ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПОНЯТИЕ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ, ЕЕ ВИДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ.Миграция рабочей силы - переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на 1 год, по экономическим и неэкономическим мотивам (политическим, социальным, религиозным, национальным, расовым...) Иммиграция - въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов. Эмиграция - выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы. Миграционное сальдо - разность иммиграции из страны и эмиграции в страну. Реэмиграция - возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства. «Утечка мозгов» - международная миграция высококвалифицированных кадров. Принимающие трудовых мигрантов страны получают следующие выгоды:1.экономия на зарплате (иностранные рабочие оплачиваются ниже уровня зарплаты национальных кадров);2.повышение конкурентоспособности их товаров вследствие уменьшения издержек производства;3.за счет иммигрантов расширяется емкость внутреннего рынка предметов потребления;4.экономия на затратах на образование и профессиональную подготовку квалифицированных работников-иммигрантов;5.иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы, т.к. они первыми могут быть уволены;6.иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации социальных программ .К отрицательным моментам, связанным с импортом рабочей силы, можно отнести:1.появление дискриминации по отношению к иностранцам, межнациональная неприязнь;2.недовольство коренного населения, возникновение элементов социальной напряженности. 30. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЦЕНТРЫ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ. Основные особенности современной миграции: 1) осн. роль играет трудовая миграция;2) ПРС продолжают оставаться гл. мировыми центрами притяжения раб. силы (на долю ПРС приходится почти половина (54 млн. чел.) всех иммигрантов; доля иностранцев в ПРС составляет – 4,5%, по сравнению с 2,3% в среднем в мире и 1,6% в развивающихся странах. Причем нетто-иммиграция обесп. почти половину прироста населения развитых стран);3) появление новых центров притяжения миграции· в 70-е годы крупные международные рынки рабочей силы сложились в нефтедобывающих странах Ближнего Востока (экспортеры – Иордания, Оман, Йемен; импортеры Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт);· в 80-е годы такими центрами также стали Тайвань, Южная Корея, Китай, Сингапур, ЮАР, северные страны Африки.4) происходит рост масштабов миграции и вовлечение в нее трудящихся все большего числа стран:· США - 8 млн. мигрантов· Западная Европа - 6,5 млн. Ближний Восток и Северная· Латинская Америка - 4 млн. Африка - 3 млн.5) ув. внутриконтинентальной миграции (особенно в Европе);6) превращение США в лидера среди стран импортеров раб. силы; 7) сформировался круг государств «специализирующихся» на экспорте своих трудовых ресурсов (Югославия, Пакистан, Турция, Польша, Испания, Португалия, страны с переходной экономикой); 8) повышение доли высококвалифицированных специалистов среди мигрантов:· из числа наиболее одаренных иностранных студентов США и Западная Европа отбирают наиболее перспективных и оставляют для продолжения научной деятельности;· фактическое переманивание уже подготовленных специалистов; 9) высокий уровень нелегальной иммиграции (в США постоянно находятся около 4 млн., а в Западной Европе около 3 млн. нелегальных мигрантов). Осн. центры миграции раб. силы: 1) Северная Америка (США и Канада)–по данным амер. статистики в США ежегодно въезжает более 1 млн. иммигрантов при офиц. установленной квоте 675 тыс. чел., из которых 2/3 представляют собой категорию родственников и 1/3 – квалифицированные специалисты и члены их семей. Сегодня доля иностранцев в США составляет 5% раб. силы страны; 2) страны Зап. Европы-странами, принимающими осн. часть иммигрантов явл.: Франция, Германия, Великобритания, Бельгия, Швеция, Нидерланды, Австрия, Швейцария. В этих странах целые отрасли экономики находятся в завис. от импорта раб. силы. В Германии и Франции это 1/4 занятых в строительстве и 1/3 в автомобилестроении, в Бельгии – до 50% горняков, в Швейцарии – 40% строительных рабочих и т.д. В Зап. Европе высока доля мигрантов (около 40%) из стран-членов ЕС, т.к. существует Единый рынок труда, образованный как одна из стадий интеграции ЕС; 3) Австралия-правительство кот. крайне обеспокоено низкой плотностью населения на подавляющем большинстве тер. страны, а также возрастанием в его структуре китайского этноса. Отсюда провозглашенный Канберрой комплекс мер по стимулированию переселения в эту страну представителей белой расы, преимущественно женщин в фертильном возрасте (т.е. способных создавать семью и иметь детей). А также в первую очередь принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику страны; 4) Израиль-кот прилагает все усилия по возвращению на истор. родину всех евреев с целью выживания в иноязычной и часто враждебной этно-религиозной среде арабского мира (миграция носит в целом полит. мотивацию, но эконом. аспект в ней также присутствует); 5) нефтедобывающие страны Ближнего Востока – для них значителен уд. вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочих региона (в ОАЭ они составляют 97%, в Катаре – 95,6%, в Кувейте – 86,5%).Главным экспортером раб. силы на Ближнем Востоке явл. Египет; 6) страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где осн. импортерами раб. силы явл. НИСы (Гонконг, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Тайвань Индонезия), а также Япония и Бруней; а основными поставщиками раб. силы выступают Китай, Вьетнам, Лаос и др. соседние государства; 7) страны Латинской Америки, где наиболее распространенной формой является сезонная с/х миграция и кратковременная на работу в машиносборочных цехах филиалов автомобилестроительных ТНК («Дженерал Моторс», «Фольксваген», «ФИАТ»). В последние годы для стран этого региона особый интерес представляют иммигранты из стран ЦиВЕ тех специальностей, в которых ощущается острая нехватка кадров (нефтяники, инженеры-химики и т.д.); 8) страны Африки, для этих стран характерна внутриконтинентальная миграция. Осн. принимающие страны этого региона-страны Сев. Африки и ЮАР (где мигранты работают в таких сложных отраслях, как алмазодобыча, золотодобыча, добыча урана); 9) Россия (осн. центр на постсоветском пространстве), в настоящий момент переживает демографический кризис. Она выступает экспортером раб. силы для стран «дальнего зарубежья» и одновременно импортером из стран СНГ (особенно Украины, Молдовы, Беларуси, Казахстана). 31. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ. Виды: ЭМИГРАЦИОННАЯ –создание благоприятного эмиграционного климата и регулирование объемов и структур миграционных потоков, ИММИГРАЦИОННАЯ –защита нац. рынка труда от потока мигрантов и рациональное использ. их труда. Методы госрегулирования эмиграции: Прямые –квота, запрет на выезд опред. специальности, поощрение выезда специалистов, работа кот. за рубежом требует экспорта отечественной про-ии, ограничение выдачи заграничных паспортов по разным причинам, лицензирование деятельности по трудоустройству за рубежом; Косвенные –предоставление льгот по валютным вкладам, таможенные льготы для реэмигрантов, продажа мигрантам ценных бумаг необлагаемых налогом. Формы госрегулирования иммиграции: 1 ) Селективный подход – привлечение опред. категорий раб.: Для тяжелой и грязной работы, Высококвалифицированные специалисты, Специалисты редких профессий, Специалисты с мировым именем. 2) Ограничение на профессию и квалификацию: По уровню обр., стажу работы, Соответствие диплома международным стандартам или стандартам страны, Рекомендательные письма. 3) Личного характера: Больных, Возраст, Полит. и соц. облик. 4) Колич. ограничение: По экономике в целом за год, По отраслям, По конкретным предприятиям. 5) Эконом. ограничения: для фирмы, принимающей на работу иммигрантов, инвестирование денег в экономику принимающей страны. 6) Ограничение по времени пребывания. 7) Географ. приоритеты на национальность. 8) Запреты на опред. профессии, 9) Санкции к незаконным трудовым мигрантам. Стимулирования реэмиграции: депортация, матер. помощь, профес. подготовка иммигрантов с целью вернуться. Международные организации регулирующие трудовые миграции: МОТ, МОМ(МО по миграции), Орг. ООН по вопросам обр., науки и культуры(ЮНЕСКО), Система постоянного наблюдения за миграцией при ОЭСР, Комиссия ООН по народонаселению и развитию, ВТО в рамках генерального соглашения по торговле услугами. 32. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА. 33. СТРУКТУРА ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕГО СЧЕТОВ.
34. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА. 35. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЭТАПЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. 36. Европейский союз как наиболее развитое интеграционное объединение. 37. Основные интеграционные группировки Америки ЕС, НАТО,… но мало кто сразу вспомнит АТЭС или объединение стран Южноамериканского континента. Наиболее важными были создание на юге континента сообщества МЕРКУОСУР, в Центральной Америке – ЦАОР (позже ЦАИС), а после и такого крупного политического объединения, как Группа Рио, и вот теперь – УНАСУР. К сожалению, на пути к успешному и эф. функционированию этих блоков стоит несколько препятствий: территориально-ресурсные различия, блоковые и нац. расхождения в целях развития, преобладание частнопредпринимательских субъективных интересов участников объединений;недостатки организационно-практической работы при распределении издержек производства и выгод от интеграции, при формировании коллективной схемы разделения труда внутри сообществ; отсутствие синхронизации в объединительных усилиях и осущ. принятых решений;традиционное полит. и фин.-эконом. давление со стороны США, прежде всего через сеть своих дочерних предприятий, особенно в ключевых отраслях хозяйства; Мексика, Аргентина, Бразилия ведут осторожную политику в отношении США, никоим образом не пытаясь вызвать конфронтации с могущественной державой, или идут в фарватере Белого дома. Носителями же идеологических проектов, направленных на прекращение засилья США в Латинской Америке и превращение региона в сам. центр силы, явл. пока страны, находящиеся в другой весовой категории. Это : Венесуэла, Куба, Никарагуа, Боливия, в последнее время – Эквадор, Уругвай, Парагвай. Их потенциал несравним с ресурсами ведущих стран Латинской Америки. Кроме того, они территориально разобщены и не могут создать эф. геополит. блок.И, тем не менее, накопленный созданными блоками опыт неоценим и, так или иначе, должен привести к полноценному выходу Латиноамериканского региона на Мировую сцену. Доказательством тому может послужить расширение экономических связей южноамериканских стран с Европейским союзом, странами АТЭС, Африки, а также с Россией. 38. ОСНОВНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА. В разные годы странами АТР были созданы отличающиеся по своим целям и задачам региональные интеграционные группировки и организации, в числе которых:1.Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН);2.Межправительственный форум «Азиатско-тихоокеанское эконом.сотрудничество»(Asia Pacific Economic Cooperation), (АТЭС);3.Конфедерация азиатско-тихоокеанских торговопромышленных палат(КАТТПП);4.Ассоциация институтов финансирования развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе(АИФРАТР);5.Тихоокеанский эконом.Совет(ТЭС);6.Совет Тихоокеанского экном.отрудничества(СТЭС);7.Центр«Восток-Запад»;8.Программа развития Тихоокеанских островов (ПРТО);9.Азиатская орг.по вопросам производительности(АОП);Ю.Южнотихоокеанский форум (ЮТФ); 11.Комиссия для стран южной части Тихого океана (КЮТО);12.«План Коломбо» по совместному эконом. и соц. развитию в Азии и Тихом океане(«План Коломбо»); 13.Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии(СААРК).Говоря об ускоренном экономическом развитии АТР, следует иметь в виду Японию, США, Китай, «новые индустриальные страны» региона-НИС(Республику Корею, Тайвань, Гонконг и Сингапур),страны АСЕАН, Канаду, Австралию, Новую Зеландию. Усиление эконом. взаимодействия и сотрудничества наблюдается, прежде всего, внутри группы перечисленных госуд.Но особую, сам. роль играет своего рода «азиатская подсистема»:Япония - НИС-АСЕАН-Китай, что обусловлено наиболее высокими, опережающими темпами расширения взаимных связей, в том числе переходом позиции ведущего импортера продукции азиатских стран от США к Японии. Региональная торговля стала исключительно важным фактором интеграционных процессов не только стран АТР, но и в целом в мировой экономике. 39. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. 40. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ИХ ПРЕОДОЛЕНИИ. Это проблемы предотвращения ядерной войны, охраны окружающей среды, освоения космического пространства и т.д.Важнейшей причиной, кот. привела человечество к глобальным противоречиям, является в первую очередь накопление громадной производственной мощности. Оно оказывало давление на природу, способствовало истощению ее ресурсов. По своему происхождению, характеру и способам решения глобальные проблемы делятся на три группы: 1) первая группа вкл. проблемы, связанные с взаимоотношениями развитых и развивающихся стран (вопросы войны и мира, разоружения и развития);2) вторая группа охватывает проблемы, выражающие отношения в системе «человек – общество» (рост народонаселения, борьба с нищетой, голодом, болезнями, развитие человека в условиях НТР);3) третья группа включает проблемы отношений в системе «общество – природа» (защита окр.среды, ресурсы, энергетика). Специфика глобальных проблем состоит, прежде всего, в том, что они касаются каждого живущего на Земле человека, требуют для своего решения объединённых усилий всего человечества. Это означает, что политика ведётся ради людей, что интересы человека, его права выше прерогатив госуд.: не люди живут ради госуд., а государство функционирует ради людей, призвано быть их оружием, средством, а не самоценностью. Главный критерий госуд. и общ.институтов – служение людям.. Все народы сегодня должны пройти трудные университеты глобальной проблематики и заново переосмыслить практику своей жизни, политику своих государств, переоценить свои ресурсы развития. Необходимо значительное расширение междунар. сотрудничества на самых разных уровнях – двустороннем, многостороннем, региональном и всемирном, с использованием различных международных институтов и организаций, и, прежде всего, ООН.Новые перспективы этого сотрудничества и решения глобальных проблем открывает принципиальное изменение положения дел в мире в результате ликвидации противостояния двух систем, краха тоталитарных режимов в Восточной Европе и Советском Союзе. Значительно спала напряжённость, началось сокращение ядерных арсеналов, численности войск, развернулся процесс мирного урегулирования региональных конфликтов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|