Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психолого-педагогические основы восприятия информации. Организация образовательного процесса с учетом знаний о закономерностях восприятия.




Восприятие — важная часть коммуникативного процесса Без понимания механизма восприятия информации аудиторией невозможно планировать какие-либо эффекты воздействия, успешно направлять информационные потоки. Успех действия механизма «обратной связи» напрямую связан с учетом специфики и условий восприятия журналистских материалов. Вместе с тем проблема восприятия остается самой сложной в психологии журналистики. Она включает в себя все разнообразие подходов, методов, частных концепций, способствующих познанию принципов, закономерностей, свойств чувственного отражения информации получаемой в процессе непосредственного взаимодействия с источником информации. Современные психологи изучают восприятие в следующих аспектах: как функцию анализаторов,^ как процесс и результат построения образа,^ как особую способность человека," как разновидность деятельности," 'как непосредственное впечатление,^ как переработку информации,^ как решение задачи.^' В предыдущем параграфе мы познакомились с одной из тенденций развития теории восприятия — информационно-процессуальной (когнитивной), описывающей механизмы моделирования сенсорно-перцептивных процессов, объемы памяти, этапы усвоения, уровни запоминания, пороги восприятия.

Поиск, отбор, и усвоение информации – это элементы познавательной деятельности. На психологическом уровне в познавательные процессы включаются – ощущения – восприятие – внимание – память – мышление и речь – воображение.

Восприятие – отражение предметов и явлений действительности в момент их взаимодействия на наши органы чувств.

Виды восприятия – в зависимости от того, какой орган чувств воспринимает информацию –зрительное, вербальное (слуховое), осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.

Механизм восприятия – Восприятие – это переработка внешних сигналов. Но из этого образ еще не складывается, он есть результат сложного мыслительного, интеллектуального процесса, состоящего из следующих условно определенных актов:

1) первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту (интегрирование);

2) поиск в памяти аналогичного по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том, что это за объект (аналогия);

3) отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность решения (идентификация);

4) окончательный вывод о том, что это за объект, с приписываемым ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Свойства восприятия:

1) предметность – получаемые нами из внешнего мира впечатления мы соотносим с теми или иными предметами и явлениями (человеческий голос, красивый цветок);

2) осмысленность – используем при восприятии новой информации свой опыт, знания, личностные установки;

константность (постоянство) восприятия – это относительная независимость восприятия свойств предметов (их формы, величины, цвета) – от условий, в которых это восприятие происходит.

Переработка и продуцирование информации человеком осуществляется не произвольно, а по заданным законам его собственных психических процессов У разных людей эти процессы протекают по-разному. Сознание каждого воспринимает лишь часть непрерывного спектра явлений, поэтому реальный мир значительно отличается от модели мира, созданного нашими ощущениями. Ограничения при приеме информации диктуются практикой человеческих отношений (она неодинакова, как неодинаков и человеческий индивидуальный опыт). Много ограничений в приеме информации связано с особенностями индивидуальной психики человека (хотя, ка'к утверждают психологи, эти ограничения поддаются коррекции и, следовательно, не фатальны),^ набор психических характеристик позволяет человеку определенным образом выполнять задачи по переработке информации. В головном мозгу происходят процесс отсеивания ненужной информации, сортировка ее по степени «важности», установление очередности (например, сведения о приятном, удовольствиях пропускаются гораздо активнее, чем о неприятном—боли, страхе и т. д.). Каждая информация в сознании человека фиксируется и как чувственный образ, и как знаковое (словесное) обозначение. Причем абсолютно идентичное сообщение, распространяемое через различные каналы (прессой, радио, телевидением), может создавать принципиально разные эффекты.^

Особый интерес представляют психологические концепции, изучающие личностные детерминанты установок," изменение которых зависит от личных качеств, от особенностей познавательного отношения к действительности, от степени восприимчивости к убеждению. Знания этих установок могли бы практически помочь организаторам информационных процессов находить конкретные средства преодоления негативной избирательности аудитории. Весьма полезны, например, выводы современных психологов, изучающих социально-психологические феномены субъективного искажения альтернатив после сделанного выбора. Замечено: когда люди останавливаются на каком-то варианте, позитивные стороны того, что выбрано, постепенно начинают снижаться в их сознании, а негативные — увеличиваться. Соответственно возрастают положительные и изменяются отрицательные качества отвергнутого. После принятия решения индивиды ищут убедительных доказательств того, что они были правы, что выбрали лучшее из возможного, несмотря на многочисленные доказательства обратного. Подобные знания оказываются весьма полезными отдельному журналисту и редакции в целом и призваны обеспечить «'когнитивную последовательность» и «когнитивную поддержку»." При всех достоинствах когнитивных теорий нужно признать, что они. слабо проводят мысль о том, что всякое поведение не только вызывается установками, а определяется еще и ситуациями. Поведение человека выступает некоей равнодействующей совокупности установок на воздействие, в том числе и средствами массовой информации, которые, в свою очередь, могут создавать ситуации, удовлетворяющие информационные потребности людей, затрагивающие их интересы. Однако изучение обстоятельств, при которых канал информации блокируется психологическими «фильтрами», показывает, что часто это вызывается несовпадением отношения источника информации и ее потребителя к тем или иным идеям или нравственным нормам. Тем не менее заслуга «огнитивистов состоит в том, что, изучая процессы памяти, происходящие в результате контакта психики с информацией, предлагаемой аудитории СМИ, они пришли к заключению: СМИ должны исходить из реально существующих принципов работы человеческой памяти, ее осмысленности, избирательности и быстроты выборки нужной информации из общего запаса образов, мыслей и представлений. Это позволит оптимизировать процессы СМИ через возможность управлять работой памяти реципиентов и потоком информации в многомиллионных аудиториях, значительно улучшить параметры творческой деятельности коммуникаторов' во имя достижения искомых коммуникативных целей; это ориентирует коммуникатора на такой выбор и обработку материала (информации), чтобы она оставляла в памяти впечатление испытанного удовлетворения и формировала фиксированную установку. В этом и заключается психологическая сторона искусства коммуникатора." Для людей, занятых в сфере производства информации, не-сомненный интерес представляют те работы когнитивистов, в которых ставятся вопросы изучения соотношения вербальных и образных компонентов в процессах осмысления сообщений, их восприятия и запоминания; труды, анализирующие свойства зрительных образов иконической памяти, а также исследующие механизмы распознавания зрительных и акустических конфигураций." Усложняются когнитивные модели циркуляции информации. Сегодня теоретические сенсорно-перцептивные методы включают в себя принцип иерархии (микро-.ме-зо-, макромодели рассматриваются в различных системах отношений). В духе когнигивистских традиций активно работают отечественные исследователи (Беляева А. В., Носулеико В. Н., Забродин Ю. М. и Др.)," сосредоточившие свои усилия на выяснении механизма восприятия музыки, цвета, света, звука на человека. На развитие когнитивных теорий массовой коммуникации оказали влияние ученые-кибернетики (Н. Виннер, К. Шеннон, И. Леви-Строк). Ими замечено, что есть различие между информацией, поступающей в кибернетическую систему по каналам связи, и информацией, воздействующей на поведение системы." В процессе передачи информации часть ее теряется. Потери, по утверждению Н. Виннера, могут быть управляемыми, если на пути информации встает последовательность фильтров. По аналогии с работой кибернетической машины психологи описывают процесс «потери» информации на пути следования к сознанию человека. Замечено: постоянное поступление информации может уменьшить неопределенность ситуации, но не всегда исключает элемент неопределенности в самом содержании поступившего сообщения,.которое допускает ряд прагматически неравнозначных интерпретаций." Иными словами, одна и та же информация может быть по-разному воспринята разными людьми и интерпретирована на свой лад. Однако задача источника информации — добиваться адекватности восприятия содержания информации. Это достигается показом новых и новых граней предмета или явления, о котором сообщается, все большей детализацией информации и т. д. Здесь необходимо учитывать, что любая информация, которую человек воспринимает, проходит несколько стадий обработки. Вначале создается некий сенсорный слепок, затем осуществляется предварительный синтез и анализ сообщения, затем наступает процедура сравнения, интеграция этой информации с другими фактами и явлениями. Психологи-когнитивисты обращают внимание на то, что существует фактор ограниченности пропускной способности сознания человека (селекция). Информационная селекция включается в пространственно-временной и семантический контекст.

 

 


 

  1. Учебно-методическое обеспечение организации образовательного процесса по изобразительному искусству.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» играет важнейшую роль в формировании у обучающихся представления о целостной картине мира, национальной самоидентификации, патриотических чувств, уважительного отношения к культуре своего и других народов. Создаёт условия для саморазвития, самореализации и творчества учащихся. Культурное самовыражение является одной из общепризнанных в мире компетенций, поэтому значительная часть образовательного процесса по изобразительному искусству отводится освоению языков пластических искусств и их закреплению в художественно-творческой деятельности.

Для изобразительного искусства, как и для других предметов эстетического цикла, характерна важная особенность: ему невозможно обучать, не включая в образовательный процесс работу эмоциональной сферы учащихся. Развивать эмоциональную сферу обучающихся, разговаривая с ними о прекрасном, о человеческом в человеке через произведения искусства, через диалог с автором произведения и через диалог друг с другом, — важнейшая задача учителя. Культурные традиции могут быть сохранены в том случае, если человека уже с детства будет окружать культурное пространство, наполненное красотой и смыслом. Современный процесс художественного образования необходимо ориентировать на субъект-субъектные отношения участников, подразумевающие активную позицию обучающихся, признание их права на выбор; на вариативность образования, в том числе – на дифференциацию и индивидуализацию обучения, направленные на всестороннее развитие обучающихся. В этих условиях актуальна реализация современных педагогических подходов: личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического и др.

Для реализация названных подходов рекомендуем использовать технологию проблемного обучения, технологию развития визуального мышления «Образ и мысль», технологию сотрудничества и др., включить в привычные формы организации занятий проектную и исследовательскую деятельность.

Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.

Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.

ФГОС общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» на начальной ступени обучения: личностные, метапредметные, предметные, которые представлены в примерной программе.

Личностные результаты освоения курса ИЗО: в ценностно-эстетической сфере (эмоционально-ценностное отношение к миру, Родине, природе, людям), толерантное принятие разнообразия культурных явлений, художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;в познавательной сфере (способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности);в трудовой сфере (навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: графика, живопись, скульптура, художественное конструирование, декоративно-прикладное искусство).

Метапредметные результаты освоения курса ИЗО: умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура, синтез искусств и др.);желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных, общекультурных и др.) общекультурным содержанием;умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения курса ИЗО: в познавательной сфере (понимание значения искусства в жизни человека и общества, восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства, умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, сформированность представлений о ведущих музеях России и региона);в ценностно-эстетической сфере (умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства. И отражение их в собственной художественной деятельности, умение эмоционально оценивать шедевры мирового и русского искусства, проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов);в коммуникативной сфере (способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности);в трудовой сфере (умение использовать различные художественные материалы и средства художественной деятельности, моделирование и трансформирование новых образов с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

 

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных