Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Отечественный опыт организации и функционирования информационно-консультационных служб




В настоящее время информационно-консультационные службы созданы во многих регионах Российской Федерации. При этом в стране уже сложился общепринятый подход к формирова­нию консультационной службы и выделены основные формы ее организации. Мы возьмем за основу существующую классифика­цию, в рамках которой выделяют следующие организационно-правовые формы:

- Службы, созданные как структурные подразделения отраслевых органов управления АПК - региональных министерств, комитетов, управлений и департаментов сельского хозяйства;

- Службы в форме государственных унитарных предприятий (учреждений);

- Службы в форме автономных некоммерческих организаций;

- Службы на базе вузов, сельскохозяйственных колледжей;

- Службы на базе институтов переподготовки и повышения квалификации кадров;

- Службы на базе научно-исследовательских институтов;

- Коммерческие консультационные службы.

Выбор формы организации информационно-консультационной службы осуществляется непосредственно регионом и в наибольшей степени должен соответствовать задачам и функциям региональной службы, а также местным условиям. Институциональная структура на районном уровне определяется общей региональной организационно-правовой формой.

В настоящее время наиболее многочисленными являются службы, функционирующие в структуре или при органах управления АПК. Эти службы повторяют имеющуюся организационную структуру управленческих организаций, при этом обязанности кон­сультантов возложены на работников управлений. В этом случае одному или нескольким специалистам в структурных подразделениях (отделах, службах и т.п.) прибавляется приставка «консультант» (экономист-консультант, агроном-консультант и т.п.).

Может быть другой вариант, когда в качестве консультантов выделяются работники аппарата управления, освобожденные от основной деятельности и образующие самостоятельные структурные подразделения. Областной уровень (при этой форме организации ИКС) представлен, как правило, одним отделом, а остальные специалисты осуществляют консультационные услуги «по совместительству».

На начальном этапе организации информационно-консультационной системы службы создавались, в основном, на базе органов управления АПК. Но результаты первых лет их деятельности в ряде таких областей как Ленинградская и Нижегородская показали, что работники управлений, как правило, выделяли мало времени на реальное консультирование товаропроизводителей. Этот факт не способствовал возникновению доверительных отношений между ними и клиентами. Даже если в качестве консультантов были выделены работники, освобожденные от основной работы и образующие самостоятельные структурные подразделения, то в этом случае администрация сталкивалась с проблемой оптимизации числа работников аппарата управления. Этот вопрос также чаще всего решался не в пользу консультационной службы.

Основные преимущества и недостатки этой организационно-правовой формы уже были рассмотрены в предыдущем параграфе. Примером функционирования ИКС на базе органов управления можно назвать Рязанскую, Пермскую, Тверскую, Якутскую службы. Так, в Тверской области региональный информационно-консультационный центр работает в составе Департамента по социально-экономическому развитию села администрации области. На районном уровне информационно-консультационная служба не имеет статуса юридического лица и является отделом управления сельского хозяйства администрации района. В штате районного центра, как правило, работает один человек. Консультантами по приказу администрации работают все главные специалисты района. Основным видом деятельности областной службы, получившим сильное развитие, является разработка и распространение прикладного программного обеспечения. Так, сотрудниками тверской консультационной службы разработана база данных по кадрам и база данных АПК области, совершенствуется программное обеспечение экономических расчетов.

Однако, практическое отсутствие обратной связи службы с хозяйствами затрудняет доведение до них необходимой информа­ции. Отсутствие финансирования содержания в Департаменте штатных единиц консультантов осложняет работу службы и является препятствием для дальнейшего ее развития. Эти факты, взятые из отчета, подготовленного Департаментом науки и технического прогресса МСХ РФ, еще раз подтверждают общее мнение о нецелесообразности организации консультационной службы на базе органов власти и управления региона.

Второй по численности формой организации ИКС являются службы в форме государственных унитарных предприятий. Они функционируют по схеме: центральный офис и районные (межрайонные) центры. Структура и кадровый состав информационно-консультационных центров на районном уровне построен по функционально-отраслевому принципу. На региональном (областном, краевом, республиканском) уровне такой же принцип прослеживается при организации консультационных отделов (групп).

Необходимо отметить, что такая организационно-правовая форма трансформировалась из информационно-консультационных служб, организованных при органах управления АПК. По сравнению с вышеописанной формой организации службы эта модель обладает рядом существенных преимуществ, но также не лишена и недостатков, перечисленных в табл. 4.6.

Таблица 4.6

Сравнительная характеристика служб, создающихся в форме государственных унитарных предприятий

Преимущества Недостатки
Такая организационная форма позволяет службе иметь относительно большую самостоятельность в выборе форм и методов организации и оплаты труда; Является юридически более самостоятельной и независимой от местной администрации структурой по сравнению с другими государственными учреждениями; Возможность осуществления коммерческой деятельности в полном объеме и любых направлениях, не запрещенных законом; Выделенный штат сотрудников, которые занимаются только консультационной деятельностью Могут возникнуть проблемы с налогообложением, в связи с коммерческим характером деятельности предприятия; Существуют ограничения в использовании спонсорских средств, грантов; Есть зависимость от местного бюджета

 

Примером эффективной деятельности службы в форме государственного унитарного предприятия может служить ИКС Республики Бурятия, Чувашской Республики, Ленинградская ИКС, Волгоградская ИКС. Например, информационно-консультационный центр сельских товаропроизводителей Республики Бурятия создан в 1998 году в форме государственного унитарного предприятия на базе Вычислительного Центра Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики. Центр осуществляет свою деятельность на 2-х уровнях: республиканском и районном и сотрудничает с Бурятской государственной сельскохозяйственной академией им. В.Р. Филиппова (БГСХА) и органами управления сельского хозяйства.

На декабрь 2001 года филиалы Центра действовали в 11 районах республики и. размещались в помещениях управлений сельского хозяйства районов. В этих филиалах, как правило, работает 1 человек в должности организатора-консультанта.

По оценкам Департамента науки и технического прогресса МСХ РФ консультационная деятельность службы Бурятии характеризуется большой эффективностью. Таких результатов служба смогла достичь, в том числе и благодаря учету специфики своего региона. Так, например, службой были приняты во внимание такие важные обстоятельства:

- значительная удаленность районных филиалов службы от регионального центра. Так, Кижингинский район находится на расстоянии 330 км, Бичурский – 240 км;

- холмистый ландшафт во многих районах приводит к мелкоконтурности сельскохозяйственных полей, со своими порой значительно отличающимися друг от друга, характеристиками;

- отсутствие надежной и устойчивой телефонной связи между районами, не говоря уже о связи с хозяйствами.

С учетом этих и других особенностей региональная служба делает акцент на доведение знаний и информации до сельских товаропроизводителей посредством разработки и внедрения баз знаний и баз данных в виде программных продуктов.

В рамках этого вида деятельности служба осуществляет разработку, внедрение и сопровождение программных комплексов для аппарата Министерства сельского хозяйства и продовольствия, сельскохозяйственных предприятий, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Осуществляет монтаж и программно-техническое обслуживание информационной компьютер­ной сети в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики, в Государственных комитетах, ветеринарной лабора­тории, а также в 30 сельскохозяйственных предприятиях республики.

Кроме того, служба проводит выездные семинары и консультации в районах по всем отраслям сельскохозяйственного производства. Большое внимание уделяется проведению демонстраций, выставок и полевых дней.

Информационный бюллетень «Бурятские Аграрные Информационные Новости «БАИН», ежемесячно выпускаемый ре­гиональным консультационным центром совместно с БГСХА им. В.Р. Филиппова, для большинства сельских товаропроизводителей является единственным источником информации о текущем положении отрасли в республике.

В настоящее время все большее число регионов России создают консультационные службы в форме некоммерческих автономных организаций. Одной из первых к этой организационно-правовой форме перешла Нижегородская консультационная служба (ИКС). В настоящее время она имеет статус некоммерческой организации – фонда. Учредителями фонда «Нижегородская информационно-консультационная служба АПК» являются Администрация Нижегородской области, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия и Волго-Окская ассоциация производителей молока и мяса (общественная организация сельских товаропроизводителей).

Анализ основных характеристик данной организационно-правовой формы представлен в табл. 4.7.

 

Таблица 4.7

Сравнительная характеристика служб, создающихся в форме некоммерческих автономных организаций

Преимущества Недостатки
Высший орган управления службой включает в себя представителей всех основных субъектов АПК региона: сотрудников региональной администрации, ученых и преподавателей вуза и сельских товаропроизводителей; Структура, штаты и оплата труда работников службы определяются непосредственно учредителями; Есть возможность использования спонсорских средств и грантов с минимальным налогообложением; Коммерческая деятельность осуществляется только по направлениям, предусмотренным уставом Деятельность службы зависит от бюджетных средств; Платит налоги на прибыль, имущество и все начисления на зарплату

 

Создание информационно- консультационной службы в Нижегородской области было начато по проекту британского Know-How фонда в 1994 году. К концу 1999 года была сформирована информационно-консультационная служба из зональных сельских консультационных центров (СКЦ), которые являются самостоятельными структурными подразделениями, и центрального офиса, расположенного в Нижнем Новгороде. Таким образом, ИКС Нижегородской области – это единая организация, объединяющая в своей структуре 6 межрайонных СКЦ, 12 демонстрационных участков и центральный офис в Нижнем Новгороде. Каждый из 6 сельских консультационных центров обслуживает от 6 до 11 районов области.

С 1999 года, после большой подготовительной работы, НКС ввела плату за оказываемые услуги на льготных условиях. Так, для краткосрочных консультаций (разовых обращений) по наиболее актуальным вопросам экономики, юриспруденции и бухгалтерского учета уровень оплаты составил 25-50% от расчетных (по затратам) цен, для объемных работ – до 25% от расчетных цен и для работ по агрономии и зоотехнии - от 5 до 20%.

На сегодняшний день фонд имеет три источника финансирования своей деятельности. Первым и основным является областной бюджет, второй – целевое финансирование за счет грантов, третий – это платные услуги. При этом следует отметить, что доля средств, получаемых за счет платных услуг, небольшая и составляет менее 15% от общего объема финансирования.

Сильным звеном НКС является опытно-демонстрационная деятельность на базе конкретных сельскохозяйственных предприятий. Изучение опыта работы службы показывает, что интерес к результатам опытно-демонстрационной деятельности у клиентов службы возрастает и эта деятельность является перспективной.

Еще одним важным направлением деятельности службы можно назвать работу с неплатежеспособными хозяйствами области. Службой отрабатываются механизмы стабилизации финансового положения экономически слабых хозяйств, реализуются программы выхода из кризиса неплатежеспособных предприятий.

Значительное внимание служба уделяет подготовке и изданию «Информационного бюллетеня сельских консультационных центров», активно использует в своей работе современные информационные технологии, постоянно осуществляет обмен информа­цией через локальные коммуникационные сети и Интернет, имеет свой сайт в Интернете.

Заслуживает внимания кадровая политика службы, которая делает ставку прежде всего на специалистов, имеющих не менее 7…10 лет стажа работы и зарекомендовавших себя в своих хозяйствах. По мнению директора службы В.В. Козлова «..их труднее, чем молодых, научить методологии консультирования, с ними будут проблемы, связанные с амбициями... но профессионализм перекроет все».

Система управления Нижегородской службы имеет матричную структуру, в основу которой положены формы и методы программно-целевого управления. Службой сформирована комплексная система управления качеством работ, система управления информацией, а также система учета доходов и затрат.

Восьмилетний опыт НКС может быть предметом детального изучения и может с успехом использоваться другими регионами России.

Информационно-консультационные службы на базе высших учебных заведений состоят из управляющего органа (центральный офис, отдел и т. п.) и функционально-отраслевых направлений, которые, как правило, повторяют организационные структуры данных организаций (факультеты, кафедры, отделы и т. п.). На постоянной основе в такой службе работают 5…7 сотрудников, а остальные консультанты являются периодически привлекаемыми работниками из штата преподавателей учебного заведения. Данная организационно-правовая форма консультационной службы реализована, например, на базе Московской академии им. К.А. Тимирязева, в Воронеже служба создана как структурное подразделение Воронежского государственного аграрного университета им. К.Д. Глинки, в Новосибирске при Государственном аграрном университете и др.

У этой организационной формы существует много неоспоримых достоинств, которые уже были рассмотрены на примере зарубежных служб. К преимуществам данной организационно-правовой формы также следует отнести налоговые льготы учебных заведений: образовательные учреждения не платят НДС, освобождены от налога на прибыль и имеют минимальные начисления на зарплату. Но поскольку служба финансируется в основном за счет бюджетных источников, она может оказаться в большой зависимости от администрации университета при решении финансовых вопросов (если не имеет собственного расчетного счета и достаточной независимости.

Интересен выбор направлений деятельности, а также подход к разрешению проблем финансирования Воронежского информационно-консультационного центра. Например, в 2001 году центр принимал участие в программе создания культурных пастбищ на основе луговых трав, которые позволяют на 30 % снизить себестоимость производства молока. Доказав эффективность этого мероприятия, ИКЦ инициировала Белгородскую, Липецкую и Воронежскую области принять областные программы финансирования хозяйств по закладке культурных пастбищ. При этом консультационный центр выступил гарантом эффективного использования средств бюджетов, приняв на себя научное сопровождение работ, за что товаропроизводители должны заплатить по мере получения дополнительного дохода. В этом примере ИКЦ выступил как связующее звено между наукой и производством. Это направление обеспечило почти 430 тыс. рублей поступлений на счет службы, из которых 50 % составили выплаты исполнителям работ, 21 % - выплаты университету, 25 % - материальные затраты на выполнение работ и 4 % - на развитие самого центра.

В Воронежском консультационном центре особая роль отводится факультетам университета. На каждом факультете введена должность начальника отдела ИКС факультета (может быть возложена на декана). Начальники отделов непосредственно отвечают за работу службы на факультетах. Районные филиалы службы в настоящее время находятся в стадии организации. Учредителями районных филиалов могут выступать предпринимательские структуры на селе, администрация районов или другие институты, которые обеспечат условия размещения и финансирования текущей деятельности службы.

В Московской области региональная информационно-консультационная служба была организована на базе сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева в 1998 году. Основанием для этого послужило Соглашение о сотрудничестве, подписанное 30 октября 1998 года между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области и академией. Однако до настоящего времени деятельность службы осуществляется не в полном объеме и только по отдельным направлениям. Одной из основных причин сложившейся ситуации является отсутствие федерального и регионального бюджетного финансирования деятельности службы. В настоящее время в некоторых районах области уже действуют консультационные службы разных организационно-правовых форм. Эти службы были созданы в разное время при реализации ряда международных проектов и размещены по территории области достаточно неравномерно, характер их деятельности различен. Таким образом, региональная служба призвана объединить усилия всех участников информационно-консультационного процесса.

Форма организации службы в составе институтов переподготовки и повышения квалификации (ИППК.) характеризуется следующими преимуществами и недостатками, указанными в табл. 4.8.

Таблица 4.8

Сравнительная характеристика служб, создающихся на базе институтов переподготовки и повышения квалификации (ИППК)

Преимущества Недостатки
Наличие материально-технической и учебной базы для проведения обучающих мероприятий; Преподавательский состав, имеющий опыт работы непосредственно с руководителями и специалистами хозяйств; Возможность почасовой оплаты преподавателей-консультантов; Налоговые льготы учебных заведений Зависимость службы от административных органов (бюджет); Непостоянный преподавательский состав (в основном работают приглашенные специалисты и преподаватели); Низкий уровень, а иногда и отсутствие научной работы

 

В рамках данной формы организации функционирует, например, информационно-консультационная служба в Ярославле на базе Ярославского института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов АПК (ЯрИППК). В 1991 году Учебно-консультационный центр начал свою работу в структуре института с сетью из 8 районных учебно-консультационных пунктов на базе районных управлений сельского хозяйства. Один из восьми районных пунктов функционирует на базе Ярославского НИИ, специализирующемся на лугопастбищном кормопроизводстве.

ЯрИППК имеет большой опыт работы в обучении, подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов сельского хозяйства, организации и проведении консультаций, В институте работают не только штатные преподаватели, но и высококвалифицированные специалисты сельскохозяйственного производства, преподаватели Ярославской государственной сельскохозяйственной академии и других вузов, сотрудники научно-исследовательских заведений и лабораторий, представители исполнительных органов власти, привлекаемые к преподавательской и консультационной деятельности на условиях почасовой оплаты. Почасовая ставка дифференцирована по квалификации преподавателей и учитывает наличие высшего образования, ученых званий и степеней.

Расположение консультационного центра на базе института переподготовки и повышения квалификации позволяет в соответствии со своим Уставом вести коммерческую деятельность и создавать коммерческие подразделения, например, филиал предприятия. В настоящее время областной информационно-консультационный центр – это хозрасчетное подразделение ЯрИППК.

Еще одним положительным моментом в деятельности этой консультационной службы можно назвать трехстороннее Соглашение между Департаментом сельского хозяйства. Администрацией и Институтом переподготовки и повышения квалификации Ярославской области о деятельности информационно-консультационной службы АПК области, подписанное в 1997 году. По условиям этого Соглашения каждая из перечисленных структур вносит свой вклад в развитие консультационной службы области. Взаимодействие консультационной службы с органами управления и местной администрацией является особенно значимым в современных условиях развития аграрного сектора. Именно эти структуры должны обеспечивать ее государственную и финансовую поддержку, привлекать ее к совместной работе по реализации основных направлений государственной аграрной политики, осуществлять представление и поддержку интересов службы в исполнительных структурах власти.

Теоретически, функции информационно-консультационной службы могут выполнять научно-исследовательские институты.

Эту форму организации службы можно охарактеризовать следующими отличительными особенностями, представленными в табл. 4.9.

Таблица 4.9

Сравнительная характеристика служб, создающихся на базе научно-исследовательских институтов

Преимущества Недостатки
Наличие мощной материально-технической базы, лабораторного и научно-исследовательского оборудования; Наличие высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями о новейших научно-технических разработках в «своей» области Сотрудники службы, как правило, могут оказывать консультации только по узкоспециализированным вопросам, которыми занимается данный научно-исследовательский институт; В НИИ работают люди научного склада, не имеющие навыков преподавания и консультирования

 

В нескольких регионах, например, в Воронеже, Удмуртской Республике были предприняты попытки организовать региональную информационно-консультационную службу на базе НИИ. Но эти службы не получили дальнейшего развития, поскольку не учитывали специфики, специализации аграрного сектора своего региона.

Данная форма организации службы целесообразна лишь в тех регионах или районах, где сельскохозяйственное производство имеет узкую специализацию. Такая служба может быть эффективна, например, в Чувашской Республике, где есть НИИ хмелеводства, или в Тверской области, где часть районов специализируются на выращивании льна, и есть аналогичный научно-исследовательский институт. Но в любом случае, специализированная служба не сможет обеспечить весь спектр необходимых консультационных и информационных услуг.

В Воронежской области и Республике Удмуртия сельскохозяйственное производство характеризуется как многоотраслевое. Поэтому решение о создании региональной консультационной службы на базе НИИ следует признать ошибочным решением, тем более в этих регионах уже действуют консультационные службы на базе органов управления АПК, а также на базе аграрного уни­верситета. На наш взгляд научно-исследовательским институтам было бы целесообразным взаимодействовать с перечисленными структурами по определенным направлениям консультационной деятельности.

В России есть несколько примеров функционирования консультационной службы в форме частного предприятия. Так, в 2001 году в Московской области была организована частная консультационная служба «Менеджер-молоко» с центральным офисом в Люберецком районе. Эта служба создана в форме независимого общества с ограниченной ответственностью (000 «Менеджер Молоко») при поддержке Ассоциации немецких животноводов (АДТ). Учредителями являлись 8 сельскохозяйственных предприятий и 2 частных лица с равными долями в размере 10% уставного капитала 000. Основной вид деятельности службы – оказание платных консультационных услуг по вопросам животноводства (технология и экономика). В настоящее время фирма консультирует около 40 крупных хозяйств разных районов Московской области.

Таким образом, имеющийся отечественный опыт также свидетельствует о большом разнообразии форм организации информационно-консультационной деятельности. В условиях России (как и любой другой страны с ее собственным законодательством) важен не только выбор модели, но и учет преимуществ и недостатков конкретных организационно-правовых форм. В то же время одновременное существование столь разных форм и периодическое появление новых (на базе машинно-технологических станций, на базе библиотек и др.) свидетельствует о нерешенности многих принципиальных вопросов создания и организации функционирования информационно-консультационных служб.

При создании региональной службы, а также при организации ее функционирования важно учесть весь имеющийся мировой и отечественный опыт. При этом необходимо рассматривать службу как один из наиболее важных и потенциально эффективных инструментов аграрной политики государства. Основными вопросами, которые при этом необходимо решить, являются:

- определение основных функций, которые возлагаются на формируемую службу, с учетом ее места в общей системе ИКС АПК России;

- выбор организационной структуры и форм финансирования информационно-консультационной деятельности, которые соответствуют конкретным условиям, сложившимся в регионе.

Наконец, важно иметь методику определения и учета специфики региональной специфики, которая в наибольшей степени влияет на определение функций службы, выбор структуры и методов оценки ее эффективности. В противном случае служба неизбежно столкнется не только с объективно существующими проблемами, но и с неадекватностью методов своей работы примени­тельно к тем условиям, в которых она должна функционировать.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных