Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Средства развития равновесия школьников 8-9 лет на уроках физической культуры при изучении раздела «Гимнастика».




Практика воспитания физического воспитания и спорта располагает основным арсеналом средств для воспитания на координационные способности.

Основным средством для воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличивать за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения средств, их вес, высоту; изменяя площадь опор или увеличивать ее подвижность в упражнениях на равновесие и так далее; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или в ограниченное время. Особой эффективностью обладает методический прием, направленный на представление дополнительной информации. Так, использование зеркала или ориентиров для контроля движения облегчает освоение навыка. Ограниченное или полное исключение, например, зрительной информации (очки, закрывание глаз, затемненное помещение) значительно усложняют выполнение двигательных действий.[13]

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками и другие), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей, в разные стороны элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и другие), упражнения в равновесии.

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности.

Специальные упражнения для совершенствования координационных движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходные упражнения с технико- тактическими действиями в данном виде спорта. [3]

На стартовой тренировке применяют две группы таких средств:

Подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта.

Развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях - ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку).

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем, они теряют свою ценность, так как любое основанное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей[5].

Основные приемы развития координационных способностей.

Координация является одной из важных функций употребления движениями человека, а именно: согласование разнообразных двигательных действий человека в одно целое или систему, соответственно поставленных двигательных задач.

Двигательное действие - это сложное структурное образование, элементом которого являются следующие части движения:

- интеллектуальная (когнитивная);

- чувствительная (сенсорная);

- исполнительная (моторная).

Между этими элементами существуют многообразные связи, которые еще более усложняют анализ координационных способностей. Существует много типов координационных способностей:

1 тип. Способность к реагированию (слуховая и зрительная). Способность к реагированию совершенствуется методом упражнений в самых разнообразных движениях. Наиболее эффективным в этом возрасте является повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей ситуации. Этот метод довольно скоро дает заметный положительный результат. Введение элемента соревнований и игровой метод позволяет создать высокий эмоциональный фон и побуждает детей делать задания быстрее и точнее.

 

 

Для воспитания способности к реагированию следует применять:

а) свободный бег, дополнительный заданиями, на внезапные остановки, возобновление и изменение передвижений, выполнение поворотов, преодоление препятствии (линий и невысоких предметов);

б) бег из усложненных стартовых положений (лежа на спине, на животе стоя спиной к направлению движения, стоя на одном или двух коленях, из приседа, седа и тому подобное);

в) интенсивность движения, ее изменения: ходьба обычная - бег быстрый, бег медленный - бег ускоренный;

г) упражнения с короткой и длинной скалкой (вбегать и выбегать).

При выполнении всех перечисленных выше упражнений постепенно усложняются условия, в которых выполняется задание. Оно выражается в увеличении скорости реагирования, в требовании реагировать на неожиданные различные громкости неожиданных сигналов, в увеличении сложности выполнения движений и повышения требований к точности.

2 тип. Способность к равновесию.

Она может быть статической и динамической. В этом отношении полезны упражнения, связанные с вращением в различных плоскостях головы, конечностей, туловища. К ним относятся повороты, кувырки, перевороты, повороты или комбинации упражнений.

Фактором, который влияет на устойчивость равновесия в условиях опоры, относятся: положение общего центра тяжести по отношению к плоскости опоры; высота снаряда, служащего опорой, его устойчивость; скорость движения тела, его равномерность и другие.

Для совершенствования способности к статическому равновесию необходимо использовать следующие методические приемы: удлинение времени сохранения позы, временное исключение зрительного самоконтроля, уменьшение площади опоры, включение предварительных и сопутствующих движений, введение противодействий.

Основой совершенствования способности к динамическому равновесию является адаптация к различным внешним условиям. К важным средствам воспитания динамического равновесия относится подвижные и спортивные игры, в которых резко меняется направление движения.

3 тип. Способность к дифференцированию.

При воспитании способности дифференцировать следует использовать такие методические приемы, как включение зрительного анализатора, задание на точность, "сближаемые" и "контрастные" задания.

При воспитании точности движений используется метод "контрастных" заданий: прыжки на максимальную длину, равную половине максимального результата, броски с ближних дистанций и дальних и тому подобное. Указанные приемы намного эффективнее, чем многократное повторение.

В процессе развития у детей пространственной точности метательных движений при изменении веса снаряда важно использовать вариативную методику, а не стабильную. Сущность вариативного метода заключается в постоянном чередовании снарядов разного веса при метании на одно и тоже расстояние. Разница во времени вариативной и стабильной методик проявляется уже на первом занятии.

Воспитание у детей способности точно реагировать на величину силовых усилий содействуют упражнения, имеющие предметно обозначенную цель и количественно оцениваемый результат. Например, метание малого мяча в цель, броски мяча в корзину, вращение на одной ноге в заданной плоскости (начерченный на полу круг с разметкой) и так далее. Использование этого метода позволяет повысить активность и интерес детей, достичь более полного осмысления, обстановки применения изучаемых действий, добиваться более быстрого образования координационных связей во взаимных движениях.

При воспитании дифференцировки временных интервалов используют звуковые сигналы, которые выступают как источники срочной информации. Добиваясь точного согласования действий со звуками и сигналами, воспитатель обучает детей выполнять упражнения в определенном темпе. [4]

Для ознакомления детей с основными временными понятиями в обучении выполнять движения в медленном, среднем и быстром темпе. Для формирования длительности, темпа выполнения упражнений рекомендуется применять следующие задания:

1. Коллективный подсчет от одного до десяти, под звуки метронома, установленного на частоту 60 и 120 ударов в минуту.

2. Выполнение общеразвивающих упражнений в медленном и быстром темпе (наклон на один счет и затем на четыре счета и тому подобное).

3. Ходьба на месте в медленном темпе с постепенным переходом на быстрый (по 8 шагов в каждом темпе).

4. Прыжки на месте на одной и двух ногах (8 прыжков - быстро, 8 - медленно) и другие.

4 тип. Ритмическая способность. Средствами развития ритмической способности являются физические упражнения, выполняемых в различных временных и пространственных соотношениях, танцы, танцевальные шаги.

Для создания представления о ритме можно применять музыку, счет и другие звуки (хлопки, удары в бубен и другие), они могут предшествовать и сопутствовать выполняемым движениям.

Наиболее рациональное формирование ритмической способности проходит при попеременном выполнении упражнений под музыку и без музыкального сопровождения (метод ритмической активности).

Большое значение имеют упражнения, которые дети выполняют сообща или держась за руки, и их движения четко согласуются с музыкой.

В содержании занятий необходимо включать ритмическую ходьбу, фигурное марширование, несложные перестроения, марш, вальс, народные мелодии и другие движения.

5 тип. Способность к переключению - проектирование оптимальной программы действий: контроль, корректировка и перестройка двигательной реакции в соответствии ситуации. Например, единоборство, борьба и спортивные игры.

В процессе управления в движении необходимо использование различных видов координационных способностей, а ловкость является проявлением координационных способностей в быстрых, точных и относительно сложных движениях[9].

2.1 Методика развития координационных способностей.

Выделяют пять признаков (закономерностей) воспитания координационных способностей.

1. Основным методом являются упражнения (многократное повторение), а средством - физические упражнения.

Тренировочные средства бывают общие, то есть совершенствовать общий уровень способностей, выполняемых в грубой форме. И специальные - это совершенствование определенных координационных способностей и выполняемые с высокой точностью.

2. Используемые тренировочные средства (двигательные навыки) должны технически правильно разучиваться и правильно выполняться под контролем сознания, это:

- наблюдение тренера или спортсмена;

- объективно дополнительная информация (приемы самоконтроля);

- использование зеркала или запись на видеопленку.

3. Использование дополнительных тренировочных средств, которые улучшают функцию анализаторов. При относительной пассивности занимающегося (использование вращающегося кресла или площади), для тренировки всестороннего аппарата (способность к равновесию).

4. Выбор тренировочных средств должен быть таким, чтобы воздействовать на определенные двигательные способности согласно выборочной задачи. Например, для волейболиста дифференцированная способность, для бегуна-спринтера - реагирующая способность.

5. Результат обучения будет в том случае, если с помощью методических примеров будет повышаться сложность тренирующих средств[11].

Существуют методические примеры для воспитания координационных способностей:

• Варьирование способа выполнения движения (старт из разных исходных положений, из положения лежа, сидя).

• Изменение внешних условий (помещения, температура, ветер, снег и так далее).

• Комбинирование двигательных навыков (полосы препятствий).

• Выполнение упражнения при недостатке времени (приседание за 30 секунд).

• Варьирование применяемой информации (зрительной, слуховой, вестибулярной, тактической). Например, старт по сигналу голосом, отмашка, хлопок по плечу, выстрел.

• Выполнение упражнения после предварительной подготовки - для совершенствования ориентационной, дифференцированной, реакционной способностей и способностей к переключению двигательных действий.[8]

Основным средством развития и совершенствования координационных способностей являются координационные упражнения. Их множество, и разделяются они на две группы:

а) упражнения, совершенствующие координационные способности, скоростные и скоростно-силовые движения. Ими можно развивать двигательную ловкость (бег на короткую дистанцию, прыжки и метания);

б) упражнения для страховки координационных способностей в движении на выносливость, предъявляются повышенные требования в дифференцированной, ориентационной и ритмической способностях при значительном утомлении (лыжи, бег на длинные дистанции, спортивные игры и так далее). [9]

Методические приемы для совершенствования координационных способностей, которые делятся на две группы:

1. Изменение способа выполнения движения:

• направление движения - ведение с изменением направления;

• силовые движения;

• темп движения;

• объем движения;

• ритм движения;

• исходное и конечное положение;

• зеркальное выполнение движения.

2. Изменение условия выполнения при сохранении способа:

• постоянно меняющееся условие;

• постоянные силовые упражнения;

• предварительная нагрузка;

• предварительные раздражители вестибулярного аппарата;

• дополнительное задание во время применения;

• комбинирование с другими упражнениями.

Эти приемы носят общий характер и применяются при выполнении различных координационных способностей

 

 

1.4 Особенности использования акробатических упражнений для развития равновесия младших школьников при изучении раздела «гимнастика»

Акробатика - очень древний вид физической деятельности человека. Существует довольно много видов акробатики. Другими словами, акробатические элементы и упражнения используются в различных сферах жизнедеятельности человека - в цирке, в подготовке летчиков и космонавтов, в военной подготовке и т.д. В спорте акробатика тоже очень широко распространена.

Помимо собственно гимнастических видов спорта (спортивная и художественная гимнастика, аэробика прыжки на батуте и акробатической дорожке), которые построены преимущественно на акробатических элементах, акробатика используется в тренировочном процессе и соревновательных программах почти всех сложно-координационных видов спорта. Вот только некоторые из них: прыжки в воду, фигурное катание, фристайл, акробатический рок-н-роллл, парашютный спорт, водные лыжи, роликовые коньки, единоборства и многие другие.

Занятия акробатикой дают уникальную возможность расширить банк двигательных умений и навыков спортсмена благодаря многообразию акробатических элементов. Общеизвестный факт - чем обширнее этот банк, тем проще овладеть новыми сложными элементами. Акробатика нетрадиционна и зрелищна. Зритель не перестает удивляться силе, гибкости, смелости спортсменов, их уникальным балансовым способностям. Даже если человек, далекий от акробатики, может сделать сальто с трамплина в воду или пройтись на руках по пляжу, это вызывает восторженные эмоции и выгодно отличает его от неуклюжих товарищей.

Быстрое развитие акробатики и использование её представителями других видов спорта объясняются следующим: акробатические упражнения являются эффективным средством воспитания и совершенствования физических и морально-волевых качеств, необходимых в быту, спорте и трудовой деятельности; акробатические упражнения необычны и зрелищны.

Новизна и разнообразие упражнений гарантируют высокую заинтересованность занимающихся; навыки, приобретённые на занятиях акробатикой, отличаются большой пластичностью и могут быть использованы в самых неожиданных спортивных и жизненных ситуациях; разнообразие видов (прыжковая, парная, групповая) позволяет заниматься юношам и девушкам с различными физическими данными.

Программный материал по разделу «Гимнастика» содержит серию акробатических упражнений, которые необходимо освоить.

В начальной школе, от класса к классу, немного усложняется выполнение уже разученных элементов.

Анализ программы показывает, что основными техническими элементами акробатики в третьем классе являются следующие:

Два кувырка вперед слитно.

Стойка на лопатках («березка»)

Равновесие на одной ноге («ласточка»).

Повороты на месте в упоре присев с помощью скрещенных ног:

Кувырок назад из упора присев.

Примерные акробатические комбинации из разученных акробатических элементов:

А. Выполняют фронтально под команды учителя все ученики на своих дорожках из трех гимнастических матов:

1. Упор присев, кувырок назад, кувырок вперед, перекат назад — «березка», перекат вперед в упор присев, о.с.

2. Упор присев, перекат назад — «березка», перекат вперед в упор присев и кувырок назад, встать, руки вверх в стороны, о.с.

Б. Выполняет по очереди каждый ученик вдоль своей гимнастической дорожки:

1. О.с. на центральном гимнастическом мате. Упор присев, кувырок назад, перекат назад — «березка», перекат вперед в упор присев и два кувырка вперед, упор присев, о.с.

2. Упор присев, перекат назад — «березка», перекат вперед в упор присев, кувырок вперед в упор присев, кувырок назад, о.с.

3. Равновесие на одной ноге, выпрямиться, руки вверх, упор присев, два кувырка вперед в упор присев, кувырок назад, о.с.

4. И.п. — упор стоя на коленях, ладони на матах, голова на тыльных сторонах ладоней. Перекат в сторону до и.п. Толчком ногами упор присев, скрестив ноги, поворот в сторону направления движения, кувырок вперед в упор присев, перекат назад — «березка», перекат вперед в упор присев, кувырок назад, о.с.

Так, методика использования акробатических упражнений в 3 классе, имеет свои методы и приемы: например – надо выполнить несколько кувырков вперед сначала раздельно, потом слитно. Чтобы не уменьшать моторной плотности урока, гимнастические дорожки выкладывают не вдоль, а поперек спортивного зала (каждая дорожка из трех матов). При таком расположении дорожек удобнее выполнять упражнения с продвижением вперед или назад.

На продольно выложенных гимнастических дорожках, когда на каждом мате занимаются два человека, невозможно выполнить связку «упор присев, кувырок назад, перекат назад — «березка», без риска перекатиться на соседний мат. А на поперечных дорожках из трех матов, это упражнение выполняют вдоль них одновременно два ученика, стоящие лицами в одну сторону – (один ученик стоит на конце дорожки, другой посередине центрального гимнастического мата).

Разработанная специалистами, серия уроков позволяет не только осваивать технику акробатических упражнений, но и воспитывать координационные способности детей младшей школы на высоком уровне.

 

 

Глава II. Содержание опытно – практической работы по использованию акробатических упражнений для развития равновесия школьников 8 – 9 лет на уроках физической культуры при изучении раздела «Гимнастика»…………………………..

2.1 Организация исследования…………………………………………...

 

 

Заключение

 

В результате проведенного нами исследования сформулированы следующие выводы:

1. Координация (от лат. coordinatio — взаимоупорядочение) — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов. Вместе с тем, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.

2. Анатомо-физиологические особенности младшего школьника, уровень его физического развития должны учитываться при организации педагогической работы в начальных классах. Ни в каком другом школьном возрасте учебная деятельность не стоит в такой тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием, как в младшем

 

3. Выделяют пять признаков (закономерностей) воспитания координационных способностей.

1. Основным методом являются упражнения (многократное повторение), а средством - физические упражнения.

Тренировочные средства бывают общие, то есть совершенствовать общий уровень способностей, выполняемых в грубой форме. И специальные - это совершенствование определенных координационных способностей и выполняемые с высокой точностью.

2. Используемые тренировочные средства (двигательные навыки) должны технически правильно разучиваться и правильно выполняться под контролем сознания, это:

- наблюдение тренера или спортсмена;

- объективно дополнительная информация (приемы самоконтроля);

- использование зеркала или запись на видеопленку.

3. Использование дополнительных тренировочных средств, которые улучшают функцию анализаторов. При относительной пассивности занимающегося (использование вращающегося кресла или площади), для тренировки всестороннего аппарата (способность к равновесию).

4. Выбор тренировочных средств должен быть таким, чтобы воздействовать на определенные двигательные способности согласно выборочной задачи. Например, для волейболиста дифференцированная способность, для бегуна-спринтера - реагирующая способность.

5. Результат обучения будет в том случае, если с помощью методических примеров будет повышаться сложность тренирующих средств[11].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных