ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Практические занятия. Семинар 1. Из истории семиотики (4 ч.)Семинар 1. Из истории семиотики (4 ч.) Семиология Ч.С. Пирса и семиотика Ф. де Соссюра. Структурализм 1920 - 1930-х годов Московско-тартусская школа Ю. М. Лотмана Семинар 2. Этносемиотические исследования на уровне малых "текстов" (мезо-уровень). (4 ч.) Понятие "текста" в лингво- и этносемиотике (Н, И. Толстой). Обряд как "текст". Сигнал, знак, символ в обряде. Парадигматика обрядовой культуры. Синтагматика обряда (обряды "Вождение / похороны стрелы", другие календарные обряды; свадебный; погребальный). Выразительные средства ("языки") и коды в обряде. Малые фольклорные жанры как "текст": загадки, пословицы и поговорки (Э Кёнгас -Маранда). Общая характеристика малых жанров, специфика, особенности бытования. Языковый и фольклорный текст. Специфика фольклорных текстов. Понятие значимой единицы в языке и фольклорном тексте. Фольклорный текст и его варианты. Поиски основного текста (первотекста). Особенности фольклорных жанров - особенности и дополнения в метаязыке (аллитерация, метафора, метонимия троп). Загадка - структурированный текст: загадка + отгадка. Роль метафоры и аналогии в загадке. Метафора в контексте знак, символ. Условия возникновения метонимии - наличие смежности у явлений: человек - дерево. Код и отгадка. Означающее и означаемое в загадке. Игра слов и парадокс в загадке. Трансформационные ряды и логика загадки. Обращаемость означающего и означаемого в загадке (человек - дерево, дерево - человек). Продуктивные метафоры и семантический словарь загадок. (Ю. И Левин). Маркеры (знаки) пола и возраста, пространства и времени, сакрального - профанного и т.д. в загадке. Текст и контекст в загадке. Часть и целое, системность культуры на примере загадки. Отражение модели мира в загадке. (З.Н. Волоцкая). Песня как "текст". Бытовая и обрядовая песня: текст и метатекст. Функциональная специфика обрядовых песен. Вербальные, акциональные, реальные знаки и символы в песенном фольклоре. Значение звукового, музыкального кода в песенном фольклоре: голос и ритуал. Сказка как текст. Специфика сказочного фольклора. Структура и символика волшебной сказки (В.Я. Пропп). Заговор как текст Орнамент как текст. Сложность орнаментальных текстов. Роль мотива, сюжета, цвета, топографии в прочтении орнамента. (X. Стольпе, С.В.Иванов, Г.С.Маслова). Семиотика иконы. Образ и житие. Пространственный аспект. Синтагматика и парадигматика символов (Б.А Успенский). Некоторые другие тексты (русский и японский сады, икэбана). Танец как текст (на примере индийского, северокавказского и славянского танцевального фольклора). Семинар 3. Этносемиотические исследования на макроуровне. (4 ч.) Состав и значение бинарных оппозиций троичных и четверичных систем в микро- и макротекстах (Вяч.Вс. Иванов, В.Н. Топоров). Модель мира - понятие и явление. Научная, бытовая и мифологическая модели мира. Модель мира как космизация естественного, социального и нравственно-интеллектуального пространства (Т.В. Топорова). Этно-исторические аспекты модели мира: универсальное и этническое своеобразие (А.В.Подосинов). Модель мира как действующая универсальная макросистема: миф - ритуал - этикет-символ (Б.Н.Путилов, В.Тэрнер). Категории пространства и времени в модели мира. Континуум пространства и времени как активное начало. Конечность и качественная неоднородность пространства и времени. Проявление оппозиции: центр - периферия в пространстве (и времени). Антропоморфизация пространства и времени (А.К.Байбурин, Мирча Элиаде). Данные лингвистики, фольклористики, этнографии как важнейшие источники реконструкции модели мира. Возникновение (творение) пространства и времени. Поэтапность творения. Хаос и Космое. Персонификация Хаоса и Космоса в традиционной культуре. Акциональная и вербальная формы создания пространства и времени: отделение, наречение именем. Общие характеристики пространства и времени: протяженность и измеримость. Измеримость как показатель сотворенности. Сходство пространства и времени на лингвистическом и семантическом уровнях: перетекание пространства и времени друг в друга. Круг как образ пространства и времени. Символика круга. Проявление символа круга на макро- и микроуровнях (венки, очерчивание, круговые танцы, мотив круга в вышивке и т.д.). Семантические мотивировки пространства и времени: начало - конец, граница, предел, смена качеств: космос - хаос - космос. Основные параметры Мира: высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, далекий - близкий, видимый - невидимый и т.д. Основные действия, производимые в пространстве и времени: создавать - уничтожать, мерять и измерять, наполнять, соединять, связывать, разъединять, отделять, лежать, полагать, устанавливать, ставить (В.Н.Топорова, О.М.Фрейденберг). Модель мира: антропосоциальный аспект. Судьба, право, основы социальной жизни. Судьба и время. Реализация судьбы и времени (событие - судьба, "всему свой срок"). Судьба как универсальный надличностный закон (ее предопределенность, связь с пространством и временем, зависимость судьбы от высшей воли). Семантический аспект судьбы: отделение, соединение, измерение, упорядоченность, протяженность, полагание (кем-то), установление судьбы. Традиционное представление о праве. Право как понятие о нормах поведения и морали. Отсутствие противопоставления права, справедливости и правды (право правда справедливость). Право и универсальный космогонический закон, управляющий вселенной (порядок и гармония). Сакральность космогонического акта и права. Право и обычай. Характеристика Права и Обычая: традиционность, неизменность, статичность. Соотнесенность права, пространства и времени (суд вершится в определенном месте и в определенное время). Семантический аспект права: отделение, соединение (обычай соединяет), измерение (правомерности), полагание (что положено по праву), установление (правды, меры, порядка). Основы социальной жизни. Оппозиция "свой - чужой" в социальном пространстве модели мира (полноправный - неполноправный - бесправный). Семантика этносоциальной общности: наполнение (пространства народом, племенем; множество, изобилие), "набухание", развитие, рост. Принципы социальной жизни: мир, свобода. Ад и Рай как представления о пространстве и времени (в том числе идеальном) и воздаяние за деяния. Праздник как воплощение идеи об идеальном пространстве, времени, жизни (судьбе). Праздник, обряд как акт космизации пространства, преодоления хаоса. Сакральное и жертва в традиционной модели мира (М. Мосс). Модель мира: познание, система ценностей. Истоки познания и системы ценностей. Последовательность демиургического акта: создание Вселенной, - наделение ее разумом - одухотворение. Знание, мудрость как самоценность. Мифы о получении мудрости. Жертва ради знания. Сакральность знания. Семантика познания и система ценностей: отделение (выделение знания из незнания...); соединение, связывание (образование из частей целого, обобщение); измерение ("измерять умом"); полагание, лежание; установление, стояние (истины); символика вертикали (верх - низ) в процессе познания; движение, развитие, рост в связи с познанием. Мифосемантическая взаимосвязь "зрения" и "знания". Два типа знания: интуитивная мудрость, прозрение - логическое, практическое знание. Модель мира и ее проявление в конкретных элементах и компонентах традиционной культуры. Семинар 4. Некоторые этносемиотические закономерности (законы). (4 ч.) Синтактика Иерархия и знаковая неоднородность систем. Соподчиненность знаковых систем (на примере песни и обряда, обряда и модели мира). Более знаковые и менее знаковые системы. Критерии отделения более знаковых систем от менее знаковых (сближение означающего и означаемого, высокий уровень выделенности знака из системы, объем энергетических затрат; естественный язык как мера семиотичности). Тождество и подобие в организации знаковых систем. Вербальные тексты: речь (устный рассказ) - письмо (письменный рассказ) - песня - загадка: общие принципы организации "текстов". Вербальные тексты: подобие, но не тождество (бытовая речь - песня, песня - сказка, сказка - загадка). Сегментация знака и сегментация текста. Проблема выделения значимых единиц в различных знаковых системах (песне, танце, картине, ритуале и т.п.). Правила организации знаков и символов в текст. Полные и неполные тексты, причины этой закономерности (на примере обряда). Иерархия знаков и символов. Признаки иерархически более высоких знаков и символов: отсутствие - наличие синонимов, "явного" и "неявного" уровней; соотношение планов содержания и планов выражения на уровне знаков, символов (Божество - содержание, а образы, знаки, символы его проявления - выражение). Операциональность и свобода проявления знака и символа. Эквивалентность символов, знаков, текстов. Эквивалентность на парадигматическом и на синтагматическом уровнях. Открытая, явная эквивалентность. Симметричная и асимметричная эквивалентность. Семантика Взаимообращение означающего и означаемого. Смена функций: план содержания -план выражения (движение от знака к значению и движение от значения к знаку). Взаимопроявления и отношения микро- и макрокосма в знаковых системах (глаз -солнце; верх - низ; часть - целое). Смена полюсов (верх - низ, низ - верх). Амбивалентность символа (и +, и -) и семантические пучки (солнце - колесо - птицы - животные, символизирующие солнце; дерево - вода - женское начало -...). Коммулятивность знака, символа, текста. Перенос, распространение знака, символа на другие означаемые. Причины подобного явления: перенос функций, внешнее сходство. Различия в распространении, переносе знака, символа в языке и предметных (реальных) текстах ("отставание" вербальной компоненты). Прагматика Этное и эмное, исследователь и коммуникант в этносемиотике. Проблемы определения диапазона знаковости ("язык - менее язык - еще менее язык - не язык"). Соотношение идеального и материального в знаковых системах и возможность частичной предсказуемости организации знаковой системы. Исследователь-участник и исследователь-наблюдатель со стороны. Верхний энергетический предел знаковой системы - биологическое или физическое воздействие знаков, символов. Нижний энергетический предел знаковой системы - абстрактность знаков и символов. Проблема "границы" знаковой системы (начало - конец) и внутреннего ее членения. Гетерогенные и гомогенные знаковые системы. Семинар 5. Вопросы этнической специфики знаковых систем. (4 ч.) Этнос: уровень его развития; среда обитания и этносемиосфера. Наличие общего (универсального) и особенного в этнознаковых системах. Проблемы переводимости "языка" этнических культур. "Естественные" языки и их этническое своеобразие (звуковой, пластика человеческого тела и т.п.), вербальная и невербальная коммуникация. Знак, символ: традиция и время. Соотношение формы и содержания знака, символа на межэтническом уровне. Внутриэтнический полисемантизм и его причины: повышенная значимость символа, временной фактор, субстратное проявление и т.д. Семинар 6. Современное состояние этносемиотики (2 ч.) Современное состояние этносемиотики. Проблемы и перспективы. Методологические принципы Н.И. Толстого в этносемиотических исследованиях. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|