ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Экономия языковых средств (благодаря однословному выражению)Инаугурация – торжественное вступление в должность высшего государственного должностного лица. Дедлайн – крайний предел во времени. ВИП – вип-персоны. Пиар – ПР – паблик рэлейшнс. Билборд – отдельно стоящая конструкция, предназначенная для размещения рекламного объявления больших размеров Пути заимствований:
Способы заимстований: 1) Фонетическое – СУБСТИТУЦИЯ - подстановка своих фонем вместо иноязычных, не изменяя при этом значения. Например: галстук, фартук, циферблат, газета, тенор. Фонетические заимствования делятся на: Ø ОСВОЕННЫЕ – подчинённые строю заимствующего языка: котлета, арбуз. Ø НЕОСВОЕННЫЕ – не подчиненные строю заимствующего языка: бра, кино, метро, кофе Ø ЭКЗОТИЗМЫ – слова, обозначающие понятия и предметы, свойственные только определенным народам: тореро, коррида, сомбреро, ковбой, констебль.
2) Структурное - КАЛЬКИРОВАНИЕ – заимствование путем поморфемного перевода (так что заимствуются лишь значение):
(возможно параллельное образование) Большее распространение получает калька, а фонетические заимствования используются как термины. В разных языках заимствование происходит с разной степенью активности. Мировые языки не боятся заимствований, а «слабые» языки боятся потерять национальное своеобразие.
29. Классификация лексики на хронологическом основании. Неологизмы. Устаревшие слова (историзмы и архаизмы) Критерий: когда появилось слово и насколько часто оно используется. Лексика делится на активную (слова, которые носители языка понимают и часто употребляют – основной словарный фонд) и пассивную (слова, которые носители языка понимают, но употребляют редко). Одна из особенностей словарного состава языка (ССЯ) – его высокая историческая подвижность, которая проявляется в переходе слов из активного словарного запаса в пассивный и наоборот. Активная лексика – это, как правило, 6-9 тыс. слов, сравнительно немного. Основной словарный фонд – ядро лексики языка, т.е. те слова, которые остаются активными на протяжении долгого времени.
Неологизмы – новые слова или значения слов, появившиеся в определенный период времени в каком-либо языке. Способы образования неологизмов: Особая группа неологизмов – окказионализмы – индивидуальные неологизмы, использованные один раз в каком-либо тексте. Некоторые окказионализмы приживаются (Карамзин – влюбленность, чувствительность, эпоха, трогательный, Набоков – нимфетка, Чуковский – канцелярист). Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного употребления, но соранившиеся в пассивном словаре. В зависимости от причин устаревания: историзмы и архаизмы. Архаизмы – слова, называющие существующие реалии, но вытесненные из активного употребления синонимами. Историзмы – слова, устаревшие в связи с исчезновением обозначаемых предметов и понятий:
30. Фразеологизмы и их классификация. Фразеологизмы (от гр. – идиома – своеобразное выражение) – устойчивые идиоматические выражения, воспроизводимые в фиксированном виде. Свойства: Классификация Виноградова:
Сращение – идиома, утратившая мотивированность значения. Зачастую содержит непонятные компоненты: бить баклуши, всеми фибрами души, собаку съесть. Практическое задание: определите вид фразеологизмов: 1) Наступать на пятки – полная идиома, сохранилась мотивировочка – единство. 2) Черный рынок – неполная идиома – сочетание. 3) Семо и овамо (здесь и там – везде) – полная идиома – сращение. 4) Разложить по полочкам (привести в порядок) – полная идиома – единство. 5) Не в свои сани не садись – выражение (пословица). 6) Сматывать удочки – полная идиома – единство. 7) От жилетки рукава (ничто, ничего) – полная идиома – единство.
31. Лексикография как наука, ее проблемы. Крупнейшие лексикографы и их словари.
Лексикография – это наука, которая занимается словарями (их созданием, классификацией и т.д.).
Словарь – упорядоченное собрание слов (фразеологизмов, морфем и т.д.), которое дает информацию о языковых единицах (о значении, произношении, переводе и т.д.) или объектах, которыми ими обозначаются. «Значительная часть культуры любого народа реализуется через его язык, а язык во всем его богатстве закрепляется прежде всего в словаре. Осознание особой роли словаря как проводника культуры и одновременно ключа к ней привело к невиданному всплеску лексикографической активности еще в послевоенной Европе и Америке. Лексикографическая продукция вошла в быт миллионов людей. В Англии, например, в 90 % семей есть по крайней мере один толковый словарь. Словари стали популярнее поваренных книг (всего 70 % семей) и даже Библии (80 % семей)» (Ю.Д. Апресян. Теоретические основы активного словаря русского языка).
В основе любого словаря лежит концепция, которая определяет тип словаря, принципы отбора слов, объем словника (количество единиц, включенных в словарь) и т.д. (см. вступительные статьи к словарям). Лексикография – это область прикладной лингвистики, которая тесно связана с различными направлениями теоретического языкознания (в первую очередь – с лексикологией). Многие достижения теории языка находят практическое применение при создании словарей, а нерешенные теоретические вопросы создают трудности в работе лексикографов. Некоторые проблемы, с которыми сталкиваются лексикографы при составлении больших толковых словарей: 1. Как дать точное определение слову? Сколько значений у слова? Необходимо учитывать, что формулировка дефиниций – это и наука, и искусство одновременно. Подумайте, как бы вы объяснили значение слов красивый и добрый, и сравните свои определения с толковыми словарями.
2. Как определить, где два разных слова, а где два значения одного слова? О проблеме разграничения омонимии и полисемии см. в лекции 10.
3. Как сформировать словник словаря? Сколько слов включать в словарь? Какие это будут слова?
Отдельные частные вопросы: · Нужно ли включать в общий толковый словарь (не жаргонный, не диалектный) лексику ограниченного употребления? И если да, то какую? К примеру, в русском языке существует много жаргонизмов и разговорно-просторечных слов со значением ‘деньги’, но слово бабки можно найти в словарях (с соответствующей пометой), а лавандос (как менее известное) – нет.
· Нужно ли включать в словарь неологизмы? Если да, то какие и когда?
è Количество и состав слов в словаре не равно количеству и составу слов в языке. Любой словарь успевает немного устареть к моменту выхода из печати.
«Словари все равно что часы. Даже самые плохие лучше, чем никакие, и даже от самых хороших нельзя ожидать абсолютной точности» (Сэмюэл Джонсон, 1709–1784).
При составлении переводных словарей возникают сложности в подборе эквивалентов. Часто существуют тонкие различия в значении и употреблении, казалось бы, идентичных слов в разных языках. К примеру, при просмотре переводных англоязычных фильмов можно заметить не вполне обычное для русского языка употребление слова привет (так может обратиться секретарь к начальнику). В оригинале на месте привет было слово hi, которое во многих словарях переводится как привет. Однако английское слово hi в последнее время расширило сферу своего употребления (его можно встретить не только при общении друзей, но и при обращении студента к преподавателю и т.п.). С русским словом привет таких изменений не произошло, и поэтому hi нужно переводить иногда как привет, а иногда как здравствуйте. Подобные различия должны фиксироваться в словарях.
Словари играют важную роль в кодификации норм литературного языка. Если какая-то форма, которая ранее считалась нелитературной, получает действительно широкое распространение (в т.ч. и в авторитетных источниках – в речи образованных людей, в «серьезных» СМИ и т.п.), то она начинает фиксироваться в словарях (как правило, вначале с пометами, указывающими на разговорный, неформальный характер языковой единицы). Лексикографы обращают внимание и на соответствие слова тенденциям в развитии языка. Пример – закрепление разговорных вариантов кофе ср.р. и договора́. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|