Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Собственно автор. Поэтический мир




Выше (см. раздел «Разновидности субъектов сознания в отдельном лирическом стихотворении») говорилось о том, что есть такие носители сознания, которые растворены в тексте и незаметны в нем. Лирическая система, состоящая преимущественно или полностью из стихотворений с таким субъектом сознания, объединяется образом собственно автора.

Собственно автор — это особая форма выражения авторского сознания в лирике, соотносимая с лирическим героем, но отличная от него. Как и лирический герой, собственно автор раскрывается не в одном стихотворении, а в их совокупности, в системе (или подсистеме). Но если лирический герой открыто организует лирическую систему, то собственно автор организует ее скрыто. В лирических системах, объединяемых образом собственно автора, для читателя на первом плана не некая личность, а поэтический мир. Представление о поэтическом мире складывается из представлений о наиболее близкой поэту сфере жизни и об особом характере поэтического видения[29]. Между поэтическим миром и читателем при непосредственном восприятии нет личности как главного предмета изображения или остро ощутимой призмы, через которую преломляется действительность[30]. Характерным примером может служить творчество Фета (см. Изучение текста с. 62—67).

Предлагаем студенту ответить на следующие вопросы:

1. Какие признаки характерны для такой формы выражения авторского сознания в лирике, как собственно автор?

2. Что такое поэтический мир?

3. Чем отличается лирическая система, воспроизводящая действительность в форме поэтического мира, от лирической системы, объединяемой образом лирического героя?

Рекомендуем студенту самостоятельно охарактеризовать поэтические миры А. Майкова и Н. Заболоцкого. Напоминаем, что материалом для анализа должно явиться все лирическое творчество поэта. Задача заключается в том, чтобы уловить сходные черты многих стихотворений как при изображении природы, так и при воспроизведении душевных состояний и найти объединяющее их общее идейное начало.

Эмоциональный тон

От эпического произведения в памяти остаются преимущественно события, герои, от лирических стихотворений — настроение. Когда мы перечитываем «Войну и мир», мы хотим освежить в памяти главным образом воспоминание об историческом периоде, о людях, о событиях. Когда же мы перечитываем лирические стихи, мы стремимся вновь вызвать или оживить

С. 41

то настроение, которое было создано у нас некогда стихами поэта. Но настроение в лирике — это не просто настроение. Это всегда определенная идейная позиция, определенный взгляд на мир. Подобно тому как в отдельном лирическом стихотворении есть единство настроения, за которым стоит известная мысль, так и в совокупности лирических стихотворений поэта есть более высокое «сквозное» единство эмоционального тона, за которым стоит известное миросозерцание.

Основной эмоциональный тон — это определяемые мировоззрением эмоциональные реакции, лирическое самосознание самых различных людей. Этим понятием обозначается содержание лирического способа изображение человека.

Соотношение понятий «автор», «лирический герой» и «основной эмоциональный тон» в лирике то же, что в современном эпосе соотношение понятий «действующее лицо», «персонаж» и «характер». Говоря «характер» или «основной эмоциональный тон», мы обращаем внимание на то специфическое содержание жизни личности, с которым имеет дело эпический или лирический способ изображения человека. Говоря «действующее лицо» или «лирический герой», мы тем самым указываем на эпический или лирический способ изображения человека.

Основной эмоциональный тон является в лирике средством изображения основного субъекта сознания: собственно автора, лирического героя. Что же касается людей, которых субъект речи описывает, то они могут выступать как характеры.

С различием характера и основного эмоционального тона связаны некоторые существенные особенности восприятия эпической и лирической поэзии. На героя эпического произведения читатель смотрит извне, воспринимает его как нечто, отделенное от себя, даже если узнает в герое родственный себе социально-психологический тип. При всей близости черты несходства не стираются, ощущение несходства не утрачивается. То особенное, что есть в герое в отличие от «читателя, не позволяет последнему воскликнуть: «Это я!» Даже об очень близком себе герое романа, повести или рассказа читатель думает лишь: «Как я похож на него!» Лирического же героя, изображенного в наиболее близкой ему лирической системе, читатель воспринимает не как другого человека, а как себя, как собственное отражение. Монолог лирического героя осмысливается как выражение эмоционального мира читателя.

В ходе анализа лирической системы необходимо определить основной эмоциональный тон и стоящее за ним отношение к действительности. Это откроет нам новые пути проникновения во внутреннюю жизнь лирического стихотворения. Образец такого анализа представлен в IV и V статьях Белинского о Пушкине. Об эмоциональном тоне лирики Пушкина см. Изучение текста, с. 69—77.

Предлагаем студенту ответить на следующие вопросы:

1. Как соотносятся эмоциональный тон и лирический герой?

2. Чем отличается эмоциональный тон от характера?

С. 42

Рекомендуем законспектировать статью В. Г. Белинского «Стихотворения Е. Баратынского» и обратить при этом особое внимание на то, как критик устанавливает связь между мировоззрением поэта и преобладающим эмоциональным тоном его лирики.

Для того чтобы закрепить знания, полученные в результате изучения раздела «Эмоциональный тон», рекомендуем самостоятельно проанализировать стихотворения Маяковского или Есенина. Не следует обязательно стремиться к тому, чтобы найти афористически краткое, в двух-трех словах, определение эмоционального тона лирики поэта: это удается крайне редко, да и не в этом суть задания. Гораздо важнее развернуто описать чувство, которым проникнуты все лирические стихотворения этого поэта, постараться уловить его своеобразие и показать многосторонность его проявлений. Главное же заключается в том, чтобы интерпретировать эмоциональный тон как выражение авторского мировоззрения — выявить то отношение к действительности, которое обусловливает эмоциональный тон, в нем воплощается и с ним сливается.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных