ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Запуск интегрированной среды программирования.Http://www.petrsu.ru/Chairs/IMO/pascal/-хороший учебник в двух частях. Полный обучающий курс Turbo Pascal Содержание Ввод-вывод.............................................................................................................................................................................................................. 3 Занятие 1. Язык программирования Паскаль. Знакомство со средой программирования Турбо Паскаль. Основные понятия. Первая программа. Оператор присваивания.............................................................................................................................................. 3 Занятие 2. Ввод - вывод. Операторы Read (Readln), Write (Writeln). Простейшие линейные программы.......................................... 8
Графика................................................................................................................................................................................................................... 14 Занятие 1: Графический режим. Инициализация графического режима. Построение точки, линии................................................ 14 Занятие 2: Построение дуги, окружности, прямоугольника, эллипса........................................................................................................ 17 Занятие 3: Вывод текста...................................................................................................................................................................................... 20 Занятие 4. Процедуры рисования закрашенных фигур................................................................................................................................ 21
Операторы условия и выбора................................................................................................................................................................... 24 Занятие 1. Разветвляющиеся алгоритмы. Оператор условия If................................................................................................................. 24 Занятие 2. Логический тип данных. Логические операции not, and, or. Нахождение значений логических выражений. Самостоятельная работа................................................................................................................................................................. 27 Занятие 3. Вложенные условные операторы. Решение задач....................................................................................................................... 29 Занятие 4. Оператор выбора case. Решение задач........................................................................................................................................... 33 Занятие 5. Оператор безусловного перехода Goto. Решение задач.............................................................................................................. 35 Занятие 6. Контрольная работа......................................................................................................................................................................... 36
Циклы........................................................................................................................................................................................................................ 39 Занятие 1. Циклические алгоритмы. Цикл с предусловием......................................................................................................................... 39 Занятие 2. Цикл с предусловием в графике..................................................................................................................................................... 42 Занятие 3. Контрольная работа......................................................................................................................................................................... 43 Занятие 4. Цикл с постусловием repeat............................................................................................................................................................. 44 Занятие 5. Работа с клавиатурой. Стандартные процедуры read и readLn. Стандартные функции readKey и KeyPressed; их применение в циклах........................................................................................................................................................................ 45 Занятие 6. Цикл со счетчиком............................................................................................................................................................................ 48 Занятие 7-8. Самостоятельное решение задач................................................................................................................................................. 49
Процедуры и функции.................................................................................................................................................................................... 51 Занятие 1. Понятие подпрограммы. Процедуры и функции. Стандартные подпрограммы. Примеры употребления подпрограмм в решении задач.................................................................................................................................................................................... 51 Занятие 2. Формальные и фактические параметры. Вызов по ссылке и по значению. Локальные и глобальные переменные и подпрограммы.................................................................................................................................................................................... 54 Занятие 3. Процедуры........................................................................................................................................................................................... 56 Занятие 4. Процедуры в графическом режиме................................................................................................................................................ 60 Занятие 5. Функции.............................................................................................................................................................................................. 60 Занятие 6. Решение задач..................................................................................................................................................................................... 62
Рекурсия.................................................................................................................................................................................................................. 66 Занятие 1. Понятие рекурсии.............................................................................................................................................................................. 66 Занятие 2. Примеры задач рекурсивного решения в текстовом и графическом режимах.................................................................... 68 Занятие 3. Косвенная рекурсия.......................................................................................................................................................................... 69 Занятие 4. Решение задач..................................................................................................................................................................................... 70
Одномерные массивы.................................................................................................................................................................................... 75 Занятие 1. Понятие массива. Одномерные массивы. Способы задания одномерных массивов........................................................... 75 Занятие 2. Доступ к элементам массива............................................................................................................................................................ 77 Занятие 3. Удаление элементов из одномерного массива.............................................................................................................................. 79 Занятие 4. Вставка элементов в одномерный массив.................................................................................................................................... 80 Занятие 5. Перестановка элементов массива................................................................................................................................................... 83 Занятие 6. Самостоятельное решение задач.................................................................................................................................................... 84
Двумерные массивы....................................................................................................................................................................................... 88 Занятие 1. Понятие двумерного массива. Описание типа массива. Формирование значений элементов массива случайным образом................................................................................................................................................................................................................ 88 Занятие 2. Работа с элементами массива.......................................................................................................................................................... 90 Занятие 3. Вставка и удаление строк и столбцов........................................................................................................................................... 95 Занятие 4. Перестановка элементов массива................................................................................................................................................... 97 Занятие 5. Самостоятельное решение задач.................................................................................................................................................... 97 Занятие 6. Контрольная работа....................................................................................................................................................................... 100
Методы сортировки массива.................................................................................................................................................................. 103 Занятие 1. Сортировка массива. Способы сортировки массива............................................................................................................... 103 Занятие 2. Сортировка вставкой. Сортировка выбором........................................................................................................................... 105 Занятие 3. Сортировка методом простого обмена. Рекурсивная сортировка........................................................................................ 107 Занятие 4. Сортировка методом слияний...................................................................................................................................................... 108 Занятие 5-6. Самостоятельное решение задач............................................................................................................................................... 110
Строки..................................................................................................................................................................................................................... 111 Занятие 1. Тип данных char. Операции над символами.............................................................................................................................. 111 Занятие 2. Строка. Тип данных string. Строковые переменные, их описание. Длина строки. Операции над строками.............. 112 Занятие 3. Стандартные функции для работы со строками (concat,copy,length, pos,upcase).............................................................. 115 Занятие 4. Стандартные процедуры для работы со строками (delete, insert,str,val).............................................................................. 117 Занятие 5. Контрольная работа....................................................................................................................................................................... 118 Занятие 6. Решение задач................................................................................................................................................................................... 122
Множества........................................................................................................................................................................................................... 124 Занятие 1. Множественный тип данных. Множество. Элемент множества. Способы задания множества. Объединение множеств. Разность множеств. Пересечение множеств............................................................................................................................... 124 Занятие 2. Логические операции над множествами: проверка принадлежности элемента множеству, проверка включения элемента в множество, сравнение множеств.................................................................................................................................................. 126 Занятие 3. Примеры решений задач на применение множества............................................................................................................... 128 Занятие 4. Самостоятельное решение задач.................................................................................................................................................. 133
Запись..................................................................................................................................................................................................................... 135 Занятие 1. Комбинированный тип данных. Запись. Описание записи. Доступ к полям записи. Оператор With. Примеры решения задач............................................................................................................................................................................................................. 135 Занятие 2. Самостоятельное решение задач.................................................................................................................................................. 138 Занятие 3. Сортировка записей........................................................................................................................................................................ 141 Занятие 4. Записи с вариантами....................................................................................................................................................................... 143 Дополнительно. Решение задач........................................................................................................................................................................ 149
Файлы..................................................................................................................................................................................................................... 151 Занятие 1. Файлы. Виды файлов. Типизированные файлы...................................................................................................................... 151 Занятие 2. Процедуры и функции для работы с типизированными файлами....................................................................................... 156 Занятие 3. Самостоятельное решение задач.................................................................................................................................................. 158 Занятие 4. Процедуры и функции работы с файлами. Решение задач..................................................................................................... 161
Тeкстовые файлы............................................................................................................................................................................................ 164 Занятие 1. Тeкстовые файлы, их описание и основные отличия от типизированных файлов.......................................................... 164 Занятие 2. Способы обмена с текстовыми файлами..................................................................................................................................... 166 Занятие 3. Стандартные текстовые файлы Input и Output. Примеры задач......................................................................................... 169 Занятие 4. Самостоятельное решение задач.................................................................................................................................................. 171
Нетипизированные файлы........................................................................................................................................................................ 179 Занятие 1. Нетипизированные файлы. Их отличия. Процедуры blockread и blockwrite...................................................................... 179 Занятие 2. Решение задач................................................................................................................................................................................... 182 Занятие 3. Использование типизированных файлов в качестве нетипизированных.......................................................................... 183 Занятие 4. Использование текстовых файлов в качестве нетипизированных...................................................................................... 184 Занятие 5. Примеры решения творческих задач.......................................................................................................................................... 186
Граф.......................................................................................................................................................................................................................... 191 Занятие 1. Основные понятия.......................................................................................................................................................................... 191 Занятие 2. Представление деревьев. Основные операции над деревом................................................................................................... 194 Занятие 3. Самостоятельное решение задач.................................................................................................................................................. 196 Занятие 4. Идеально сбалансированное дерево............................................................................................................................................. 196
Стек........................................................................................................................................................................................................................... 203 Занятие 1. Стек. Отличия стека от списка. Основные операции со стеком............................................................................................ 203 Занятие 2. Самостоятельное решение задач.................................................................................................................................................. 209 Занятие 3. Очереди. Основные операции над очередью.............................................................................................................................. 210 Занятие 4. Самостоятельное решение задач.................................................................................................................................................. 216 Занятие 5. Кольцо. Формирование кольца. Основные операции над кольцом..................................................................................... 216 Занятие 6. Примеры решения задач с применением динамической структуры кольцо. Творческая работа................................. 218
Список.................................................................................................................................................................................................................... 222 Занятие 1. Список. Создание списка путем добавления элементов в конец списка. Просмотр списка............................................ 222 Занятие 2. Создание списка путем вставления элементов в начало........................................................................................................ 225 Занятие 3. Упорядочивание списка. Вставление элемента в середину списка....................................................................................... 227 Занятие 4-5. Примеры задач, решаемых с помощью списка. Решение задач.......................................................................................... 228 Занятие 6. Удаление элемента из списка........................................................................................................................................................ 232 Занятие 7. Зачет................................................................................................................................................................................................... 235
Динамические структуры данных...................................................................................................................................................... 235 Занятие I. Динамические структуры данных. Статические и динамические переменные. Адреса. Указатели и их объявление. 235 Занятие 2. Присвоение значений указателю. Оператор @ с переменной. Оператор @ с параметром процедуры, переданным по значению. Оператор @ с параметром процедуры, переданным по ссылке......................................................................... 238 Занятие 3. Список. Создание списка путем добавления элементов в конец списка. Просмотр списка............................................ 241 Занятие 4. Создание списка путем вставления элементов в начало........................................................................................................ 244 Занятие 5. Упорядочивание списка. Вставление элемента в середину списка....................................................................................... 245 Занятие 6. Удаление элемента из списка........................................................................................................................................................ 249 Ввод-вывод
Занятие 1. Язык программирования Паскаль. Знакомство со средой программирования Турбо Паскаль. Основные понятия. Первая программа. Оператор присваивания.
Паскаль – язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623–1662) и разработан в 1968–1971 гг. Никлаусом Виртом. Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании. Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам: 1. Прост для обучения. 2. Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы. 3. Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных. 4. Использование простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов. 5. Надежность разрабатываемых программ. Турбо Паскаль – это система программирования, созданная для повышения качества и скорости разработки программ (80-е гг.). Слово Турбо в названии системы программирования – это отражение торговой марки фирмы-разработчика Borland International (США). Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной ( integration – объединение отдельных элементов в единое целое) средой программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик, имеет сервисные возможности. Основные файлы Турбо Паскаля: Turbo.exe – исполняемый файл интегрированной среды программирования; Turbo.hlp – файл, содержащий данные для помощи; Turbo.tp – файл конфигурации системы; Turbo.tpl – библиотека стандартных модулей, в которых содержатся встроенные процедуры и функции (SYSTEM, CRT, DOS, PRINTER, GRAPH, TURBO3, GRAPH3). Запуск интегрированной среды программирования. Для запуска интегрированной среды программирования нужно установить текущим каталог с Турбо Паскалем (TP7\BIN) и ввести команду: turbo.exe. Задание. Запустите среду программирования и рассмотрите экран. Перед вами полоса меню, область окна и строка статуса. Нажмите клавишу F10 – теперь вам доступны все опции меню. С помощью клавиш перемещения курсора рассмотрите меню. С командами меню мы будем знакомиться постепенно. Нажмите клавишу Esc (вы вышли из меню). Перемещая курсор в окне следите за строкой статуса. Запишите в тетрадь ответ на вопрос: какая информация отражается в этой строке? Почти все что вы видите и делаете в среде Турбо Паскаль происходит в окнах. Окно – это область экрана, которую можно перемещать, изменять в размере, перекрывать, закрывать и открывать. Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль позволяет иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени активным может быть только одно. Активное окно– это окно с которым вы в настоящий момент работаете. Общие горячие клавиши: F1 – выводит окно подсказки; F2 – сохраняет файл активного окна; F3 – появление диалогового окна и возможность открыть файл; F4 – запускает программу до строки, на которой стоит курсор; F5 – масштабирует диалоговое окно; F6 – переходит к следующему открытому окну; F7 – запускает программу в режиме отладки с заходом внутрь процедур; F8 – запускает программу в режиме отладки, минуя вызов процедур; F9 – компилирование программы в текущем окне; F10 – возвращение в меню. Мы начнем изучение меню с наиболее важных и необходимых режимов. Как войти в меню? Всего есть три возможности: - с помощью "мышки"; - с помощью клавиши F10; - с помощью комбинации Alt+<выделенная буква>. О том, что мы в меню свидетельствует курсор - прямоугольник зеленого цвета. С помощью клавиш управления курсором подсветите слово FILE и нажмите клавишу "Enter". Что вы видите? Появилась вертикальная таблица со списком команд, называемая выпадающим меню. Познакомимся с ним. Open-F3 – открыть существующий файл (при активизации этой опции появляется окно со списком файлов, где можно выбрать необходимый), New – создать новый файл (очищает память редактора и переводит в режим создания нового файла, которому присваивается имя Noname.pas; имя можно изменить при записи файла на диск), Save-F2 – сохранить файл (переписывает файл из памяти редактора на диск), Save as – сохранить с новым именем, Save all – сохранить все в окнах (записывает содержимое всех окон редактора в соответствующие файлы), Change dir – смена каталога (позволяет изменить установленный по умолчанию диск или каталог), Print – печать файла, Get info – выдача информации о текущем состоянии программы и используемой памяти, DOS Shell – выход в DOS без выгрузки из памяти (для возврата ввести команду exit), Exit – выход и выгрузка из памяти. Программы на языке Паскаль имеют блочную структуру: 1. Блок типа PROGRAM – имеет имя, состоящее только из латинских букв и цифр. Его присутствие не обязательно, но рекомендуется записывать для быстрого распознавания нужной программы среди других листингов. 2. Программный блок, состоящий в общем случае из 7 разделов: •раздел описания модулей (uses); •раздел описания меток (label); •раздел описания констант (const); •раздел описания типов данных (type); •раздел описания переменных (var); •раздел описания процедур и функций; •раздел описания операторов. Общая структура программы на языке Паскаль следующая: Рrogram ИМЯ..; {заголовок программы} Uses...; {раздел описания модулей} Var..; {раздел объявления переменных} ... Begin {начало исполнительной части программы} ... {последовательность ... операторов} End. {конец программы} Начнем знакомство с Паскалем с программы, которая складывает два числа и выводит сумму на экран. Откройте файл, в который Вы запишите эту программу. Для этого нажмите клавишу F10, чтобы выйти в главное меню, затем клавишами перемещения курсора выберите опцию File, а в выпавшем меню команду New. Примечание. Обратите внимание на оформление текста программы. Program Summa2; {Задача. Вычислить сумму двух чисел и вывести на экран. Решение. Иванов Петр, 10 А класс.} Var number1, {переменная для хранения первого числа} number2, {переменная для хранения второго числа} rezult {переменная для хранения результата вычисления} : integer; Begin {признак начала программы} number1:= 3; {присваиваем переменной number1 значение 3} number2:= 4; {присваиваем переменной number2 значение 4} {складываем значения переменных number1 и number2 и результат присваиваем переменной rezult } rezult:= number1 + number2; Write (number1, '+', number2,'=',rezult); {вывод примера на экран} End. {признак конца программы} Задание. 1) Найдите в этой программе заголовок, раздел описания переменных, признак начала программы, признак конца программы, тело программы, комментарий. 2) Что обозначает строчка number1, number2, rezult: integer; 3) Как вы понимаете запись: number1:= 3; 4) Чему равно значение переменной rezult после выполнения оператора rezult:= number1 + number2; 5) Переведите с английского языка слово Write. Как вы думаете, что должен делать оператор с таким названием? 6) Поменяем местами второй и третий операторы. Будет ли программа работать? Почему? 7) Какой недостаток Вы видите у этой программы? Как нужно изменить условие задачи, чтобы решать подобные задачи с любыми числами. Подумайте, что должно измениться в теле нашей программы, чтобы выполнить эту задачу. А теперь подведем итог вашим размышлениям. Имя этой программы Summa2. Заметим, что требования к имени выполняются: оно отражает содержание программы, а также не содержит недопустимых символов. Далее идет специально выделенный комментарий, в котором вы должны записать подробно условие задачи и указать, кто написал эту программу и когда. Из разделов описаний имеется лишь один – раздел переменных. Он начинается со служебного слова Var. Мы описали три переменные: number1, number2, rezult. Все они переменные целого типа. Поэтому мы перечислили их через запятую, поставили двоеточие и указали тип переменных. Подобные объявления разделяются между собой точкой с запятой. После описательной части идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова Begin, после которого идут операторы языка. Недостатком этой программы является то, что значения переменных постоянны. А нам нужно научиться писать такие программы, которые решают поставленные задачи в общем виде, т. е. для любых значений переменных. Для этого мы научимся запрашивать значения у пользователя, анализировать их и выдавать соответствующий результат. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|