Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Административно-правовые основы управления межотраслевой сферой




 

25.1. Понятие, специфика и содержание межотраслевого управления

 

Характерные черты органов межотраслевого управления  
 
надведомственность полномочий межотраслевых органов исполнительной власти, которая выражается в том, что правовые акты, издаваемые в пределах их компетенции, являются обязательными для всех органов государственного управления, не подчиненных им предприятий, учреждений и организаций. Органы межотраслевого управления занимая особое положение, несут ответственность за состояние и развитие порученной им сферы
 
  сфера управления, как правило, отражается в наименованиях межотраслевых органов: Государственный таможенный комитет, Государственный комитет по стандартизации, министерства экономики, финансов, по налогам и сборам и др.
   
вопрос о системе, совокупности, самом перечне межотраслевых сфер и соответствующих органов управления ими – вопрос сложный и дискуссионный. Имеются различные точки зрения, которые в целом можно свести к широкой и узкой трактовке межотраслевых сфер и управляющих ими органов исполнительной власти
 
соотношение терминов: орган межотраслевого управления и функциональный орган исполнительной власти (государственного управления). Это близкие, родственные термины, имеющие, однако, специфические оттенки, грани, задачи и функции в процессе деятельности. Функциональный орган исполнительной власти – это орган, выполняющий одну определенную функцию, но в отношении других отраслей и сфер управления, предприятий и хозяйственных организаций. Функциональными по характеру являются такие органы, как Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, Национальный статистический комитет Республики Беларусь и некоторые другие
 
  в известной мере в силу характера задач и функций межотраслевого профиля названные органы могут быть отнесены к органам общего управления с учетом того, что главные методы деятельности многих из них – это координация, согласование, взаимодействие и т.д.  

 


 

Сущность межотраслевого управления
 
определение основных направлений экономической и социальной политики государства, разработка целевых, комплексных и иных общегосударственных программ развития отраслей управления   обеспечение организационного единства функционирования отраслевых систем управления   реализация программ и задач, выходящих за пределы той или иной отрасли государственного управления, а также решение вопросов, имеющих смежное или общегосударственное значение

 

  Виды межотраслевого управления
   
Исходя из объема компетенции   По объему межотраслевого управления   По субъектам межотраслевого управления   В зависимости от территориальных масштабов межотраслевого управления
 
· общая координация и контроль отраслевых систем (осуществляется органами общей компетенции: Советом Министров Республики Беларусь, исполкомами местных Советов депутатов); · специальная координация и контроль (осуществляется специальными звеньями аппарата управления: министерствами, государственными комитетами)   · охватывающие все системы межотраслевого управления; · распространяющиеся лишь на ряд подсистем отраслевого управления на их местном уровне   · осуществляемые Советом Министров Республики Беларусь; · министерствами; · Государственными комитетами; · исполкомами и др.   · общегосударственная координация и контроль; · местная координация и контроль
               

 


25.2. Управление в сфере финансов и кредита

 

Управление в сфере финансов и кредита заключается в реализации финансово-кредитной политики республики, мобилизации денежных накоплений с целью роста национального дохода, повышения эффективности производства, решения социальных проблем, укрепления безопасности и обороноспособности.

Планомерное накопление, распределение и использование денежных средств, осуществляемое в процессе управления финансово-кредитной деятельностью, создает надежные условия для своевременного и пропорционального распределения национального дохода, оптимального использования материальных и денежных ресурсов, сокращения управленческих расходов.

Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов Республики Беларусь (Минфин). Оно обеспечивает проведение в жизнь финансовой политики государства и осуществляет общее руководство организацией государственных финансов в республике.

Министерство финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

Министерство финансов в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь.


 

Основные задачи Министерства финансов Республики Беларусь
 
проведение государственной политики, регулирование и управление в финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления
 
обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур
 
разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и обеспечению роста финансовых ресурсов
 
эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики  
 
участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности
 
контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство
государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных металлов и драгоценных камней
 
формирование и реализация единой государственной политики в области разработки и производства защищенных бумаг и специальных материалов
 
проведение государственной политики в области страховой деятельности, государственный надзор за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь
 
осуществление лицензирования и контроль за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Минфином
 
государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности  
 
государственное регулирование аудиторской деятельности

 


25.3. Управление в сфере налогов и сборов

 

 

Основные задачами Министерств по налогам и сборам Республики Беларусь
   
осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, декларировании физическими лицами доходов и имущества, а также правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, пеней, штрафов в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды
   
осуществление контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий
   
осуществление контроля за соблюдением законодательства, регулирующего деятельность в сфере игорного бизнеса
 
учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет
   
разработка предложений об упрощении налоговой системы, в том числе совершенствовании порядка исчисления и уплаты налогов, упрощении порядка налогового учета и налогового контроля, и других предложений о совершенствовании налогового законодательства, его унификации, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации
   
осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля  
   
предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в пределах своей компетенции
   
разработка (участие в разработке) международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения

 


25.4. Управление в области социальной защиты граждан

 

Социальное обеспечение и защита граждан Республики Беларусь – одно из основных направлений деятельности государства. Государство берет на себя обязанность материально поддерживать своих граждан, создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки кадров в зависимости от общественных потребностей. Использование принудительного труда запрещается. Гражданам гарантируются защита от незаконного увольнения с работы, право на своевременное получение вознаграждения.

Граждане Республики Беларусь имеют право на социальную защиту, которая включает право на их обеспечение в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы, по не зависящим от них обстоятельствам, а также в старости, других случаях, предусмотренных законодательством. Это право гарантируется страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений, организаций, а также бюджетных и иных источников социального обеспечения, созданием сети государственных и частных учреждений для социальных выплат и пособий. Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» гарантирует всем нетрудоспособным гражданам право на социальную защиту путем установления пенсий на уровне, ориентированном на прожиточный минимум, а также регулярного пересмотра их размеров в связи с изменением размера минимального потребительского бюджета и ростом эффективности экономики страны.

 

Основные задачи Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
   
разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики по вопросам содействия занятости населения, оплаты, условий и охраны труда, государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, демографической безопасности, социального партнерства, государственного социального обслуживания и социальной помощи, улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи, обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, социальных гарантий населению
   
совершенствование законодательства о труде, занятости и социальной защите населения
   
осуществление контроля (надзора) за соблюдением законодательства о пенсионном обеспечении, занятости населения, государственном социальном страховании, труде и об охране труда, по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
   
  осуществление международного сотрудничества в данных областях деятельности

 

Деятельность органов управления в сфере социальной защиты населения тесно связана с широким кругом субъектов общества. Помощь органам социального обеспечения предоставляют профессиональные союзы. Представители профсоюзных органов входят в состав медико-социальных экспертных комиссий. Комиссии по пенсионным вопросам на предприятиях или в учреждениях вместе с администрацией предприятия или учреждения готовят необходимые для назначения государственных пенсий документы, изучают причины инвалидности и травматизма, разрабатывают мероприятия по их устранению. В городах и районах создаются советы пенсионеров, которые предоставляют помощь органам социального обеспечения, обследуют бытовые и жилищные условия пенсионеров и других граждан, нуждающихся в социальной защите. Для трудоустройства инвалидов (глухих, слепых), повышения их культурного и общеобразовательного уровня созданы союзы глухих и слепых.

 

 

25.5. Правовой статус и организация управления в области статистики

 

Законом Республики Беларусь «О государственной статистике» определен порядок организации государственной статистики, регулируются правовые отношения, связанные со статистической деятельностью органов государственной статистики, министерств и других республиканских органов государственного управления, ведущих государственную статистику.

Межотраслевой характер регулируемых данным Законом отношений подтверждается тем, что Закон распространяется на юридических лиц всех форм собственности, предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, их резидентов за пределами страны, а также на физических лиц в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь.

Национальный статистический комитет Республики Беларусь (далее - Белстат) является республиканским органом государственного управления в области государственной статистики, проводит государственную политику в области государственной статистики, осуществляет регулирование и управление, а также координацию деятельности других государственных органов, иных организаций в этой области.

Белстат в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, в том числе Положением «О Национальном статистическом комитете Республики Беларусь», иными нормативными правовыми актами и независим при осуществлении государственной статистической деятельности.

Белстат является государственным органом, обладающим правами юридического лица, подчиненным непосредственно Президенту Республики Беларусь, имеет текущий (расчетный) счет и иные счета в банках, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

В систему Белстата входят центральный аппарат Белстата, территориальные органы государственной статистики, а также государственные организации, подчиненные Белстату.

В структуру центрального аппарата Белстата входят главные управления, управления, отделы, секторы.


 

 

Основные задачи Национального статистического комитета Республики Беларусь
   
разработка научно обоснованной статистической методологии и ее совершенствование в соответствии с национальными и международными стандартами в области статистики
   
сбор, обработка, обобщение, накопление, хранение и защита статистических данных (информации) на основе статистической методологии
   
представление сводных статистических данных (информации) Президенту Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Комитету государственного контроля Республики Беларусь, республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам
   
распространение сводных статистических данных (информации)

 


ПРИЛОЖЕНИЯ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных