Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Научная картина мира 1 страница




Научная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, возникающую в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов. В ее структуре можно выделить два главных компонента: понятийный и чувственнообразный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.), принципами (системное единство мира, всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений), общенаучными понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии). Чувственнообразный компонент научной картины мира - это совокупность наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы). Принято выделять 3 разноуровневых типа научной К. м.: 1) общенаучная (объединяющая представления о природе и человеке); 2) естественнонаучная (предстающая как комплекс общих воззрений на природу) и социально-историческая картина действительности система(общих взглядов на об-во); 3) частнонаучные К. м. (являющиеся образами исследуемых отдельных значительных фрагментов действительности — биологической, геологической и т. п.).

 

5. Восточная философия, её особенности, школы и направления.

Восточная философская мысль менее категорична и в этом смысле более неопределенна, чем западная. Это не случайно, ибо в культуре Востока, например в Индии, используется логика, в которой нет «закона исключенного третьего». В этой ментальности вполне допустимы утверждения: «человек и добр и зол» или «он ни добр, ни не добр».Эти особенности мировоззрения и религиозно-философские идеи являются, можно сказать, своеобразными архетилическими чертами народов Востока и оказывают влияние на процессы, которые происходят в мире. Знакомство с восточной философией показывает, что она вобрала в себя не только рациональные формы освоения человеком себя и мира, но и другие формы, которые существовали в культуреОсобенность восточной философии — мировоззренческий синтез мифологического, религиозно-символического и рационального, нашедший отражение в учениях Будды и Конфуция, Ведах, священной книге персов «Авесте», а также целостность видения человека.Наиболее древней является философия, которая возникла в странах Древнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне. Традиционные учения Востока сосредоточены на Человеке: даосизм – на отношении человек – природа; конфуцианство – на отношении человек и человек – общество; буддизм – на психике, сознании. Самая древняя философская традиция – индийская традиция. Согласно памятникам индийской философской культуры, это произошло в конце 2 – начале 1 тыс. до н. э. Прежде чем говорить об особенностях древнеиндийской философии, подчеркнем, что все они имели ряд общих черт, характерных для всей древнеиндийской философии.

1. Все системы рассматривают философию как практическую необходимость, а не как любознательность, которая удовлетворяется умом.

2. Им присуще стремление понять истинную природу мира и смысл человеческой жизни.

3. Для них характерна вера в вечный нравственный миропорядок или карму, который действует и на богов и на людей, и на небесные тела.

4. Во всех системах причиной наших страданий считается незнание реальности. Отсюда такое уважение к познанию реальной природы мира и самого себя. Все школы и системы древнеиндийской философии принято разделять на два больших лагеря. В первом сосредоточены ортодоксальные системы, в которых признается авторитет Вед, в котором нашло выражение древнее религиозное мировоззрение. Учение Йогов. Мудрец Патаджали систематизировал учение йогов, философско-этическую концепцию, которая требует исполнения предписаний Вед, наставления брахманов, а также активности и ответственности людей за свои поступки. Главная задача йоги – освобождение ума от всего ложного, достижения его ясности путём физических и психических тренировок. Спокойствие ума достигается с помощью преодоления порочных стремлений, повышением уровня культуры, дисциплины тела и контроля ума над чувствами, вниманием, контролем над дыханием, созерцание объекта и сосредоточение. К неортодоксальным системам, которые не признают авторитет Вед, относятся 3 основные школы: чарвака, буддизм и джайнизм. Онтологическими представлениями. Так, согласно философской системе чарвака, наш мир материален и в нем нет место духам. Чарвака (чар – четыре, вак - слово) – материалистическая система. Её основные положения таковы:

- мир состоит из 4 элементов

- комбинация 4 элементов вызывает появление живого существа.

- сознание не может существовать вне тела. Поэтому после смерти от человека ничего не остаётся, и нет никакого потустороннего мира.

- бог это миф.

Буддизм придерживается другой точки зрения. Мир, в котором мы – все живые существа живем, это многоуровневая система. В этой системе место есть и духам, полубогам и богам. На каждом уровне свои законы. Цель жизни это выход из круга Сансары. Выход «из леса» или нирвана. Путь, который ведёт к нирване, предполагает контроль за причиняющими страдание условиями. Страданием пронизан весь мир. Оно причинно обусловлено и имеет условия своего существования.

Джайманизм. В этом учении признается существование мира вещей вне и не зависимо от человеческого сознания. всё сущее входит в состав одной из пяти субстанций: джива (духовные субстанции) пудгала – вещество; акаша – пространство; дхарма – условие движения; адхарма – условие покоя и кала – время.

Первую классификацию философских школ представил Сыма Тань (II - I вв. до н.э.) в трактате "Основные указания о шести школах". Сыма Тань условно выделил шесть школ: "натурфилософы" (инь-ян цзя), "ученые-конфуцианцы" (жу цзя), "монеты" (мо цзя), "школа имен" (мин цзя), "законники" (фа цзя), "даосисты" (дао дэ цзя). Его сын, знаменитый историк Сыма Цянь, включил трактат в свои "Записки историка".

Классификацию продолжил Лю Синь (II в. до н.э.). К названным выше Лю Синь добавил еще четыре школы: "дипломаты" (цзун хэн цзя), "эклектики" (цза цзя), "аграрники" (нун цзя), "литераторы" (сяо шо цзя). Последняя не имела самостоятельного значения и общее число школ таким образом равнялось девяти.Среди названных школ в качестве направлений выделяются даосизм, конфуцианство и учение "Книги перемен".

Даосизм базируется на горизонтальной (иньской) составляющей архетипа у чан/у син, мировоззренчески обращен на родовое прошлое, в котором усматривает природно-социальный идеал. Даоский идеал человека - совершенномудрый человек (шэн жэнь). Он выдвигается в центр Дао на место цзы в качестве духовного наставника Поднебесной. Совершенномудрый центрирует Поднебесную и во всех жизненных значениях превращает ее в единую семью и дом. Лао-цзы отрицательно оценивает тогдашнее настоящее и называет его хаосом. Причину хаоса он усматривает в нарушении цивилизацией естественного миропорядка Дао, в результате чего человек утрачивает подлинную самость. В пределе космических истоков Дао есть вселенская пустота, пронизанная натяженностью сил инь и ян. Свою философскую задачу Лао-цзы видит в том, чтобы вывести Поднебесную из трагических границ цивилизации, вернуть ее по эволюционному духовному маршруту к вселенской пустоте и оттуда провести по пути естественной генерации без цивилизационных помех. Все это Лао-цзы описывает как инволюционно-эволюционный космогенез Дао.

Конфуцианство базируется на вертикальной составляющей архетипа у чан/у син, мировоззренчески обращено в будущее. Конфуцианский идеал человека - благородный муж или сын правителя (цзюньцзы). Он выдвигается в центр архетипа Дао на место цзы как ставленник верхов. Благородный муж центрирует Поднебесную и превращает ее в одну социальную семью. Основная задача благородного мужа пробудить у народа веру к себе и повести его по пути духовно-нравственного совершенствования к новому цивилизационному Дао.

"Книга перемен" состоит из графической и иероглифической частей. Основу графики образуют целая черта ян -- и прерванная черта инь - - (в числовом выражении это соответственно девятка и вообще нечет, шестерка и вообще чет). Ян и инь составляют генетическую диаду и символизируют любые противоположности: Небо и Землю, Солнце и Луну, мужское и женское начала и т.д. "Книга перемен" - единственная система, способная гармонично объединить противоположные философии инь и ян и дать синтетическую философию культуры Дао.

 

6. Древнегреческая философия: круг проблем, основные черты и школы.

Античная фил.- первая в мире попытка построить рационалистическую картину мира. Развивалась от 7 в. до н.э – 6в. н.э. Понятие анти-сти означает древней только относится к фил. Др.Рима и Др.Греции. Прошла 4 этапа: а) Досакратовский период 7-6 в. до н.э – это время формирования Др.фил. появляются первые фил.шк. и философы. Милетская шк.-Фалес, его ученики(Анаксимен, Анаксимандр) Пифагорейская шк.- Пифагор, Гераклит, Эфесский. Элиаты шк.- Парменид. Направления: а)ионийские шк(восточные)-Эфеск,,ионийская шк. Ф этих шк. Сохранилась восточ.черты. б) Италийская шк.(современная италия) – представляла собой чисто запад.фил. В ней сформировались шк. Пифагорейская шк, Элейская.. Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом: космология (натурфилософы), в ее контексте тотальность реального виделась как “physis” (природа) и как космос (порядок), основной вопрос при этом: «Как возник космос?»; мораль(софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей; метафизика (Платон) декларирует существование интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем мир идей выше чувственного; методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при этом метод рационального поиска понимается как выражение правил адекватного мышления; эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; проблематика протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем: физика (онтология -теология-физика-космология), логика (гносеология), этика; и в завершение эпохи античной философии формируются мистико - религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой философии.

Древнегре́ческая филосо́фия — философия, одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовавшая до самого концаантичности. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологииотносится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке.

Милетская школа

В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.

На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму. Представители милетской школы интуитивно понимали мир как материальный.

Анаксимандр (611-546 гг. до нашей эры).

Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Также как Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (APEIRON), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным».

Анаксимандр объяснял возникновение вещей не игрой стихий, но тем, что в вечном движении выявляются противоположности. У Анаксимандра встречается проблематика возникновения и формирования жизни. Способность жизни приписывается здесь непосредственно определенному виду материи. Кроме того, Анаксимандр к естественному ряду развития животных относит и человека.

Анаксимен (585-524 гг. до нашей эры).

Он первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. По Анаксимену, разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи - воду - землю - камни.

Гераклит Эфесский(540-480 гг. до нашей эры)

Гераклит объяснял естественным образом такие природные явления как ветер, молнии, гром, зарницы и другие. Основой всего Гераклит считал огонь. Огонь является для него наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений. Центральным мотивом учения Гераклита был принцип все течет (ПАНТА РЕИ). Постоянный ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Очень важное значение во взглядах Гераклита придается, используя современный термин, детерминизму, т.е. всеобщей обусловленности всех событий и явлений. Все, согласно ему, правится судьбой или необходимостью (НИКЕ). С понятием необходимости весьма тесно связано понимание закономерности - закона (ЛОГОС). Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и несотворенный и неуничтожимый мир. Логос существует объективно, т.е. независимо от человеческого сознания.

Элеаты

Парменид из Элеи (ок. 540-470 гг. до нашей эры).

Основным для Парменида, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем. У Парменида имеется отрицание «сотворения» сущего, утверждение его вечности. Сущее не только вечно в своем существовании, оно также и неизменно.

Из действительного мира, из области бытия Парменид полностью исключает движение. Почему Парменид отвергает движение и развитие? Ответ на это вопрос вытекает из его характеристики бытия и небытия. По Пармениду, не-сущее не существует. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Хотеть нечто переместить, согласно Пармениду, означало бы либо поместить его на место другого сущего, а это невозможно, так как одно сущее уже там находится, либо поместить его на место, где ранее было не-сущее, но, как вытекает из ранее сказанного, не-сущее не существует, поэтому и этот вариант отпадает. Отсюда сущее является наполненным и неподвижным. Бытие имеет материальный характер, но из него исключены изменение, движение и развитие.

Зенон (род. ок. 460 г. до нашей эры).

Сущее, по Зенону, имеет материальный характер. Согласно взглядам Зенона все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен; люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не пользуется преобладанием. Сущее, по Зенону, имеет материальный характер, оно находится в единстве и неподвижности. Известность он приобрел благодаря попыткам доказать отсутствие множественности и движения у сущего.

Видимо, наиболее известным изложением элейского отрицания движения и постулирования неизменности и неподвижности сущего являются апории Зенона, доказывающие, что если допускается существование движения, то возникают непреодолимые противоречия. Первая из апорий названа ДИХОТОМИЕЙ (деление пополам). Второй апорией Зенона является АХИЛЛЕС. Зенон прославился, в основном, выяснением противоречий между разумом и чувствами. В соответствии с принципами элейской школы Зенон также разрывает чувственное и рациональное познание. Истинным он однозначно признает рациональное познание, чувственное же, по его мнению, ведет к неразрешимым противоречиям. Эти способы доказательства получили название эпихерм и апорий. Особый интерес представляют апории против движения: “Дихотомия”, “Ахилес и черепаха”, “Стрела” и “Стадион”.

 

Пифагор

Жизнь Пифагора приходится на период приблизительно между 584-500 гг. до нашей эры. Он исследует и взаимоотношения чисел. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей. Так, например единица означала начало всего, непрерывность, положительность, всеобщую сущность. Двоица означала противоположность, различие, особенное. Пифагор полагал основными первые четыре числа арифметического ряда - единицу, двойку, тройку, четверку. В геометрической интерпретации этим числам последовательно соответствуют: точка, прямая, квадрат (плоская фигура) и куб (пространственная фигура). Сумма этих чисел дает число «десять», которое пифагорейцы считали идеальным числом и сообщали ему почти божественную сущность. Религию и мораль Пифагор считал основными атрибутами упорядочения общества. Его учение о бессмертии души (и ее перевоплощении) стоится на принципах полной подчиненности человека богам:

Эмпедокл (ок. 484-424 гг. до нашей эры) был учеником Пифагора, но в тоже время в его взглядах содержится влияние и элеатов и ионических философов. Мир несотворим и неуничтожим. Основные силы стихии не могут ни возникать, ни уничтожаться. Соединяются и разъединяются только соединения стихий. Эмпедокл отстаивает тезис о том, что пустоты не существует.

Древнегреческие атомисты

Левкипп (ок. 500-440 гг. до нашей эры). Левкипп выдвинул основные принципы атомистической философии. Он признавал бесчисленные, постоянно движущиеся элементы - атомы, имеющие бесконечное множество форм, так как видел в вещах постоянное возникновение и изменение. Он учил, что сущее не более чем не-сущее и что оба они являются равной причиной возникновения вещей. Полагая суть атомов полной и плотной. Атомы характеризуются формой, порядком и положением.

Демокрит (ок. 460-370 гг. до нашей эры)

Демокрит полностью разделяет учение Левкиппа об атомах и пустоте. К характеристикам атомов Демокрит добавляет еще и величину и тяжесть. Атомы сами по себе неизменны. Концепция атомизма содержит, таким образом, представление о неуничтожимости и несотворимости материи.

Движение присуще атомам в естественном состоянии. Движение передается столкновением, и движение в этом понимание является основным источником развития, поскольку в результате столкновения атомы соединяются, из этого возникает все, что мы видим. Демокрит был сторонником строгой необходимости. Развитие вселенной, порядок мира, все сущности определены механистическим движением атомов.

Демокрит считает, что основным стимулом развития общества являлась необходимость удовлетворения потребностей. Он пытается сформировать некие «универсальные» моральные правила. Центральным в его этике является «достижение доброй мысли». Путь к этому - через жизненную уравновешенность и умеренность. Главным средством достижения добродетели он считает убеждение, воспитание в духе нравственности.

Философия (Натурфилософия) в Древней Греции возникает на рубеже VII — VI вв. до н. э. Известно, что первыми греческими философами были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Гераклит, чья жизнь и деятельность выпадает на VI в. до н. э.

При анализе греческой философии выделяют три периода:

§ первый — от Фалеса до Аристотеля;

§ второй — греческую философию в римском мире и, наконец,

§ третий — неоплатоновскую философию.

Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду.

В качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего.

Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то недостаточно) у воды.

1. В период возникновения Древней греческой философии главной проблемой философских проблем был космос. Мировоззрение, в центре которого находится космос называется космоцентром. Космос- это все, что окружает человека. В нем на одинаковых правах существуют природа, Боги и люди. По представлению древних греков, космос имеет душу, он живой и первых древних греческих философов Милетской школы интересовала проблемы первоосновы, первопричины, первовещества.

Первооснова- это то, без чего не может существовать живой космос.

Фалес- основоположник древне греческой философии, западной философии вообще, первоосновой считал воду, влажность, основоположник Милерской школы.

Анаксимонд- в основе всего находится воздух.

3 состояния воздуха:- твердое, - газообразное, - жидкое.

Стихийные материалисты, так как качество первоосновы выделили стихии. Представители Элейской школы на основе первовещества ставили вопрос о единстве и множественности мира.

Эмпедок считал, что мир состоит из 4-х субстанций: вода, земля, огонь, воздух, но первооснову составляют не эти стихии, сила, которая объединяет их- любовь и сила, которая их разъединяет- вражда.

Парменид- видел мир в виде шара, в котором нет пустот, где каждая частица содержит те же вещества, те же свойства, что и целое.

Демукрит- в качестве первоосновы определил атом- это неделимая частица, которую нельзя увидеть, о которой можно лишь помыслить. Демукрит считал, что атомы бывают 3-х видов:

- перомедальные, - шаровидные, - игольигольчатые

В атомах пустот нет, но пустоты есть между ними, поэтому перемещаясь в пространстве и сталкиваясь атомы создают вещи и предметы определенной конфигурации. Чем ближе атомы к друг к другу находятся, тем тверже тело.

Пифагор- основатель пифагорейского союза. В качестве первоосновы определил численное соотношение от 1 до 10.

1(.)- основы мира.

Все остальные он разделил на женские и мужские(четные и нечетные).

Нечетные числа предсказуемы, они совершенны- это мужские числа.

Четные числа непредсказуемы, они несовершенны- это женские числа

10- совершенное число, так как

Пифагор выделил сопральное, божественное число 7.

7 ни на что не делится, ни чего не делит, равно самой себе, как боги.

2. Но впервые о человеке, как отдельной проблеме философии, подняли вопрос представители школы садистов, в частности Протагор определил: «человек есть мера всех вещей…». Но впервые о человеке в позиции этики, то есть его сущности, заговорил Сократ. Он считал:

1. Не зная зла нельзя определить, что есть добро.

2. Зная суть(определения) добра и зла, человек будет поступать правильно, ложь- правда.

В основе этики Сократа лежат знания. Свое учение Сократ перенес на государство: «Правитель не тот, кто имеет скипетр и державу, не тот, кто захватил власть силой, не тот, кого выбрали люди, а тот, кто знает как управлять государством на основе добра и зла…».

3. Платон и Аристотель.

Идеализм мир

Вещей Идей- эйдосы

Правят миром вещей.

Коллективизм.

Общая часть части ради целого на основе дома и обязанности.

Материализм. Материя- главное, состоит из форм и содержания.

Индивидуализм- целое ради частей, на основе права для сохранения целостности нужно: 1) знать чувство меры, 2) найти золотую середину

4. После захвата Древней Греции. А. Македон древние греки из свободных граждан превратились в зависимых потданных от него. Таким образом, потеряв внешнюю свободу они через философию обратили взор внутрь себя, чтобы обрести внутреннюю свободу. Внутренняя свобода ассоциировалась с понятиями смысл жизни и счастья.

Течения:

1) Кинизм- чтобы быть счастливым, нужно отказаться от славы, богатства и удовольствия. Диоген.

2) Скептицизм- Пиррон. Человек не счастлив, когда он разочаровывается, поэтому счастье в сомнении: «Нельзя ничему доверять и ничего не опровергать ОКАНЧАТЕЛЬНО».

3) Эпикурейство- человек не счастлив, когда он боится смерти и богов. «Мы есть- смерти нет, смерть есть- нас нет», нужно предаваться удовольствие. Бери от жизни все, но не забывай о других.

4) Стоицизм- Натионский Зеонон. Счастье- это жить по законам морали и природы, не можешь- уйди из жизни. Стоицизм- фундамент для распространения христианства. Платон и Аристотель в тезисном варианте, что они говорили о государстве.

 

7. Философия Сократа, особенности его философского метода.

Сократ. Афинянин (469-399днэ). С. собрал вокруг себя много учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. Это а также выступления самого С. против дем. строя восстановили против него народ. По его мнению, управлять государством должны люди не богатые и знатные, а знающие, умелые и лучшие.Для С. характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса, составл. предмет обсуждения.Фил.по С. - учение о том как следует жить. С. выступает против натурфил., эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав знач. органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя. (самопознание). Познание природы невозможно (агностицизм), возможно познание души, а добродетели соответствуют взрослению души. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Родоначальник диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Его метод диалектических споров заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов.Знание - это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот. есть безусловное высшее благо. Определения обобщаются через индукцию. Определению понятия предшествуетбеседа, в ходе которой хорошо поставленные вопросы изобличают собеседника в противоречии. Тогда устраняется мнимое знание, а беспокойство ума направляется на поиски подлинной истины. Искусство спора - метод вопросов, "ирония".

Основной метод нахождения истины для Сократа - диалог. Алгоритм ведения продуктивного спора, предложенный Сократом:

1.сомнения - вступая в диалог, Сократ говорил "я знаю, что я ничего не знаю", т.е., что у собеседников нет знаний о предмете, о котором будет идти речь,
2.ирония над знанием человека,
3. "майевтика" - метод, помогающий собеседнику "родить" истину. Сократ помогал человеку самому "дойти до истины» истины",
4. индукция от фактов к общим положениям,
5. "дифиниция" - окончательное определение исследуемого предмета.

Философский метод Сократа состоит из иронии и майевтики. Сократ как правило начинает беседу с вопроса: что такое х? Это х – вещь, всем, вроде бы, хорошо знакомая, например “благо”, “красота”, “мужество” и т.д., поэтому недостатка в ответах нет. С помощью иронии (по-гречески, eironeia – притворство) Сократ, притворяясь несведущим и задавая всё новые и более трудные вопросы, мало-помалу расшатывает позиции собеседников, показывая внутренние противоречия в их речах и заставляя их усомниться в собственном знании. Когда же, наконец, они признаются в том, что запутались, и просят Сократа помочь им разрешить трудность, он опять-таки, как правило, уклоняется от прямого ответа, вместо этого прибегая к своему майевтическому (maievtike – повивальное искусство, помощь при родах) методу. Вместо поучений и наставлений Сократ с помощью множества искусно поставленных вопросов подводит собеседников к решению задачи, помогает им собственными силами найти – “родить” – истину. Так в одном из платоновских диалогов Сократ помогает неграмотному мальчику-рабу доказать теорему Пифагора.

 

8. Система объективного идеализма Платона.

Платон - основатель первой философской системы объективного идеализма. Впервые дал обоснование превосходства идеи над материей.Мир по Платону и не телесный космос, лишенный индивидуальности, и не отдельные материальные вещи, наполняющие Вселенную. Прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное целое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными физическими силами, но зато он управляется законами, находящимися вне его, за его пределами. Это самые общие закономерности, по которым живет и развивается весь космос. Они составляют особый надкосмический мир и называются у Платона миром идей. Увидеть их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно. Идеи, управляющие Вселенной, первичны. Они определяют жизнь материального мира.

Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности. И самая высшая идея идей - это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте.

Платон разработал способ понимания идеального мира через интуицию. Он пишет, что все родились с врожденным пониманием идеального мира, но забывают это знание. Платон вводит понятие «анамнезис» - воспоминание идеального мира, который люди знали до рождения. Анамнезис указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело.

Платон неоднократно высказывал свое отношение к математике и она всегда оценивалась им очень высоко: без математических знаний «человек с любыми природными свойствами не станет блаженным», в своем идеальном государстве он предполагал «утвердить законом и убедить тех, которые намереваются занять в городе высокие должности, чтобы они упражнялись в науке счисления». Систематическое широкое использование математического материала имеет место у Платона, начиная с диалога «Менон», где Платон подводит к основному выводу с помощью геометрического доказательства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных