка получил от ребенка какой-либо урок? (Надо любить детей, хотеть понять их поведение.) - Поэтому этот взрослый запоздало как будто извиняется перед мальчиком, иронизирует над собой. Бунин вводит нас в сложный мир взаимоотношений взрослых и детей. Взрослые часто не видят в ребенке человека, ведут себя властно по отношению к нему. А ведь дети – это тоже люди со своими мечтами, чувствами, желаниями, которые надо уважать. Бунин предлагает взрослым быть внимательнее и осторожнее, стараться не ранить их души. Выходит, не напрасно мы обратились к рассказу «Цифры». IV. Рефлексия. Подведение итогов. Выставление отметок. V. Домашнее задание: Ответить на вопрос 2, с. 18, подготовить сообщение о М. Горьком Письменно поразмышляйте об одной из ваших ссор со взрослыми, продумайте заголовок рассказа, можете придерживаться предложенного плана. 1. Когда это было и с кем? 2. Как складывались ваши отношения раньше? 3. Что в характере этого человека вы особенно ценили? 4. Что явилось причиной ваших разногласий? 5. Что думали и как переживали вы сами ссору? 6. Сумели ли вы помириться и радовались ли вы этому? 7. Как бы вы назвали рассказ, почему? Разумеется, план может быть совершенно другим. Я предлагаю вам один из вариантов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|