ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Возникновение и эволюция идеи первоначала (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами, представителями милетской школы: Фалесом, Анаксименом, Анаксимандром. Первоначало мыслилось ими как нечто единое с природой. Сама природа рассматривается ими как причина всего сущего. Фалес таким началом считал воду, Анаксимен-воздух. Вода, воздух, огонь, в дальнейшем стихии Эмпедокла были символами всеобщего. Они были не просто вещественными, но также и разумными, даже божественными. Натурфилософское представление о первоначале было внутренне противоречивым и в дальнейшем тупиковым ходом развития мысли. Более абстрактным было учение о первоначале у пифагорейцев. Они объясняли всю структуру мироздания с помощью числа как первоначала. Они считали, что числовые отношения составляют самую сущность природы, и именно в этом смысле пифагорейцы говорили, что все есть число. Поэтому познание природы для них было возможно только через познание числа и числовых отношений.
ВОПРОС: 15 ИСТОКИ ОНТОЛОГИИ. ЭЛЕАТЫ И ИХ УЧЕНИЕ О БЫТИИ. Элейская школа –одна из древнегреческих философских школ (кон. 6–1-я пол. 5 вв. до н.). Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. Основоположником Элейской школы считается Ксенофан Колофонский. У Ксенофана существует только один бог, и этот бог – вселенная (монотеист). Он считал землю основой всего сущего (пантеизм). Бог у него символизирует неограниченность и бесконечность материального мира. Сущее у Ксенофана неподвижно. Впервые именно Ксенофан осуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения "знания по мнению" и " знания по истине ". Показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение, видимость: "над всем царит мнение", "людям не истина, а лишь мнение доступно", утверждает мыслитель. Парменид – ученик Ксенофана, является главным представителем Элейской школы. Учение Парменида изложено в его поэме "О природе". Центральной идеей Парменида является бытие, соотношение мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего, о котором оно высказывается, мы не найдем мысли. Единственное истинное бытие - бесконечное и неделимое "Единое", небытия нет (материализм древней Греции). Небытие невозможно ни познать, ни высказать: мыслимо только сущее. Он считает, что характерной чертой бытия являются его неподвижность и неизменность, оно не обладает признаками рождения и уничтожения. Он считает чувства обманчивыми и рассматривает множество чувственных вещей как простую иллюзию. Т.е. разум имеет превосходство над чувствами. Зенон Элейский – ученик Парменида. Поэтому придерживается таких же взглядов на бытие как и Парменид. Зенон сформулировал ряд апорий (неразрешимых положений), которыми он пытался доказать невозможность движения, пространства и множества. Наиболее известными апориями считаются «Дихотомия» — устанавливает: чтобы пройти некоторое расстояние, надо пройти половину, потом половину половины и так до бесконечности, и «Ахиллес и черепаха». Суть данной апории заключается в том, что быстроногий Ахиллес никогда не догонит неторопливую черепаху, если в начале движения черепаха находится впереди Ахиллеса. Мелисс Самосский – последний представитель Элейской школы, ученик Парменида. Он, во-первых, сформулировал закон сохранения бытия, согласно которому “из ничего никогда не может возникнуть нечто”. Во-вторых, он, принимая такие характеристики бытия как единство и однородность, истолковал вечность бытия как вечность во времени, а не как вневременность. Бытие у Мелисса вечно в том смысле, что оно было, есть и будет, в то время как Парменид настаивал на том, что бытие существует лишь в настоящем. В-третьих, Мелисс изменил учение Ксенофана и Парменида о конечности бытия в пространстве и доказывал, что оно неограниченно и потому беспредельно. В-четвертых, единство мира в отличие от Парменида он видел не в возможности его умопостижения, а в материальности, как объединяющем начале.
ВОПРОС: 16 ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ (СОФИСТЫ И СОКРАТ). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|