Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Запуск интегрированной среды программирования.




Http://www.petrsu.ru/Chairs/IMO/pascal/-хороший учебник в двух частях.

Полный обучающий курс

Turbo Pascal

Содержание

Ввод-вывод.............................................................................................................................................................................................................. 3

Занятие 1. Язык программирования Паскаль. Знакомство со средой программирования Турбо Паскаль. Основные понятия. Первая программа. Оператор присваивания.............................................................................................................................................. 3

Занятие 2. Ввод - вывод. Операторы Read (Readln), Write (Writeln). Простейшие линейные программы.......................................... 8

 

Графика................................................................................................................................................................................................................... 14

Занятие 1: Графический режим. Инициализация графического режима. Построение точки, линии................................................ 14

Занятие 2: Построение дуги, окружности, прямоугольника, эллипса........................................................................................................ 17

Занятие 3: Вывод текста...................................................................................................................................................................................... 20

Занятие 4. Процедуры рисования закрашенных фигур................................................................................................................................ 21

 

Операторы условия и выбора................................................................................................................................................................... 24

Занятие 1. Разветвляющиеся алгоритмы. Оператор условия If................................................................................................................. 24

Занятие 2. Логический тип данных. Логические операции not, and, or. Нахождение значений логических выражений. Самостоятельная работа................................................................................................................................................................. 27

Занятие 3. Вложенные условные операторы. Решение задач....................................................................................................................... 29

Занятие 4. Оператор выбора case. Решение задач........................................................................................................................................... 33

Занятие 5. Оператор безусловного перехода Goto. Решение задач.............................................................................................................. 35

Занятие 6. Контрольная работа......................................................................................................................................................................... 36

 

Циклы........................................................................................................................................................................................................................ 39

Занятие 1. Циклические алгоритмы. Цикл с предусловием......................................................................................................................... 39

Занятие 2. Цикл с предусловием в графике..................................................................................................................................................... 42

Занятие 3. Контрольная работа......................................................................................................................................................................... 43

Занятие 4. Цикл с постусловием repeat............................................................................................................................................................. 44

Занятие 5. Работа с клавиатурой. Стандартные процедуры read и readLn. Стандартные функции readKey и KeyPressed; их применение в циклах........................................................................................................................................................................ 45

Занятие 6. Цикл со счетчиком............................................................................................................................................................................ 48

Занятие 7-8. Самостоятельное решение задач................................................................................................................................................. 49

 

Процедуры и функции.................................................................................................................................................................................... 51

Занятие 1. Понятие подпрограммы. Процедуры и функции. Стандартные подпрограммы. Примеры употребления подпрограмм в решении задач.................................................................................................................................................................................... 51

Занятие 2. Формальные и фактические параметры. Вызов по ссылке и по значению. Локальные и глобальные переменные и подпрограммы.................................................................................................................................................................................... 54

Занятие 3. Процедуры........................................................................................................................................................................................... 56

Занятие 4. Процедуры в графическом режиме................................................................................................................................................ 60

Занятие 5. Функции.............................................................................................................................................................................................. 60

Занятие 6. Решение задач..................................................................................................................................................................................... 62

 

Рекурсия.................................................................................................................................................................................................................. 66

Занятие 1. Понятие рекурсии.............................................................................................................................................................................. 66

Занятие 2. Примеры задач рекурсивного решения в текстовом и графическом режимах.................................................................... 68

Занятие 3. Косвенная рекурсия.......................................................................................................................................................................... 69

Занятие 4. Решение задач..................................................................................................................................................................................... 70

 

Одномерные массивы.................................................................................................................................................................................... 75

Занятие 1. Понятие массива. Одномерные массивы. Способы задания одномерных массивов........................................................... 75

Занятие 2. Доступ к элементам массива............................................................................................................................................................ 77

Занятие 3. Удаление элементов из одномерного массива.............................................................................................................................. 79

Занятие 4. Вставка элементов в одномерный массив.................................................................................................................................... 80

Занятие 5. Перестановка элементов массива................................................................................................................................................... 83

Занятие 6. Самостоятельное решение задач.................................................................................................................................................... 84

 

Двумерные массивы....................................................................................................................................................................................... 88

Занятие 1. Понятие двумерного массива. Описание типа массива. Формирование значений элементов массива случайным образом................................................................................................................................................................................................................ 88

Занятие 2. Работа с элементами массива.......................................................................................................................................................... 90

Занятие 3. Вставка и удаление строк и столбцов........................................................................................................................................... 95

Занятие 4. Перестановка элементов массива................................................................................................................................................... 97

Занятие 5. Самостоятельное решение задач.................................................................................................................................................... 97

Занятие 6. Контрольная работа....................................................................................................................................................................... 100

 

Методы сортировки массива.................................................................................................................................................................. 103

Занятие 1. Сортировка массива. Способы сортировки массива............................................................................................................... 103

Занятие 2. Сортировка вставкой. Сортировка выбором........................................................................................................................... 105

Занятие 3. Сортировка методом простого обмена. Рекурсивная сортировка........................................................................................ 107

Занятие 4. Сортировка методом слияний...................................................................................................................................................... 108

Занятие 5-6. Самостоятельное решение задач............................................................................................................................................... 110

 

Строки..................................................................................................................................................................................................................... 111

Занятие 1. Тип данных char. Операции над символами.............................................................................................................................. 111

Занятие 2. Строка. Тип данных string. Строковые переменные, их описание. Длина строки. Операции над строками.............. 112

Занятие 3. Стандартные функции для работы со строками (concat,copy,length, pos,upcase).............................................................. 115

Занятие 4. Стандартные процедуры для работы со строками (delete, insert,str,val).............................................................................. 117

Занятие 5. Контрольная работа....................................................................................................................................................................... 118

Занятие 6. Решение задач................................................................................................................................................................................... 122

 

Множества........................................................................................................................................................................................................... 124

Занятие 1. Множественный тип данных. Множество. Элемент множества. Способы задания множества. Объединение множеств. Разность множеств. Пересечение множеств............................................................................................................................... 124

Занятие 2. Логические операции над множествами: проверка принадлежности элемента множеству, проверка включения элемента в множество, сравнение множеств.................................................................................................................................................. 126

Занятие 3. Примеры решений задач на применение множества............................................................................................................... 128

Занятие 4. Самостоятельное решение задач.................................................................................................................................................. 133

 

Запись..................................................................................................................................................................................................................... 135

Занятие 1. Комбинированный тип данных. Запись. Описание записи. Доступ к полям записи. Оператор With. Примеры решения задач............................................................................................................................................................................................................. 135

Занятие 2. Самостоятельное решение задач.................................................................................................................................................. 138

Занятие 3. Сортировка записей........................................................................................................................................................................ 141

Занятие 4. Записи с вариантами....................................................................................................................................................................... 143

Дополнительно. Решение задач........................................................................................................................................................................ 149

 

Файлы..................................................................................................................................................................................................................... 151

Занятие 1. Файлы. Виды файлов. Типизированные файлы...................................................................................................................... 151

Занятие 2. Процедуры и функции для работы с типизированными файлами....................................................................................... 156

Занятие 3. Самостоятельное решение задач.................................................................................................................................................. 158

Занятие 4. Процедуры и функции работы с файлами. Решение задач..................................................................................................... 161

 

Тeкстовые файлы............................................................................................................................................................................................ 164

Занятие 1. Тeкстовые файлы, их описание и основные отличия от типизированных файлов.......................................................... 164

Занятие 2. Способы обмена с текстовыми файлами..................................................................................................................................... 166

Занятие 3. Стандартные текстовые файлы Input и Output. Примеры задач......................................................................................... 169

Занятие 4. Самостоятельное решение задач.................................................................................................................................................. 171

 

Нетипизированные файлы........................................................................................................................................................................ 179

Занятие 1. Нетипизированные файлы. Их отличия. Процедуры blockread и blockwrite...................................................................... 179

Занятие 2. Решение задач................................................................................................................................................................................... 182

Занятие 3. Использование типизированных файлов в качестве нетипизированных.......................................................................... 183

Занятие 4. Использование текстовых файлов в качестве нетипизированных...................................................................................... 184

Занятие 5. Примеры решения творческих задач.......................................................................................................................................... 186

 

Граф.......................................................................................................................................................................................................................... 191

Занятие 1. Основные понятия.......................................................................................................................................................................... 191

Занятие 2. Представление деревьев. Основные операции над деревом................................................................................................... 194

Занятие 3. Самостоятельное решение задач.................................................................................................................................................. 196

Занятие 4. Идеально сбалансированное дерево............................................................................................................................................. 196

 

Стек........................................................................................................................................................................................................................... 203

Занятие 1. Стек. Отличия стека от списка. Основные операции со стеком............................................................................................ 203

Занятие 2. Самостоятельное решение задач.................................................................................................................................................. 209

Занятие 3. Очереди. Основные операции над очередью.............................................................................................................................. 210

Занятие 4. Самостоятельное решение задач.................................................................................................................................................. 216

Занятие 5. Кольцо. Формирование кольца. Основные операции над кольцом..................................................................................... 216

Занятие 6. Примеры решения задач с применением динамической структуры кольцо. Творческая работа................................. 218

 

Список.................................................................................................................................................................................................................... 222

Занятие 1. Список. Создание списка путем добавления элементов в конец списка. Просмотр списка............................................ 222

Занятие 2. Создание списка путем вставления элементов в начало........................................................................................................ 225

Занятие 3. Упорядочивание списка. Вставление элемента в середину списка....................................................................................... 227

Занятие 4-5. Примеры задач, решаемых с помощью списка. Решение задач.......................................................................................... 228

Занятие 6. Удаление элемента из списка........................................................................................................................................................ 232

Занятие 7. Зачет................................................................................................................................................................................................... 235

 

Динамические структуры данных...................................................................................................................................................... 235

Занятие I. Динамические структуры данных. Статические и динамические переменные. Адреса. Указатели и их объявление. 235

Занятие 2. Присвоение значений указателю. Оператор @ с переменной. Оператор @ с параметром процедуры, переданным по значению. Оператор @ с параметром процедуры, переданным по ссылке......................................................................... 238

Занятие 3. Список. Создание списка путем добавления элементов в конец списка. Просмотр списка............................................ 241

Занятие 4. Создание списка путем вставления элементов в начало........................................................................................................ 244

Занятие 5. Упорядочивание списка. Вставление элемента в середину списка....................................................................................... 245

Занятие 6. Удаление элемента из списка........................................................................................................................................................ 249

Ввод-вывод

 

Занятие 1. Язык программирования Паскаль. Знакомство со средой программирования Турбо Паскаль. Основные понятия. Первая программа. Оператор присваивания.

 

Паскаль – язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623–1662) и разработан в 1968–1971 гг. Никлаусом Виртом. Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.

Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам:

1. Прост для обучения.

2. Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы.

3. Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных.

4. Использование простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов.

5. Надежность разрабатываемых программ.

Турбо Паскаль – это система программирования, созданная для повышения качества и скорости разработки программ (80-е гг.). Слово Турбо в названии системы программирования – это отражение торговой марки фирмы-разработчика Borland International (США).

Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной ( integration – объединение отдельных элементов в единое целое) средой программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик, имеет сервисные возможности.

Основные файлы Турбо Паскаля:

Turbo.exe – исполняемый файл интегрированной среды программирования;

Turbo.hlp – файл, содержащий данные для помощи;

Turbo.tp – файл конфигурации системы;

Turbo.tpl – библиотека стандартных модулей, в которых содержатся встроенные процедуры и функции (SYSTEM, CRT, DOS, PRINTER, GRAPH, TURBO3, GRAPH3).

Запуск интегрированной среды программирования.

Для запуска интегрированной среды программирования нужно установить текущим каталог с Турбо Паскалем (TP7\BIN) и ввести команду: turbo.exe.

Задание. Запустите среду программирования и рассмотрите экран. Перед вами полоса меню, область окна и строка статуса. Нажмите клавишу F10 – теперь вам доступны все опции меню. С помощью клавиш перемещения курсора рассмотрите меню. С командами меню мы будем знакомиться постепенно. Нажмите клавишу Esc (вы вышли из меню). Перемещая курсор в окне следите за строкой статуса. Запишите в тетрадь ответ на вопрос: какая информация отражается в этой строке?

Почти все что вы видите и делаете в среде Турбо Паскаль происходит в окнах.

Окно – это область экрана, которую можно перемещать, изменять в размере, перекрывать, закрывать и открывать.

Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль позволяет иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени активным может быть только одно.

Активное окно– это окно с которым вы в настоящий момент работаете.

Общие горячие клавиши:

F1 – выводит окно подсказки;

F2 – сохраняет файл активного окна;

F3 – появление диалогового окна и возможность открыть файл;

F4 – запускает программу до строки, на которой стоит курсор;

F5 – масштабирует диалоговое окно;

F6 – переходит к следующему открытому окну;

F7 – запускает программу в режиме отладки с заходом внутрь процедур;

F8 – запускает программу в режиме отладки, минуя вызов процедур;

F9 – компилирование программы в текущем окне;

F10 – возвращение в меню.

Мы начнем изучение меню с наиболее важных и необходимых режимов.

Как войти в меню? Всего есть три возможности:

- с помощью "мышки";

- с помощью клавиши F10;

- с помощью комбинации Alt+<выделенная буква>. О том, что мы в меню свидетельствует курсор - прямоугольник зеленого цвета.

С помощью клавиш управления курсором подсветите слово FILE и нажмите клавишу "Enter". Что вы видите?

Появилась вертикальная таблица со списком команд, называемая выпадающим меню. Познакомимся с ним.

Open-F3 – открыть существующий файл (при активизации этой опции появляется окно со списком файлов, где можно выбрать необходимый),

New – создать новый файл (очищает память редактора и переводит в режим создания нового файла, которому присваивается имя Noname.pas; имя можно изменить при записи файла на диск),

Save-F2 – сохранить файл (переписывает файл из памяти редактора на диск),

Save as – сохранить с новым именем,

Save all – сохранить все в окнах (записывает содержимое всех окон редактора в соответствующие файлы),

Change dir – смена каталога (позволяет изменить установленный по умолчанию диск или каталог),

Print – печать файла,

Get info – выдача информации о текущем состоянии программы и используемой памяти,

DOS Shell – выход в DOS без выгрузки из памяти (для возврата ввести команду exit),

Exit – выход и выгрузка из памяти.

Программы на языке Паскаль имеют блочную структуру:

1. Блок типа PROGRAM – имеет имя, состоящее только из латинских букв и цифр. Его присутствие не обязательно, но рекомендуется записывать для быстрого распознавания нужной программы среди других листингов.

2. Программный блок, состоящий в общем случае из 7 разделов:

•раздел описания модулей (uses);

•раздел описания меток (label);

•раздел описания констант (const);

•раздел описания типов данных (type);

•раздел описания переменных (var);

•раздел описания процедур и функций;

•раздел описания операторов.

Общая структура программы на языке Паскаль следующая:

Рrogram ИМЯ..; {заголовок программы}

Uses...; {раздел описания модулей}

Var..; {раздел объявления переменных}

...

Begin {начало исполнительной части программы}

... {последовательность

... операторов}

End. {конец программы}

Начнем знакомство с Паскалем с программы, которая складывает два числа и выводит сумму на экран.

Откройте файл, в который Вы запишите эту программу. Для этого нажмите клавишу F10, чтобы выйти в главное меню, затем клавишами перемещения курсора выберите опцию File, а в выпавшем меню команду New.

Примечание. Обратите внимание на оформление текста программы.

Program Summa2;

{Задача. Вычислить сумму двух чисел и вывести на экран.

Решение. Иванов Петр, 10 А класс.}

Var

number1, {переменная для хранения первого числа}

number2, {переменная для хранения второго числа}

rezult {переменная для хранения результата вычисления}

: integer;

Begin {признак начала программы}

number1:= 3; {присваиваем переменной number1 значение 3}

number2:= 4; {присваиваем переменной number2 значение 4}

{складываем значения переменных number1 и number2 и результат присваиваем переменной rezult }

rezult:= number1 + number2;

Write (number1, '+', number2,'=',rezult); {вывод примера на экран}

End. {признак конца программы}

Задание. 1) Найдите в этой программе заголовок, раздел описания переменных, признак начала программы, признак конца программы, тело программы, комментарий.

2) Что обозначает строчка

number1, number2, rezult: integer;

3) Как вы понимаете запись:

number1:= 3;

4) Чему равно значение переменной rezult после выполнения оператора

rezult:= number1 + number2;

5) Переведите с английского языка слово Write. Как вы думаете, что должен делать оператор с таким названием?

6) Поменяем местами второй и третий операторы. Будет ли программа работать? Почему?

7) Какой недостаток Вы видите у этой программы? Как нужно изменить условие задачи, чтобы решать подобные задачи с любыми числами. Подумайте, что должно измениться в теле нашей программы, чтобы выполнить эту задачу.

А теперь подведем итог вашим размышлениям.

Имя этой программы Summa2. Заметим, что требования к имени выполняются: оно отражает содержание программы, а также не содержит недопустимых символов.

Далее идет специально выделенный комментарий, в котором вы должны записать подробно условие задачи и указать, кто написал эту программу и когда.

Из разделов описаний имеется лишь один – раздел переменных. Он начинается со служебного слова Var. Мы описали три переменные: number1, number2, rezult. Все они переменные целого типа. Поэтому мы перечислили их через запятую, поставили двоеточие и указали тип переменных. Подобные объявления разделяются между собой точкой с запятой.

После описательной части идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова Begin, после которого идут операторы языка.

Недостатком этой программы является то, что значения переменных постоянны. А нам нужно научиться писать такие программы, которые решают поставленные задачи в общем виде, т. е. для любых значений переменных. Для этого мы научимся запрашивать значения у пользователя, анализировать их и выдавать соответствующий результат.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных