ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА дополнительного образования детей дошкольного возраста «Дошколенок».
для детей от 1 года до 7 лет
Направленность: социально-педагогическая · Пояснительная записка · Организационно-педагогические условия · Модель образовательной среды · Учебный план · Организация педагогического процесса · Организация деятельности по взаимодействию с родителями · Образовательные программы дополнительного образования детей Дошкольного возраста · Проектная деятельность
Челябинск Продолжение Приложения Д 1. Пояснительная записка. Как показывают педагогические исследования, большинство родителей не могут своими силами обеспечить систематическое, полноценное развитие своих детей в дошкольном возрасте, поэтому, всё более привлекательными для родителей становятся школы (центры, отделения, комплексы) раннего развития дошкольников. Организация дополнительного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения привлекательна для родителей, прежде всего тем, что обеспечивают ребенку возможность посещать в одном месте занятия по различным направлениям. Это позволяет выявить наклонности детей и в дальнейшем продолжить их обучение в профильных коллективах данного учреждения. Кроме того, дополнительное образование ребенок получает добровольно. Это способствует формированию положительной мотивации к обучению и облегчает последующую адаптация ребенка к школе. Все эти факторы превращают учреждения дошкольного образования в реальное, весьма значимое звено существующей сегодня системы образования детей дошкольного возраста, несущее педагогическую ответственность за своих дошкольников – выпускников. В основу предлагаемой комплексной программы развития, обучения и воспитания «Дошколенок» дошкольного образовательного комплекса (далее ДОК) легли теоретические взгляды ведущих специалистов по дошкольному воспитанию на сущность развития ребенка в период дошкольного детства, современные требования к содержанию образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений, рекомендации Министерства образования РФ по реализации образовательных программ в педагогическом процессе, а так же знакомство и анализ организации педагогической образовательной деятельности в подобных школах (центрах, отделениях) раннего развития дошкольников. Актуальность ведения данного направления образовательной Продолжение Приложения Д деятельности в МДОУ д/с №35 г. Челябинска обусловлена рядом причин: сокращение, общего числа детей, постоянно посещающих детские дошкольные учреждения; распространение образовательных учреждений повышенного уровня (лицеев, гимназий), набор в которые проводится на конкурсной основе и требует достаточно высокого уровня общего развития ребенка; увеличение числа детей с теми или иными отклонениями в развитии, что требует индивидуального подхода к ним сочетании с возможностью общения со сверстниками. Программа «Дошколенок» предназначена как для детей, посещающих МДОУ д/с №35 г. Челябинска, так и для детей, не посещающих традиционные дошкольные учреждения (детский сад), в возрасте от 1 года до 7 лет. Учитывая то, что характерными чертами «домашних» детей является неравномерное развитие познавательных процессов, ограниченность контактов и вследствие этого недостаточная развитость навыков общения и трудности в эмоциональной сфере, программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Обучение осуществляется по всем основным направлениям, в которых происходит развитие и становление личности ребенка, его вхождение в современный мир. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, способностей детей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Этому способствует образовательный процесс, который сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в Продолжение Приложения Д
дошкольном возрасте: 1. Игровая деятельность (дидактические игры, игры с правилами, сюжетно – ролевые игры, театрализованные, развивающие). 2. Продуктивная деятельность (художественно–изобразительная, конструирование, ручной труд). 3. Общение (свободное). 4. Элементы физической культуры. 5. Элементы трудовой деятельности (самообслуживание, трудовая деятельность в природе, коллективная трудовая деятельность). 6. Учебная деятельность (в процессе освоения основ математики, грамоты, явлений природы, образцовой литературы и искусства, а так же в процессе развития координационных движений, навыков и умений в области пения и ритмики) в основном направленная на развитие познавательных интересов и выработку умения учиться (элементарное понимание смысла учебного задания, переключение внимания на способы выполнения задания). Программа развития, обучения и воспитания «Дошколенок» является общеразвивающей, комплексной образовательной программой. При этом программа вариативна и может меняться в соответствии с социальным заказом и рекомендациями специалистов. Её использование требует от педагога способности творить и строить педагогический пресс по модели субъект–субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики Данная программа реализуется в дошкольном образовательном центре, который посещают дети от 1 года до 7 лет.
Продолжение Приложения Д
Таблица 2 - Структура ДОК
Каждая из групп, имеющих указанные выше названия, в свою очередь, разделена на подгруппы с тем, чтобы число детей на занятии не превышало 8-10 человек. Данная наполняемость групп дает учреждению дополнительного образования большие преимущества, по сравнению с детскими садами, так как создает реальную основу для применения индивидуального подхода к каждому ребенку. Количество занятий и их продолжительность зависят от возраста детей: · младшая возрастная группа (1-3 года) – 2 раза в неделю, по 3 занятия (20 минут) + свободная игровая деятельность до 20 минут; · средняя возрастная группа (4-5 лет) – 3 раза в неделю, по 4 занятия (25 минут) + свободная игровая деятельность до 20 минут; · старшая возрастная группа (5-6 лет) - 4 раза в неделю по 4 занятия (30 минут) + свободная игровая деятельность до 20 минут; · старшая возрастная группа (6-7 лет) - 4 раза в неделю по 4 занятия (35 минут). По мере взросления детей расширяется тематика образовательных программ. Учитывая методические требования школьной программы, рекомендации Министерства образования по организации образовательного Продолжение Приложения Д
процесса в группах раннего развития дошкольников в учреждениях дополнительного образования, а именно то, что «… подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развития у них личного опыта познания, проблемно–поисковой деятельности, экспериментирования. Поэтому на этапе дошкольного детства знания, умения, навыки должны рассматриваться не как самоцель, а как средство умственного развития. Важнейшим показателем уровня подготовки ребенка к школе является хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно – образное мышление, умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, сравнивать предметы, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми», определено основное направление данной программы - повышение уровня готовности дошкольников к начальному школьному обучению. Цель программы: создать в деятельности ребенка модель учебно–воспитательной сферы, которая позволяла бы гармонично развивать личность и адаптивный потенциал для успешного обучения в начальной школе. Главной задачей является то, что дети должны прийти в 1 класс крепкими, здоровыми, с хорошо развитой правильной выразительной речью, ответственно относящиеся к своим обязанностям, умеющими работать дружно, сообща, подчинять себя требованиям взрослых, обладающими достаточными знаниями об окружающем мире, умеющими читать и считать, способными к самостоятельной трудовой, художественной и умственной деятельности. Чему мы будем учить: начальный курс математики и развития логики; обучение грамоте и развитие речи; ознакомление с окружающим миров и Продолжение Приложения Д
экология; изучение английского языка; музыка (развитие музыкальных способностей); изобразительное искусство и художественное творчество (рисование, лепка, бумагопластика, аппликация, конструирование); развитие двигательной и гигиенической культуры; социальные отношениям (ребенок – взрослые, ребенок – ребенок, отношение ребенка к самому себе); игровая деятельность (сюжетно – ролевые игры и развивающие); развитие творческого мышления; хореография. Наряду с проблемами интеллектуального развития, нельзя забывать о том, что в этот период идет активная социализация личности ребенка. Вопросы социализации ребенка решаются эффективнее, если в этом процессе участвует семья. Дети всегда испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, наполняют свои души добром, любовью, фантазией, игрой, приобретают большую уверенность в себе. Поэтому помимо основных образовательных программ для детей проводятся дополнительные занятия (вариативные): «Играем и поём»; этикет; семейный клуб «Веселая суббота». Показатели конечного результата: дети, сохранившие и укрепившие физическое и психическое здоровье, имеющие представление о здоровом образе жизни; свободные, проявляющие самостоятельность, инициативу деятельности и общения, умеющие выражать свое мнение и отстаивать его, обладающие воображением (в соответствии с возрастом); гуманные – добрые, способные к сопереживанию, понимающие ценностные основы отношения к окружающей действительности – природе, окружающим предметам, явлениям общественной жизни, сверстникам, взрослым, самому себе; стремящиеся добиваться лучших результатов, развивать свои индивидуальные способности; умеющие осуществлять выбор, ставить и решать проблемы, принимать и быть инициатором изменений в тех или иных Продолжение Приложения Д
ситуациях (в соответствии с возрастом). Посещение детьми Дошкольного образовательного комплекса и обучение их по комплексной образовательной программе «Дошколенок» поможет оптимально организовать жизнь и учебу, развитие и воспитание ребенка в ответственный год перед школой; сделать переломный момент в его жизни естественным, свободным, радостным, не связанным с резкой ломкой его психологического стереотипа. 2. Организационно – педагогические условия реализации комплексной программы развития, обучения и воспитания ДОК. 1. Группы дошкольного образовательного комплекса комплектуются из детей в возрасте от 1 года до 6 лет по заявлению родителей. 2. Обучение и воспитание ведется на русском языке. 3. Численный состав групп (рекомендуемый): · младшая возрастная группа (1 - 3 года) – 8-10 человек; · средняя возрастная группа (4 - 5 лет) – 10 человек; · старшая возрастная группа (5 – 6 лет) – 10 человек; · подготовительная к школе группа (6 - 7 лет) – 10 человек. 4. Обучение в ДОК проводится по комплексной образовательной программе «Дошколенок», представляющей взаимосвязанное содержание по всем основным направлениям образовательной деятельности в условиях дошкольного образовательного центра, гарантирующей к концу дошкольного детства базовый уровень образования для дальнейшего обучения в школе. 5. Продолжительность занятий и перерывов между ними, на основании санитарно–гигиенических требований к организации образовательного процесса дошкольников и Устава ЦЭВД, зависят от возраста детей и составляет: · младшая возрастная группа – 20 минут и не менее 10 минут; Продолжение Приложения Д · средняя возрастная группа – 25 минут и не менее 10 минут; · старшая возрастная группа – 30 минут и не менее10 минут; · подготовительная к школе группа – 35 минут и не менее 10 минут (при количестве 4-х занятий в день, перерыв после 2-х занятий должен составлять 15-20 минут). 6. Учебная нагрузка в неделю (на основании учебного плана комплексной образовательной программы «Дошколенок») составляет: · младшая возрастная группа – 6 часов в неделю; · средняя возрастная группа – 12 часов в неделю; · старшая возрастная группа – 16 часов; · подготовительная к школе группа – 16 часов. 7. Расписание занятий ДОЦ составляется заместителем директора по УВР с учетом пожеланий родителей, учетом возрастных особенностей детей и установленных санэпидемоологических требований. Расписание утверждается директором ЦЭВД. 8. В ДОК занятия проводятся в 2 смены: · 1 смена – 9.15 - 13.05 часов; · 2 смена – 15.30 – 18.00 часов. При этом для выработки у детей устойчивых организационных навыков и «привычки» обучения, желательно занятия каждой из групп в дни посещения начинать в одно и тоже время (например: группа «Крохи» - понедельник, среда – с 10.00 до 11.30) 9. Режим работы ДОК: с 1 сентября по 30 мая, при этом обучающиеся занятия начинаются с 15 сентября и заканчиваются 25 мая. 10. В каждую возрастную группу, назначается педагог-куратор, главная задача которого – наполнить деятельность группы интересными делами, включить каждого ребенка и его родителей в содержательную деятельность, способствовать реализации интересов и жизненной активности детей. Продолжение Приложения Д
11. МУДОД «Центр эстетического воспитания детей» и родители детей в обязательном порядке заключают договор о предоставлении дополнительной платной образовательной услуги. 3. Модель образовательной среды дошкольного образовательного центра. Данная программа развития, обучения и воспитания направлена на повышения уровня готовности дошкольников к обучению в общеобразовательных школах. На первый план выдвигается развивающая функция, так как «на эффективность обучения ребенка в начальной школе гораздо большее влияние оказывают степень развития его памяти, внимания, воли, уровень самоорганизованности, умение управлять своими действиями, чем знание букв и цифр, навыки чтения и письма», а не обучающая функция. Учитывая вышеизложенное, а так же психофизиологические особенности дошкольников, предлагается следующая модель дошкольного образовательного центра представленного на рисунке.
Рисунок 2 - Модель дошкольного образовательного центра МДОУ д/с №35 г. Челябинска Продолжение Приложения Д
Представленная модель образовательной среды позволяет наиболее полно реализовать все поставленные программой развития, обучения и воспитания цели и задачи, позволяет проследить траекторию развития ребенка, организовать совместную деятельность всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов. 4. Учебный план. В соответствии с моделью образовательной среды ДОЦ, учебный план включает основные программы по образовательной деятельности (основной блок) и дополнительные программы по социальной ориентации (вариативная часть). А) общий учебный план по ступеням:
Учебная нагрузка состоит из часов основного курса, отведенных на изучение учебных и образовательных программ, и из часов (вариативная часть), отведенных на расширение социального опыта детей и культурно – досуговую деятельность. Б) Учебный план комплексной образовательной программы «Дошколенок»:
Продолжение Приложения Д
Предложенное почасовое распределение учебной нагрузки соответствует возрастным особенностям детей и не противоречит санитарно – гигиеническим требованиям по организации образовательной деятельности с дошкольниками. Приложение Е Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|