ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формы, методы и принципы познанияПознание — это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним миром. Заметим, что такое познание может осуществляться и с использованием специальных технических средств (приборов), расширяющих возможности органов чувств человека. Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление. Рациональное познание (от лат. ratio — разум) — это мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в том, что сущность вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только с помощью мыслительной деятельности человека. Понятие метод (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие — только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Такие методы именуются частнонаучными. Еще одну группу методов научного познания составляют так называемые дисциплинарные методы, которые представляют собой системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. К последней, пятой группе относятся методы междисциплинарного исследования, являющиеся совокупностью ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом па стыки научных дисциплин. Выделяют следующие принципы познания: · историзма – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления; · практики – признавать главным способом познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя; · познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания; · объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания; · активности творческого отображения действительности; · конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.
13. Бытие общества: материальное и духовное Общество – это система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития. Общественное бытие имеет две стороны: • объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.); • субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды. На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные — воля и сознание людей. Основными сферами жизни общества являются: • экономическая; • социальная; • политическая; • духовная. Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя: производство; распределение; обмен; потребление материальных благ (содержание экономической сферы). Основными элементами духовной жизни общества являются: • духовная деятельность; • духовные ценности; • духовные потребности людей; • духовное потребление; • индивидуальное сознание; • общественное сознание. Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире. В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения. В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями. Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.
14. Исторический процесс: формации, цивилизации и культуры В своих взглядах на историю философы разделились на две группы: • те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты); • те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов. Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны): • формационный подход; • цивилизационный подход; • культурологический подход. Имеются также и иные подходы. Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная; рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; коммунистическая (социалистическая). Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. К основным цивилизациям относятся: шумерская, вавилонская, минойская, эллинская (греческая), китайская, индусская, исламская и христианская. Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880 — 1936). Центральное понятие данного подхода — культура. Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает. Всего Шпенглером было выделено восемь культур: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская и западноевропейская.
15. Бытие человека: индивидуальное и общественное Общественное сознание это функция, свойство высокоорганизованной материи – человеческого общества - отражать, познавать объективный мир, в том числе и само общество, и создавать идеальные предпосылки для целенаправленного изменения природы и общества, как способа самодвижения, саморазвития материи. В этом определении много общего с определением сознания человека, как индивида, что вполне закономерно. Ибо человеческое общество это способ существования высокоорганизованной материи, обладающей сознанием, представляющий собой всеобъемлющую диалектическую систему отношений всей совокупности составляющих его людей. Об обществе ничего нельзя сказать толком, не сказав о человеке, индивидууме. О человеке же, как таковом, можно сказать многое раньше того, как о субъекте социальных отношений. Таким же образом раскрывается диалектика взаимоотношений сознаний индивидуального и общественного. Об общественном сознании можно говорить, в первую очередь, как о совокупном индивидуальном сознании всех взаимодействующих, находящихся в отношениях членов общества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|