Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе учебно-методического комплекта «Писатели Восточной Сибири» 5—6 классы /под редакцией О.Н
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе учебно-методического комплекта «Писатели Восточной Сибири» 5—6 классы /под редакцией О.Н. Шахеровой изд., ВостСибкнига 2007 год, г. Иркутск/
Учебно-методический комплект «Писатели Восточной Сибири» согласован с основными программами по литературе, рекомендованными Министерством общего и профессионального образования Российской федерации, стандартом основного общего образования по литературе.
В соответствии с Обязательным минимумом содержания образовательных программ в образовательной области «Литература» и стандартом согласование с основными программами проявляется в следующем:
- изучение произведений писателей Восточной Сибири направлено на воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви к и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- на уроках решаются задачи литературного образования, важнейшей из которых является чтение и изучение текстов, имеющих художественно-эстетическую ценность, произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства слова;
- предлагаются жанры, соответствующие рекомендациям Министерства общего и профессионального образования РФ: фольклорные и авторские сказки, эпические сказания, рассказ, фрагмент из повести, летописи, стихотворные произведения;
-основными критериями отбора художественных произведений сибирских писателей для изучения является их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям.
На изучение программы отводится 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.
Основной формой организации учебного процесса является урок, который позволяет организовать практическую и проектную деятельность.
Основными методами контроля на уроках литературы.
· промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;
· итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса
Учащиеся должны знать:
- содержание литературных произведений родного края;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов местных авторов; основные факты жизненного и творческого пути писателей Восточной Сибири;
Учащиеся должны уметь:
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
Для формирования компетенций учащихся на уроках используются следующие технологии: традиционная, технология критического мышления через чтение и письмо. Традиционная технология применяется на уроках повторения, закрепления пройденного, что позволяет проверить уровень усвоения материала. Технология критического мышления через чтение и письмо используется при введении новых знаний, обеспечивает познавательную мотивацию учеников, понимание материала большинством класса, способствует развитию общеучебных умений и навыков.
Домашнее задание дается на выбор, учитываются возможности учащегося.
В календарно – тематическое планирование, по объективным причинам, могут быть внесены изменения.
Календарно-тематическое планирование
№№
| Названия разделов, тем уроков
| Дата
проведения
| Педагогические средства, формы
| Элементы предметного содержания
| Планируемый результат (предметный)
| Контроль, измерители
| Выход на ГИА, ЕГЭ (класс, код контролируемого элемента)
|
| Устное народное творчество
Введение.Русская народная сказка «Бурка, каурка и синегривый конь».
|
| Рассказ, беседа, художественный пересказ
| Понятия сказитель и собиратель. Отличия фольклорной и литературной сказок. Анализ композиции
| Знать: произведения русского фольклора Сибири, определение понятий сказитель и собиратель. Уметь: анализировать композицию, выразительно читать текст. Создавать устные высказывания о прочитанном произведении.
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
| Выборочный пересказ
|
|
| Мифология сказки «Бурка, каурка и синегривый конь»
|
| Рассказ, работа с книгой, опорные записи
| Выборочный пересказ
|
|
| Русская народная сказка «Митя»
|
| Рассказ, работа с книгой, опорные записи
| Выборочный пересказ
|
|
| Урок-исследование: «Что можно услышать у сказочника-сказителя помимо содержания сказки?»
|
| Работа с книгой, опорные записи
| Особенности бытования волшебной сказки. Особенности авторской манеры сказителя
| Знать: особенности волшебной сказки, особенности авторской манеры сказителя
Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
| Творческая работа
|
|
| Бурятская народная сказка «Упрямый парень»
|
| Работа с книгой, опорные записи
| Особенности бытования волшебной сказки. Особенности авторской манеры сказителя
| Знать:произведения бурятского фольклора Сибири
Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
| Выборочный пересказ
|
|
| Основа волшебной сказки - древний миф
|
| Работа с книгой, опорные записи
| Мифологические основы фольклорного произведения.
|
|
|
| Бурятская народная сказка «Желто-пестрая змея и охотник»
|
| Рассказ, беседа, художественный пересказ
| Волшебная сказка, социально-бытовая сказка, сказка о животных
| Выборочный пересказ
|
|
| Бурятские народные сказки «Как хан узнал себе цену», «Жаворонок и обезьяна»
|
| Рассказ, беседа, художественный пересказ
| Подробный пересказ
|
|
| Тофаларские народные сказки
|
| Рассказ, беседа, художественный пересказ
| Волшебная сказка, социально-бытовая сказка, сказка о животныхединая основа волшебных сказок и сказок о животных.
| Знать произведения тофаларского фольклора Сибири
Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
|
|
|
| Эвенкийская народная сказка «Тывгунай-молодец и Чолбон-Чокулдай»
|
| Рассказ, беседа, художественный пересказ,
| Волшебная сказка, социально-бытовая сказка, сказка о животных
| Знать произведения эвенкийского фольклора Сибири
Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
| Выборочный пересказ
|
|
| Основа волшебной сказки «Тывгунай-молодец и Чолбон-Чокулдай»- шаманский миф
|
| Работа с книгой, опорные записи
| Шаманский миф, единая основа волшебных сказок и сказок о животных.
| Развернутый письменный ответ
|
|
| Основа волшебной сказки «Умусликэн» - героический миф
|
| Работа с книгой, опорные записи
| Связь фольклорных сказок с мифами, шаманский миф, мифоло-гическое представление верха и низа.
|
|
|
| Мифологические основы эвенкийских волшебных сказок
|
| Работа с книгой, опорные записи
|
|
|
| Человек и природа
С. Устинов «Любопытный бурундук»
|
| Рассказ, беседа, художественный пересказ
| Понятие жанррассказа,антитеза, олицетворение, авторская позиция в рассказе.
| Знать: произведения современного иркутского писателя, понятие жанр рассказа. Уметь: выявлять авторскую позицию в рассказе Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
|
Выразительное чтение
|
|
| А. Смирнов «Черника-хранитель тысячелетий»
|
| Рассказ, беседа, художественный пересказ
| Выразительное чтение
|
|
| В. Распутин «В тайге над Байкалом»
|
| Беседа, художест-венный пересказ
| Знать: произведения современного писателя, понятие жанр рассказа. Уметь: выявлять авторскую позицию в рассказе Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
| Выразительное чтение
|
|
| Художественные средства, используемые автором в рассказе «В тайге над Байкалом»
|
| Опорные записи
| Художественные средства, используемые автором в рассказе (олицетворение, метафора, эпитет)
| Творческая работа
|
|
| Сочинение по разделу «Человек и природа»
|
| Самостоятельная работа
|
| Знать: определение литературных терминов
Уметь: создавать письменное высказывание на заданную тему
| Сочинение
|
|
| Стихи для детей
Г. Граубин. Стихи.
|
| Выразительное чтение
| Понятия: противоречие, на котором строится стихотворение, ритм и рифма.
| Знать: произведения современных поэтов.
Уметь: анализировать поэтическое произведение с привлечением литературоведческих понятий ритм, рифма, эпиграф, аллитерация, ассонанс, внутренняя рифма.
| Выразительное чтение
|
|
|
| Стихи И. Луговской.
|
| Понятия: эпиграф аллитерация, ассонанс.
|
|
| Стихи Ю.Черных
|
| Ритм и рифма
|
|
|
| Проза для детей
А. Шастин «Пример для подражания». Истинная и ложная воспитанность
|
| Беседа, художественный пересказ
| Фольклорная и литературная сказка, авторская позиция.
| Знать: произведения современных писателей.
Уметь читать и анализировать рассказы с привлечением литературоведческих понятий конфликт, фантастика, деталь, ирония.
| Выборочный пересказ
|
|
| Ю. Самсонов «Мешок снов». Сказка о подлинной красоте и доброте
|
| Беседа.
Художественный пересказ
| Конфликт, фантастика, деталь худо-жественная.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Г. Михасенко «Тетя Атиса». Комментированное чтение рассказа Г. Михасенко
|
| Беседа, художественный пересказ
|
|
|
|
| Г. Михасенко «Тетя Атиса»
Комментированное чтение рассказа Г. Михасенко
|
| Творческая работа.
|
|
| Становление характера Вани Пухова. Проблема нравственного выбора по рассказу Г. Михасенко «Тетя Атиса».
|
|
|
|
| Конкурс на лучшего рассказчика
|
| Художественный пересказ
|
| Развернутый письменный ответ
|
|
| М.Сергеев «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем»
|
| Беседа, художественный пересказ
|
|
|
|
| Г. Машкин «Лютня»
|
| Беседа, художественный пересказ
| Конфликт, деталь художественная.
| Письменный отзыв о произведении (на выбор)
|
|
|
|
|
|
|
| «Мое открытие сибирской литературы»
|
| Беседа
|
| Знать: произведения сибирских писателей
Уметь: анализировать произведения, выразительно читать текст с соблюдением особенностей местного говора. Создавать устные высказывания о прочитанном произведении.
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|