Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Язычество и христианство




Энергетическим стержнем, обеспечившим становление средневековой культуры в целом и философии в частности была борьба христианства с язычеством как в теоретической, так и в народной формах. культура развивалась как способ самоопределения христианина и как способ осмысления им мира и своего места в нем.

Возникновение христианства еще в античную эпоху было настолько глубокой и кардинальной духовной революцией, настолько при этом изменился уклад жизни всех, охваченных христианством народов, что в сравнении с нею самая великая за последние две тысячи лет Октябрьская революция в России в 1917 г. менее значительное событие. Вполне понятно, почему раннее христианство повсеместно подвергалось гонениям, почему его противники несколько столетий преследовали и истребляли христиан. Это происходило потому, что античные общества раскололись на две противоположные культуры, каждая со своими смыслами и идеалами, каждая предзадает своим сторонникам особый уклад жизни. Язычник и христианин чужды друг другу и несовместимы.

В чем состояла суть этой революции, и как повлияли на средневековую Европу главные из ее предшественников: греческая и еврейская мысль?

Прежде всего, чем языческое мировоззрение отличается от христианского?

1. Язычество по своему религиозному складу политеистично. Это мировоззрение, предполагающее существование множества разнообразных богов. Их пантеон на поздних этапах развития завершается представлением о Верховном божестве, который в обществе языческих богов играет роль царя. Языческие боги (например, древнегреческие или римские) являются антропоморфными силами, духами стихий и они не всемогущи, их можно обманывать, побеждать. Христианская религия монотеистична. С ее точки зрения, существует только один единственный Бог, и никаких других богов кроме него нет. Есть лишь одна сила, повелевающая всем миром и эта сила всемогуща и всеведающа.

2. Язычество посюсторонне. Оно представляет мир и богов зримыми и нередко появляющимися среди людей. То, что незримо, то подвержено произволу богов. Поэтому есть смысл поклоняться кустам, деревьям, звездам, идолам, но нет никакого смысла в том, чтобы изучать мировые законы. Напротив, отношения между явлениями природы такие же, как и между людьми, потому что боги стихий, управляющие природой, в сущности такие же, как и люди, только значительно могущественнее. С богами можно общаться, поклоняться им, молить и заклинать. Культура язычества – магическая.

Что касается христианства, то его Бог трансцендентен, он совсем не такой, как человек. Он создал природу и установил в ней незыблемый порядок, а сам пребывает в особом внеприродном Царстве Божьем. В научном смысле узнать, что такое Бог нельзя, но есть смысл исследовать созданный им мир, чтобы раскрыть в нем Божественный порядок и научиться выполнять главную задачу человека: быть хранителем созданного мира и управлять им. Божий порядок в мире нельзя представлять по аналогии с порядком, существующим в человеческом обществе. Культура христианства ближе к современному научному мировоззрению, чем к языческому. Христианство – один из идеологических предшественников науки современного типа.

3. Язычество социоцентрично. Его боги, это – боги народов, сплачивающие людей в нации и отделяющие одни нации от других. Христианство эгоцентрично. Его Бог является Богом не народа, а каждого человека в отдельности. Оно размывает национальные границы и сплачивает людей в одно единственное человечество как единую нацию. В этом смысле утверждают, что христианство интернационально.

4. Высшая ценность язычества – магия, позволяющая фактически управлять богами и поэтому ослабляющая возможности людей к внутреннему саморазвитию. Высшая ценность христианства – любовь к Богу и стремление к нему, самосовершенствование, позволяющее считать, что идеал и природа человека в Средние Века, это – святость. Человек тот, кто свят, кто стремится к Богоподобию, к Богочеловечности. Но Бог при этом – недосягаемая величина, между ним и человеком – пропасть, созданная первородным грехом. Поэтому человек при жизни может лишь стремиться к Богу. Полного же Богоподобия он достигает лишь после смерти, по Божьей воле и только в том случае, если при жизни доказал Ему свою верность и чистоту намерений.

Мир же в глазах средневековья расколот на высшее и чистейшее царство Божье и на низший, греховный, земной мир, проклятый за грехи людей.

Одной из ведущих предпосылок Средних веков была древнегреческая культура. Однако для того, чтобы ее философия смогла ясно говорить о смысле человеческой жизни, понадобилось сильное постороннее влияние, придавшее идеям греческой философии совершенно новое значение.

Это сделал иудаизм, в культуре которого произошло явление Христа. Во взаимодействии иудаизма и греческой мысли родилось то, что мы сегодня называем христианством, разрабатывалось и пропитало собой все средневековье.

Христианская культура – не смесь иудаизма с греческой философией, но это – синтез двух противоположностей, ставший качественным скачком в развитии человечества. Христианство - это не слепая и бездумная смиренность перед всеми перипетиями жизни, не соблюдение обрядов и традиций, к которым нас нередко призывают сегодня. Это культура осмысления совершенно необычайного явления Христа и культура жизни, зная о нем, о его свершениях, страданиях, удивительном происхождении, смерти и воскресении.

Идеи иудаизма

Что такого иудаизм привнес в греческую мысль, что позволило возникнуть христианской культуре?

Во-первых, это - вера в единого и единственного Бога, создателя мира и человека, в то, что именно Бог способен все изменить как в жизни всего народа, так и в жизни отдельных людей.

Во-вторых, это - идея Завета, то есть, договора, который люди заключили с Богом. Суть любого договора в том, что обе стороны берут на себя обязательство выполнять свой долг. Значит, Бог обязался, и человек тоже обязался. Выполнение людьми обязанностей является необходимым условием исполнения Богом того, что он обещал. Народ должен исполнять установленный Богом Закон, а Бог в этом случае приведет его к земле обетованной, так считала религия древних евреев. Язычеству тоже присуща идея договора. Но в силу ограниченной власти языческих богов, они могут быть обмануты человеком, от них можно спрятаться. Иудейский Бог – всемогущ и всеведающ, от него не укроешься, и хитрить с ним бесполезно.

В третьих, это - идея человеческой свободы. Бог предоставил человеку полную свободу действий в оговоренных Заветом рамках. А значит, это - и идея ответственности человека за исполнение своих обязанностей.

В четвертых, это - идея целенаправленности общественного развития и осмысленности человеческой жизни. История не просто течет, она движется к намеченной Богом цели и по задуманному им плану. А жизнь человека не случайна, она полна высшего смысла и Бог каждому дал свое предназначение, которое и надо исполнить, чтобы этой цели достичь. Иудаизму не свойственно характерное для многих древних народов, в том числе и для греков представление о цикличности мировой эволюции. Его мысль исторична, у мира есть начало и есть конец.

Библия

Прежде, чем перейти к средневековью, поговорим о философских идеях Библии, книги для христиан святой и богодухновенной. Из Библии средневековая культура вырастала как колос из зерна.

Слово Biblia греческое и означает в переводе «книги» (во множественном числе. В единственном числе, книга - biblion).

Это очень древнее собрание книг, самая старшая из которых писалась где-то в середине второго тысячелетия до нашей эры. По сравнению с Библией труды, например, Аристотеля выглядят как свежая газета. Завершилось составление библейского свода в первом веке нашей эры, то есть, Библия создавалась полторы тысячи лет.

Для средневековой культуры Библия Богодухновенна, это означает, что почти каждая ее книга писалась по указанию Всевышнего, а некоторые страницы им попросту надиктовывались, именно те страницы, где излагается Закон. Небольшое число книг не считаются Богодухновенными, но они полезны и нравоучительны, поэтому тоже входят в полный свод Библии православной и католической. Протестанты такие нравоучительные книги в свои Библии не включают. В православной Библии неканонической является, например, книга «Премудростей Соломоновых» или книга «Иисуса сына Сирахова».

Христианская Библия состоит из двух частей: Ветхий Завет и Новый Завет. Неканонические книги присутствуют только в Ветхом Завете, в Новом Завете их нет. Иудейская же Библия - святая книга, называющаяся Танах, текстуально почти ничем не отличается от Ветхого Завета в христианстве. Различие лишь в том, что многие книги Танаха завершаются перечислением имен и родов и Танах имеет немного другую расположенность книг и глав, чуть иную структуру.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных