Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Демократические идеи в США в годы борьбы за независимость (Т.Джефферсон, Т.Пейн).




США как независимое государство возникли в результате освободительной войны 1775—1783 гг. английских колонистов против метрополии. Активное развитие борьбы относится к 60-м годам XVIII в. Тогда колонисты ограничивались требованиями уравнения ПП режима в колониях с режимом, существовавшим в Англии, в том числе представительства колонистов в английском парламенте и отмены несправедливого налогообложения. Эти требования теоретически обосновывались принципами английского общего права и конституционности, оформившейся с завершением английской революции. С 70-х годов требования колонистов радикализируются, и в обоснование их берется естественно-правовая доктрина, разработанная к тому времени в Западной Европе. В работе I Континентального конгресса (1774 г.): колонисты обладают ест.правами на жизнь, свободу и собственность, всеми правами жителей метрополии и всеми правами, содержащимися в колониальных хартиях, что "права и свободы американских поселенцев не могут быть отняты у них или ограничены какой-либо властью без согласия самих колонистов". Идеи Пейна и Джефферсона легли в основу Декларации независимости 1776 г., сыгравшей важную роль в объединении колонистов в борьбе против английских колонизаторов. Томас Пейн (1737—1809) радикальный представитель демократической, политической и правовой идеологии периода Войны за независимость. 1775 г. в статье "Серьезная мысль" поставил вопрос об отделении колоний от Англии и создании независимого государства. В"Здравый смысл" (1776 г.) — показал несовершенство государственного строя Англии и предложил название государства, которое должны образовать колонисты, — "Соединенные Штаты Америки". Идеи этого памфлета отразились в Декларации независимости, основным автором которой был Т. Джефферсон. Находясь во Франции во время начала революции там, Пейн приветствует ее и в 1791 г. публикует работу "Права человека", в которой защищает демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. различал ест. и гр. права человека. Первые присущи ему по природе, "по праву его существования": право на счастье, свободу совести, свободу мысли. Этими правами человек обладал в ест.состоянии, которое, по Пейну, было историческим фактом. С образованием общества и государства люди передали часть своих ест.прав в "общий фонд". Так возникают гр.права, принадлежащие человеку как члену общества. Это те права, которые человек не способен защитить своей властью: в т.ч. право собственности (т.к. в ест.сост.земля была общ.собственностью). Частная собственность появляется с переходом к земледелию, а также в результате "недоплаты работникам". Вместе с ней возникает и деление людей на богатых и бедных. Выступил против рабовладения. Государство возникает вслед за объединением людей в общество, ибо объединившиеся люди не способны сами сохранять справедливость в отношениях между собой. Целью государства является не умаление прирожденных прав человека, а их обеспечение. Уступая часть своих прав обществу, человек оставляет себе свободу мысли, совести и право делать для своего счастья все, что не вредит другому. Государство создается людьми по общественному договору. Поэтому верховная власть в государстве должна принадлежать самому народу. Народ имеет право учреждать или уничтожать любую форму правления, пр.на революцию. Анализируя формы государства, Пейн различал "старые" (монархические) и "новые" (республиканские) формы (принципы образования правления — наследование или выборность). Правление, основанное на передаче власти по наследству, он называл "самым несправедливым и несовершенным из всех систем правления", такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей народный суверенитет. Абсолютные монархии "являются позором для человеческой природы". Республиканское правление, согласно идеям Пейна, должно быть основано на принципе народного представительства. Верховной властью должен обладать законодательный орган, избираемый на основе всеобщего избирательного права. Недостаток Конституции США 1787 Пейн видел и в создании двухпалатного законодательного органа, формируемого на основе цензового избирательного права, существовавшего в штатах. Слишком большим (шесть лет) был, по его мнению, срок полномочий сенаторов. Единоличному главе исполнительной власти (президенту), он предпочитал коллегиального. Против наделения президента правом вето, против несменяемости судей, которые, как он полагал, должны переизбираться и быть ответственными перед народом. Каждое поколение должно само определять, что соответствует его интересам, и поэтому иметь право изменять Конституцию. Политические взгляды Пейна выражали дем.и револ. тенденции в освоб. движении колонистов, повлияли на освободительное движение в Латинской Америке против испанского колониального господства и даже в Англии, позже способствовали формированию политической идеологии чартистского движения с его требованиями всеобщего избирательного права и ежегодных выборов в парламент. Политические взгляды Томаса Джефферсона (1743—1826), 3 президент США. Критиковал Конституцию США 1787 г., воспринявшую разделение властей как систему "сдержек и противовесов" и дававшую президенту возможность переизбираться неограниченное число раз и тем самым превратиться в пожизненного монарха. Большим недостатком Конституции он считал отсутствие в ней Билля о правах, особенно свобод слова, печати, религии. Общественный договор - основа устройства общества, дающем всем его участникам право конституировать государственную власть. Отсюда вытекала идея народного суверенитета и равенства граждан в политических, в том числе избирательных, правах. Дж-н критиковал капитализм, набиравший в США силу, ведший к разорению и обнищанию широких слоев населения. Однако главной причиной он считал развитие крупного капиталистического производства и идеализировал мелкое фермерское хозяйство. Его идеалом была дем.республика свободных и равноправных фермеров. Дж-н был основным автором проекта Декларации независимости — конст.документа, который, исходя из демократической трактовки естественно-правовой доктрины, обосновывал правомерность отделения колоний от Англии и образования ими самостоятельного, независимого государства. Разрыв с религиозными представлениями о государственной власти, еще характерными для этой эпохи (упоминание о Боге- творце сделано в Декларации мимоходом и ничего не меняет в ее содержании), и естественно-правовая аргументация, народный суверенитет и право на революцию, защита свободы личности и прав граждан — все это делало Декларацию независимости выдающимся теоретическим и политическим документом своего времени: все люди сотворены равными, что они наделены своим Творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и стремление к счастью. В перечне названных в Декларации независимости неотъемлемых прав нет права собственности, в Декларации прав I Континентального конгресса. Это объясняется влиянием Пейна, к-й считал право собственности приобретенным правом и, следовательно, не относящимся к неотъемлемым правам человека. Он осознал, что в истоке конфликта лежали прежде всего посягательства Англии на материальные интересы колонистов. Именно эти посягательства помогли колонистам понять, что они не свободны, поэтому свобода как естественное и неотъемлемое право виделась колонистам как гарантия свободы собственности. Практически свобода в Декларации независимости включала в себя право свободно пользоваться и распоряжаться своими материальными благами, т. е. право на собственность. В силу происхождения власти правительства от народа, то есть с согласия народа, народ вправе изменить или уничтожить существующую форму правления. Далее в Декларации независимости содержатся 27 пунктов обвинения английского короля в стремлении к деспотизму, дающих основание провозгласить "именем и властью доброго народа колоний наших" отделение их от Англии и образование независимых США. При этом в составленном Дж-ном проекте Декларации было не 27, а 28 пунктов обвинения английского короля. Пункт, не попавший в окончательный текст Декларации в результате решительных возражений плантаторов южных колоний, осуждал процветавшее в южных колониях рабство негров. Джефферсон был убежден, что оно противоречит человеческой природе и естественным правам людей. Поэтому в проекте Декларации он обвинял английского короля в том, что захватывал людей и обращал их в рабство.

 

19. Государственно-правовые воззрения в России в первой трети XYIII века. Ф. Прокопович,

Прокопович…, Многие из мыслителей конца XVII — начала XVIII вв. выступали за установление абсолютизма. Это были ближайшие сподвижники и ученики самого Петра. В своих концепциях они использовали теорию естественную права. В их числе был и священнослужитель Феофан Прокопович (1681 — 1736). Ему принадлежит заслуга теоретического обоснования сущности реформ Петра I. Он требует от священнослужителей подчинения царю. Высоко оценивает Прокопович разделение труда. Касаясь власти монарха, Прокопович говорит, что государь ответствен лишь перед Богом, милостью которого он правит. Власть монарха есть результат соглашения между ним и народом. Прокопович отвергает демократическую и аристократическую формы правления.

Василий Никитич Татищев (1686—1750) также выступает как сторонник теории естественного права. Естественным для человека состоянием является воля. Но при такой свободе он все же вынужден ограничивать себя. Такие ограничения он делит на три вида:

1) по природе (власть родителей);

2) по договору (отношения найма между хозяином и слугой);

3) по принуждению (рабство или невольничество).

Первые два ограничения имеют отношение к происхождению государства. Власть монарха подобна родительской. «Общенародия или республики» основаны на договоре. Договор рассматривается Татищевым как основа всякого государства, в том числе и монархического. Формы правления зависят от ряда объективных условий: местоположения, размера территории и состояния населения.

Посошков И.Т. выступал за реформы суда, создание единого общегосударственного свода законов, в составлении которого д.б. участвовать все классы общества. Признавая крепостное право, считал необходимым точно определить крестьянские повинности, обязательность обучения крестьянских детей. Выдвигал задачу охраны природных богатств от хищнического их использования. Считал, что государство обязано регламентировать всю хозяйственную жизнь страны: стимулировать развитие промышленности, поиски полезных ископаемых, сократить ввоз иностранных товаров и расширить вывоз промышленных изделий из России. Предложения Посошкова И.Т. не получили практического осуществления и, вероятно, стали причиной его ареста в АВ 1725 Тайной канцелярией. Умер в Петропавловской крепости.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных