Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стилистические фигуры




СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) или колоритности высказывания (например, анафора, эпифора, эллипс, амплификация, антитеза, оксиморон, параллелизм, инверсия, бессоюзие, многосоюзие и др.). Иногда к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы (так называемые солецизмы; например: "Горьким смехом моим посмеюся", из Библии) [1].

Стилистические фигуры можно подразделить на три типа, каждый из которых существует в двух противоположных вариантах.

1. Стилистические фигуры протяженности. Они делятся на:

1) Стилистические фигуры убавления — результат выбора конструкции с меньшим количеством составных частей; могут отсутствовать начало, середина, конец фразы: «Ворон ворону говорит в ответ» (А. С, Пушкин).

2) Стилистические фигуры добавления — результат выбора конструкции, в которой неоднократно используется одно и то же слово в одной и той же форме. Сюда относится прежде всего точный повтор («Еду, еду — следу нету» — загадка). Может повторяться начало фразы — анафора или конец — эпифора, повтор может состоять также из конца предыдущей и начала последующей фразы — стык («О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта! «— А. А. Блок). В большинстве случаев повторы неточные: повтор слова в одном и том же значении, но в разных падежах — многопадежность, или полиптотон («Человек человеку — Друг, товарищ и брат»); повторение одного и того же слова в разных значениях — «обыгрывание» многозначности, или дистинкция («У кого нет в жизни ничего милее жизни, тот не в силах вести достойный образ жизни» — сентенция); определение дублирует определяемое — тавтология («тёмный мрак»); перечисление близких по значению элементов — ампфликация («Во саду ли, в огороде...») — народная песня [1].

2. Стилистические фигуры связности делятся на:

1) Стилистические фигуры разъединения — результат выбора конструкции со слабой связью составных частей. Сюда относятся: дистантное употребление слов, непосредственно связанных по значению («Где взгляд людей обрывается куцый...», — В. В. Маяковский); парцелляция (реализация единой синтаксической конструкции более чем одной фразой: «Я жаловаться буду. Губернатору.» — М. Горький); аттракция (устранение согласования: «Началась у них драка-бой великая» — фольклор); вводные элементы («И тут появляется — кто бы вы думали? — она...»); перестановка частей высказывания («Умрём и бросимся в бой» — Вергилий) и др

2) Стилистические фигуры объединения — результат выбора конструкции с тесной связью составных частей: градация, синтаксический параллелизм, отнесение слова одновременно к двум членам предложения («И горный зверь, и птица... Глаголу вод его внимали» — М. Ю. Лермонтов), повторение союзов и др. [1]

3. Стилистические фигуры значимости делятся на:

1) Стилистические фигуры уравнивания — результат выбора конструкции с относительно равноценными составными частями: прямой порядок слов; контактное употребление слов, непосредственно связанных по значению; равномерность распространения второстепенных членов; приблизительно одинаковая длина фраз и абзацев.

2) Стилистические фигуры выделения — результат выбора конструкции с неравноценными составными частями: инверсия (слово занимает не вполне обычную и потому «сильную» для него позицию — либо в начале, либо в конце фразы: «И долго милой Мариулы Я имя нежное твердил» — Пушкин), градация (особенно нарастающая; начала строф стихотворений Ф. И. Тютчева: «Восток белел... Восток алел... Восток пылал...»).

Существуют стилистические фигуры, усиливающие и выделяющие фразу в целом на фоне её окружающих: риторическое обращение (т. е. к неодушевлённому предмету: «А ты, вино, осенней стужи друг...» — Пушкин), риторический вопрос («Знаете ли вы украинскую ночь?» — Н. В. Гоголь), риторическое восклицание («Какой простор!»); значимость фразы резко повышается также в результате отождествления её с абзацем («Море — смеялось» — Горький). [2]

Стилистические фигуры представляют собой особые синтаксические построения, служащие для усиления образно – выразительной функции речи. Поэзия, например, не мыслима без стилистических фигур, которые позволяют оценить повышение и понижение голоса, темп речи, паузы, словом – все оттенки звучащей фразы. Человек в процессе чтения, игнорирующий стилистические фигуры и ориентирующийся лишь по знакам препинания, лишает себя всех тонкостей поэзии и, следовательно, не понимает глубины произведения.

Фигуры поэтического синтаксиса, или стилистические фигуры - это своеобразная синтаксическое построение фраз и сочетания в художественном произведении. Стилистические фигуры нарушают нормы литературного языка с изобразительной целью усиления выразительности и эмоциональности, избежания однообразия. Они индивидуализируют вещание автора, обогащают его эмоциональными нюансами, подчеркивают художественное изображение. [5]

К основным фигурам поэтического синтаксиса относят: инверсию, анафору, епифору, кольцо, параллелизм, градацию, эллипсис, риторические вопросы, обращения и утверждения, хиазм, анаколуф, параллелизм и др. Эти фигуры делятся на три типа:

I. Фигуры, связанные с отклонением от определенных логико-грамматических норм оформления фразы: инверсия, анаколуф, эллипсис, бессоюзие.

II. Фигуры, связанные с отклонением от определенных логико-смысловых норм оформления фразы. В рамках этого типа можно выделить три группы фигур: повтор, сопоставление, противопоставление слов и больших или меньших языковых величин. 1. Фигуры повтора: а) звуковые: аллитерация, ассонанс, повтор звуков в конце стихотворных строк - рифма; б) словесные повторы: слов, словосочетаний, многосоюзие, плеоназм, тавтология; в) фразовые повторы: синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, анепифора (кольцо), стык. 2. Фигуры сравнения: амплификация, градация, парономазия. 3. Фигуры противопоставление: антитеза, оксюморон.

III. Фигуры, связанные с отклонением от коммуникативно-логических норм оформления фразы (риторические): обращение, вопрос, отрицание, восклицания. Амплификация (лат. Amplificatio - увеличение, распространение). Это стилистический прием, который заключается в накоплении синонимов, однородных выражений, антитез, однородных членов предложения для усиления эмоционального воздействия поэтического языка. Иногда повторяются предлоги [2]

Амплификация может состоять из отдельных предложений, которые повторяются

Градация (лат. gradatio - повышение, усиление, gradus - шаг, ступень) - это стилистическая фигура, в которой каждое последующее однородное слово означает усиление или ослабление определенного качества. Есть два вида градации: нарастающая и ниспадающая. Нарастающая указывает на постепенное увеличение, нарастание качества изображенного явления. Градация восходящая: "И вянет, сохнет, погибает, твой единый ребенок" (Т. Шевченко). Вид грации построен на усилении значений называют прямой, восходящей или климаксом (греч. Klimax – лестница). Градация ниспадающая, нисходящая, которая воспроизводит постепенное уменьшение выделенной автором качества в предметах изображения, называется обратная, нисходящая или Антиклимакс. [1]

В Антиклимакс наблюдается смягчение семантической напряжения.

Анаколуф (греч. Anakoluthos - непоследовательный) - это нарушение грамматической согласованности между словами, членами предложения. Повтор или Повторение - стилистическая фигура, употребляется в фольклорном творчестве, прежде всего в народной песни и поэзии, обусловленная эмоциональными и смысловыми факторами [...]. Повторение одного и того или близкого по смыслу или звучанию слова называют тавтологией (греч. Tautos-то как раз и logos - слово). Тавтологичные синонимы характерные для народного творчества. Другое название - плеоназм (греч. Pleonasmos - избыточность, преувеличение).

Столкновение, Подхват или Анадиплозис (греч. Anadiplosis - удвоение) - стилистическая фигура, состоящая в звуковом или словесном повторении конца стихотворной строки и начале следующего.

Столконовение представляет соединение эпифоры с анафорой, "конкатенацией (лат. Catena - цепь).

Анафора (греч. Anaphora - выношу на гору, выделяю) - повторение одинаковых звуков, слов или словосочетаний в начале предложения или стихотворной строки, строфы. Различают анафору лексическую, строфическую, синтаксическую, звуковую.

Сплетение - сложная синтаксическая конструкция, в которой грациозно сочетается анафора с Эпифора. Широко используется в фольклоре

Включение - Кольцо или эпистрофей (греч. Epиstrophe - вращение) - фигура: повторение того же самого слова или группы слов в предложении или периоде; в поэзии - в начале и в конце строфы, или стихотворении, сочинении.

Рефрен (фр. refrain), или Припев - повторение группы слов, строки или нескольких стихотворных строк в строфах.

Хиазмы (греч. chiаsmos - крестообразная расположение в виде греческой буквы X) - используемый в поэзии лингвостилистический прием, который заключается в перестановках главных членов предложения (разновидность инверсии) для подчеркивания стихотворной речи.

Антитеза (греч. Antithesis - противоположный) - это оборот речи, в котором противопоставляются противоположные явления, понятия, человеческие характеры.

Антитезу, усиленную словесным или корневым повтором, называют антиметабола (греч. Antimetabole - употребление слов в обратном направлении).

Антифраза или Антифразис (греч. Antiphrasis - затмение) - употребление слов и выражений в противоположном смысле.

Бессоюзие (греч. Asyndeton - безсполучниковисть) - стилистическая фигура, состоящая в пропуске союзов, связывающих отдельные слова и фразы. Бессоюзие придает повествованию краткость и динамичность.

Многосоюзие (греч. Polysyndeton от polys - многочисленный и syndeton - связь) - стилистическая фигура, состоящая в повторении одинаковых союзов. Многосоюзие используется для выделения отдельных слов, оно предоставляет язык торжества.

Эллипсис, эллипс (греч. Еllеирsis - опущение, недостаток) - это пропуск в предложении слова или словосочетания, которое понятно из конкретной ситуации или контекста. Эллипсис предоставляет в языке лаконичность и эмоциональный окрас.

Незаконченность, обрыв предложения, для передачи взволнованности языка, называется апосиопеза (греч. Aposiopesis – умолчания.

Зевгма (греч. seugma - связь, ярмо) - стилистическая фигура, которая возникает при объединении однородных членов, преимущественно подлежащих, одним глагольным сказуемым, который относится только к одному из этих членов. [2]

Инверсия (лат. Inversio - перестановка). При инверсии нарушается прямой порядок слов в предложении.

Параллелизм (греч. Parallelos - тот, что движется рядом) - аналогия, уподобление, общность характерных черт или чина.

Перенос или Анжамбеман (фр. Enjambement) - стихотворный прием, который заключается в переносе фразы или части слова с предыдущей строки в следующий, обусловлен несовпадением ритмической паузы со смысловой, при этом теряет свою интонационную законченность. [3]

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных