ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Образ жизни романтиковЛекция №1 Романтизм – самый кратковечный период (максимум первая половина 19 века). Начался в Англии и Германии, со сдвигом в десять лет проник во Францию, ещё через десять лет – в Россию и США. Романтизм был реакцией на литературу 18 века. 18 век был очень успешным по всем формальным показателям, в особенности во второй своей половине. Население Центральной Европы за сто лет удвоилось, продолжительность жизни практически удвоилась (с 25 до 35 лет), впервые был опробован метод карантина, что помогло остановить массовую смерти, качество жизни повысилось, она стала более чистой и здоровой, в том числе и в домах простых людей: вместо соломы на крышу начинают класть черепицу, устанавливаются камины с хорошей тягой, появилось стекло (до этого были слюда и промасленная бумага), в Англии совершается гигиеническая революция, входит в обиход ванна, начинают носить белье. Всему этому мы обязаны техникой, прежде всего открытиям в механике. 18 век – век технической модернизации и триумфа точных приборов, которые умножали производительность, у человека появляются новые силы и возможности. Промышленный переворот совершается в Европе в середине 18 века, также происходят радикальные изменения в сельском хозяйстве. Появляется консервирование продуктов (вспоминают после Древнего Рима), рис и кукуруза. Модернизирована транспортная система: во Франции – гранитные мостовые, в Англии – каналы. Для таких проектов должна быть устойчивая ситуация. Раньше, на исходе средневековья, Европу постоянно сотрясали войны, в том числе между светским и религиозным. В 18 веке светская элита отвоевала себе монополию на власть, пришел триумф просвещенного абсолютизма. К середине 18 века светская власть подчинила себе церковную (во Франции раньше, при Людовике XIV, у нас при Петре). Период двоевластия и смуты закончился, светская элита наконец смогла упорядочить и организовать систему управления. Во Франции это началось с Людовиком XIV, который провел множество хороших реформ, в России – Петр Первый, в Пруссии – Фридрих Второй. После бурного и пестрого 17 века наступило время формализации и унификации. 18 век – самый светский и неверующий век в христианской истории. Во Франции, Австрии, а также и в России светская власть ликвидировала половину монастырей, была запрещена деятельность ордена иезуитов. Это отчетливо сказалось в культуре и искусстве: светское творчество впервые берет вверх над церковным. Грандиозные средства инвестировались в театры. Христианская культура очеловечивается. В течение 18 века складывается новейшая ситуация, контуры современности, в которой мы ныне живем. Исторический рубеж 18-19 веков – начало новейшего времени. К этому новейшему времени принадлежим и мы. В 18 веке формируется зрелое цивилизованное буржуазное общество, которое сегодня признано эталоном. Это пример замечательного, исключительного успеха, но у него есть и своя цена. 18 век на эти теневые стороны откликается очень половинчато, поверхностно, а романтизм – законченный, развернутый отклик на теневые стороны прогресса. Можно сказать, что он – реакция на недостатки. Если для Шиллера буржуазность – идеал, то для романтиков это то, в чем мы живем. В чем же состоит эта теневая сторона? Другой консолидирующей силой, которую искало просвещение, стали семейные ценности. Чем больше угасают религиозные праздненства, тем сильнее горят семейные идеалы. В 18 веке сложились те семейные отношения, которые нам знакомы. В супружество стали вступать по склонности, начали вступать в брак достаточно поздно. Появляется новая проблема – проблема женщины. Раньше женщина была придаточным звеном, а теперь женщина становится второй половины. Эта идея второй половины укрепляется в 18 веке. Однако не учитывалась женская специфика: говорилось, что она может быть такой же, как мужчина, а нужно понять, что у женщин свои особенности. Это начинается уже в романтизме. Ещё одной теневой стороной просвещения, механизации, роста городов стало отчуждение (термин появился у Маркса): отчуждение от природы и результатов труда от производителей. В цивилизованной Европе в период просвещения появляется тяга к естественности. В конце 18 века все хотят сблизиться с природой. Но это было не естественное, неуклюжее стремление. Становится модной крестьянская тема. Но людям хочется не просто природы и крестьян, а изящной природы и изящных крестьян, опрятной буржуазности. Но эта салонная имитация природы восходит к Руссо, к идее о дикарях, но о добрых дикарях: человек добр, а естественный человек особенно добр. Это было не решением проблемы. Но более проницательные умы почувствовали, что возврат к природе – проблема, и природа опасна для цивилизованного человека. В природе идет борьба за жизнь, там есть вулканы и стихийные силы, и то, что в человечество является природным – это инстинкты. И у просвещения не было решения этой проблемы, у него природа распалась на две ипостаси: изящная и аккуратная природа с одной стороны и молнии, нагромождения скал – с другой (в позднем просвещении). Чтобы увязать два лика матери природы (умиротворяющий и стихийный), у просвещения не хватало сил. Возник вопрос, где же настоящая природа – в невинности или же в инстинкте? Эта же тема отразилась и в готическом романе, который возник в 60-е годы 18 века и стал популярны в первые романтические десятилетия. Там авторы пытались изобразить стихии, но очень половинчато, в них дьявол ведет себя как политический дилетант.
Лирические баллады (хотя недавно был Бернс) Ведь французская революция проходила в одежде классики. Но что-то дало такой толчок, что очень быстро сформировались жанры – нужно было какое-то потрясение и все сформировалось.
Обычно стиль живет 250-300 лет. Романтизм не умер: Ø Культурные эпохи, стили художественные ходят парой. Готика//ренессанс – переплетались. Классицизм//барроко – тоже рядом шли. Обычно они переплетались, переходили, наверное в 50 лет. Многие считают., что романтизм переплелся с реализмом. Реализм не сменил романтизм. Переплетались. Спад к середине века – а Америке он держался 19 век. С 1870-х гг исключительный подъем романтизма в музыке. Символизм, импрессионизм – неоромантизм. К 1890-м становится массовым явлением – символизм, модерн. Ницше, Уальд – символисты, романтисты. Меняются акценты, но так ли это существенно. Волнообразное движение, к середине 19 века первая волна романтизма угасает; потом возраждается модернизм, символизм, импрессионизм, неоромантизм; спад до 30-х гг 20 века; в конце 60-х гг опять новая волна, примерно с 68 года – возрастают работы в романтизме. Параллельно со сдвигом в 50 лет то исчезает, то появляется реализм (должен окончательно иссякать). Романтизм с 19 века и до будущего. «Противоречий много в человеке источник чист, но мутны реки» от Байрона. Ø Язык, стилистика. Слог сентименталистов старомоден. А вот Лермонтов, Гейне – язык абсолютно современный, который будет потом Блок использовать. Прошло всего 20 лет, но то уже старина, а это – современность. Ø Культурные явления: экзистенционизм, фашизм, хиппи, эмо, толкиенисты, готы – сходятся в неоромантизме. Именно в предромантическую эпоху возродился интерес к фольклору – Братья Гримм собирали фольклор. (самые кассовые и самые читаемые книги, оперы – романтические).
1. Комедия положений (от плутовского романа задолго до романтиков) 2. Мелодрама (частично опиарется на просвещение. Но нет!) 3. Детектив (махрово-романтический жанр) 4. Фильм ужасов (мистический – да) 5. Исторический костюмный фильм (да) 6. Вестерн (нет) – коренятся в рыцарском романе 7. Боевик (нет) - коренятся в рыцарском романе
Большинство кассовых жанров – продукты романтической культуры.
Ø Во время просвещения стали обучать, но говорили как со взрослым. А романтики первыми сказали, что ребенок - другая формация; женщина – тоже другая; простой народ – тоже. (такое же отношение к историческом периодам. Для романтиков античность – была другой цивилизацией, не может быть такой же, так как была в другой колее). Ø Сейчас такое же «бумагомарательное» - все пишут, нет рубрикации, темы пересекаются, допускаются отклики, диалогичность. До романтиков философствовали – монологичные письма, трактаты. А именно у романтиков – основной формой философствования стали фрагменты, написанные не к делу (у По – «маргиналии»). Любят писать совместно, «симфилософия» - философия сообща – это как раз на диалогичность. Ø Наше сознание меняется медленнее. Мы частично мыслим в категориях романтизма, но другая часть мыслит в категориях конца 18 века (позднего просвещения). Пример с образованием – у ученика табулараса, надо засунуть в него как можно больше – также считает Руссо. У нас есть теория прогресса (американцы => русские => турки). Смотря как ты видишь – вглядываясь или не вглядываясь. То, что увидел во сне – не реальность; романтики стали этим заниматься. Невозможно исключить субъекта из реальности. Характеристики первой волны романтизма Идеология - на любой период можно смотреть культорогически и эстетически. Но в любом случае за эпохами стоит мировоззрение, которое складывается из способа мышления и идеологии (система ценностей). Мы структурируем на добро и зло, а в античном мире совсем все иначе, а в возрождении – по-другому. Деление на тело и душу – абсолютно непереводимо. v Революционеры//монархисты v Индивидуалисты//народники v Новаторы//ретрограды ….
НЕВЕРНО. Деление политических: на революционеров, аполитичных и консерваторов – неправильно. Если положить рядом их пейзажи – сложно даже определить. В течение жизни романтики мигрировали в политическом плане. школы. Занимались фольклором, эстетическим набором, ничем не занимались из берлинской школы. На периоды делить. ранние романтики – веселые, оптимистичные, но опьяненные фр революцией. Поздние романтики – разорванное сознание, пессимисты, черное. (НО в 1790-гг было написано самое мрачное произведение). В творческое биографии тенденции: от более мрачных до игровых. Байрон. Гофман от эликсиров до веселых капричуа. У гейне так.
ВЕРНО. Действовать в романтическом духе. Тяготение, к влечениям, тенденция. Что привлекает/что отталкивает. Словно какая-то неведомая сила, и оказался там-то
Неверные утверждения о романтиках: I. Романтики в среднем инт полит больше, чем деды и отцы II. Бедность народа возмущала больше чем нац угнетение III. В религии романтиков привлекали заповеди, а не обряди и чудеса IV. Романтики считали что к избранному кругу надо обращаться V. Люди всех наций по природе одинаковы
Монархисты//республиканцы a) Их неособо интересовала политика. (людей просвещения - Хотя время о свободах, о правах – французская революция. Женитьба Фигаро – слуги восстают против господина).романтики профессионально не занимались политикой, не хотели быть высокопоставленными лицами (был случай, когда Новальз направил прусскому королю трактат «Король и королева» - но он меньше всего говорит о политике, король для него – символ, дух нации, с которым сообразуется народ; а королева – образец жены. Это была якобы утопия. Но он говорил, что народу требуется народный дух – как Толстой или старец, и этого человека надо назвать «королем». Король – концентрат воплощение того, что во всем дремлет. Потому и влюбились в Наполеона – реализовался, показал свои возможности). Его идеи перестали быть утопией сейчас в Великобритании – королевская семья не правит, имеет просто семью, общенациональный интерес, идеал, божество. В США есть медийная утопия – звезды такие же модели, с общенациональным интересом. Это представительская, репрезентативная, символическая роль. Навализ: «король не мыслим без республики. Республика – без короля» - подлинный авторитет не возможен без конкуренции. Полнокровной общественной жизнинужна некая опора.
Просвещение любило противопоставить добродетель/порок; высокое/низкое; правда/ложь; рассудок/чувство. Для диалектики мало противопоставить, надо, чтобы полюса вступали в реакцию. Даже на философском уровне противоположность где-то должна быть мнимой. Диалектик видит не только контаст, но и крайности, которые обуславливают друг друга. Бог всемогущ, но есть и Дьявол. – это не диалектически.
Новалис показывает, что противоположность не абсолютная, а относительная. Жизнь жертвует материей. Он включает в круговорот. Строго говоря, несчастья в жизни нет. Счастье и беда совпадают. Самый наглядный пример – кризисы в экономике. Женщина желает в рассудочном чувственное, а мужчина в чувственном рассудочное. Абсолютный конфликт переводим в ситуативный. С точки зрения романтиков, двойственность заложена сама в жизни. Это норма.
Почти первый период, когда молодые творили, а не старые. И Лермонтов также. Стендаль тоже. Кидс поздний – 23 года. Гоголь в 21 год пишет «Вечера».
Многие романтики в один и тот же период искали гибели. Шелли утонул, но он искал этого. Клейст застрелился, якобы из-за Наполеона. Лермонтов также искал гибели. Новалис и Гау загрузили себя всевозможной работой. Связано с воспоминаниями детскими и подростковыми. Хорошо понимать детство в юности и в старости. Смерть часто сражала романтиков, когда в них зрели эпические замыслы. Они в эмоциональном плане жили с детство. В момент 30-40 лет они оказывались беззащитными, поэтому такие нелепые смерти. Когда человек ищет предельную нагрузку, физический организм не справляется. Возникает поиск спокойствия. Есть и другие варианты ухода – в молодости пишет французский поэт, а потом только лет черех 30 (также у тютчева и фета). Безумие - батюшкова, шумонова. Одним из первых симптомов сумасшествия во время ссоры с друзьями («писать ничего не буду»). Творчество стало невыносимым. Другой способ – Церковь. Шлегель, Бентам, Шеллер, Гоголь, Жуковский, Языков. В поздние годы уходят в религию – «религиозное отречение романтиков». Он писали, но не было колебаний.
Если говорить о поведении романтиков.стереотип – резкие перепады настроения, сверкающие глаза. Кто-то играл такую роль – Байрон, например. Чувствительность не обязательно должна проявляться. Они гиперчувствительны, сверхпроявительны. Мариме – если задет или расстроган, он отпускал грубую и циничную шутку и прекращал разговор. Так Лермонтов тоже себя вел. Это не признак черствости, они просто ставили заслон, чтобы защитить себя.
Юмор: Эдгар По «Гратески и Арабески», Гофман после заседания суда каждый вечер молча напивался в трактире, а если появлялся норм собеседник, то он легко зажигался и рассказывал истории.
Романтики были с подвижной нервной системой. Сейчас трудно описать их внешность.
Образ жизни романтиков Мы почти не найдем портретов, которые потом есть у реалистов. У романтиков нет фасадных или профильных, парадных портретов. Романтиков рисовали романтики, у которых основное – карандашные наброски. Много портретов наспех. Основная форма – шарж.
Пишут, как будто у них темп жизни другой, очень быстрый. Очень чувствовалось как жизнь у них меняется – становится быстрее. Пропуск к эллиптическим структурам. У романтиков очень часто пропущено несколько звеньев. Подробность и обстоятельность им не свойственна.
Время было неспокойное – революции, политические реформы, наполеоновские войны, перекройка границ, экономические потрясения, климатические даже.
Романтикам было свойственно разделять любовь и семью. У Байрона в «Дон Жуане» - любую страсть угнетет брачная процедура.Шлегель об этом говорит. Романтики даже в полусказочных поэмах не доводят до брака. (андерсон даже кая и герду доводит только в любви. И гоголь оксану не показывает после брака).
1. Брак: творческий союз, сохраняют душевную личность, расстаются, возвращаются. Обычно брак бездетный. 2. Гейне женился на француженке, гофман- на итальянке, эдгар женился на отсталой девочке, даже пушкин выбрал наталью. С такими женщинами будет уют и много детей. Не нужны умные, а полу-жена, полу-ребенок. 3. Ориентация – когда в неоромантический аспект. В основе игровая тенденция. Трансцедентальный – преходящий границу. Чтобы стать собой, надо побывать другим. Страсть к перевоплощению может много где появиться. В германию в определенную эпоху – союзы Байрон-Шелли. Любовь они ставять более чем широко. Для романтиков влюбленность – чувственное влечение, к животным, к дому… и это все для романтиков слияние. Даже религиозное чувство и эротическое увлечение выглядят одинакого. Во всей сфере отношений – градация. Отношения эротические и родственные – различие лишь в том, что во втором более близость, а в эротике – контраст. Лекция №3 Тема любого мифа – преобразование хаоса в космос. Проблема окультуривания диких стихийных сил является основной целью якобы политических произведений романтиков. В любом романе очень много природы, причем не в виде пейзажа, а в самих персонажах. Что касается оппозиции «индивидуальное-массовое», романтикам свойственно желание выделиться из массы, и в то же время, желание раствориться в массе. Индивидуалисты-романтики заложили почти все жанры современной качественной массовой литературы. Романтики первыми стали писать то, что читали все слои. Шлегель: «Настоящий художник пишет либо для всех, либо ни для кого». Романтики очень хорошо чувствовали себя в толпе, массовых народных праздниках, на дружеской пирушке – там, где общество сливается в единый организм и сословные границы и различия стираются. Гофман, умирая, специально снял квартиру, окна которой выходили на рынок: «как меня радует эта непристанная суета». Ещё одна оппозиция – «национализм и интернационализм». Романтики – первые профессиональные культурологи и переводчики. Переводы, сделанные в те времена, ценятся до сих пор. К другим нациям романтик испытывает любопытство, и ценит самобытность как у себя, так и у других. Философская основа романтизма (способ мышления) Философская основа – диалектический субъективный идеализм. Субъективный идеализм – явление новое, открытое романтиками.
Лекция №5 Романтики ездили в экзотические страны, искали экстремальных приключений, ища точек, где человек центрируется, собирается в одну точку, ощущает себя как «я». «Я ощущаю – значит, я существую, вспоминаю, кто я такой, что я такое». Предельный момент этого – момент экстаза. Кто-то искал этого в экстремальных ощущениях, кто-то – в любовной горячке. Такие центростремительные состояния романтики очень ценили в нашем центробежном мире. В силу того, что романтики рано достигали зрелости, редко можно встретить толстого или даже упитанного романтика. Они подвижные люди. Почти все модные – были «денди», «щеголями», причем независимо от финансового положения. Например, Мариме обшивался только у лондонских портных, считая парижских портных недостаточно изящными. Они были городскими людьми. Это был графоманский период, Гофман назвал свой век бумагомарательным. Портреты (все выглядели как денди)ж
Внешность человека, как и природу, обстановку в доме, романтики описывали гораздо более клишировано, чем реалисты. Немецкие критики не без основания ругали за это Гофмана, английские – Байрона. Эта клишированность заложена в самой романтической эстетике. Если спросить, откуда романтики черпают образные средства, то ответ будет: ярморочные представления, балаганные представления, театры масок. Маска отлчиается от реалистического портрета, тем, что у неё меньше деталей, зато те детали, которые есть, более яркие. Иногда зрителю довольно одной детали, чтобы узнать маску. Романтики очень любили синекдоху – гиперболизированную деталь, из которой можно развернуть весь образ. Художественные детали – это синекдохический тип описания, романтический принцип, когда берется одно, и к нему сводится всё (например, мраморные плечи Элен Безуховой у Толстого). Синекдоха – это базовый тип описания. Конечно, у романтиков образ детализирован сильнее, чем в фольклоре. На этом основании иногда говорят о сложном, объемном портрете у романтиков. Здесь критики путают множество и полноту. Между реалистическим и романтическим описанием разница в повышенной метафоричности у романтиков. Признаки, перечисляемые реалистами, не противоречат друг другу, не следуют друг из друга, а описывают со всех сторон, дополняют друг друга, они из разных областей. В романтизме обилие признаков сводятся к одному (например, тяжеловесная, мужеподобная, с квадратными плечами). Романтики любят не тонкое, а экспрессивное описание. Они любят не разные качества, а разные аспекты одного качества: они варьируют один признак. Они идеалисты, им важен субстрат (общая абстрактная единица, суть), который отражается в разных формах. Поэтому они часто проигрывают разные формы одного качества. Это называется гиперболизацией. Поэтому неслучайно из романтиков вырос экспрессионизм. Этот признак, на который романтики настойчиво указывают – это не случайная деталь, а нечто, указывающее на архетип, устойчивый образ. Романтики не будут разбрасываться, они дадут несколько четких указаний, и мы поймем, что это он. Разница с фольклорным образом есть. Фольклор тоже завязан на архетипе, но в романтизме образ намекает на архетип, потому что архетип в современном сознании распался на куски. Современный человек не выдерживает тех бинарных описаний, которые выдерживали наши предки: Баба Яга с костяной ногой имеет полную грудь, как соединить женщину с мертвецом? В фольклоре признаки соединяются физически, встык (например, кентавр), романтизм, в отличие от фольклора, оппозицию доказывает и преодолевает, поэтому образ у романтиков получается не двуединый, а двугранный. Вернер называет это дублицитетом. В русской критике неудачно назвали это двоемирием. Неудачно это потому, что из-за этого многие понимают, что есть два противопоставленных контрастных мира. Романтическое двоемирие – два контрастных образа в одном предмете постоянно перетекают. Ошибочно сказать, что Монтекки и Капулетти – это двоемирие, ведь они не перетекают друг в друга. Например, описывалась одна светская дама, вся такая приятная и славная, но у неё на лбу есть складка. Складка – это символ провала, складка берется из другого плана, где эта дама – фея, грозная и суровая. Один мальчик увидел её, когда она грозила ему пальчиком за то, что он ел орехи, и испугался, поняв её волшебную силу. В романтической повести персонажи по преимуществу двуплановы. Нельзя сказать, что один план правильный, а другой – ложный. У романтиков за одной ипостасью просвечивает другая. Например, Кармен: вроде бы обычная девушка, а есть что-то животное: черные волосы, как у ворона перья, глаза как у волчицы. Древняя мифология имеет дело с разведенными призраками (оборотень – то человек, то зверь), а у романтиков признаки сведены: мы встречаем зверя, похожего на человека, и наоборот. Например, в одном из рассказов Гофман говорит о старичке, который очень напоминает умершего композитора Глюка, и весь рассказ мы колеблемся, реально ли это воскресший Глюк или сумасшедший, себя им считающим. Принцип следующий: мы смотрим на человека, как-то его классифицируем, и потом замечаем несовместимые с этим обликом черты, тогда начинаем вглядываться, и первый, ближний план тускнеет, а дальний план проступает четче, и в каждом плане сохраняются противоречивые признаки, а сигналом является любимое романтиками слово «странный» как синоним «неукоренность в этом плане». Романтическое время У романтиков оживает в новом формате оживает мифология. Если говорить про время и пространство в мифологии, то обычно в мифологии лучше разработано пространство, время вообще не очень важно. Для современного человека, наоборот, время очень важно. Мы знаем, что время – это поток, устремленный вперед, необратимый и разделенный на участок. Мы считаем время индикатором развития, потому так часто сверяемся с ним.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|