Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Становление и развитие патристики. Тертуллиан. Боэций.




Патристика – это комплекс теоретических и философских воззрений религиозных мыслителей, вождей, «отцов церкви». Этот термин пришел в русский язык из греческого и латинского языков и означает «отец». Это направление христианской философии возникло во втором столетии нашей эры. Основная миссия его состоит в утверждении, обосновании и подтверждении силы веры.

Жил во втором веке нашей эры (2 век- время когда христианство было под запретом), был юристом. Авторов, таких как Тертуллиан, будут называть апологетами – защитниками, а работы защищали христианство от нападения защитников. Его работа называлась «Апология». Он набрасывается на язычество всеми возможными способами.

Он близок к взгляду, согласному которому цивилизация испортила человека, надстроив над его природной сущностью целый ряд неистинных ценностей. Это та точка зрения, которую потом будут принимать Жан Жак Руссо, Лев Толстой, Зигмунд Фрейд и многие другие.

Эти неистинные ценности: слишком извращенная философия, слишком изнеженное искусство, до крайности развращенная мораль, слишком аморальная религия.

Отсюда лозунг Тертуллиана, связанный с опрощением. «Христианская вера отвечает требованиям простоты и содержит истину в готовом виде. Мы не нуждается в любознательности после креста, не имеем нужды в исследовании после Евангелия».

Эти выводы скверные для цивилизации. Это ведет к мракобесию. Он говорит, что «в отношении правила веры не знать ничего значит знать все».

У Тертуллиана постоянно присутствует логическое противоречие в явной форме. «Веруй, ибо нелепо». В сфере знания нелепость, противоречие – невозможная вещь, а в делах веры это не мешает, это нормально.

Далее он еще более усиливает нападки на разумное начало. Он берет апостола Павла, который говорит, что «Мудрость мира сего есть безумие». Апостол понимал под этим разумные вещи. Наличие ума необязательно приводит к позитивным результатам, в силу того, что это может оказаться не совсем так. Тертуллиан говорит «если мудрость мира сего есть безумие, значит, безумие и есть мудрость мира сего». Это та логика, по которой он поднимает всех безумных, юродивых. Например, Собор Василия Блаженного. Василий Блаженный – блаженный, дурачок, сумасшедший, он бегал в мороз по Москве без штанов, смысл в том, что этим он смирял свою гордыню; он говорил царям (Ивану Грозному) разные правдивые вещи, ему сходило это с рук, потому что он был блаженным.

Тертуллиан за здравый смысл, он против античного интеллектуализма, потому что «душа простого человека – христианка». Культура - это болезнь, а истина в природе человека. Простой человек – это хорошо. В этом смысле Сократ – это орудие дьявола, потому что он усомнился в простых вещах, он начал копать.

Это нежелание усомниться привело его далеко. Тертуллиан - не философ в традиционном смысле, что он идеолог. Его последователи потом закроют платоновскую академию. Его задача не опровергать, а отмежеваться, что нет ничего общего и все.

Под конец жизни Тертуллиан примкнул к секте монтанистов.

Важно иметь в виду, что идеи Тертуллиана не были реализованы. Философия могла существовать, потому что философия понадобится православию, хотя достаточно скоро после этого известный богослов Петр Дамиани сформулирует принцип «философия – служанка богословия». Тертуллиан, обсуждая эту тему, связанную со спорами, что написано в Библии, говорит, что их вести не надо «Они расстраивают желудок и ведут к ереси». Он говорит, что как написано, так и надо понимать.

 

В это время существуют 3 уровня понимания текста:

1. Буквальный смысл. Чтобы что-то прочитать, надо знать значения слов и грамматику. И этого достаточно понять, чтобы прочитать и понять буквально. Для элементарных текстов это понятно.

2. Уровень концептуальный или семантический. На этом уровне задача не что здесь написано, а понять мысли, понять, что хотел сказать автор тем, что он это написал. Между этим может быть дистанция. 20 век сформулирует понятие подтекста. Это мысли, которые хотел выразить автор, которые не обязательно прямо звучат в тексте. Хемингуэй, например. Старик и море. 20 век возникнет понятие «неконтролируемый подтекст». Это когда центр не пропускает некоторую работу не потому, что так написано нехорошее. Малиновский «император», журнал не напечатал по тем же соображениям. Роман написан о последних годах жизни императора Эфиопии. Проблема в том, что, читая роман в последние годы правления Брежнева про дряхлого императора, цензура не допустила роман, потому что неконтролируемый подтекст.

3. Перетолкование каких-то новых обстоятельств, аллегорическая экзегеза, т.е. когда текст, написанный давно по какому-то другому поводу, в другое время может быть истолкован и с его помощью могут истолковываться другие события. Чернобыль, например, сравнивается с Апокалипсисом в Библии. Текст перетолковывается в других обстоятельства. Отсюда экзегетика.

Если бы не было 2 и 3 уровня, то Тертуллиан был прав, и философия не понадобилась бы. Но тексты надо было понимать гораздо глубже.

Боэций (5-6 века) Его называют последний римлянин в том смысле, что он был последний значимый персонаж, после которого окончательно ушла античная культура. Он был одновременно одним из последних значимых деятелей патристики.

Он был глубоким философом, логиком. В этом смысле основная работа «Комментарии Боэция на комментарии Порфирия на категории Аристотеля».

Его комментарии - более глубокая работа. Смысл в одном вопросом: как соотносятся слова и вещи.

1 точка зрения: номинализм. Номинация – именование. Исходит из того, что не существует в бытии общих понятий, это лишь ярлыки, которые мы надеваем на предметы. Красота – совокупность красивых предметов, а доброта – совокупность добрых дел.

2 точка зрения – ведущая в христианстве. Категории существует до вещей, сами по себе. Красота – общее понятие, доброта тоже.

Впоследствии борьба этих 2 понятий будет сильной.

Боэций надолго определит развитие школы. Он создаст представление о том, чему надо учить. Оно будет реализовано в эпоху схоластику. Учебные дисциплины разделит он на тривиум и квадривиум.

Тривиумграмматика, логика, риторика. Это не начальная школа, а то, что понималось тогда под образованием.

Квадривиумарифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Сначала тривиум, а потом квадривиум.

6 месяцев Боэций проведет в тюрьме в ожидании казни, за это время он пишет последнюю работу «Утешение философии», большое впечатление в Средние века. Написано на латыни, будут переводить на национальные языки особами королевской крови. Работа довольно странная. Во времена Боэция все были христианами, но в работе ни слова о Христе и христианства.

Начинается как художественное произведение. Узник в тюрьме, вокруг него музы, они суетятся вокруг него, но вместо облегчений страданий они только усугубляют. Появляется Философия, прогоняет муз и начинает беседу с узником. Она удостоверилась, что он не безнадежен, потому что он не потерял рассудок. Она начинает беседовать, чтобы разобрать то, что с ним произошло.

Первые 2 главы. Тема фортуны.

Традиционный взгляд на фортуну в античности: фортуна это очень хорошо, ее надо сразу хватать. Греки изображали ее в виде барышни, у которой впереди большие кудри, а затылок абсолютно выбрит. Надо хватать фортуну пока она к тебе лицом, потому что когда она повернется спиной, то ее уже не ухватишь.

Боэций говорит, что фортуна может дать только богатство и власть. Люди считают эти ценности наивысшими, поэтому готовы бросаться на фортуну ради этого. Но надо иметь в виду следующее. Человек, на которого во время фортуны сваливается богатство, меняется в худшую сторону: он глупеет. Он не способен нормально воспринимать это, совершает ряд поступков, которые не стоило бы совершать. У него появляется большая проблема: это богатство надо сохранять, это не так просто, есть масса других желающих. Если человек его потеряет, то эта ситуация способна его раздавить. Опасны игры фортуны, неизвестно, чем заканчиваются.

2: власть. Еще любопытней. Говорят, власть портит. Боэций не согласен. Власть не портит, а обнаруживает те недостатки, которые в нормальных условиях не проявляются. В этом смысле он прав.

Он говорит, что фортуны надо опасаться, ее даров надо опасаться. Когда он сам достигал должностей благодаря фортуне, он не отказывался, так чему теперь удивляться, когда он всего достиг, и фортуна повернулась к нему другой стороной. Если бы он отказывался, то, может быть, не было бы этого. Но пошли процессы, которые оказались не под его контролем.

Он говорит, что есть то, что для человека существует независимо от даров фортуны. Это то, что не может дать фортуна. Фортуна не сделала никого ни великим ученым, художником. Талант и способности нельзя развить только благодаря фортуне. Тема внутреннего гения. Рецепт, который выдвигает Боэций в своей работе, надо противопоставлять внутреннего гения фортуне. Надо не столько гнаться за благами фортуны, сколько гнаться за развитием своего внутреннего гения. Если ты что-то написал, создал, то фортуна уже отнять не в состоянии. Фортуна способна отнять жизнь, но не произведения. Потому что произведения начинают жить своей жизнью.

Боэций умирает в 1 трети 6 века н.э. там все достаточно темно, но можем догадываться.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных