Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Коррекционная работа по развитию артикуляционной моторики детей со стертой формой дизартрии




Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Вопросами коррекции стертой дизартрии занимались многие специалисты, например: Л.А. Данилова, Е. М. Мастюкова, И.И. Ермакова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова. Данные авторы считали, что особенности содержания логопедической работы при стертой форме дизартрии отражены в специфике планирования коррекционной работы, а именно введение дополнительного подготовительного этапа, который необходим для нормализации моторики и тонуса артикуляционного аппарата.
Проанализировав методики Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, Л.А.Даниловой, И.И.Ермаковой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Архиповой был систематизирован практический материал по всем разделам подготовительного этапа.

Е.Ф. Архипова в своей методики предлагает дифференцированный логопедический массаж с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. Она отмечала, что для детей с разным состоянием тонуса мышц, будут подходить разные виды массажа. Так для детей с гипертонусом и гиперкинезами Архипова Е.Ф рекомендует расслабляющий массаж, который включает в себя: похлопывания, поколачивания, легкую вибрацию, поглаживания. Она советует все движения выполнять от периферии к центру. Для детей с гипотонусом рекомендуется укрепляющий массаж, включающий в себя такие движения как: глубокое растирание, разминание, поглаживание с усилением. Для таких детей целесообразно она рекомендует выполнять движения от центра лица в стороны [4].

И.И. Ермакова в своей методики предлагает упражнения для жевательных мышц, с целью нормализации моторики артикуляционного аппарата.

Ермакова И.И уточняла, что вследствие вялости жевательных мышц, у детей со стертой дизартрией страдает просодика. Она разработала комплекс упражнений, направленных на нормализации этих мышц, а вследствие на нормализацию просодики в целом.

Упражнения включают в себя: открывание и закрывание рта под счет, движения нижней челюстью, напряжение и расслабление щек, открывать и закрывать рот совместно с движениями головы. И.И. Ермакова рекомендует выполнять свой комплекс упражнений каждый день по 1 -2 раза, в зависимости от подготовленности ребенка.

О.В. Правдина предлагает в своей методике комплекс пассивной гимнастики для языка, то есть создание положительных кинестезии в мышцах. Пассивной гимнастикой называется такая форма гимнастики, когда ребенок производит движение только при помощи механического воздействия - под нажатием руки взрослого. Правдина О.В отмечает, что пассивное движение должно проводится в 3 стадии: 1 - вход в позицию (собрать губы), 2 -продержать позицию, 3 - выход из позиции. После нескольких повторений делается попытка произвести то же движение еще один - два раза без механической помощи, то есть пассивное движение переводится сначала в пассивно-активное, а затем в произвольное, производимое по речевой инструкции. На последующих занятиях, ребенок сам без помощи, выполняет действия, опираясь только на инструкцию. О.В. Правдина отмечает, что упражнения в пассивной гимнастике направленны на тренировку удержания артикуляционной позы, сокращения сопутствующих движений, так как внимание ребенка направленно на удержание заданной позы.

Л.В. Лопатина совместно с Н.В. Серебряковой предлагают методику активной артикуляционной гимнастики, которая направлена на улучшение качества, точности, ритмичности и длительности артикуляционных движений. Они считают, что важным разделом артикуляционной гимнастики для дизартриков является развитие тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, а так же отграничение движений языка и нижней челюсти. Комплекс активной артикуляционной гимнастики Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова разделили на статические артикуляционные упражнения и динамические артикуляционные упражнения. Статические упражнения – то упражнения при которых идет напряжение мышц, но нет движений, то есть удержание конкретной позы, динамические упражнения – это многократное повторение одного и того же движения [20].

Таким образом, существует различное множество коррекционных методик направленных на развитие артикуляционной моторики при стертой форме дизартрии. Правильно структурированная логопедическая работа на подготовительном этапе обеспечивает эффективность коррекции на всех последующих этапах коррекционной работы.

 

Анализ специальной литературы по проблеме исследования показал, что в настоящее время стертая форма дизартрии встречается довольно часто и имеет свои специфические особенности такие как: гипер – и гипотонус мышц артикуляционного аппарата, саливация, синкинезии, гиперкинезы. Эти особенности можно наблюдать в младенчестве и если вовремя обратиться к специалистам, то можно избежать последствий данной формы дизартрии. В настоящее время существует различное множество методик диагностики стертой формы дизартрии. В данной работе из анализа специальной литературы освещены некоторые из них. Так же существует большое количество коррекционных методик направленных на развитие артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии. Некоторые методики описаны выше и постоянно применяются в практике логопедов в настоящее время.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных