Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Картины древних охотников




11 сентября, 2005 г. Согласно вечерней догово-рённости в 10 часов утра группа из пяти тандемов отправляется в музей, находящийся в Чолпон-Ата и к месту, где можно увидеть рисунки древних людей. Выходим из гостиницы, в которой мы очень неплохо отдохнули. Нас уже ожидают Жо-Жак и Марлен, Жерар и Мари-Аник, Франсуа и Николь, Патрик и Изабель. Отправляю их в путь, чтобы дождаться Доминика и Франсуазу. Но вот, и мы в сборе.

Бостери - курортное место, весьма оживлённое даже в этот период, когда закончился сезон массового отдыха. Много машин на дорогах. Ехать приходится осторожно. Через 12 километров въезжаем в Чолпон-Ата. У рынка нас ждут три пары французских тандемистов, не решающиеся самостоятельно свернуть влево к музею.

По длинному спуску и по узким улочкам находим здание музея. Но сразу, увидев замок на воротах, получаем разочарование. Сегодня воскресенье, и музей закрыт. Удивлению французов не было предела! Жо-Жак весьма эмоционально произнёс монолог, из которого я понял следующее: "Это парадокс, что музей не работает по воскресеньям, именно в тот день, когда многие люди хотят платить деньги за его посещение. Разве музей настолько богатый, что ему не нужны деньги?" Вышедшая из дома молодая киргизка объяснила, что для отдыхающих здесь людей безразлично, в какой день недели ходить в музей. Возражаю ей: "На воскресные дни сюда приезжают на машинах много людей из Бишкека и других мест Киргизии и Казахстана". На что она ответила: "Как у вас говорят, хозяин-барин".

Несолоно хлебавши, поднимаемся к рынку. Уточняем у людей, подошедших посмотреть на тандемы, место расположения "Музея под открытым небом" с петроглифами. Выслушав подробное объяснение, садимся на тандемы и уверенно едем вперёд.

 

- 19 -

На выезде из Чолпон-Ата видим Жерара и Мари-Аник, сидящих на ступеньках другого музея, неожиданно оказавшегося на пути, и тоже закрытого. Снова наблюдаем удивление и даже возмущение наших французских друзей. Успокоились они только после "Се ля ви", произнесённого Людмилой, пропустив моё "Се ля ви" мимо ушей. Кажется, они стали опасаться того, что и следующий музей будет закрыт.

Проезжаем до поворота к старому аэродрому, не работающему уже несколько лет. Но, похоже, свернули рано. Асфальтовая дорога через полкилометра закончилась. Группа мужчин, стоящих у легковых автомобилей, на капотах которых разложена закуска и выпивка, очень мило и вежливо объяснили, как пройти дальше. Местные жители знают, куда надо попасть незнакомым людям и, не выслушивая вопросов, сразу указывают нужное направление.

По набитым между крупных валунов тропам идём, а иногда и едем в направлении гор. С удивлением вижу, что Патрик и Изабель идут без тандема! Оказывается, они при-стегнули его у начала тропы к дереву тросиком с замком. Как могу, убедительно прошу их вернуться и взять тандем. Но Патрик наотрез отказывается и продолжает идти, полагая, что до места нам осталось совсем немного. В душе я тоже уверен, что люди, показавшие нам направление, не уведут тандем, но оставлять весьма дорогую машину на несколько часов без присмотра всё же недопустимо.

Через сотню метров показывается бетонка взлётной полосы аэродрома. Жерар, видя, что я выбираю направление, достал книгу и открыл её на нужной странице. Показал место, где описано, как добираться до музея. Французы не первый раз демонстрируют свою хорошую подготовку к этому путешествию! Соглашаюсь с Жераром и объясняю всем, что нужно проехать по бетонной полосе вверх до её конца. Но конец полосы далеко, и отсюда не виден! Глядя на такие дела, Патрик возвращается к тандему и просит его не ждать. Что ж, у нас каждый имеет право на свои решения.

Выходим на взлётно-посадочную полосу и едем вверх. Угол наклона полосы необычайно велик. Как человек, не понаслышке знакомый с авиацией, вижу, что взлетать самолётам здесь было легко, но совершать посадку значительно сложнее. Возможно, поэтому неподалёку отсюда идёт строительство нового аэропорта, взлётная полоса которого проложена горизонтально.

Неожиданно появляются два подростка лет двенадцати. Здороваются и говорят, что могут провести нас по самым интересным местам. С радостью соглашаемся. Парни, почти не отставая, бегут за нами. Взлётная полоса заканчивается, выезжаем на дорогу и через полторы сотни метров оказываемся рядом с металлической оградой и щитом со схемой Музея под открытым небом и пояснениями к ней на разных языках.

Останавливаемся, пристёгиваем тандемы к стойке щита. Судя по схеме, территория музея протянулась более чем на километр. Это сплошные каменные валуны, между которыми проложено множество тропинок. На щите написано, что музей находится под эгидой ЮНЕСКО. Судя по внушительной металлической ограде, правда, недостроенной, сюда были выделены немалые средства.

Ребята, вызвавшиеся провести нас по музею, говорят, что в школе на уроках истории они изучают тему, связанную с этими местами. Кажется, они рады, что можно применить полученные знания на практике. Говорят, что знают все камни с рисунками древних людей и приглашают следовать за ними.

- 20 –

Идём по тропинкам. Вокруг нас камни, на многих из которых можно отчётливо разглядеть рисунки, выпол-ненные людьми, жившими здесь на начальном этапе развития человеческой цивилизации, 2000 лет до нашей эры. Эти люди добывали себе пищу охотой на диких зверей. Звери, на которых они охотились, изображены на окружающих нас камнях. Видим рисунки архаров, козлов, быков, сцены охоты. Непосвящённому человеку иногда трудно понять, что именно изображено на рисунке. Некоторые рисунки частично разрушены, да и художники, наверное, и в те далёкие времена были разные. Поэтому рядом с каждым рисунком установлена табличка с пояснительной надписью, без которой частенько пришлось бы напрягать воображение. Но многие рисунки трактуются однозначно.

Парни поясняют, что древние люди наносили на камень рисунки специальным инструментом, тоже изготовленным из камня. Многие рисунки сохранились просто прекрасно, но некоторых уже коснулось разрушение. Они ведь находятся в естественных

условиях уже 4000 лет, испытывая влияние жары и мороза, дождей и ветра. А сколько рисунков безвозвратно утрачено, никто не знает.

Обходим камни, удивляемся, восхищаемся, задумываемся. Глядя на рисунок на камне, мы наблюдаем совершенно реальное место, куда прикасалась рука древнего человека, желающего отобразить своё видение окружающего его мира. Ведь в те времена нелегко было просто выжить, но человек уже тогда находил время для творчества. Несомненно, что каждый рисунок это результат упорного труда. Рисунки очень лаконичны, но часть из них весьма выразительна. Подумалось, а смог ли кто-нибудь из нашей компании выполнить такой же рисунок на камне? Наверное, да. Но труда пришлось бы затратить немало, и где-то пришлось бы себя пересиливать. Приходится завидовать древним! Они уже сделали это, и вот сейчас мы смотрим на продукт их творчества и думаем о них!

 

- 21 -

А быть может, напрасно позабыт этот вид древнего искусства? Найти бы кусочек подходящего места на скале и выбить на нём изображение тандема с парой оседлавших его фигурок, выражающих некую стремительность. И тогда через много веков люди, увидавшие изображение, удивятся: "Да, трудно поверить, но ещё на переходе второго и третьего тысячелетия человек использовал тандем, как средство передвижения!" А историки будут ломать головы над идентификацией личностей вышеупомянутых фигурок. Но мы всё больше склоняемся к виртуальным способам описания событий. Что останется вечным, обыкновенный камень с рисунком перед моими глазами, или современный носитель информации? Покажет время.

Часа полтора ушло на то, чтобы обойти камни с рисунками. Кроме рисунков, увидели несколько древних скульптур из гладкого камня. Одна из них, изображающая женщину с ребёнком, вызвала у всех нас сильные впечатления. Франсуаза встала перед ней и долго думала о чём-то своём. Скульптуры, как показано на схеме музея, расположены в цент-ральной части древнего поселения.

Собираемся около тандемов с намерением устроить лёгкий обед. Благодарим ребят, существенно облегчивших нам осмотр древних рисунков. Вижу, как Доминик даёт десять сом одному из парней. Как только деньги оказались в руках старшего, их тут же как ветром сдуло. А зря! Ведь у всех из нас деньги были уже в руках, приготовленными для этих весьма просвещённых ребят Ну, почему до сих пор честное зарабатывание денег считается кое-где постыдным?

Начинаем обедать. Наш термос с кипятком в меру своих возможностей выручает всех. Французы тоже угощают нас тем, что взяли с собой. Мы видим, что они очень довольны посещением Музея под открытым небом.

Подходит ещё группа ребят десяти-двенадцати-летнего возраста, некоторые из них с велосипедами. Начинают задавать вопросы, всё больше про тандемы. Спрашиваю самого старшего: "В какой школе учишься?" – "В

 

- 22 -

киргизской, - отвечает, - другой у нас нет". "Киргизский язык хорошо знаешь?" – "Нет, не знаю". "А как же ты учишься? На каком языке вам преподают?" – "Математику и физику на русском. Почти всё на русском." Удивительно, но это так.

По разбитой асфальтовой дороге, идущей по другую сторону от взлётной полосы, спускаемся к основной трассе и поворачиваем на запад. Вскоре видим тандемы, стоящие у кафе. Почти вся следующая за нами франкоговорящая группа остановилась, решив продолжить обед. Мы же вместе с экипажем Доминика и Франсуазы, истосковавшись по скорости, погнали вперёд. До места стоянки осталось километров шестьдесят. Сегодня будет наша последняя ночёвка на берегу озера Иссык-Куль.

(Продолжение следует)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных